СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведческо-исследовательская разработка по лоскутной мозаике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа учащейся 11 класса, краеведческой направленности. Заняла 1 место на районных краеведческих чтениях. В работе исследованы причины возникновения и распространения этого вида рукоделия в том числе и в Тверском регионе.  

Просмотр содержимого документа
«Краеведческо-исследовательская разработка по лоскутной мозаике»




1.Введение.

Тема моей краеведческой работы: «Лоскутная мозаика - история возникновения, распространения и перерождения» выбрана не случайно. В начале учебного года я выбрала тему годовой зачетной работы по технологии «Изготовление декоративных подушек» и приступила к разработке творческого проекта и изготовлению изделий по теме, где была использована техника лоскутного шитья. Начав работать с литературными источниками я увидела некоторое противоречие – лоскутное шитье, которое теперь является одним из популярнейших видов декоративно-прикладного творчества, раньше не было таковым, а появилось просто как необходимость из-за бедности и скудности существования крестьянского населения. Мне стало очень интересно, на каком же этапе и по каким причинам случилась эта метаморфоза, а также было ли распространено это рукоделие в нашем регионе и популярно ли оно сейчас. Поэтому, помимо творческого проекта и практической работы в технике «лоскутное шитье» уже выполненных мною и представленных на районную и областную олимпиады я решила провести еще и краеведческое исследование. В нем я исследую заявленную тему: «Лоскутная мозаика- история возникновения, распространения и перерождения». «Лоскутная мозаика – история распространения и трансформации», т.к. представляя свой творческий проект на региональный уровень я должна полностью владеть информацией.(знать историю вопроса.)

Работая с информацией, я выдвинула гипотезу: если шитье различных предметов быта из лоскута возникло как необходимость во времена малоразвитого крестьянского хозяйства, то, возможно, на перерождение этого вида деятельности в вид народного творчества и его распространение повлияло развитие ткачества и мануфактур.

Для проверки этого предположения я использовала следующие методы и определила задачи исследования:

-работала с печатной литературой и изучала сайты в Интерненете - задача: собрать, уточнить и проанализировать необходимую историческую информацию по теме;

-посетила Кесовогорский краеведческий музей, побеседовала с работниками и осмотрела экспонаты народного творчества- задача: изучить образцы и аналоги изделий этого вида выполненные в историческом прошлом;

-встретилась с местными мастерицами, занимающимися этим видом рукоделия и взяла интервью - задача: установить, насколько популярно это рукоделие в настоящее время в нашем регионе.

Цель моей работы – изучить этот вид декоративно-прикладного творчества, а именно - выявить какова причина возникновения изделий из лоскута, в какое время эта работа из необходимой превратилась в творческую, как происходило распространение и популяризация этого вида народного творчества в России и в нашем Тверском регионе.



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 глава. Анализ исторических данных.

Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, печворк, квилт, корни которого уходят в далекое прошлое. Что же это такое?

Patchwork — лоскутная работа; сшитый из лоскута. Происходит от англ. patch — заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы; work — работа. Квилт - от англ. quilt - стёганое одеяло из кусочков ткани1. До последнего времени считалось, что лоскутное шитье (печворк или квилт) является самым «молодым» видом рукоделия. Тем не менее, самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н.э.—200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. А создаваемая с древних времен из кусочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера? Разве это не лоскутное шитье?

Однако, первые упоминания об искусстве соединения кусочков различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XIв. Ткань - материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем распространилась в других местах. Изделия из лоскута почти в одно и тоже время стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Россия до середины XVIII века была домотканой. Долгие зимние вечера оставляли много времени для рукоделия. Женщины коротали его за прялкой, ткацким станом, пяльцами. Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть.

  1. Векипедия

Из волокна на домашнем стане женщины вручную ткали ткань. Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему, а если одежда изнашивалась на определенных участках, ставили заплатки – кусочки новой, здоровой ткани, что тоже могло послужить причиной возникновения и зарождения этого рукоделия.

В России самодельные ткани использовались для одежды и убранства жилища в основном крестьянами и бедными горожанами до 18 века. Но с конца 18 века и особенно в 19 веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход сначала в городе, затем и в сельской местности недорогие, пестрые, яркие, но менее прочные по сравнению с домоткаными, хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые бережливые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья. Именно бедность вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.

Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту и яркость в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское лоскутное одеяльце обязательно шили для новорожденных. Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни.

В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток. Вспомните, в каждом деревенском доме, у наших бабушек были вышитые рушники, вязаные подзоры и накидки на подушки, лоскутные разноцветные одеяла и покрывала, коврики из кусочков ткани.

Вывод: Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. К занятию рукоделием из ярких ситцевых лоскутков бережливых хозяек подтолкнула текстильная промышленность, выпускающая ткани шире, чем предполагал крой одежды того времени.





Глава 11. Печворк – перевоплощение в декоративное искусство.

Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика».

С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира.

В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.



Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов.

Глава 111. Распространенность в Тверском регионе.

На территории нашей Тверской области развивались уникальные и характерные только для этих мест народные промыслы. Наиболее интересными, из которых, для нас являются:

«…Торжокское золотное шитье, - шитье серебряными и золотыми нитями по ткани и коже. Промысел первоначально зародился в Старице и только потом переместился в г. Торжок, который к тому времени стал крупным торговым и транзитным центром. И по настоящее время работает …

Калязинское кружево на коклюшках – с 14 века там выплетали объемные кружева из шерстяной и хлопчатобумажной пряжи. В настоящее время в городе существует музей и мастерская по производству и продаже сувениров и вязаных кружевных изделий.

Калязинская вышивка по войлоку - которая сейчас нашла воплощение в в красивых валенках с разноцветными узорами и картинами, продающимися по всей области и за ее пределами.

Кимрское лоскутное шитье – где изготавливаются и по сей день куклы и панно, коврики и ковры на стену, пледы и одеяла. Производством этих изделий сейчас занимаются в Доме ремесел при администрации района и там же производится продажа сувениров.

Тверская деревянная игрушка – с 18 века и по сей день матрешки выпускаются на Тверской фабрике игрушек и являются визитной карточкой города…»1

Как видим этот вид ремесла был развит и в нашем регионе, а особенно в Кимрском районе, т.к. промысел даже выделился из других и существует и по сей день.

В послевоенные годы лоскутным шитьем занималась каждая бабушка в Тверской деревне, они помнили лихолетье и по старинке сберегали каждый лоскуток. Вспомните, в каждом деревенском доме были вышитые рушники, вязаные подзоры и накидки на подушки, лоскутные разноцветные одеяла и покрывала, коврики из кусочков ткани.

Когда наступила пора однообразия в изделиях легкой промышленности, вещи сделанные своими руками, выполненные в одном экземпляре или малыми партиям, стали цениться больше нежели фабричные серийные образцы. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обрели свою ценность и превосходство. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворк) переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, в том числе и в нашем Тверском регионе, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье.

«….Более широко этот вид народного художественного творчества, так характерный для средней полосы России, был показан в 1996 году на II областной выставке художественных ремесел «Венок талантов». В 1997 году, в рамках 1-го этапа Всероссийского фестиваля декоративно-прикладного искусства «Лоскутная мозаика России», в Музейно-выставочном центре 1 – Данные сайта Тверского краеведческого музея.



впервые прошла Межрегиональная выставка «Лоскутная мозаика России», лауреаты которой стали участниками 2-го и 3-го этапов фестиваля в городах Иваново и Москве. Прошли и три областные выставки лоскутного шитья «Волшебный лоскуток» (2002 г., 2007 г., 2011г.). В настоящее время работы мастеров лоскутной техники для участия во Всероссийском фестивале отбираются специалистами Музейно-выставочного центра Тверского областного Дома народного творчества по итогам областных выставок.

В разные годы лоскутное шитье уверенно заявило о себе, а Тверскую область на Всероссийском фестивале «Лоскутная мозаика России» представляли Александр Богдалов, Светлана Кирьянова, Любовь Лашкова, Нелли Савельева, Светлана Томилина, Злата Рацкевич, Елена Малкова, Людмила Буланова, Эмилия Толмачева. Неоднократно тверские участники получали Дипломы лауреатов этого фестиваля.

