Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр дополнительного образования
Усть-Кутского муниципального образования
Рекомендована методическим советом МБУ ДО ЦДО УКМО протокол № _________ «___» _____ 2023 года | | Утверждена приказом директора МБУ ДО ЦДО УКМО Семенюк Н.И._________________ №__________ «___»__________ 2023 года |
Краткосрочная малобюджетная
образовательная программа, реализуемая в МБУ ДО ЦДО УКМО
«Арт-площадка «Поющее лето»
Участники программы:
Обучающиесяв возрасте 8-12лет.
Срок реализации:15 дней
Разработчик программы:
Смирнова Н.В. педагог дополнительного
образования высшей категории
Усть-Кут,
2023 г
Содержание программы:
1. Пояснительная записка
2. Содержание программы «Поющее лето»
3. Условия реализации программы
4. Список литературы
5. Приложения
Пояснительная записка
Художественная направленность.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность программы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г N 273-ФЗ;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках Национального проекта «Образование». Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и конкурентоспособности профессионального образования, Министерства просвещения РФ 10.11.2018г;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03. 2022г № 678-р);
Письмо Министерства образования и науки России от 13.07.2017г N 656 «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07. 2022г № 629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18.11.2015г № 09-3242 «О направлении информации. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Распоряжение Правительства Иркутской области № 460-рп от 04.07. 2019г, «О внедрении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Иркутской области»;
Распоряжение Правительства Иркутской области № 532-рп от 10.07. 2020г, «О целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей и системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Иркутской области»;
Распоряжение Министерства образования Иркутской области № 655-мр от 28.08. 2020г «О внедрении информационной системы «Навигатор дополнительного образования детей Иркутской области»;
Распоряжение Министерства образования Иркутской области № 649-мр от 28.08. 2020г «О внедрении моделей выравнивания доступности дополнительных общеобразовательных программ»;
Методические рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 11.09.2018 г;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 г. № 61573);
Устав МБУ ДО ЦДО УКМО от 27.05.2022г с изменением от 04.07.2022г;
Лицензия от 09.09.2020г. МБУ ДО ЦДО УКМО на образовательную деятельность;
Программа развития МБУ ДО ЦДО УКМО на 2021 -2026 гг;
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в оздоровительном лагере
Актуальность программы.
В Концепции развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р) сказано, что в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности необходимо: содействовать эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к искусству, народному творчеству, а также сохранению культурного наследия народов Российской Федерации.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Понять, как пользоваться певческим голосом, а так же познакомиться с профессиями в сфере музыки поможет предлагаемая программа «Поющее лето». Именно летом много времени и возможностей для приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- устойчивым спросом родителей на организованный отдых учащихся;
- работой по укреплению здоровья детей;
- формирования потребности к творчеству;
-необходимостью использования творческого потенциала педагогов в реализации цели изадач программы
Отличительные особенности программы состоят в том, что программа знакомит обучающихся с организацией и постановкой концертных номеров, создает такие педагогические условия, которые позволяют ребенку сформировать навыки самостоятельного изучения, исполнения и представления любимой песни зрителю. Полученный опыт является залогом успешной социализацию обучающегося.
Форма арт-площадки, дает возможность участникам попробовать себя в качестве артистов вокального жанра, ведущих, сценаристов, постановщиков номеров, декораторов сценического пространства.
Программа направлена на создание формирующей образовательно-воспитательной среды, в которой участники смогут получить опыт коммуникативного общения, познакомиться с особенностями профессии артиста вокального жанра, получат возможность творческой самореализации через выступления и подготовку и к ним.
Новизна педагогической идеи данной программы в том, что она может помочь детям лучше понять себя, раскрыть свой внутренний потенциал, научиться жить в согласии с самим собой и окружающими его людьми, путем самопознания, самоанализа, рефлексии. Коллективная и индивидуальная работа позволяет сформировать мягкие навыки, которые являются на данный момент приоритетным направлением национального проекта «Успех каждого ребенка»
Основные направления программы.
Программа включает в себя следующие направления:
- духовно-нравственное направление (формировать любовь и уважение к певческой культуре, истории и традициям);
- практическое направление (освоение певческих навыков)
Цель и задачи программы
Цель: развитие мотивации ребенка к вокальному творчеству через организацию арт-площадки «Поющее лето»
Задачи:
- организация отдыха, оздоровления и занятости детей,
- поиск новых форм привлечения детей к различным видам творчества, привития полезных навыков, развития самостоятельности,
- раскрытие творческого потенциала детей средствами музыкальной исполнительской и игровой деятельности,
- профилактика асоциального поведения.
