Деление на пары «Собери пословицу». Прием «Сортировка понятий». Повторение домашнего теоретического материала по парам. Тест на тему «Сложные предложения в 9 классе» Вопрос № 1 Сложное предложение - это... предложение, осложнённое однородными членами. предложение, состоящее из 2-х или более простых предложений. предложение с прямой речью. Вопрос № 2 Какое из записанных предложений является сложноподчинённым? 1. Все уже были дома к моему возвращению. 2. Все уже были дома, когда я вернулся. 3. Все уже были дома, и я вернулся. Вопрос № 3 Какое предложение называется сложносочинённым? Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией. Вопрос № 4 Какое предложение называется сложноподчинённым? Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией. Вопрос № 5 Какой союз связывает части сложносочинённого предложения? . Местами зеленели небольшие кустики, да белели стволы карельских берёз. 1. разделительный 2. противительный 3. соединительный Деление по цвету на группы. Изучение теоретического материала по учебнику Просмотр презентации.
Слово учителя: Части бессоюзного сложного предложения связаны между собой бессоюзной связью. В таких предложениях возможна постановка следующих знаков препинания: точки, точки с запятой, тире и двоеточия. А поможет нам верно определить выбор постановки того или иного знака препинания таблица-памятка. Работа с таблицей-памяткой. Рассмотрите внимательно таблицу. От чего зависит постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении? На примере приведенных предложений докажите, что знаки препинания в них расставлены верно. (учитель обращает внимание учащихся на слова-помощники, выделенные красным цветом в таблице) Таблица-памятка ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП Знак препинания | Значение | Пример предложения | . ; | перечисления | Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров, над палубой летали чайки. | Здесь тучи смиренно идут подо мной, сквозь них, низвергаясь, шумят водопады. | : | причины ( потому что ) | Печален я: со мною друга нет. | пояснения ( а именно ) | Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. | дополнения ( что ) | Я понимал: выручить нас может только случайность. | _ | противопоставления ( а, но ) | Скажешь слово – добавят десять. | времени ( когда ) | Лес рубят – щепки летят. | условия ( если ) | Раз солгал – на век лгуном стал. | следствия ( значит, так как) | Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. |
Итак, каковы основные задачи нашего урока? ( учащиеся формулируют цель урока, которая состоит в формировании навыков и умений правильной постановки знаков препинания путем определения смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения). 4. Проблемный вопрос: - Какие знаки мы ставим в БСП? |