Основой Всероссийского фестиваля декоративного искусства «Лоскутная мозаика России» является выставка-конкурс «Искусство современного шитья»

Такие выставки прошли в 1997, 2001, 2006, 2009, 2011 годах. Снова и снова в Музейно-выставочный центр приходят мастера, преподаватели, студенты, учащиеся, чтобы насладиться красотой и изяществом лоскутного шитья лучших мастеров России…»1.

Особенно известна у нас в области художница из г. Торжка, член союза дизайнеров России, работающая в технике лоскутной пластики, Савельева Нелли Каземировна. Её работы не раз занимали призовые места на Всероссийских выставках. Красоту работ новоторжской мастерицы уже сумели оценить за рубежом, приглашая дать мастер-классы, в Чехии, Франции, Канаде.  Да и в родном Торжке она организовала двухгодичные курсы по квилту. В лоскутном шитье она освоила все виды мозаичной и аппликативной техник.





1-Данные с сайта Тверского областного Дома народного творчества





Глава 1V. Лоскутная пластика в нашем районе

Сегодня, практически утратив свою утилитарную функцию, превратившись из домашнего ремесла в высокое искусство, лоскутное шитье все же сохраняет традиционные технологии, поэтому продолжает жить в русле народной культуры. В Кесовогорском краеведческом музее есть образцы изделий, выполненных в этой технике – лоскутные одеяла, коврики-кругляши вязанные из полосок ткани, домотканые половики. В настоящее время и у нас в районе искусство создавать из разноцветных кусочков ткани красивые вещи не утеряно. Есть еще у нас в районе мастерицы – золотые руки! Вот только несколько талантливых женщин, с которыми я встретилась – Судакова Нина Алексеевна, Рахманова Нина Павловна, Рыканцева Марина Борисовна. Все они увлечены этим видом творчества, их дом украшают яркие работы из цветных лоскутков – покрывала, накидки, одеяла, салфетки…

Встретившись с нашей Кесовогорской рукодельницей Судаковой Н.А. и побывав у неё в гостях, я поразилась обилию изделий из лоскута у нее дома – вот уж поистине «лоскутная мозаика»! Наша районная газета не раз писала об этой удивительной работящей женщине. Она рассказала, что рукоделием занималась ее бабушка, которая работала вышивальщицей у барина, шила и лоскутные ковры, и одеяла и покрывала. А потом этот вид рукоделия освоила и ее мама, которая научила ее создавать изделия в технике лоскутной пластики. И сейчас, будучи уже в преклонном возрасте, она создает все новые и новые работы, которые радуют глаз своей яркостью и самобытностью. Ее творения много раз демонстрировались на выставках разных уровней, поражали и радовали посетителей. За один из ковров на областной выставке иностранный посетитель согласен был заплатить баснословную по тем временам сумму – 1500 доллларов! Работы, которые делает Нина Алексеевна, она дарит родным и близким ей людям и конечно они украшают её уютный и гостеприимный дом.

Мне удалось встретиться и поговорить с еще двумя Кесовогорскими мастерицами – Ниной Павловной Рахмановой и Мариной Борисовной Рыканцевой. Они тоже увлечены работой с цветными лоскутками, на досуге создавая яркие шедевры. Интересно, что Рыканцева М.Б. далеко не пенсионного возраста, но занимается этим творчеством давно и с удовольствием.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лоскутная мозаика «изба» -
Ей время вовсе не подвластно,
Как деревянный сруб она проста,
А как творение – всегда прекрасна!



Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Своим разнообразием и многоцветьем лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы, покрывала) или гостиной (декоративное панно, картины, колоритные композиции), в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек, пояс) либо одежды (изящный летний костюм, юбка или стеганый жилет). Кроме того в настоящее время люди с творческой фантазией и умелыми руками создают яркую красивую мебель, используя лоскутные узорные ткани в качестве обивочного материала. Это рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. И просто здорово, что есть у нас еще неравнодушные люди, которые смотрят на мир как на объект, который нужно украшать и совершенствовать!




























































лоскутные одеяла, коврики-кругляши, дорожки,

сотканные из полосок ткани.



В рамках областного проекта «Самобытное искусство Тверской земли» в Твери пройдет персональная выставка мастериц лоскутного шитья Нелли Савельевой из Торжка и Светланы Томилиной из Вышнего Волочка.