Принципы:
Краткосрочная малобюджетнаяобразовательная программа, реализуемая в МБУ ДО ЦДО УКМО оирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, педагогам необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям обучающихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности - участие всех детей и подростков в программе развития творческихспособностей;
4. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Формы и методы работы
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы, которые составляют два блока:
1 Образовательно-познавательный.
2. Воспитательный.
Основными методами организации деятельности являются:
- Метод игры (игры отбираются педагогами в соответствии с поставленной целью);
- Методы театрализации;
- Метод стимулирования.
Основными формами организации деятельности являются:
- проведение тренингов;
- коллективные творческие дела;
Предполагаемые результаты
Обучающиеся познакомятся с:
-основами эстрадного пения;
-организацией и постановкой концертных номеров;
-профессиями в сфере музыки;
- сформируют навыки самостоятельного изучения, исполнения и представления любимой песни зрителю.
За время занятий на арт-площадке «Поющее лето» у детей и подростков формируются следующие УУД:
Личностные УУД:формирование ценностно-смысловых ориентаций обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД: способность обучающихся организовать свою учебную деятельность. Участники смены овладевают навыками планирования с учетом конечного результата; предвосхищения результата и уровня усвоения; внесения необходимых дополнений и корректив в план; саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД:обеспечение социальной компетентности и умение учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
По времени реализации программа является краткосрочной и рассчитана на 1 смену организации отдыха и оздоровления детей в летний период
Основные услуги, оказываемые летом в МБУ ДО ЦДО УКМО:
- образовательные;
Объем оказанных услуг:
- образовательные 45 часов;
Механизм оценивания результатов реализации программы (критерии и измерители для каждого результата).
Критерии эффективности:
-постановка реальных целей и задач;
-соответствие содержания программы уровню подготовки и развитию детей;
-заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
-удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
-творческое сотрудничество взрослых и детей.
Измерители:
1. Опрос родителей на выявление пожеланий по организации летнего отдыха (май).
2. Опрос с целью ежедневного отслеживания настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями (в течение смены).
3. Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий (последний день смены).
4. Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха (в течение смены).
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива.
Содержание программы «Поющее лето»
1.Вокально-хоровая работа
Включает в себя исполнение вокальных распевок, направленных на постановку дыхания, артикуляции, расширения певческого диапазона. Песни-попевки активизируют внимание и мотивацию к дальнейшей работе над разучиванием песенного репертуара.
Песенный репертуар подбирается согласно возрасту и возможностям обучающихся.
2.Тренинг актерского мастерства направлен на раскрепощение и снятие сценического зажима, включат в себя пластические упражнения, ритмические упражнения, упражнения на развитее взаимодействия.
3.Работа над постановкой номера включает в себя сценическое движение, подбор костюма, атрибутов, взаимодействие участников на сцене.
План-сетка мероприятий
1 день |
Время | Название мероприятий | Форма и место проведения | Ответственные |
| Раздел 1. Летние песенки | Кабинет на базе МБУ ДО ЦДО УКМО | |
11.00-11.40 | Знакомство. Создание сценарного плана концерта (выбор песенного материала) | Беседа. Кабинет «Мозговой штурм» | Смирнова Н.В. |
11.50-13.20. | Разучивание вокальных номеров | Вокально- хоровая работа над песнями | Смирнова Н.В. |
2 день |
11.00-11.40 | Разучивание вокальных номеров | Вокально-хоровая работа | Смирнова Н.В. |
11.50-13.20. | Работа над постановкой номеров | Тренинг по актерскому мастерству | Смирнова Н.В. |
3 день |
