СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткий курс по педагогике ( ответы на экзаменационные билеты.)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогика – это наука о том, как воспитать человека, сделать его духовно богатым, творчески активным, удовлетворённым жизнью,найти равновесие с природой, обществом, самим собой. В помощь преподавателям и студентам ( для самообразования.)

Просмотр содержимого документа
«Краткий курс по педагогике ( ответы на экзаменационные билеты.)»

1. Классный руководитель

Институт классного руководства существует издавна в России, но в царской России воспитателей называли иначе. Сначала это были наставники – классная дама. Они осуществляли надзор за поведением школьников. Применяли методы поощрения и наказания, проводили воспитательные беседы (индивидуально и коллективно). Следили за выполнением устава учебного заведения. В Советской России должность классного руководителя была введена в 20-е годы 20 века, но официально в 1934 году. Классный руководитель ведет с 1 по выпускной класс. В начальной школе классное руководство осуществляет учитель начальных классов. В основной и старшей школе классным руководителем является учитель-предметник.

Виды классного руководства

1. Неосвобожденный классный руководитель – это учитель-предметник, который осуществляет преподавание учебного предмета и в тоже время выполняет функции классного руководителя.

2. Освобожденный классный руководитель – это специалист, его функции выполняет педагог с высшим образованием, ведущий только воспитательную работу с двумя, тремя классами одной параллели (5а, 5б). Это лучший вариант классного руководства, т.к. все внимание уделяется воспитанию детей, но оплата труда не устраивает, поэтому применяется крайне редко.

3. Кураторство – это совершенно новая форма наставничества в школе, применяется только в старших классах, где хорошо развито ученическое самоуправление. Эта работа на общественных началах.

Должностные обязанности классного руководителя

Должностные обязанности – это перечень направления целей и задач классного руководства. Они разрабатываются министерством образования, они изложены в нормативном документе.

Классный руководитель отвечает за:

  1. Организацию учебно-воспитательного процесса

  2. Качество знаний учащихся. Уровень развития

  3. Посещаемость

  4. Индивидуальное развитие каждого ученика и воспитательную работу

Функции (задачи) классного руководителя

1. Аналитическая – изучение индивидуальных особенностей учащихся, изучение и анализ условий семейного воспитания детей. Анализ и оценка уровня развития и сплоченности коллектива. Анализ воспитывающий окружающую среду. Анализ итогов воспитательной работы. Анализ каждого воспитательного дела в классе.

2. Прогностическая – прогноз результата воспитательного дела, прогноз уровня развития конкретного ученика или класса.

3. Организационно-координирующая – заключается в поддержке детской инициативы, организация самообслуживания в школе, помощь в профессиональном самоопределении.

4. Коммуникативная – регулирование межличностных отношений в классе. Помощь в адаптации школьникам. Построение взаимоотношений.

5. Управленческая – проведение диагностики целеполагания, планирования, контроля и коррекции.

2. Взаимоотношения коллектива и личности

Слово «коллектив» (от лат. собирательный) обозначает сборище, толпу, собрание, группу.

В «Толковом словаре» С.И. Ожегова «коллектив» - это группа лиц, объединенных общей работой и общими интересами.

Коллектив не является порождением той или иной социально-экономической формации – это явление нормального человеческого общества.

Детский коллектив – группа детей, сплочённая общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой. (Н.К. Крупская).

Для ребенка учебно-воспитательный коллектив – это среда его обитания, будь то школьный класс, клубное объединение или отряд в летнем лагере. Дети вступают во взаимоотношения внутри коллектива, используя личностные ресурсы, пытаются самоутвердиться, получают возможности для самореализации.

Детский коллектив – важнейший фактор целенаправленной социализации ребенка, воспитания его личности.

Современные педагоги считают, что решение проблемы во многом зависит от того, можно ли с помощью коллектива сформировать внутреннюю нравственную свободу личности, поскольку это основные условия взаимодействия. Каждая личность, являясь членом того или иного коллектива, испытывает на сего его влияние, в то же время сама влияет на его развитие.

Можно выделить 3 модели развития отношений между личностью и коллективом.

  1. личность подчиняется коллективу – конформизм;

  2. личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях – гармония;

  3. личность подчиняет себе коллектив – неконформизм.

Оптимальными отношениями между личностью и коллективом являются отношения гармонии, позитивного взаимодействия. Каждая личность обладает индивидуальностью. Человек становится полноценной личностью, если сочетает в себе черты индивидуальности и коллектива.

Задача педагога – научить детей жить среди людей по законам добра и справедливости.




3. Педагогическая деятельность, ее аспекты

Педдеятельность – это деятельность по управлению другой деятельностью.

Педдеятельность имеет: цель, предмет, средство, результат.