Нелли Каземировна Савельева – руководитель клуба «Новоторжские мастера» и член Ассоциации лоскутного шитья России. Ее работы не раз выставлялись на престижных выставках Соединенных Штатов –считающихся родиной современного лоскутного шитья.

Светлана Петровна Томилина – лауреат седьмого Всероссийского фестиваля декоративного искусства «Лоскутная мозаика России».

Выставка будет проводиться с 1 по 25 ноября в Тверском Музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной.

Лоскутное шитье – вид рукоделия, издревле бытовавший в деревне. Развитие лоскутного шитья связано, прежде всего, с рациональностью натурального хозяйства: ни один, даже самый маленький кусочек тканого полотна или яркой покупной крашенины не должен был пропасть зря. Лоскуты бережно собирались рачительными хозяйками, а затем сшивались во всевозможные одеяла и покрывала. Уже на выставке «Воин и творец», проведенной Тверским областным Домом народного творчества во вновь открывшемся Музейно-выставочном центре в 1995 году, лоскутное шитье уверенно заявило о себе. Более широко этот вид народного художественного творчества, так характерный для средней полосы России, был показан в 1996 году на II областной выставке художественных ремесел «Венок талантов». В 1997 году, в рамках 1-го этапа Всероссийского фестиваля декоративно-прикладного искусства «Лоскутная мозаика России», в Музейно-выставочном центре впервые прошла Межрегиональная выставка «Лоскутная мозаика России», лауреаты которой стали участниками 2-го и 3-го этапов фестиваля в городах Иваново и Москве. Прошли и две областные выставки лоскутного шитья «Волшебный лоскуток» (2002 г., 2007 г.). В настоящее время работы мастеров лоскутной техники для участия во Всероссийском фестивале отбираются специалистами Музейно-выставочного центра Тверского областного Дома народного творчества по итогам областных выставок.

ЛОСКУТНАЯ ГЕОМЕТРИЯ ЗИНАИДЫ СЕМАКОВОЙ


В Тверском областном центре детского и семейного чтения имени А.С. Пушкина открылась выставка тверской рукодельницы Зинаиды Семеновой «Волшебный лоскуток».
На стендах представлены яркие лоскутковые панно, наволочки и покрывала.
-- Смотрите, это весна! -- восхищались первые гости выставки -- школьники. Специально для них Зинаида Фоминична провела открытый урок труда, на котором рассказала об истории своего ремесла.
Модное сегодня увлечение лоскутным шитьем в России появилось еще в XIX веке в монастырях. Тогда за иголку рукодельниц заставляла браться нищета: перешивая отжившие свой век вещи, мастерицы создавали одеяла и покрывала.
-- В своей работе я далеко не ухожу от техники мастериц прошлых веков, -- отметила Зинаида Семакова. -- Использую и привычную иголку, и старые лоскутки. Заметно облегчает работу швейная машинка. Практически во всех работах я использую яркие хлопчатобумажные ткани. Их сочетание легче помогает передать задуманный образ.
Удачно сочетать цвета, а также соблюдать законы симметрии и пропорцию Зинаиде Семаковой помогает интуиция профессионального инженера. В результате на свет появляются нарядные панно, декоративные наволочки и салфетки.
Какой-то определенной техники шитья рукодельница не придерживается, однако специалисты угадывают в большинстве ее работ схемы русской избы и американского квардрата.
На выставке, которая продлится вплоть до 1 апреля, представлена только часть из восьмидесяти работ мастерицы с рукодельным стажем в 1,5 года. А два месяца назад работы Зинаиды Семаковой нашли признание на федеральном уровне: она стала членом Ассоциации лоскутного шитья России. Организаторы выставки и автор работ надеются, что выставка найдет признание в городе и поможет объединить тверских лоскутниц в первый городской клуб.




Нина Туманова



НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ В Америку со своим квилтом

Пригласили мастера лоскутного шитья Нелли Савельеву

Здесь во фланелевых зарослях прячутся жучки из жемчуга, а цветы из органзы вырастают на стеблях из витого шнура.  И все это называется емким словом «квилт», а по-русски – лоскутное шитье. Выставка «Тверской дизайн»  подарила мне неожиданную встречу через много-много лет с мастером из Торжка Нелли Савельевой. Когда-то я, раздосадованная на скудость галантерейных  магазинов Торжка, где я тогда жила, решила  сама начать шить. Совершенно случайно я попала на курсы кройки и шитья к удивительному преподавателю.