11.00-11.40. | Разучивание вокальных номеров | Вокально-хоровая работа | Смирнова Н.В. |
11.50-13.20. | Работа над постановкой номеров | Тренинг по актерскому мастерству | Смирнова Н.В. |
4 день |
11.00-11.40 | Разучивание вокальных номеров | Вокально-хоровая работа | Смирнова Н.В. |
11.50-13.20 | Работа над постановкой номеров | Тренинг по актерскому мастерству | Смирнова Н.В. |
5 день |
11.00-11.40 | Разучивание вокальных номеров | Вокально-хоровая работа | Смирнова Н.В. |
11.50-13.20 | Работа над постановкой номеров | Тренинг по сценическому движению | Смирнова Н.В. |
6 день |
Время | Название мероприятий | Форма и место проведения | Ответственные |
| Раздел 2. По секрету всему свету. | | |
11.00-11.40 | Разучивание вокальных номеров | Вокально-хоровая работа | Смирнова Н.В. |
11.50-13.20 | Работа над постановкой номеров | Тренинг по актерскому мастерству | Смирнова Н.В. |
7 день |
11.00-11.40 | Разучивание вокальных номеров | Вокально-хоровая работа | Смирнова Н.В. |
11.50-13.20 | Работа над постановкой номеров | Тренинг по актерскому мастерству | Смирнова Н.В. . |
8 день |
11.00-11.40 | Разучивание вокальных номеров | Вокально-хоровая работа | Смирнова Н.В. |
11.50-13.20 | Работа над постановкой номеров | Тренинг по актерскому мастерству | Смирнова Н.В. |
9день |
11.00-11.40 | Разучивание вокальных номеров | Вокально-хоровая работа | Смирнова Н.В. |
11.50-13.20 | Работа над постановкой номеров | Тренинг по актерскому мастерству | Смирнова Н.В. |
10 день |
11.00-11.40 | Разучивание вокальных номеров | Вокально-хоровая работа | Смирнова Н.В. |
11.50-12.30 | Работа над постановкой номеров | Тренинг по сценическому движению | Смирнова Н.В. |
11день |
Время | Название мероприятий | Форма и место проведения | Ответственные |
| Раздел 3. Арт-площадка «Поющее лето» | | |
11.00-11.40 | Разучивание вокальных номеров | Вокально-хоровая работа | Смирнова Н.В. |
11.50-13.20 | Работа над постановкой номеров | Тренинг | Смирнова Н.В. |
12 день |
11.00-11.40 | Разучивание вокальных номеров | Вокально-хоровая работа | Смирнова Н.В. |
11.50-13.20 | Работа над постановкой номеров | Тренинг по актерскому мастерству | Смирнова Н.В. |
13 день |
11.00-11.40 | Работа над постановкой концерта | Вокально-хоровая работа | Смирнова Н.В. |
11.50-13.20 | Исполнение музыкальных номеров. Видеосъемка | Репетиция | Смирнова Н.В. |
14 день |
11.00-11.40 | Работа над постановкой концерта | Репетиция | Смирнова Н.В. |
11.50-13.20 | Исполнение музыкальных номеров. Видеосъемка | Репетиция | Смирнова Н.В. |
15 день |
11.00-11.40 | Показ концертной программы арт-площадки «Поющее лето» | Концерт | Смирнова Н.В. |
11.50-13.20 | Обсуждение, анализ работы | Диагностика | Смирнова Н.В. |
Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование раздела и тем | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (конт-роля) |
Всего | Теория | Практика |
1. | Раздел 1. «Летние песенки» | 15 | 1,5 | 13,5 | | |
1.1 | Знакомство | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическая работа | - |
1.2. | Создание сценарного плана концерта (выбор песенного материала) | 1 | | 1 | Мозговой штурм | - |
1.3. | Разучивание песенного репертуара | 5 | 0,5 | 4,5 | Практическое занятие | - |
1.4. | Работа с солистами | 3 | 0,5 | 2,5 | Практические занятия | - |
1.5. | Тренинги | 5 | - | 5 | Практические занятия | - |
2. | Раздел 2. «По секрету всему свету» | 15 | 1 | 14 | | |
2.1. | Разучивание песенного репертуара | 5 | 0,5 | 4,5 | Практическое занятие | |
2.2. | Работа с солистами | 5 | 0,5 | 4,5 | Практические занятия | - |
2.3. | Тренинги | 5 | - | 5 | Практические занятия | - |
3 | Раздел 3. Арт-площадка «Поющее лето» | 15 | - | 15 | | |
3.1. | Исполнение выученных вокальных номеров | 4 | - | 4 | Практическое занятие | |
3.2. | Работа над постановкой концертной программы | 5 | - | 5 | Практические занятия | - |
3.3. | Тренинги | 2 | - | 2 | Тренинг | |
3.4. | Видеосъемка концертных номеров | 2 | - | 2 | Концерт | - |
3.5. | Премьера (просмотр спектакля), обсуждение | 2 | - | 2 | Беседа | Концерт |
| Итого | 45 | 5 | 40 | | |
Условия реализации программы
Кадровые ресурсы:
-педагог дополнительного образования высшей категории;
-технический персонал.
