СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткий конспект. Тема "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткий конспект. Тема "Обмен веществ и превращение энергии в клетке". Конспект включает структурно-логическую схему, отражающая основное содержание изучаемой темы.

Просмотр содержимого документа
«Краткий конспект. Тема "Обмен веществ и превращение энергии в клетке"»

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ (МЕТАБОЛИЗМ)

Постоянный обмен веществ с окружающей средой – одно из основных свойств живых систем.

Процесс синтеза органических веществ называется ассимиляцией или пластическим обменом (анаболизм).

Процесс расщепления органических веществ называется диссимиляцией (катаболизм).

Пластический и энергетический обмен неразрывно связаны: все реакции синтеза нуждаются в энергии, а все реакции расщепления протекают при помощи ферментов, катализирующих эти реакции. Ферменты образуются в результате синтеза (ассимиляции).

Через пластический и энергетический обмен образуется связь с внешней средой: из внешней среды в клетку поступают питательные вещества, служащие материалом для реакций энергетического обмена; во внешнюю среду выделяются вещества, которые не могут быть использованы клеткой (H2O, СО2 и др.).

Совокупность реакций энергетического и пластического обменов, в процессе которых осуществляется связь клетки с внешней средой, называется обменом веществ и энергии.


ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН (ДИССИМИЛЯЦИЯ)

В этом процессе органические вещества, богатые энергией, распадаются на низкомолекулярные органические или неорганические соединения, бедные энергией. Реакции сопровождаются освобождением энергии, часть которой запасается в форме АТФ.

Энергетический обмен осуществляется в 3 этапа:

I. Подготовительный этап

Протекает в желудочно-кишечном тракте. На этом этапе сложные органические вещества расщепляются на более простые: белки до аминокислот, нуклеиновые кислоты до нуклеотидов, углеводы на моносахариды, жиры до жирных кислот и глицерина, освобождаемая при этом энергия рассеивается в виде тепла.


II этап – анаэробный (гликолиз) – бескислородное окисление

Протекает в цитоплазме клеток. Образованные на I этапе вещества подвергаются расщеплению с освобождением энергии – неполное окисление.

Процесс называют бескислородным или анаэробным, т.к. идет без поглощения кислорода. Главным источником энергии в клетке является глюкоза (С6Н12О6).

Бескислородное расщепление глюкозы – гликолиз:

С6Н12О6 + 2НАД +2АДФ + 2Ф 3Н4О3 + 2НАДН2 + 2АТФ

глюкоза ПВК (Атомы Н накапливаются при
помощи акцептора НАД+, а позже
соединяются с О2 Н2О)

В результате неполного окисления 1 молекулы глюкозы образуется 2 молекулы АТФ.

Виды брожения

В условиях, когда О2 нет и, значит, водородные атомы, освободившиеся в процессе гликолиза, не могут быть ему переданы, вместо О2 должен быть использован другой акцептор водорода. Таким акцептором становиться пировиноградная кислота (ПВК). В зависимости от метаболических путей организма, конечные продукты различны:

Молочнокислое: 2С3Н4О3 + 2НАД·Н2 3Н6О3 (молочная к-та) + 2НАД

Спиртовое: 2С3Н4О3 + 2НАД·Н2 2Н5ОН (этиловый спирт) + СО2 + НАД

Маслянокислое: 2 С3Н4О3 + 2НАД·Н2 С4Н8О2 (масляная к-та) + 2СО2 + 2Н2 + НАД


III этап – аэробный – полное окисление (клеточное дыхание)

Протекает в митохондриях. Это аэробный процесс, т.е. протекающий с обязательным присутствием кислорода. Образовавшаяся в процессе гликолиза пировиноградная кислота (ПВК): С3Н4О3 подвергается дальнейшему окислению в митохондриях до Н2О и СО2 и освобождается большое количество энергии:

3Н4О3 + 6О2 + 36АДФ + 36 Н3РО4 42Н2О + 6СО2 + (36АТФ)

Таким образом, всего на втором и третьем этапе выделяется 38АТФ:

С6Н12О6 + 6О2 + 38АДФ + 38Н3РО4 6СО2 + 6Н2О + 38АТФ.


Клеточное дыхание включает три группы реакций:

- Образование ацетилкофермента А;

- Цикл трикарбоновых кислот или цикл лимонной кислоты (цикл Кребса);

- Перенос электронов по дыхательной цепи и окислительное фосфорилирование.

Первый и второй этапы протекают в матриксе митохондрий, а третья – на внутренней мембране митохондрий.

1. Образование ацетилкофермента А:

Пировиноградная кислота поступает из цитоплазмы в митохондрии, где претерпевает окислительное декарбоксилирование, заключающееся в отщеплении одной молекулы углекислого газа (СO2) образование ацетильной группы пирувата (СН3СО–), которая присоединяется к коферменту А (КоА) образование ацетил-КоА.

2. Цикл Кребса

В цикле Кребса происходит последовательное окисление ацетил-КоА в составе лимонной кислоты, что сопровождается отщеплением углекислого газа и водорода, который собирается в НАДH2 и передается в цепь транспорта электронов, встроенную во внутреннюю мембрану митохондрий, т.е. в результате полного оборота цикла Кребса одна молекула ацетил-КоА сгорает до СО2 и Н2О.