Самая прилежная портниха

– Запомните, девушки, самая лучшая портниха не та, которая шьет, а … много распарывает. Причем с улыбкой! – удивила нас, учениц, преподаватель Нелли  Казимировна. Мы уже успели узнать, что по профессии она технолог швейного производства, родом из Белоруссии, что ее муж военнослужащий.  
Мы пыхтели на занятиях, конструируя выкройки фалд и прорезных карманов с листочкой. Шили те самые пресловутые карманы и листочки. И распарывали. Нелли Казимировна нас все время торопила, словно бы выкраивая в ограниченном по времени курсе часы. Для чего?
– А хотите я научу вас квилту? – предложила она на одном из заключительных занятий. – Узор «колодец» знаете?
Она развернула перед нами панно, сшитое из разноцветных лоскутов. Многоцветье сливалось в геометрические узоры, словно в калейдоскопе.
– Из лоскутов можно шить все: жилеты, юбки, любой предмет одежды. И даже картины! – рассказала Нелли Казимировна.
В справедливости ее слов мне удалось убедиться самым неожиданным образом. Семья мастерицы переехала в подъезд, где я жила, так что неожиданно, по-соседски, я получила доступ в дом волшебницы. А там вместо пресловутых чистошерстяных ковров, колорированных красителями, «которые-завезли-на-базу», стены украшали картины. Вот дама в роскошном воздушном наряде и в шляпке. Она, словно балерина из сказки Андерсена, готова выпрыгнуть из рамки, которая ограничивает ее мир. А вот золотом парчи отливают колокола торжокских храмов. Когда-то Нелли Казимировна задумала изобразить их с помощью кусочков ткани. И лоскуты сделали то, что до сих пор не удалось реставраторам – возродить местные церкви.
Это были отнюдь не первые работы мастера.
Еще в детстве она увлеченно шила, вязала. Вышла замуж, родила двух чудесных дочек, и объектом приложения ее творческих фантазий стали юбочки и кофточки для девочек. Оля и Саша были наряднее всех!
Вдохновленная, я тоже села за весеннее панно. Потом сшила еще одно, затем  второе. Работы раздаривались подругам, украшая их быт…


Фланелевые заросли, цветы из органзы
– А как это все сделано? – ошарашенно спрашивали посетители выставки, увидев панно мастера Савельевой.
– Руками! Все руками!– с видом знатока рассказывала я. – Вот шов «козлик», он тоже служит декоративным элементом, а тут объемный шнур пришит, а эти облака-волны сделаны с помощью синтепона и нашитой поверх него ткани. Цветы – из органзы, роса – бисер. Да стоит ли разымать гармонию цветущего лоскутного луга алгеброй швов и декоративных элементов?.. Смотрите, наслаждайтесь!
Еще десять-двадцать лет назад у мастера квилта не было таких красивых аксессуаров для шитья: шнура, бисера, тесьмы, стразов, да и такого великолепия тканей не имелось. А теперь руки так и просятся сшить что-нибудь необыкновенное. Как, например, маки на одном из выставленных панно.
Красоту работ новоторжской мастерицы уже сумели оценить за рубежом, приглашая дать мастер-классы, в Чехии, Франции, Канаде.  Да и в родном Торжке она организовала двухгодичные курсы по квилту.
– Нелли Казимировна, за океаном имеются давние традиции лоскутного шитья, да и само слово-то «квилт» иностранного происхождения. И вдруг они приглашают россиянку обучать их. Как так?
– То, что делаю я, и то, что традиционно шьют в Америке, сильно различается. Там ставку делают на геометрический узор, на подбор цветов…
– Отчего их панно напоминают радугу…
 – А я делаю сюжетные!  
– Сколько нужно времени, чтобы сшить такое панно?
– Однажды мне пришла в голову задумка: сделать работу под названием «Тет-а-тет». Можно изобразить пять необычных пар: мотылек и жучок, муравей и улитка… Их можно увидеть в буйстве зелени луга, если внимательно присмотреться, поэтому не раскрываю все тандемы. Я предлагаю вашим читателям самим найти их, когда они смогут увидеть работу.  
Итак, сюжет есть. А потом я несколько месяцев рисовала, придумывала, как ее выполнить технически. И еще 3 месяца по 12–15 часов шила. К тому же стихи сочинила.
Работы Нелли Казимировны есть в коллекциях любителей лоскутного шитья Канады, Индии, Англии, Америки.  
Однажды на выставке в галерее Церетели в Москве ее работу «Уборка льна»  увидел некий индийский бизнесмен. Он подходил к лоскутной картине, гладил ее руками. Такое необычное поведение он объяснил тем, что от этого панно исходит удивительно добрая энергия.
Необыкновенная аура окружает и работы одной из ее учениц,  также представленные на выставке «Тверской дизайн». Это тряпичные куклы. Они пропитаны составом из кофе и корицы, так что от них исходит необыкновенный аромат…  
Удивительное дело, теперь мир радуют не только панно мастера, но и ее учениц,