Целью педдеятельности является создание условий для становления членов общества в соответствии с социальным заказом.

Предметом педдеятельности является ребенок.

Средством педдеятельности является современная деятельность, общение, труд, игра.

Результат­ – гармонично-развитая личность.

Признаки профессиональной педагогической деятельности:

  • преднамеренный характер (цель)

  • ею занимается специальный человек, со специальной подготовкой;

  • ребенок вступает в особые отношения с педагогом (деловые);

  • деятельность постоянно контролируется администрацией;

  • результаты педдеятельности по обучению контролируются на основе стандартов.

Виды педагогической деятельности

Преподавание

Такой вид деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников

Воспитательная работа

педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной работы




Структура педдеятельности (Н.В. Кузьмина)

Конструктивный

компонент (аспект)

Организаторский компонент (аспект)

Коммуникативный компонент (аспект)

Констр. содержа-тельный

Констр.

опера-

тивный

Констр. материаль-ный

Создание коллектива, умение

«зажечь», повести за собой

Установление отношений

Отбор материала

Планирование своих действий

Материальная база





4. Профессиональные и личностные качества и способности педагога

К учителю предъявляют достаточно высокие требования, поскольку он выполняет социальный заказ общества по формированию всесторонне развитой личности.

«Эффектный учитель» обладает чувством уверенности в себе, считает себя способным справляться с жизненными и профессиональными трудностями в разнообразных ситуациях, эмоционально стабилен и проявляет личностную зрелость.

Классификация профессионально-личностных качеств педагога

(Малиновская В.Н., Смятских А.Л.)

  1. Гражданственность

  2. Любовь к детям (гуманизм)

  3. Любовь к своей профессии

  4. Справедливость

  5. Общительность

  6. Требовательность к себе

Классификация профессионально-личностных качеств педагога

(Н.А. Морева)

  1. Душевная чуткость – своеобразный барометр, позволяющий чувствовать состояние своих подопечных, их настроение, взаимоотношения. Это качество выражается в теплом отношении педагога к ученикам.

  2. Эмпатия – нравственно-эмоциональное качество, без которого нет гуманного педагога.

  3. Толерантность – отношения на основе терпимости и переносимости неприятных форм поведения, качеств личности ученика. Толерантность выражается в следующих аспектах:

  • принятие чужого мнения как своего, усвоение его логики;

  • вычленение положительных моментов чужого мнения;

  • поиск общих моментов своей и чужой позиции.

  1. Справедливость – ассоциируется с объективностью. По роду своей деятельности педагог вынужден систематически оценивать знания, умения, поступки и образ поведения учащихся.

  2. Милосердие – представляется как сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку. Оно проявляется в заботе, в стремлении к примирению.

  3. Рефлексия – размышление, обращенность познания человека на самого себя, свой внутренний мир, склонность к самоанализу.

  4. Волевые качества – показывают степень выдержки и самообладания:

  • целеустремленность;

  • уверенность в своих силах и возможностях;

  • решительность;

  • смелость;

  • исполнительность;

  • упорство в доведении начатого дела до конца.

5. Дидактика как теория образования и обучения.

Дидактика – в переводе с греческого означает обучающий, изучающий. Впервые слово дидактика предложил педагог Вольфганг Ратке в своем труде «Ратихия» (обучение искусство). Вслед за ним Ян Амос Коменский использовал в своем труде «Великая дидактика». Дидактику он назвал универсальным искусством всех учить всему. В этом труде он открыл основные принципы обучения:

  1. Учить успешно, значит учить своевременно, учить вещам ранее слов, образовывать рассудок, а затем память.

  2. Учить основательно, рассматривать те вещи, которые принесут пользу, все последующее опирается на предыдущее, все должно закрепляться в упражнениях.

  3. Учить быстро, все надо преподавать кратко, основательно. Убедительно, основные понятия раскрывать во взаимосвязи, все должно вестись в непрерывной последовательности, чтобы все следующее закрепило вчерашнее, бесполезное должно быть устранено.

  4. Учить легко, не следует перегружать обучения чрезмерным количеством примеров.

20-е годы 20 века И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и не противоречивой теории обучения.

Задачи дидактики:

  1. Как учить?

  2. Чему учить?

  3. Где? Когда? Зачем?

Особый вклад внесли в развитие дидактики Джон Дьюи, К.И. Ушинский, со временем дидактика представляла отрасль научного знания, которая исследует проблемы обучения и образования.

Дидактика – теория образования и учения, которая характеризует двухсторонний специальный обусловленный процесс преподавания и учения, а также содержание образования методы, формы, принципы организации обучения.

Основание дидактики:

  1. Системный подход

  2. Деятельностный (мотив/цель, результат/действие). Учащиеся включаются в различные виды деятельности на основе потребностей возникает мотив, а потом движение.

