СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочная малобюджетная программа "Арт-площадка "Поющее лето"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для обучающихся музыкальной студии "Аллегро" , реализуется на летних каникулах. Программа знакомит обучающихся с организацией и постановкой  концертных номеров, создает такие педагогические условия, которые позволяют  ребенку сформировать навыки самостоятельного изучения, исполнения и представления любимой песни зрителю

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочная малобюджетная программа "Арт-площадка "Поющее лето"»


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр дополнительного образования

Усть-Кутского муниципального образования


Рекомендована методическим советом

МБУ ДО ЦДО УКМО

протокол № _________

«___» _____ 2023 года



Утверждена приказом директора

МБУ ДО ЦДО УКМО

Семенюк Н.И._________________

№__________

«___»__________ 2023 года






Краткосрочная малобюджетная

образовательная программа, реализуемая в МБУ ДО ЦДО УКМО

«Арт-площадка «Поющее лето»


Участники программы:

Обучающиесяв возрасте 8-12лет.

Срок реализации:15 дней




Разработчик программы:

Смирнова Н.В. педагог дополнительного

образования высшей категории
















Усть-Кут,

2023 г




Содержание программы:

1. Пояснительная записка

2. Содержание программы «Поющее лето»

3. Условия реализации программы

4. Список литературы

5. Приложения

















































Пояснительная записка

Художественная направленность.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность программы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г N 273-ФЗ;

  2. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках Национального проекта «Образование». Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и конкурентоспособности профессионального образования, Министерства просвещения РФ 10.11.2018г;

  3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03. 2022г № 678-р);

  4. Письмо Министерства образования и науки России от 13.07.2017г N 656 «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления»;

  5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07. 2022г № 629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  6. Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18.11.2015г № 09-3242 «О направлении информации. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

  7.  Распоряжение Правительства Иркутской области № 460-рп от 04.07. 2019г, «О внедрении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Иркутской области»;

  8.  Распоряжение Правительства Иркутской области № 532-рп от 10.07. 2020г, «О целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей и системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Иркутской области»;

  9.  Распоряжение Министерства образования Иркутской области № 655-мр от 28.08. 2020г «О внедрении информационной системы «Навигатор дополнительного образования детей Иркутской области»;

  10. Распоряжение Министерства образования Иркутской области № 649-мр от 28.08. 2020г «О внедрении моделей выравнивания доступности дополнительных общеобразовательных программ»;

  11. Методические рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 11.09.2018 г;

  12. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 г. № 61573);

  13. Устав МБУ ДО ЦДО УКМО от 27.05.2022г с изменением от 04.07.2022г;

  14. Лицензия от 09.09.2020г. МБУ ДО ЦДО УКМО на образовательную деятельность;

  15. Программа развития МБУ ДО ЦДО УКМО на 2021 -2026 гг;

  16. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;

  17. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в оздоровительном лагере

Актуальность программы.

В Концепции развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р) сказано, что в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности необходимо: содействовать эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к искусству, народному творчеству, а также сохранению культурного наследия народов Российской Федерации.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Понять, как пользоваться певческим голосом, а так же познакомиться с профессиями в сфере музыки поможет предлагаемая программа «Поющее лето». Именно летом много времени и возможностей для приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- устойчивым спросом родителей на организованный отдых учащихся;
- работой по укреплению здоровья детей;

- формирования потребности к творчеству;

-необходимостью использования творческого потенциала педагогов в реализации цели изадач программы

Отличительные особенности программы состоят в том, что программа знакомит обучающихся с организацией и постановкой концертных номеров, создает такие педагогические условия, которые позволяют ребенку сформировать навыки самостоятельного изучения, исполнения и представления любимой песни зрителю. Полученный опыт является залогом успешной социализацию обучающегося.

Форма арт-площадки, дает возможность участникам попробовать себя в качестве артистов вокального жанра, ведущих, сценаристов, постановщиков номеров, декораторов сценического пространства.

Программа направлена на создание формирующей образовательно-воспитательной среды, в которой участники смогут получить опыт коммуникативного общения, познакомиться с особенностями профессии артиста вокального жанра, получат возможность творческой самореализации через выступления и подготовку и к ним.

Новизна педагогической идеи данной программы в том, что она может помочь детям лучше понять себя, раскрыть свой внутренний потенциал, научиться жить в согласии с самим собой и окружающими его людьми, путем самопознания, самоанализа, рефлексии. Коллективная и индивидуальная работа позволяет сформировать мягкие навыки, которые являются на данный момент приоритетным направлением национального проекта «Успех каждого ребенка»

Основные направления программы.