В лоскутном шитье освоила все виды
мозаичной и аппликативной техник. Люблю
экспериментировать с разнообразными
видами и фактурами тканей. В работах
стараюсь передать свои размышления,
донести до зрителя сюжетный замысел.
Первыми ценителями моих работ всегда
были «домашние» – дети и муж. Их мнением
дорожу, оно очень значимо для меня –
у дочерей хороший вкус, а младшая имеет
художественное образование. С 1997 г. начала участвовать в выставках
и фестивалях по лоскутному шитью,
а с марта 2007 г. являюсь членом союза
дизайнеров России. В силу открытости характера, хотелось
поделиться своим творчеством и
мастерством. Первая персональная выставка
«Лоскутные узоры» состоялась в мае 2002 г.
в г. Торжок и имела большой резонанс.
«…Берусь поспорить, что подобную красоту,
да еще в таком масштабе, исходящую
из тонкой души и богатого сердца, едва ли
могли видеть новоторы…» - писала газета
«Новоторжский вестник». Стало ясно – мое
творчество «зацепило». Долгие годы
преподавала спецдисциплины, такие как
художественное оформление одежды,
композиция костюма, рисунок и декоративно-
прикладное искусство в художественном
училище золотного шитья и в промышленно-
гуманитарном колледже. Также вела курсы
по рукоделию и кружки: «Бумажная
формопластика», «Макраме», «Лоскутная
мозаика». Этот большой педагогический
опыт позволил создать свою 2-ух годичную
методику обучения лоскутному шитью,
разработать мастер-классы по темам
«Объемная формопластика. Цветочные
узоры», и, наконец, организовать в 2006 г.
клуб «Новоторжские мастера». В клубе
создаем коллективные проекты, участвуем
в выставках. Последний из таких проектов
принимал участие на первом Ленинградском
областном фестивале лоскутного шитья
«Лукоморье» в 2008 г. и завоевал приз
зрительских симпатий за интерьерную
композицию «Дыханье старины далекой».
Там же я получила поощрительный приз
за острое композиционное решение своей
работы «Вне времени». Над сюжетом этого
панно долго думала, рассуждала,
анализировала и даже написала такие строки: Лоскутная мозаика «изба» -
Ей время вовсе не подвластно,
Как деревянный сруб она проста,
А как творение – всегда прекрасно!
Каждый человек по-своему ощущает мир…
Я, наверное, «живу глазами» и ощущаю
потребность создаватьсвое гармоничное
и красивое пространство – различные
интерьерные вещицы, шторы, покрывала,
панно, сувенирные украшения – все это
позволяет мне реализовать свою фантазию
и детскую мечту о красивом мире… Моя позиция в творчестве – Находить
необычное в обычном и быть необычной
для других. Работы Савельевой Нелли запоминаются
неповторимым стилем и почерком. Особый
шарм им придает декоративная отделка
(шнуры, тесьма, ленты, прозрачные сетки,
бисер, элементы вышивки). В композициях немалую роль играет
сюжетная линия, цветовое решение и образ.
И, несмотря, на кажущиеся с первого
взгляда простоту и лаконичность работ,
каждая из них притягивает внимание своим
необычным смыслом, душевностью
и изысканностью мастерства.

«Лоскутная палитра
В волшебный мир стучится,
В лоскутные забавы
Фантазия струится…
Загадка швов и линий -
Мир творчества, мечтаний,
Лоскутные узоры -
Мой мир моих признаний


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!