  3. Личностный Знания не должны затмевать собою личность, необходимо развивать способности каждого ученика.



6. Мотивы учения на разных возрастных этапах

Мотив учения – побудительная сила.

Классификация мотивов учения (А.К. Маркова)

  1. Положительные мотивы, т.е. учитель осуществляет далекую и краткую мотивацию. Далекая означает учащимся, зачем нужны знания человеку вообще, но дети не думают о будущем, они живут сегодняшним днем. Им близкая короткая мотивация, т.к. близок результат учения. К положительным мотивам относится желание порадовать родителей хорошей отметкой.

  2. Нейтральные мотивы – это внеучебные интересы, увлечения школьников. Могут оказывать или не оказывать влияние на процесс обучения. Но с их помощью можно отрицательные мотивы перевести в положительные.

  3. Смешанные мотивы. У ученика нет устойчивого отношения к учению, то положительное, то отрицательное.

  4. Отрицательные мотивы. У ученика отсутствует желание учиться. Это стремление избегать неприятностей из-за неуспехов со стороны родителей, учителей – мотивация избегания неприятностей.

Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности

Мотивы, связ. с процессом учения

(Дети стремятся рассуждать, их увлекает процесс учения)

Мотивы, связ. с содержанием учения

(Дети стремятся узнать новое





7. Принципы обучения

Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса.

1. Согласно принципу воспитывающего обучения оно должно не только давать знания, но и формировать в целом личность. Зависит от личности учителя, его убежденности, отношения к сообщаемому материалу.

2. Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило уч-ся с объективными научными фактами.

3. Принцип связи обучения с практикой требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников, использовал личный опыт учащихся, опора на наблюдение.

4. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение знаний в определенном порядке, системе. Необходимо выполнять ряд правил:

а) изучаемый материал планируется, делится на логические разделы, темы;

б) в каждой теме нужно установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи;

Этот принцип разработан Я.А. Коменским в «Великой дидактике» и усовершенствован К.Д. Ушинским.

5. Принцип доступности требует учета особенностей развития уч-ся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Необходимо переходить от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история); переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Необходимо объяснять материал простым, доступным языком, использовать наглядность, подробно разбирать более трудные места учебника, опираться на жизненный опыт.

6. Принцип наглядности – один из старейших в дидактике, эффективность зависит от привлечения органов чувств к восприятию. Это золотое правило сформулировал Я.А. Коменский.

7. Принцип сознательности и активности – один из главных принципов. Обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность. Необходимо опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, на первом месте – познавательные интересы; включать учеников в решение проблемных ситуаций; использовать активные методы обучения (игры, дискуссии).

8. Принцип индивидуального подхода.

9. Принцип развивающего обучения.

10. Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников. Запоминание зависит не только то материала, то и то отношения к нему. Поэтому важно сформировать интерес. Необходимо в материале выделять главное, устанавливать логические связи. Прочность знаний обеспечивает систематический контроль. Прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную активность.

8. Цель и задачи воспитания

Растить детей не легче, чем управлять государством.

(народная пословица)

Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей это теории был немецкий педагог И.Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления – подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он призывал уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.

Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова:

«воспитание» - это вскармливание, питание ребенка.

Воспитание понимается в двух значениях:

1. Воспитание – это социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. В этом значении воспитание тождественно понятию «социализация». оно осуществляется общественными институтами, церковью, средствами массовой информации, семьей, школой. Воспитание в педагогическом смысле - это специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях.

Цель воспитания: обеспечить каждому человеку всестороннее и гармоническое развитие. Цель на современном этапе: помощь личности во всестороннем развитии.

Задачи:

  1. Воспитание гражданина – патриота;

  2. Воспитание здорового образа жизни;

  3. Воспитание носителя культуры;

  4. Воспитание труженика;

  5. Воспитание семьянина;

  6. Воспитание хозяина.

Педагог А.С. Выготский выделяет 2 уровня умственного развития:

I Зону ближайшего развития (Ребенок решает проблему с помощью взрослых).

II Зона актуального развития (Ребенок выполняет работу самостоятельно).

Задача: Создать зону ближайшего развития и перевести ее в зону актуального развития.



9. Возникновение и развитие педагогики, ее место в системе гуманитарных и естественных наук

Наука – это сфера человеческой деятельности, функции которой выработка и систематизация объективных знаний об окружающем мире, необходимых для становления личности.

Люди, проявляющие любознательность, ставили вопросы «Почему это происходит?» Размышляя, человек приобрел любовь к мудрости, поэтому таких людей называли философами. Философия стала праматерью всех наук, в том числе и педагогики. На формирование педагогики, как науки оказали влияние такие науки: логика, диалектика, метафизика. Определило одно направление – научная педагогика. Предмет педагогики – воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека. Объект педагогики – система педагогических явлений, связанных с развитием. Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.