Программа включает в себя следующие направления:

- духовно-нравственное направление (формировать любовь и уважение к певческой культуре, истории и традициям);

- практическое направление (освоение певческих навыков)

Цель и задачи программы

Цель: развитие мотивации ребенка к вокальному творчеству через организацию арт-площадки «Поющее лето»

Задачи:

- организация отдыха, оздоровления и занятости детей,

- поиск новых форм привлечения детей к различным видам творчества, привития полезных навыков, развития самостоятельности,

- раскрытие творческого потенциала детей средствами музыкальной исполнительской и игровой деятельности,

- профилактика асоциального поведения.

Принципы:

Краткосрочная малобюджетнаяобразовательная программа, реализуемая в МБУ ДО ЦДО УКМО оирается на следующие принципы:

1.     Принцип гуманизации отношений –  построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, педагогам необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2.     Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям обучающихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью.
3.   Принцип демократичности - участие всех детей и подростков в программе развития творческихспособностей; 
4.     Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Формы и методы работы

В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы, которые составляют два блока:

1 Образовательно-познавательный.

2. Воспитательный.

Основными методами организации деятельности являются:
- Метод игры (игры отбираются педагогами в соответствии с поставленной целью);
- Методы театрализации;
- Метод стимулирования.
Основными формами организации деятельности являются:

- проведение тренингов;

- коллективные творческие дела;

Предполагаемые результаты

Обучающиеся познакомятся с:

-основами эстрадного пения;

-организацией и постановкой концертных номеров;
-профессиями в сфере музыки;
- сформируют навыки самостоятельного изучения, исполнения и представления любимой песни зрителю.

За время занятий на арт-площадке «Поющее лето» у детей и подростков формируются следующие УУД:

Личностные УУД:формирование ценностно-смысловых ориентаций обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД: способность обучающихся организовать свою учебную деятельность. Участники смены овладевают навыками планирования с учетом конечного результата; предвосхищения результата и уровня усвоения; внесения необходимых дополнений и корректив в план; саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:обеспечение социальной компетентности и умение учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

По времени реализации программа является краткосрочной и рассчитана на 1 смену организации отдыха и оздоровления детей в летний период

Основные услуги, оказываемые летом в МБУ ДО ЦДО УКМО:

- образовательные;

Объем оказанных услуг:

- образовательные 45 часов;

Механизм оценивания результатов реализации программы (критерии и измерители для каждого результата).

Критерии эффективности:

-постановка реальных целей и задач;

-соответствие содержания программы уровню подготовки и развитию детей;

-заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

-удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

-творческое сотрудничество взрослых и детей.

Измерители:

1. Опрос родителей на выявление пожеланий по организации летнего отдыха (май).
2. Опрос с целью ежедневного отслеживания настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями (в течение смены).
3. Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий (последний день смены).
4. Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха (в течение смены).

В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива.



Содержание программы «Поющее лето»

1.Вокально-хоровая работа

Включает в себя исполнение вокальных распевок, направленных на постановку дыхания, артикуляции, расширения певческого диапазона. Песни-попевки активизируют внимание и мотивацию к дальнейшей работе над разучиванием песенного репертуара.

Песенный репертуар подбирается согласно возрасту и возможностям обучающихся.

2.Тренинг актерского мастерства направлен на раскрепощение и снятие сценического зажима, включат в себя пластические упражнения, ритмические упражнения, упражнения на развитее взаимодействия.

3.Работа над постановкой номера включает в себя сценическое движение, подбор костюма, атрибутов, взаимодействие участников на сцене.

План-сетка мероприятий

1 день

Время

Название мероприятий

Форма и место проведения

Ответственные


Раздел 1. Летние песенки

Кабинет на базе МБУ ДО ЦДО УКМО


11.00-11.40


Знакомство. Создание сценарного плана концерта (выбор песенного материала)

Беседа. Кабинет

«Мозговой штурм»

Смирнова Н.В.

11.50-13.20.

Разучивание вокальных номеров

Вокально- хоровая работа над песнями

Смирнова Н.В.


2 день

11.00-11.40

Разучивание вокальных номеров

Вокально-хоровая работа

Смирнова Н.В.


11.50-13.20.

Работа над постановкой номеров

Тренинг по актерскому мастерству

Смирнова Н.В.


3 день

11.00-11.40.

Разучивание вокальных номеров

Вокально-хоровая работа

Смирнова Н.В.


