Рассмотрено: На заседании педагогического совета протокол №___ от________20__г | Согласовано: Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Лежанская СОШ»____________ | Утверждаю: Директор МБОУ «Лежанская СОШ» ______________Лагойская И.В. От ______________20__г | | | |
Краткосрочная рабочая программа курса внеурочной
Деятельности по истории «Культура Древней Руси»,
основанных на принципах преемственности,
реализующих ФГОС ООО для 6 класса
на 2021-2022 учебный год
Направление: общеинтеллектуальное, общекультурное.
ФИО: Кожушко Юлия Николаевна
Должность, квалификация:
Учитель истории и обществознания.
С. Лежанка 2021 год.
Актуальность программы:
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности в 6 классе. Данная программа дополняет школьный курс истории «Культура Древней Руси», о деятелях культуры и их произведениях, деревянного и каменного зодчества, живописи. Программа разработана на основе требований ФГОС ООО, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ООО. Учебный план МБОУ «Лежанская СОШ» на 2020-2021 учебный год, рабочие программы по истории (предметная линия учебников под ред. И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова 6-7 кл.: «Дрофа», 2018); программа составлена на основе пособия для учителей общеобразовательных учреждений «Внеурочная деятельность школьников.» Методический конструктор: /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.
Цели программы: Освоение знаний о важнейших событиях отечественной истории, взаимосвязи и хронологической преемственности.
Задачи:
• формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
▪ развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;
▪ развивать историческое мышление обучающихся на базе материала курса;
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
- Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий.
– освоение содержания учебного материала главы «Русь в IX-XII веках»;
Личностные:
- Желания приобрести новые знания и умения;
- Освоение новых видов деятельности, участие в творческом процессе;
- Умение приобщиться к творческой, поисковой, проектной деятельности по изучению истории своего Отечества;
Метапредметные:
- формирование ответственного отношения к учению;
- умение строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- умение сотрудничать в ходе реализации коллективных творческих проектов.
- готовность слушать собеседника, вести диалог.
Предметные:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых,
изобразительных и др.);
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
◄ Планируемые результаты реализации программы
- Усвоить основные базовые знания по истории; её ключевые понятия;
- Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности ориентированы на взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения;
- Опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде;
Содержание курса внеурочной деятельности.
Выбор темы проекта, определение его типа, целей и задач. Составление плана деятельности. Распределение работы между участниками проекта. Подбор и изучение литературы по теме. Использование информационных ресурсов библиотечного фонда школы. Отработка методов работы над проектом.
ТЕМА курса: «КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ» (7 часов) для 6 класса
Содержание программы
Введение. Культура Древней Руси. Начало летописания. (2 часа)
Краткое знакомство с темой курса: «Повесть временных лет» - идея единства Русской земли. Начало летописания. Просмотр обучающего фильма, анализируют и выделяют основные понятия. Для обобщения и закрепления увиденного материала создание интеллект – карты (Майндмэппинг). Проблемно-ценностное общение и познавательный вид деятельности.
Деревянное и каменное зодчество, живопись. Оформление архитектурных сооружений. (2 часа)
Распределение по творческим группам участников проекта, анализ, планирование деятельности. Десятинная церковь. Софийский собор в Киеве. Фреска, мозаика. Деревянное и каменное зодчество, живопись. Оформление архитектурных сооружений. Создают папку с материалами по заданной теме для лэпбука:
- Деревянное и каменное зодчество;
-живопись;
- архитектура сооружений;
Лаборатория по изготовлению лэпбука. Моделируют лэпбук из собранного материала. Представляют его. Игровой , познавательный вид деятельности.
Быт и нравы Древней Руси. (2 часа)
Жилища. Одежда. Занятия. Изучают справочный материал в печатном и в электронном виде. Создают папку с материалами по заданной теме. (разбиваются на группы для выполнения задания) Лаборатория по изготовлению книжки - раскладушки. Собирают, моделируют книжку из собранного материала. Формируют продукт. Представляют его. Деловая игра «Экскурсовод». Проводят экскурсию онлайн (рассказывают, показывают, знакомят с результатами своей работы.). Игровой , познавательный вид деятельности.
Контроль по теме (1час)
Контроль по теме: «Культура Древней Руси». Итоговый онлайн тест.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМА: «КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ» ( 7 часов) 6 класс.