Педагогика – это наука о том, как воспитатель человека, сделать его духовно богатым, творчески активным, удовлетворённым жизнью, найти равновесие с природой, обществом, самим собой. Педагогика изучает закономерности воспитания и образования.

Второе направление развития педагогики как науки – народная педагогика (этнопедагогика).

Для нее характерно:

- наличие идеала личности, зафиксированного в мифологии, фольклоре;

- наличие своей системы человеческих ценностей;

- есть свои соц. требования к человеку, обусловленные спецификой этого народа;

- общинно-групповой и гуманистический характер обучения, воспитания;

- наличие факторов воспитания, кот. позв. ребенку активно включаться в реальную человеческую деятельность (игра, труд).

Содержание нар. культуры:

  • фольклор;

  • музыкально-песенное искусство;

  • народная игрушка и народные промыслы;

  • педагога традиций и обычаев от поколения к поколению.

В XXI веке актуальна проблема изучения национального языка, культуры своего народа. Будучи сложным социальным явлением, воспитание является объектом изучения ряда наук:

  • философия исследует познавательное, нравственное и эстетическое отношение человека к миру;

  • этнография рассматривает закономерности воспитания у народов мира на разных стадиях исторического развития;

  • психология выявляет индивидуальные, возрастные, групповые особенности развития и поведения людей;

  • педагогика исследует сущность воспитания;

  • биология исследует естественные основ развития;

  • экономика определяет роль в росте эффективности общественного производства и материально-технические ресурсы.

Функции педагогической науки:

  • объяснительная (открывает новые знания);

  • преобразовательная (совершенствование педагогической практики);

  • прогностическая (предвиденье развития педагогической реальности);

Ученые пришли к мысли, что школа будущего будет иной. Дети будут учиться, с помощью телекоммуникационных средств дома или в социальных центрах. Возникла наука – педагогическая футурология.

10. Современные концепции воспитания, их социокультурные основания

Концепция – система взглядов, определенное понимание явлений и процессов. В современной литературе часто в значении «концепция» употребляется термин «модель». В условиях преобразований в России в настоящее время не сложилась концепция воспитания в образовательной системе, где создаются разные подходы:

  • официальный подход;

  • православное воспитание;

  • альтернативные системы;

  • Вальдорфская педагогика.

Все они радикально сменяют коммунистическое воспитание. Система коммунистического воспитания создавалась с 1918 года В.И. Лениным, А.С. Макаренко. Она была государственной системой в Советском Союзе до начала 90-ых годов.

Культурно-историческая школа Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского и опыт педагогов-новаторов 60-80 годов является вкладом в мировую науку. Этот подход можно назвать личностно-ориентированным воспитанием, целью которого является стимулирование саморазвития личности, базовое образование и культура личности.

Концепция нравственного развития Кольберга

I Преднравственный уровень (до 10 лет).

Ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых. Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Постепенно нрав. поступок сам по себе начинает радовать ребенка. Требования взрослых выступают в форме «надо». Складывается эмоциональное переживание – зачаточная форма чувства долга. Дети способны переживать стыд, недовольство собой. Необходимо создавать условия для упражнений в направленном поведении.

На следующем – мотивационном этапе у человека возникает потребность совершать нравственные поступки (ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой). Задача учителя – пропустить детей анализировать свои поступки.

II Конвенциальный уровень (с 10 до 13 лет).

Ориентация на принципы других людей и на законы. Суждение складывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет.

III Постконвенциальный уровень (с 13 лет).

Ориентация на принципы других людей и на законы. Поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью – независимо от мнения других людей.

Концепция педагогики свободы и педагогической поддержки (О.С. Газман).

Олег Семенович обращается к педагогическому потенциалу сознания, как главной ценности образования.

Сознание – целостная категория, имеющая 3 взаимосвязанных компонента: «образ мира», «образ мысли», и «образ я».

В соответствии с концепцией педагогики свободы, педагогическая поддержка составит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей реализации творческого потенциала личности.

Педагогическая поддержка вырастает на внутренней свободе, творчестве, демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка.

11. Роль самовоспитания в становлении профессионала-педагога

Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с целями. Самовоспитание необходимо начать с себя и для этого Луиза Хэй дает 7 советов для развития самоуважения.

1.Учимся думать о хорошем.

2.Освободиться от отрицательных мыслей о себе.

3.Полюбите себя (ореол любви).

  1. Старайтесь как можно больше критиковать себя.

  2. Не отрицайте сами и не давайте повода другим отрицать ваше совершенство.

  3. Ищите в себе хорошие качества.

  4. Меньше обращайте внимание на то, что вам будут говорить другие.