11.50-13.20.

Работа над постановкой номеров

Тренинг по актерскому мастерству

Смирнова Н.В.


4 день

11.00-11.40

Разучивание вокальных номеров

Вокально-хоровая работа

Смирнова Н.В.


11.50-13.20

Работа над постановкой номеров

Тренинг по актерскому мастерству

Смирнова Н.В.


5 день

11.00-11.40

Разучивание вокальных номеров

Вокально-хоровая работа

Смирнова Н.В.


11.50-13.20

Работа над постановкой номеров

Тренинг по сценическому движению

Смирнова Н.В.



6 день

Время

Название мероприятий

Форма и место проведения

Ответственные


Раздел 2. По секрету всему свету.



11.00-11.40

Разучивание вокальных номеров

Вокально-хоровая работа

Смирнова Н.В.


11.50-13.20

Работа над постановкой номеров

Тренинг по актерскому мастерству

Смирнова Н.В.


7 день

11.00-11.40

Разучивание вокальных номеров

Вокально-хоровая работа

Смирнова Н.В.


11.50-13.20

Работа над постановкой номеров

Тренинг по актерскому мастерству

Смирнова Н.В.

.

8 день

11.00-11.40

Разучивание вокальных номеров

Вокально-хоровая работа

Смирнова Н.В.


11.50-13.20

Работа над постановкой номеров

Тренинг по актерскому мастерству

Смирнова Н.В.


9день

11.00-11.40

Разучивание вокальных номеров

Вокально-хоровая работа

Смирнова Н.В.


11.50-13.20

Работа над постановкой номеров

Тренинг по актерскому мастерству

Смирнова Н.В.


10 день

11.00-11.40

Разучивание вокальных номеров

Вокально-хоровая работа

Смирнова Н.В.


11.50-12.30

Работа над постановкой номеров

Тренинг по сценическому движению

Смирнова Н.В.



11день

Время

Название мероприятий

Форма и место проведения

Ответственные


Раздел 3. Арт-площадка «Поющее лето»



11.00-11.40

Разучивание вокальных номеров

Вокально-хоровая работа

Смирнова Н.В.


11.50-13.20

Работа над постановкой номеров

Тренинг

Смирнова Н.В.


12 день

11.00-11.40

Разучивание вокальных номеров

Вокально-хоровая работа

Смирнова Н.В.


11.50-13.20

Работа над постановкой номеров

Тренинг по актерскому мастерству

Смирнова Н.В.


13 день

11.00-11.40

Работа над постановкой концерта

Вокально-хоровая работа

Смирнова Н.В.


11.50-13.20

Исполнение музыкальных номеров.

Видеосъемка

Репетиция

Смирнова Н.В.


14 день

11.00-11.40

Работа над постановкой концерта

Репетиция

Смирнова Н.В.


11.50-13.20

Исполнение музыкальных номеров.

Видеосъемка

Репетиция

Смирнова Н.В.


15 день

11.00-11.40

Показ концертной программы арт-площадки «Поющее лето»

Концерт

Смирнова Н.В.


11.50-13.20

Обсуждение, анализ работы

Диагностика

Смирнова Н.В.



Учебно-тематический план


п\п

Наименование раздела и тем

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (конт-роля)

Всего

Теория

Практика

1.

Раздел 1. «Летние песенки»

15

1,5

13,5



1.1

Знакомство

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа

-

1.2.

Создание сценарного плана концерта (выбор песенного материала)

1


1

Мозговой штурм

-

1.3.

Разучивание песенного репертуара

5

0,5

4,5

Практическое занятие

-

1.4.

Работа с солистами

3

0,5

2,5

Практические занятия

-

1.5.

Тренинги

5

-

5

Практические занятия

-

2.

Раздел 2. «По секрету всему свету»

15

1

14



2.1.

Разучивание песенного репертуара

5

0,5

4,5

Практическое занятие


2.2.

Работа с солистами

5

0,5

4,5

Практические занятия

-

2.3.

Тренинги

5

-

5

Практические занятия

-

3

Раздел 3. Арт-площадка «Поющее лето»

15

-

15



3.1.

Исполнение выученных вокальных номеров

4

-

4

Практическое занятие


3.2.

Работа над постановкой концертной программы

5

-

5

Практические занятия

-

3.3.

Тренинги

2

-

2

Тренинг


3.4.

Видеосъемка концертных номеров

2

-

2

Концерт

-

3.5.