№ п/п | Тема занятия | Форма достижения результата | Виды внеурочной деятельности | Кол – во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
| | практи-ческие | кол-во часов | |
1-2 | Введение. Культура Древней Руси. Начало летописания. | Знакомство с темой курса. Просмотр обучающего фильма. https://youtu.be/q4Q9atsllWo составление интеллект – карты. | Проблемно-ценностное общение и познавательный вид деятельности. (Просмотр мультфильма «Слово о полку Игореве» https://youtu.be/dgRnPd24vo4 анализируют и выделяют основные понятия). Чертят и заполняют интеллект – карту. Загружают в группу «Внеурочная деятельность» в ВК // Приложение №2 | 1 | 2 | |
3-4 | Деревянное и каменное зодчество, живопись. Оформление архитектурных сооружений. | Интернет – экскурсия Исторический музей 15. Храмовое зодчество Древней Руси https://youtu.be/G7x2ll-IIGU Творческая мастерская по изготовлению лэпбука: Деревянное и каменное зодчество, живопись, архитектура. | Игровой, познавательный вид деятельности. Просмотр обучающего фильма Мастер-класс (онлайн) изготовление лэпбука https://youtu.be/-PxQBRVKXzE https://youtu.be/IRIB_Tcm0NU Создают и папку с материалами по заданной теме для лэпбука: Формируют продукт (лэпбук), загрузка фото в группу «Внеурочная деятельность» ВК, защита своей работы (онлайн) | 1 | 2 | |
5 - 6 | Быт и нравы Древней Руси. | Интернет – экскурсия https://youtu.be/otUicMYMJxk (Исторический музей 7. Древние славяне) https://youtu.be/BkcggcfqnGI Творческая мастерская по изготовлению книжки - раскладушки: «Быт и нравы Древней Руси». (индивидуальная работа) | Игровой, познавательный вид деятельности. (Изучают справочный материал в печатном и в электронном виде. Создают папку с материалами по заданной теме. Формируют продукт - книжки - раскладушки) Загружают фото или видео своей работы на сайт в группу «Внеурочная деятельность» ВК. Защита своей работы. | 1 | 2 | |
7 | Контроль по теме: «Культура Древней Руси». Итоговый онлайн тест. | Онлайн тест «Культура древней Руси» https://onlinetestpad.com/ru/testview/4141-kultura-i-byt-drevnej-rusi | Познавательный вид деятельности. Заполнение рефлексивных карт. // Приложение № 5 | 1 | 1 | |
| Итого: 7 академич. часов | | | | | |
Условия реализации краткосрочной РП ВУД ПП.
Срок реализации программы «КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ» - 7 часов, предназначена для 6 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1 часу.
Критерии оценивания результатов:
Для оценивания результатов работы по программе учащимся предлагается создать свои творческие работы.
Работы выполняются в форме интеллект – карты, лэпбука, книжки – раскладушки и просматривается фотоотчёт по проделанной работе в группе «Внеурочная деятельность». Защита работ может проходить в форме деловой игры «Экскурсовод». Оцениваются: соответствие теме, логика построения и изложения материала, наличие иллюстративного материала, творческий подход, самостоятельность, завершённость. Выполнение каждого из критериев – 1 балл. Ученики, набравшие от 2-х до 5-х баллов, считаются справившимися с работой. Закреплением темы является онлайн тест «Культура Древней Руси».
Приложение №1
Деловая игра «Экскурсовод»
Цель – формировать умение создавать сюжет игры, развёртывать действия, связанные с профессией экскурсовода; принятие роли и игровой ситуации, образа; построение сюжета, согласно теме.
Выставка организована дома. Оформлена, прикреплены соответствующие пояснения и названия к экспонатам выставки. Кружковцы представляют свои работы, описывают ход работы.
П риложение №2
Майндмэппинг (карта мыслей, интеллект-карта или ментальная карта) – это одна из эффективных техник запоминания, являющая собой графическое представление информации, которое излагается в виде древовидной схемы. В центре помещается ключевое понятие. На «ветках» располагаются свойства этого понятия. Далее у свойств указываются их отличительные признаки, характеристики, и т. Д.
Приложение № 3
Критерии оценки выполнения творческой работы.
№ | Ф.И.О. ребёнка | Название работы | Техника исполнения | Соответствие теме | Логика построения и изложения материала | Наличие иллюстратив - ного материала, творческий подход | Самостоя- тельность | Завершённость |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
- работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.
- работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
- работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
Приложение № 4
Карта рефлексии _____ класс
Достигнутые результаты | Самооценка 0 – 10 баллов | Оценка педагога 0 – 10 баллов |
Метапредметные и личностные результаты |
Умею договориться с товарищем | | |
Умею найти нужную информацию | | |
Умею найти себе работу в паре, в группе | | |
Умею работать по готовому плану | | |
Умею планировать свою работу | | |
Приложение №5
Рефлексивная карта.
ученика _______ класса ФИ________________________________________
курса внеурочной деятельности «___________________________________»
1. Чему я научился на занятиях? | |
2. Буду ли продолжать занятия в следующем году? | |
3.Над чем ещё надо поработать? | |
4. Где пригодятся знания? | |
5.В полную ли силу занимался? | |
6.За что можешь себя похвалить? | |
Эта карта заполняется учеником и вкладывается в портфолио.
Приложение №6
ЛИСТ
индивидуальных достижений ученика __ класса МБОУ «Лежанская СОШ»
по курсу внеурочной деятельности «_________________________________»
Вид деятельности. | Время учёбы (месяц) |
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Регулярно посещает занятия. | | | | | | | | | |
Старательно и терпеливо выполняет указания учителя. | | | | | | | | | |
Адекватно относится к критике со стороны педагога. | | | | | | | | | |
Высказывает своё мнение о деятельности товарищей, критически сравнивает свою работу с другими. | | | | | | | | | |