Этапы самовоспитания

  1. Построение программы того, что нужно изменить в себе

  2. Действия в воображении

  3. Проговаривание

  4. Самоконтроль

  5. Коррекция

Приемы воздействия на свою личность

  1. Самоинформирование

  2. Самопобуждение (самопринуждение, самоубеждение, приказ)

  3. Самоорганизация (самооценка, самоанализ, самоотчет)

Мотивы и источники самовоспитания

  1. Потребность в самоизменении

  2. Внешние источники – это требования и ожидания общества

«Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает»

В.А. Сухомлинский

Задача школьного воспитания - разбудить внутренние силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся.





12. Организационные формы обучения

Педагогическая форма – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. (Л.Д. Столяренко)

  1. Содержание

  2. Цель – Принципы – Методы – Формы

  3. Средства

Все формы в педагогике подразделяются по степени сложности. Выделяются формы :простые, составные и комплексные.

Простые формы построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены как правило, одной теме (беседа, викторина, экскурсия, диспут).

Составные формы – строятся на развитии простых или на их разнообразных сочетаниях: урок, КВН, конференция. Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, опрос, доклад.

Комплексные формы создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм (день открытых дверей, неделя английского языка).

Выделяют формы индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся. Можно выделить индивидуализированные формы (консультация, зачет), групповые формы (диспут), кооперативные формы (игры, сборы).

Урок – это форма организаций обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию.

Типы уроков:

  • комбинированный урок;

  • урок повторения;

  • контрольно-проверочный урок;

  • урок овладения новыми знаниями;

  • урок обобщения;

  • урок формирования и совершенствования умений и навыков.

Справка из истории

I Дальтон-план (в США начало 20 века).

Учащийся брал задание на год по каждому предмету и отчитывался по ним в установленные сроки. Единого для всех расписания не было. Коллективная работа велась 1 ч. в день, остальное время – индивидуальная работа в лабораториях, консультации с учителями.

II Бригадно-лабораторная форма (СССР 20г. XX в.)

Задания по изучению курса брала группа учеников (бригада). Они работали самостоятельно в лабораториях, отчитывались коллективно, учителя давали консультации. Эта форма развивала самостоятельность учащихся, но снижала уровень подготовки. В 1932 г. была отменена.

III План Трампа (50 г. XX в.)

Использовались гибкие формы: лекции с применением ТСО для больших групп 100-150 учеников (40% времени); работа в группах 10-15 человек (20% времени), инд. работа в школьных кабинетах 40% времени.

При этом классов не существовали, малые группы меняют свой состав.

13. Разработайте рекомендации для организации групповой формы работы

Групповой формой познавательной деятельности является организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников.

Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек, но не более, ибо в многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы. В.В. Котов, исследовавший групповую деятельность на уроке, так определил ее составляющие:

  1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

  2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей.

  3. Работа по выполнению учебного задания

  4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

  5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

  6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя.

  7. Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.

Успех зависит от тщательности подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес.





14. Разработайте рекомендации по сплочению коллектива

В «Толковом словаре» С.И. Ожегова «коллектив» - это группа лиц, объединенных общей работой и общими интересами».

Формированию детского коллектива, основным путям решения данной проблемы уделяли серьезное внимание А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

А.С. Макаренко разработал такие пути формирования детского коллектива, как:

  • организация совместной деятельности;

  • традиции коллектива;

  • система перспективных линий;

  • принцип параллельного действия;

  • формирование ученического актива.

В.А. Сухомлинский особое значение придавал:

  • формированию общественного мнения;

  • наличию позитивных отношений в коллективе.

А.С. Макаренко писал: «Деятельность, способная вызвать коллективные переживания, стремление работать сообща, решать единую задачу, способствует сплочению коллектива, цементирует коллектив».

Педагоги считают, что для успешной деятельности коллектива должно существовать разнообразие форм работы и видов деятельности.

Рекомендации

  1. В коллективе должны быть гуманистические, демократические взаимоотношения, взаимоотношения сотрудничества, помощи, поддержки;

  2. формирование общественного мнения;

  3. Формирование актива, органов самоуправления;

  4. Среда (социально-психологический климат) атмосфера взаимопомощи, доверия, доброжелательности;

  5. Связь детского коллектива с обществом;

  6. Организация совместной деятельности;

  7. Защищенность всех членов коллектива;

  8. Чувство гордости за свой коллектив;

  9. Взаимодействие членов коллектива (проявление такта, эмоц. готовность к совместной деятельности, уважение, сопереживание, сочувствие).





15. Дайте рекомендации классному руководителю при посещении семьи учащихся.