Конечные продукты цикла Кребса и пути их использования:

  • СО2 выдыхается с воздухом;

  • НАДН и ФАДН2 поставляют водород в дыхательную цепь;

- АТФ используется на различные виды работы

3. Перенос электронов по дыхательной цепи и окислительное фосфорилирование

Дыхательная цепь (цепь переноса электронов) – это цепь окислительно-восстановительных реакций, в ходе работы которой компоненты дыхательной цепи катализируют перенос протонов (Н+) и электронов (е-) от НАД∙H2 и ФАД∙H2 на их конечный акцептор – кислород, в результате чего образуется Н2О
(электроны переносятся по дыхательной цепи на молекулу О2 и активируют её. Активированный кислород сразу же реагирует с образовавшимися протонами (Н+), в результате чего выделяется вода.

Окислительное фосфорилирование – это синтез АТФ из АДФ и фосфата с помощью встроенного во внутреннюю мембрану митохондрий фермента АТФ-синтетазы. В этом процессе используется энергия движения электронов и протонов в митохондриальной мембране.


ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОБМЕН

Процесс ассимиляции – это процесс образования сложных органических веществ из более простых. К пластическому обмену относится биосинтез белков, нуклеиновых кислот, жиров, углеводов и фотосинтез.

Различают два типа ассимиляции: гетеротрофную и автотрофную.

Гетеротрофная ассимиляция имеет место в клетках животных организмов, грибов и большинства бактерий, которые для синтеза собственных веществ используют готовые органические соединения. например, на синтез белков в клетках животных идут аминокислоты, поступающие в организм с пищей, на синтез нуклеиновых кислот – нуклеотиды, содержащиеся в пище и т. д.

Автотрофные организмы синтезируют сложные органические вещества из неорганических (СО2 и Н2О) посредством фотосинтеза и хемосинтеза.

Фотосинтез

Синтез органических соединений из неорганических (СО2 и Н2О), протекающий за счет световой энергии.

Побочным продуктом фотосинтеза является О2, выделяющийся в атмосферу.

Фотосинтез протекает в хлоропластах при участии хлорофилла. В фотосинтезе выделяют 2 фазы: световую и темновую.

I. Световая фаза: протекает в тилакоидах хлоропластов только на свету. Под действием света хлорофмлл приходит в «возбужденное» состояние, под влиянием квантов света из атомов магния «выбиваются» е- (электроны) и приобретают скорость «убегания», т.е. покидают свои орбиты, отрываясь от молекулы хлорофилла.

Вода в хлоропластах находится частично в диссоциированном состоянии:

Н2О Н+ + ОН-

Один из электронов соединен с ионом водорода (Н+) из воды. Водород при этом восстанавливается до атома до атома: 2Н0 + НАДФ = НАДФ∙H2.

Ион гидроксида (ОН-), оставшийся без противоиона, немедленно отдает свой электрон молекулам хлорофилла, утратившим свои е-, и превращаются в свободной радикал – ОН0: ОН- - е- = ОН0.

Свободные радикалы гидроксида при этом взаимодействуют друг с другом:

4ОН 2О + О2.

Следовательно, световая фаза характеризуется реакцией: Н2О О2 + 4Н. Помимо образования О2 и Н, главным моментом световой фазы является синтез АТФ.

У растений АТФ образуется и в митохондриях, и в хлоропластах.

II. Темновая фаза: протекает в строме хлоропластов как на свету, так и в темноте. Из СО2 атмосферы и атомов водорода, образовавшихся в световую фазу, а также при участии АТФ, образовавшейся в световую фазу, образуется сложное органическое вещество – глюкоза: 6СО2 + 24Н2 С6Н12О6 + 6Н2О,

В результате фотосинтеза имеем: 6СО2 + 6Н2О С6Н12О6 + 6О2

Таким образом, световая энергия солнца преобразовалась в химическую энергию глюкозы.


ХЕМОСИНТЕЗ

Хемосинтез, как и фотосинтез, характеризуется синтезом органических веществ из неорганических, но в этом процессе используется не энергия света, а энергия химических связей, химическая энергия и кислород в окружающую среду не выделяется.

Наибольшее значение имеют нитрифицирующие бактерии, железобактерии, серобактерии.

Серобактерии окисляют сероводород до серы и далее до серной кислоты:

H2S О2 S + энергия; S О2 H2SO4

Освобожденная в этих процессах энергия накапливается в виде молекул АТФ и используется затем для синтеза органических веществ, протекающего по типу синтеза глюкозы в темновой фазе фотосинтеза.

СО2 + Н2О + АТФ углевод

Автотрофная ассимиляция – характерна для клеток зеленных растений, некоторых бактерий. В этих клетках органические вещества синтезируются из неорганических. Источником энергии служит свет или химическая энергия.

Гетеротрофная ассимиляция – имеет место в клетках животных организмов, грибов и большинства бактерий, которые для синтеза собственных веществ используют готовые органические соединения.

Например, на синтез белков в клетках животных идут аминокислоты, поступающие в организм с пищей.






















СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!