Функциональные обязанности педагогического состава лагеря
Педагог дополнительного образования
-несет ответственность за жизнь и безопасность детей;
-создает условия необходимые для активных занятий в объединениях, оздоровительной работы;
-совместно с обучающимися проводит работу по созданию благоприятной, доброжелательной атмосферы;
-осуществляет связь со всеми службами МКУ ДО ЦДО УКМО, следит за выполнением правил внутреннего распорядка,
- организует занятия с учётом специфики направления;
-проводит индивидуальную работу с детьми, углубляет их практические знания,
-разрабатывает и проводит воспитательные мероприятия с учетом возраста детей, специфики направления;
- организует экскурсии.
Материально- технические ресурсы:
-кабинет содержит: стулья – 15 штук, фортепиано;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- колонки
- канцелярские принадлежности;
-видеокамера
Информационные ресурсы:
- muzik.minus
Методическое обеспечение программы:
Перечень методов:
- Метод игры (игры отбираются педагогами в соответствии с поставленной целью);
- Методы театрализации;
- метод стимулирования
Инструментарий, необходимый для проведения диагностической деятельности:
- анкета для детей,
- анкета для родителей.
Список литературы
Нормативно-правовая база:
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.89 г.);
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.1012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в образовательном процессе с 1.09.2020;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках Национальногопроекта «Образование». УтвержденпрезидиумомСоветаприПрезидентеРФ по стратегическому развитию иконкурентоспособности профессионального образования, Министерства просвещения РФ 10.11.2018 г;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 г. № 61573);
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Письмо Министерства образования и науки России от 13.07.2017 N 656 «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р);
Устав МБУ ДО ЦДО УКМО.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в оздоровительном лагере.
Приложение 1
Итоговый контроль
Концерт
Цель: выявить уровень знаний, умений, навыков обучающихся по программе «Артплощадка «Поющее лето»
Критерии оценивания:
Чистое интонирование – 3 балла
выразительное исполнение – 2балла
Зачет ставится при получении 5 баллов
Приложение 2
Анкета для детей
1. Фамилия, Имя
2.Возраст
3. ФИО родителей
4. Что ты ждешь от участия в арт-площадке «»Поющее лето»
- познакомиться с новыми друзьями
- попробовать себя в вокальном творчестве
- принять участие в концерте в качестве солиста, в ансамбле. В качестве ведущего, постановщика номеров, оформителя сцены.
- узнать про профессии, связанные с музыкой(певец, звукорежиссер, сценарист, музыкальный редактор)
- весело провести время
Приложение 3
Анкета для родителей
1. Удовлетворены ли вы отдыхом Вашего ребенка в МБУ ДО ЦДО УКМО?
( спортивные, культурные мероприятия; отношение к Вашему ребенку педагогического коллектива Центра, режим дня и т.д.)
2. Что Вам больше всего понравилось? _____________________________
3. Что не понравилось? ___________________________________________
4. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок отдохнул в нашем Центре в следующем году?
5. Ваши пожелания ______________________________________________
Приложение 4
Репертуар для исполнения
1. «У похода есть начало» музыка: Владимир Шаинский, слова: Михаил Львовский
2. «Волшебный цветок» музыка: Юрий Чичков, слова: Михаил Пляцковский
3. «Яростный стройотряд» музыка: Александра Пахмутова, слова Николай Добронравов
4. «Этот город самый лучший» музыка: Валерий Жуков, слова Евгений Хавтан
Приложение 5
Тренинги актерского мастерства
Упражнения, связанные с закрепощением тела, типа «скульптура» или «фотография».
• Дети выходят по одной паре в центр, один из них – скульптор, другой – скульптура. Скульптор придает телу нужную форму, скульптура легко поддается и фиксирует форму. Можно отгадывать, что слеплено, можно предложить скульптуре «ожить» и подвигаться в логике слепленного существа. Потом они меняются ролями.
• Зеркало. Дети в парах стоят лицом друг к другу. Один – «живой» человек, другой – отражение. Человек у зеркала не торопясь совершает некоторые простые движения, зеркало – копирует их.
• «Ожившая» тень. Одна пара двигается в центре площадки, так, чтобы первый не замечал за собой «тени», т.е. того, кто сзади копирует все движения.