  1. Не идите непрошенным, постарайтесь получить приглашение от родителей;

  2. Проявляйте такт в разговоре, всегда начинайте с похвалы;

  3. Исключите жалобы на ученика;

  4. Всячески подчеркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;

  5. Советы и рекомендации давайте ненавязчиво;

  6. Не давайте беспочвенных обещаний;

  7. Выдвигайте совместные проекты;

  8. Нельзя унижать ребенка, придумывать клички, прозвища, зло высмеивать;

  9. Нельзя угрожать лишением любви, заботы, суровыми наказаниями;

  10. Нельзя злоупотреблять нравоучениями;

  11. Нельзя злоупотреблять обещаниями: ребенок живет настоящим, а обещание – это будущее, обещать легко, выполнить – трудно;

  12. Нельзя чрезмерно опекать: по мере взросления должна расти самостоятельность;

  13. Нельзя требовать немедленного повиновения: нужно время, чтобы понять требуемое, чтобы подумать.





16. Разработайте приемы саморегуляции учителя

В сравнении профессионального поведения учителя, построении коммуникации принимается в расчет не только внутренняя картина урока, но и эмоциональное состояние педагога.

Естественные методы саморегуляции:

  • физическая нагрузка (спорт, пешеходные прогулки) способствует тому, что раздражение снижается или исчезает совсем;

  • быстро успокоиться помогает вода – плавание или водные процедуры (душ, ванная);

  • важно иметь увлечение, от которого вы получаете удовольствие;

  • кроме того, состояние изменяется в сторону позитивного, если общаться с жизнерадостными и спокойными людьми.

Упражнение «Дерево»

Это упражнение на развитие ощущения свободы и силы. Лучше его делать на ходу (в парке, в лесу). Представьте себя деревом, которое вам симпатично, его мощный, гибкий ствол, шелестящие зеленые листья, крону, открытую солнечным лучам и влаге дождя. Побудьте 3-5-10 минут деревом.

Упражнение «Дыхание»

Это внешне простое упражнение, помогает развитию способности к регулированию своего состояния. Сосредоточьтесь на своем дыхании, прислушайтесь к нему.

Упражнение «Иной мир»

Упражнение на тренировку принятия другого человека. Представьте себя книгой, лежащей на столе. Почувствуйте «самочувствие» этой книги – ее покой, положение на столе, обложку как защиту от внешних воздействий. Посмотрите глазами книги на окружающий мир: на стол, стул, стены, окна, на себя, на прошлое, настоящее, будущее.

Вот таков иной мир, мир книги.

Упражнение «Луч»

Сядьте удобно и закройте глаза. Представьте, что в верхней части Вашей головы возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и теплым, ровным и расслабленным светом изнутри освещает ваше лицо, шею и плечи. Внутренний луч формирует Вашу новую внешность, внешность спокойного и уверенного в себе человека, удовлетворенного собой, жизнью, профессией, учениками.

Упражнение «Пресс»

Это нейтрализует гнев, раздражение, агрессию. Его полезно делать перед трудными уроками. Представьте себе, что внутри вас, на уровне груди, мощный тяжелый пресс медленно сверху вниз вытесняя отрицательные эмоции, напряжение, энергию.

17. Дайте рекомендации по практическому применению метода поощрения в учебно-воспитательном процессе

Похвала «Кого и когда хвалить больше».

Похвала обладает свойством наркотика.

  1. Не хвалить за то, что достигнуто не свои трудом;

  2. Не подлежат похвале: красота, сила, ловкость, здоровье, ум – это все природные способности. Хвалить за отвагу, преодоление страха;

  3. Не хвалить больше двух раз за одно и то же;

  4. Из жалости;

  5. Из желания понравиться.

В похвалах нуждается каждый человек. Но у каждого своя норма похвалы.

Омега – последняя буква в греческом алфавите (застенчивый, медлительный, толстый, рыжий, заика, очкарик). Если человека не поддержать поощрением, человек может погибнуть.

Альфа (свехполноценный). Здоров, жизнерадостен, способен, все легко дается. Если Альфу не хвалить – не завянет, но может расточить себя.

Тэта (самолюбивый). Здоров, но резко обостренная чувствительность к оценкам. Ему похвала столь же нужна, сколь и вредна.

Виды поощрения: одобрение, похвала, благодарность, положительное оценивание отдельного действия, выставление повышенной отметки, награждение грамотами.

Поощрением можно назвать выражение положительной оценки действий воспитанников.

Одобрение – вид поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения.

Поощрение более высокого уровня – благодарность, награждение – вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции.

Правила

  1. Соблюдать справедливость

  2. Поощрение требует личностного подхода. Очень важно одобрить неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества учеников, воспитатель вселяет в них уверенность, воспитывает целеустремленность, самостоятельность.

  3. Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы – кому сколько и за что. Учитывайте мнение коллектива.

  4. Поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива. Не только тех, кто добился успеха, но и тех, кто старался.