Премьера (просмотр спектакля), обсуждение

2

-

2

Беседа

Концерт


Итого

45

5

40




Условия реализации программы

Кадровые ресурсы:

-педагог дополнительного образования высшей категории;

-технический персонал.

Функциональные обязанности педагогического состава лагеря

Педагог дополнительного образования

-несет ответственность за жизнь и безопасность детей;

-создает условия необходимые для активных занятий в объединениях, оздоровительной работы;

-совместно с обучающимися проводит работу по созданию благоприятной, доброжелательной атмосферы;

-осуществляет связь со всеми службами МКУ ДО ЦДО УКМО, следит за выполнением правил внутреннего распорядка,

- организует занятия с учётом специфики направления;

-проводит индивидуальную работу с детьми, углубляет их практические знания,

-разрабатывает и проводит воспитательные мероприятия с учетом возраста детей, специфики направления;

- организует экскурсии.


Материально- технические ресурсы:

-кабинет содержит: стулья – 15 штук, фортепиано;

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- колонки

- канцелярские принадлежности;

-видеокамера

Информационные ресурсы:

- muzik.minus

Методическое обеспечение программы:

Перечень методов:

- Метод игры (игры отбираются педагогами в соответствии с поставленной целью);
- Методы театрализации;

- метод стимулирования
Инструментарий, необходимый для проведения диагностической деятельности:

- анкета для детей,

- анкета для родителей.

Список литературы

Нормативно-правовая база:

  1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.89 г.);

  2. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.1012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в образовательном процессе с 1.09.2020;

  3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках Национальногопроекта «Образование». УтвержденпрезидиумомСоветаприПрезидентеРФ по стратегическому развитию иконкурентоспособности профессионального образования, Министерства просвещения РФ 10.11.2018 г;

  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 г. № 61573);

  6. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

  7. Письмо Министерства образования и науки России от 13.07.2017 N 656 «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления»;

  8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р);

  9. Устав МБУ ДО ЦДО УКМО.

  10. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

  11. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

  12. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в оздоровительном лагере.


Приложение 1

Итоговый контроль

Концерт

Цель: выявить уровень знаний, умений, навыков обучающихся по программе «Артплощадка «Поющее лето»

Критерии оценивания:

Чистое интонирование – 3 балла

выразительное исполнение – 2балла

Зачет ставится при получении 5 баллов





Приложение 2

Анкета для детей

1. Фамилия, Имя

2.Возраст

3. ФИО родителей

4. Что ты ждешь от участия в арт-площадке «»Поющее лето»

- познакомиться с новыми друзьями

- попробовать себя в вокальном творчестве

- принять участие в концерте в качестве солиста, в ансамбле. В качестве ведущего, постановщика номеров, оформителя сцены.

- узнать про профессии, связанные с музыкой(певец, звукорежиссер, сценарист, музыкальный редактор)

- весело провести время





Приложение 3

Анкета для родителей
1. Удовлетворены ли вы отдыхом Вашего ребенка в МБУ ДО ЦДО УКМО?

( спортивные, культурные мероприятия; отношение к Вашему ребенку педагогического коллектива Центра, режим дня и т.д.)
2. Что Вам больше всего понравилось? _____________________________
3. Что не понравилось? ___________________________________________
4. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок отдохнул в нашем Центре в следующем году?
5. Ваши пожелания ______________________________________________


Приложение 4

Репертуар для исполнения


1. «У похода есть начало» музыка: Владимир Шаинский, слова: Михаил Львовский

2. «Волшебный цветок» музыка: Юрий Чичков, слова: Михаил Пляцковский

3. «Яростный стройотряд» музыка: Александра Пахмутова, слова Николай Добронравов

4. «Этот город самый лучший» музыка: Валерий Жуков, слова Евгений Хавтан


Приложение 5

Тренинги актерского мастерства


Упражнения, связанные с закрепощением тела, типа «скульптура» или «фотография».

• Дети выходят по одной паре в центр, один из них – скульптор, другой – скульптура. Скульптор придает телу нужную форму, скульптура легко поддается и фиксирует форму. Можно отгадывать, что слеплено, можно предложить скульптуре «ожить» и подвигаться в логике слепленного существа. Потом они меняются ролями.

• Зеркало. Дети в парах стоят лицом друг к другу. Один – «живой» человек, другой – отражение. Человек у зеркала не торопясь совершает некоторые простые движения, зеркало – копирует их.

• «Ожившая» тень. Одна пара двигается в центре площадки, так, чтобы первый не замечал за собой «тени», т.е. того, кто сзади копирует все движения.