• «Прилипшая» рука. Одна пара двигается в центре площадки, но ведущий пытается избавиться от прилипшей к плечу (спине, бедру, пятке) руки партнера.
• «Нос к носу». Встать парами лицом к лицу, на полу установить «контрольную» линию на расстоянии полшага, за которую нельзя заходить. Каждому ребенку сделать ручками так называемый «Нос Буратино», т.е. большой палец одной руки приставить к своему носу, растопырить пальчики и за свой торчащий мизинец зацепить свою вторую руку большим пальчиком.
Партнеры сцепляются мизинцами друг с другом и по команде должны начать тянуть каждый к себе, чтобы перетянуть друг друга за контрольную линию, не отрывая большой палец от своего носа! Эта игра, конечно, больше для шутки, разрядки обстановки. Хотя она очень хорошо тестирует отношения в детском коллективе.
– Осваиваем мы различные походки, хотя бы в порядке игры: клоун, старик, малыш, Карлсон, Буратино, Баба-яга, Кощей Бессмертный…
– Поднимаем невидимые тяжести. Двумя руками большой камень, тяжелую сумку, папин портфель, штангу. Следить за правильным напряжением в руках и теле. И. Феофанова. «Актерский тренинг для детей» 13
– Бросаем невидимые предметы: камень (куда? попал ли?), слепленный снежок, летающую тарелку, мяч и т д.
К работе с телом я отнесла бы упражнение «Фиксация позиции со стулом». У каждого ребенка стул и на нем он по хлопку замирает, как фотография, по хлопку следующему – быстрая смена позиции, и так, пока их фантазия не иссякнет.
Ритмический тренинг
Участники тренинга сидят в полукруге, ведущий – перед кругом, лицом к группе (первое время в роли ведущего – педагог). Хлопками, ударами или метрономом задается простой ритм: падающих снежинок, ритм капающей воды, ритм аплодисментов, падающего града. Дети слушают, потом повторяют все вместе, один в один хлопок, как один человек, чтобы не было «гороха», т.е. отдельных хлопков до и после основного.
1. Заданный ритм отхлопать по очереди, по часовой стрелке (или против), воспроизводя его не все вместе, а по одному. Следить, чтобы ритм не замедлялся и не сжимался, а шел равномерно.
2. Отстучать тот же ритм не ладошками, а ножками; ротиком – чавканьем, носиком – хрюканьем. 3. Пройти по сцене в заданном ритме, отбивая его шагами. Здесь вводим понятие «громче-тише», как выразительное средство. Придумать, кто и почему так ходит (вор медленно крадется в темноте, солдат идет, печатая шаг, люди гуляют по парку и т.д., пусть дети проявят свою фантазию).
4. Поискать ритмы сказочных героев: Буратино, Карабаса-Барабаса, Папы Карло и т.д.
5. Работа парами. Ритм передается хлопками. Надо хлопнуть вместе с партнером.
6. Ритмический рисунок. Ведущий отхлопывает спортивный ритм (Спартак-чемпион…). Группа повторяет весь или кусочками. Можно менять скорости.
7. Ритмический рисунок любой стихотворной фразы: У лукоморья дуб зеленый… и т.д., проговаривая с детьми текст вслух и про себя.
8. Фантазирование своего ритмического рисунка. Проверяется по очереди, с просьбой повторить 2–3 раза, или предлагается повторить партнеру.
9. Фантазирование на сцене в заданном ритмическом рисунке всем телом. Оправдать, где и почему возник такой рисунок.
Прекрасные упражнения на внимание описаны у Станиславского: большой, средний, малый круг. По хлопку слушаем и запоминаем звуки, которые происходят на улице, за пределами здания, после второго хлопка спрашиваю, кто что услышал. Средний круг – звуки в нашем здании, за пределами нашей комнаты. Малый – я, мое тело, мысли, чувства.
Задание на внимание для всей группы: по хлопку – встать, сесть; удар в пол – поднять, опустить руки; по команде «Ап» – наклониться, выпрямиться. Можно ввести отмену задания повтором команды. В этом задании вариантов множество, главное – ведущему следить, когда произошла отмена задания или одно наложилось на другое, т.е. самому ведущему проявить истинное внимание.
Пары: повторить позу партнера, потом поменяться ролями.
«Восстановить мизансцену»: группа детей занимает позиции на заданную тему, ведущий выходит или отворачивается, в мизансцене производим некоторые изменения и просим ведущего восстановить как было.