  5. Поощряя, воспитатель должен стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось внутренними убеждениями, нравственными мотивами



18. Дайте рекомендации по практическому применению метода наказания в учебно-воспитательном процессе

Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупредить нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и перед людьми.

Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение прав, выражение морального порицания, осуждения, замечание, отсроченное наказание, вызов на педагогический совет.

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. Под влиянием теории свободного воспитания в первые годы советской школы наказание было запрещено А.С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима». Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, закаляет волю.

Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства.

Наказывая, подумай: Зачем!

Правила.

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому

  2. Если есть сомнения, наказывать или не наказывать, не наказывать.

  3. За один раз – одно. Салат из наказаний – блюдо не для детской души.

  4. Наказание не на счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвали и награды.

  5. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.

  6. Наказан – прощен.

  7. Без унижения.

  8. Ребенок не должен бояться наказания.

Наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания – ни физического, ни психического.





19. Дайте рекомендации родителям к воспитательному внушению

Под педагогическим внушением мы понимаем такое словесное воздействие педагога, которое воспринимается учениками без должного контроля сознания, но вместе с тем оказывает существенное влияние на установки, мотивы. Внушающее воздействие на ученика оказывает внешний вид учителя, его эмоциональность, интонация, мимика, жестикуляция, своеобразие классного коллектива, обстановка школы. Внушаемость – ворота души, открытость другому, способность верить.

  1. Педагогический такт. Соблюдение такта требует, чтобы в технике внушающего воздействия. Высокая требовательность сочеталась с уважением к личности школьника.

  2. Лаконизм. Словесное внушение не требует аргументации, разъяснения. обычно выражается краткими фразами, точность и строгость построения дает право называть их формулами внушения.

  3. Давать ребенку время. Научимся выдерживать паузы: ориентация, а потом реакция «лучше ничего не сказать, чем сказать ничего. Дети не уважают суетливость. Нельзя говорить: «Давай быстрее», «А ну марш за уроки». Ребенок не автомат. «У тебя 15 минут, а потом садись за уроки».

  4. Не внушать отрицательное. «Простудишься, заболеешь».

  5. Внушать положительное (Через ситуацию успеха). «У тебя обязательно получится».

  6. Не внушать нереальное.

  7. Быть уверенным, предъявляя требование.

  8. Давать отдых от внушений.

  9. Уважать тайну ребенка.

  10. Учитывать состояние (болен, перед сном).





20. Проанализируйте причины неуспеваемости учащихся. Какие способы преодоления неуспеваемости учащихся может использовать учитель в школе

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности. Исследования установили три группы причин школьных неудач:

  1. Социально-экономические – материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное – недостатки семейной жизни.

  2. Причины биопсихического характера – это наследственные особенности, способности, черты характера, особенности психических процессов (внимание, память).

  3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Грубые ошибки педагога ведут к психогениям, дидактогениям – психической травме, полученной в процессе обучения. Дидактогении – грубый брак в работе учителя.

Жесткая система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, единообразие, стереотипность в методах и формах, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении, неумение ставить цели обучения, пренебрежение развитием ученика, ориентация на зубрежку.

Рекомендации

  1. Развивать абстрактно-логическое мышление

  2. Сформировать учебные навыки

  3. Развивать волю (эмоционально-волевую сферу)

  4. Дифференциация обучения

  5. Внимание к успехам, неудачам детей со стороны родителей, учителей

  6. Контроль

  7. Гуманизация процесса обучения

  8. Высокий уровень компетентности учителя

  9. Гуманизация процесса обучения и воспитания

  10. Смена видов деятельности (учение – труд, общение – худ. деятельность).



21. Разработайте правила поведения в конфликтной ситуации

  1. Попытаться овладеть конфликтной ситуацией, т.е. разрядить эмоциональную напряженность. Начать с себя. Внешнее спокойствие и выдержка.

  2. Своим поведением повлиять на партнера. молчаливое рассматривание лица собеседника, для того, чтобы изучить состояние.

  3. Попытаться понять мотивы поведения собеседника. Мыслительный анализ снижает эмоциональное возбуждение.

  4. Выйти на позицию «мы», т.е. найти то общее, что объединяет с учеником.

  5. Закрепить свою позицию уверенность в возможности продуктивного решения.

Когда человеком овладевает гнев, его проявления становятся неизбежно непригодными (Аристотель).

Конфликт – это противоречие возникающее между людьми, связанные с решением тех или иных вопросов.

Необходимо владеть оперативной диагностикой или оперативным предвиденьем поступка.

В.А. Сухомлинский считал, что к ученику необходимо относиться только доброжелательно, верить ему, не травмировать его, а учителю необходимо развивать способности держать себя в руках, не распускать себя, сдерживать свои эмоциональные состояния.

