Актуализация. На доске геометрические фигуры: круги, треугольники, четырехугольник, квадраты, прямоугольник. Педагог предлагает детям взять самую большую и самую маленькую фигуру. – Когда мы говорим о величине фигуры (большая, маленькая), что мы у них сравниваем? Учащиеся делают вывод, что, сравнивая фигуры по величине, сравнивают площадь фигур. Затем педагог предлагает доказать, что площадь синего прямоугольника меньше площади красного прямоугольника. Учащиеся на основе наглядности сравнивают площади и приходят к выводу: «При наложении синий прямоугольник разместился внутри красного, значит, площадь красного прямоугольника больше, чем площадь синего, а площадь синего прямоугольника меньше, чем площадь красного». Желательно сравнить площади нескольких фигур. Педагог предлагает сравнить площади фигур, изображенных на доске. – Можно ли площадь этих фигур сравнить наложением одной фигуры на другую? – Как же сравнить площади фигур, если наложение одной фигуры на другую не помогает? Желательно, чтобы учащиеся сами пришли к решению, что можно одну из частей разделить (разрезать) на несколько маленьких и попробовать выложить из более мелких фигур форму второй фигуры и сравнить. На данном этапе педагог может выделить клеточку в одной из фигур и подвести детей к тому, что обе фигуры надо разделить на одинаковые квадраты и сравнить количество квадратов в каждой фигуре. Постановка цели (проблемная ситуация). Педагог работает с детьми по заданию №1. Он организует беседу о том, что еще в древности кочевых народам часто приходилось измерять площадь юрты (пол юрты) дверей, пахотной земли, пастбищных и сенокосных угодий и т.д. Употребляли следующие несложные меры: алакандай – площадь в одну ладонь; уйдын орнындай – площадь под юрту. Предлагает измерить площадь листа бумаги (парты, стула) в своих ладонях. Открытие нового. – А как вы думаете, если одну фигуру разделить на большие квадраты, а другую на маленькие, можно ли сравнить площади фигур? Педагог может продемонстрировать предложенный вариант. Учащиеся должны сделать вывод, что должна быть единица измерения, единая для всех фигур. – Давайте введем единицу измерения площади. Договоримся, называть квадрат, сторона которого 1 см – квадратным сантиметром. Начертите единицу измерения площади – 1 см2 Найти площадь геометрической фигуры – это значит, посчитать число квадратов со стороной, равной 1 см (дм, м), содержащихся в этой фигуре. Для измерения любой величины надо выбрать мерку – единицу измерения. При разных мерках получаются разные ответы. Поэтому сравнивать, складывать и вычитать величины можно только тогда, когда они измерены одинаковыми мерками. – Объясните, как вычислили площадь квадрата – задание; прямоугольника. – Как объяснить смысл формул? Для выведения формулы площади квадрата и прямоугольника используйте презентацию. Первичное закрепление с проговариванием Предлагает выполнить задание №2 – практическая работа с комментированием в парах или группах. Предлагает выполнить задание №3. Самостоятельная работа Предлагает выполнить задание в тетради. Предлагает провести самооценку по заданию в тетради с критериями оценивания. Я могу: выбрать меры и инструменты для измерения площади; применить формулы нахождения площади прямоугольника S=a·b; измерить площадь, используя единицу: см2 Применение нового. С целью формирования критического мышления и функциональной грамотности можно предложить детям задачи с избыточными данными. Задача: В прямоугольнике стороны равны 8 см и 3 см, а периметр 22 см. Найди площадь прямоугольника. Возможны различные варианты выделения лишнего данного в условии задачи. Избыточным данным можно считать одну из сторон прямоугольника или его периметр. Поскольку учащимся для вычисления площади прямоугольника нужны длины смежных сторон, а они даны в условии, то они объявляют периметр лишним данным, т.е. условие задачи избыточно. Учащиеся, как правило, удивляются на переопределенность задачи и только. Поэтому следует им предложить задачу, убеждающую их в том, что данные условия, кажущиеся лишними, помогают оценить корректность задачи. Работа над ранее изученным. Задания №4, №5, №7, №8 для индивидуальной и парной работы на уроке. |