• «Прилипшая» рука. Одна пара двигается в центре площадки, но ведущий пытается избавиться от прилипшей к плечу (спине, бедру, пятке) руки партнера.

• «Нос к носу». Встать парами лицом к лицу, на полу установить «контрольную» линию на расстоянии полшага, за которую нельзя заходить. Каждому ребенку сделать ручками так называемый «Нос Буратино», т.е. большой палец одной руки приставить к своему носу, растопырить пальчики и за свой торчащий мизинец зацепить свою вторую руку большим пальчиком.

Партнеры сцепляются мизинцами друг с другом и по команде должны начать тянуть каждый к себе, чтобы перетянуть друг друга за контрольную линию, не отрывая большой палец от своего носа! Эта игра, конечно, больше для шутки, разрядки обстановки. Хотя она очень хорошо тестирует отношения в детском коллективе.

– Осваиваем мы различные походки, хотя бы в порядке игры: клоун, старик, малыш, Карлсон, Буратино, Баба-яга, Кощей Бессмертный…

– Поднимаем невидимые тяжести. Двумя руками большой камень, тяжелую сумку, папин портфель, штангу. Следить за правильным напряжением в руках и теле. И. Феофанова. «Актерский тренинг для детей» 13

– Бросаем невидимые предметы: камень (куда? попал ли?), слепленный снежок, летающую тарелку, мяч и т д.

К работе с телом я отнесла бы упражнение «Фиксация позиции со стулом». У каждого ребенка стул и на нем он по хлопку замирает, как фотография, по хлопку следующему – быстрая смена позиции, и так, пока их фантазия не иссякнет.


Ритмический тренинг

Участники тренинга сидят в полукруге, ведущий – перед кругом, лицом к группе (первое время в роли ведущего – педагог). Хлопками, ударами или метрономом задается простой ритм: падающих снежинок, ритм капающей воды, ритм аплодисментов, падающего града. Дети слушают, потом повторяют все вместе, один в один хлопок, как один человек, чтобы не было «гороха», т.е. отдельных хлопков до и после основного.

1. Заданный ритм отхлопать по очереди, по часовой стрелке (или против), воспроизводя его не все вместе, а по одному. Следить, чтобы ритм не замедлялся и не сжимался, а шел равномерно.

2. Отстучать тот же ритм не ладошками, а ножками; ротиком – чавканьем, носиком – хрюканьем. 3. Пройти по сцене в заданном ритме, отбивая его шагами. Здесь вводим понятие «громче-тише», как выразительное средство. Придумать, кто и почему так ходит (вор медленно крадется в темноте, солдат идет, печатая шаг, люди гуляют по парку и т.д., пусть дети проявят свою фантазию).

4. Поискать ритмы сказочных героев: Буратино, Карабаса-Барабаса, Папы Карло и т.д.

5. Работа парами. Ритм передается хлопками. Надо хлопнуть вместе с партнером.

6. Ритмический рисунок. Ведущий отхлопывает спортивный ритм (Спартак-чемпион…). Группа повторяет весь или кусочками. Можно менять скорости.

7. Ритмический рисунок любой стихотворной фразы: У лукоморья дуб зеленый… и т.д., проговаривая с детьми текст вслух и про себя.

8. Фантазирование своего ритмического рисунка. Проверяется по очереди, с просьбой повторить 2–3 раза, или предлагается повторить партнеру.

9. Фантазирование на сцене в заданном ритмическом рисунке всем телом. Оправдать, где и почему возник такой рисунок.

Прекрасные упражнения на внимание описаны у Станиславского: большой, средний, малый круг. По хлопку слушаем и запоминаем звуки, которые происходят на улице, за пределами здания, после второго хлопка спрашиваю, кто что услышал. Средний круг – звуки в нашем здании, за пределами нашей комнаты. Малый – я, мое тело, мысли, чувства.

Задание на внимание для всей группы: по хлопку – встать, сесть; удар в пол – поднять, опустить руки; по команде «Ап» – наклониться, выпрямиться. Можно ввести отмену задания повтором команды. В этом задании вариантов множество, главное – ведущему следить, когда произошла отмена задания или одно наложилось на другое, т.е. самому ведущему проявить истинное внимание.

Пары: повторить позу партнера, потом поменяться ролями.

«Восстановить мизансцену»: группа детей занимает позиции на заданную тему, ведущий выходит или отворачивается, в мизансцене производим некоторые изменения и просим ведущего восстановить как было.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!