Пути преодоления конфликтов предлагает Б. Лихачев:

  • анализировать свои отношения с детьми;

  • держать свою совесть в состоянии чуткого реагирования;

  • критически осмысливать свое поведение;

  • преодолевать душевные слабости;

  • усмирять гордыню;

  • хранить человеческое достоинство и педчесть.





4 ступень – Внесение мотива

Учащийся должен понимать ради чего, кого выполняется работа. 22. Разработайте алгоритм создания ситуации успеха

Основу ситуации успеха составляет мотивация достижения успеха, взывающая у человека стремление утвердить себя.

Уровень мотивации достижения успеха определяют:

  • формула «Я очень хочу это сделать», которая выражает стремление к успеху;

  • формула «Мне это по силам, я справлюсь, я уверен в себе» - которая выражает надежду на успех. Основа ее – вера в успех.

Залогом достижения успеха является установка на персональную исключительность: «Ты можешь!».

Алгоритм создания ситуации успеха

Этот алгоритм имеет ряд последовательных ступеней. Как подготовка к предстоящей деятельности, придание учащемуся уверенности в себе существует ступень 1 – «Снятие страха». Здесь варианты вербализированной формулы такие: «Очень нужно это сделать…» «У тебя непременно получится», «Здесь нет ничего страшного».

2 – Авансирование успешного результата

«Мы все пробуем и ищем», «Для тебя это просто, но если не получится…».

3 – «Инструктирование представляет собой скрытую инструкцию по выполнению действий. Здесь варианты вербализированной формулы «Может, следовало бы начать с…?», «Не забудь пожалуйста о…», «Возможно, удачным будет такой вариант».



5 ступень – «Заключительная оценка»

Важным в ней является оценка отдельного момента в работе студента.

Здесь варианты формулы:

  • «Хочу отметить»

  • «Следует выделить»

  • «Больше всего мне понравилось»

  • «Наивысшей похвалы заслуживает»

Ситуация успеха довольно часто ассоциируется с состоянием радости, потому что результаты деятельности совпали с ожиданиями. Иногда это бывает неожиданная радость. В таком состоянии мир видится сквозь розовые очки, что оказывает влияние на познание.

Счастливый человек способен увидеть красоту и добро в природе и человеческой жизни, это облегчает взаимодействие и усиливает отзывчивость при общении



23. Разработайте рекомендации по выбору организации игр

  1. Учитывать возрастные особенности;

  2. Выбор игры зависит от темы и цели урока;

  3. Игра может быть самостоятельной технологией;

  4. Игра – технология внеклассной работы;

  5. Продумать в какой части урока будет игра (введение, объяснение, закрепление);

  6. Игра – средство стимулирования;

  7. В любой игре есть правила;

  8. В учебный процесс вносится элемент соревнования;

  9. Игра должна быть интересной;

  10. Игра развивает внимание, память, речь;

  11. Игра должна быть вовремя закончена. Необходимо закончить игру раньше, чем она надоест детям, чтобы у них сохранилось желание поиграть в нее еще раз;

  12. Подведение итогов. Любая игра завершается подведением итогов. Здесь главное мнение о ней детей. Понравилась ли игра?





24. Разработайте приемы оказания педагогической поддержки

Существуют различные виды приемов оказания педагогической поддержки.

По степени участия взрослого выделяются непосредственная и опосредованная педагогическая поддержка. Непосредственная педагогическая поддержка ребенка осуществляется педагогом при прямом общении: педагог не использует в речи фраз, содержащих подтекст, т.е. взаимодействие ребенка и взрослого по поводу разрешения возникшей проблемы.

Опосредованная педагогическая поддержка основывается на иносказании, примерах, поучениях. Этот вид поддержки способен подтолкнуть ученика к самостоятельному разрешению проблемы. Здесь роль воспитателя также значима, но менее заметна.

По времени оказания поддержки выделяются опережающая, своевременная (оперативная) опережающая, педагогическая поддержка заключается в том, что ребенок получает информацию для размышления, повод для наблюдений, еще до того, как у него возникла какая-либо проблема. Таким образом, при попадании ребенка в определенную жизненную ситуацию срабатывает механизм поддержки, ребенок вспоминает как надо действовать, исходя из имеющегося у него опыта.

Своевременная (оперативная) педагогическая поддержка оказывается непосредственно в момент возникшей в ней потребности.

Педагогическая поддержка-последствие оказывается после возникновения проблемной ситуации. Ее цель – снять напряжение, стресс, для того чтобы ученик мог спокойно проанализировать создавшуюся ситуацию.

Основные идеи:

  • утверждение положительных качеств ребенка;

  • поддержка саморазвития личности;

  • помощь в преодолении жизненных трудностей;

  • помощь ребенку в обретении им уверенности в себе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!