СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина "Казенные дощаники на Байкале"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Викторина "Казенные дощаники на Байкале"»

Викторина по теме  «КАЗЁННЫЕ ДОЩАНИКИ НА БАЙКАЛЕ» ВЫПОЛНИЛИ : КАЛАШНИКОВА АНАСТАСИЯ И КОМаРОВА ЕЛЕНА МБОУ СОШ №6 г.Иркутска КЛАСС 5Б

Викторина по теме «КАЗЁННЫЕ ДОЩАНИКИ НА БАЙКАЛЕ»

ВЫПОЛНИЛИ :

КАЛАШНИКОВА АНАСТАСИЯ И КОМаРОВА ЕЛЕНА

МБОУ СОШ №6 г.Иркутска КЛАСС 5Б

УВАЖАЕМЫЕ РЕБЯТА И ВЗРОСЛЫЕ, СЕГОДНЯ МЫ С ВАМИ СОВЕРШИМ УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ИСТОРИЮ НАШЕГО КРАЯ, приоткроем небольшую завесу казенных дощаников на байкале!

УВАЖАЕМЫЕ РЕБЯТА И ВЗРОСЛЫЕ, СЕГОДНЯ МЫ С ВАМИ СОВЕРШИМ УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ИСТОРИЮ НАШЕГО КРАЯ, приоткроем небольшую завесу казенных дощаников на байкале!

ИНТЕРЕСНО, А ЧТО ЖЕ ТАКОЕ дощаник ? Ребята, это-плоскодонное несамоходное деревянное речное судно небольшого размера с палубой (или полубой) и одной мачтой, использовавшееся, главным образом для транспортных целей...

ИНТЕРЕСНО, А ЧТО ЖЕ ТАКОЕ дощаник ?

Ребята, это-плоскодонное несамоходное деревянное речное судно небольшого размера с палубой (или полубой) и одной мачтой, использовавшееся, главным образом для транспортных целей...

А что такое паузки , вы знаете?  ОБРАТИМСЯ К СЛОВАРЮ. Значение слова ПАУЗКА по словарю Ушакова: паузка, м. (спец.). Речное судно, на которое перегружается груз из другого судна, не могущего перейти через перекат во время мелководья.

А что такое паузки , вы знаете? ОБРАТИМСЯ К СЛОВАРЮ.

Значение слова ПАУЗКА по словарю Ушакова: паузка, м. (спец.). Речное судно, на которое перегружается груз из другого судна, не могущего перейти через перекат во время мелководья.

 НА САМОМ ДЕЛЕ, Малые дощаники называли еще паузками. Длину они имели до 6 саженей, ширину 5-6 аршин, высота доходила до 5 аршин. Грузоподъемность паузка достигала трех тысяч пудов. На паузке моряков было значительно меньше, чем на большом дощанике, – 6-10 человек.

НА САМОМ ДЕЛЕ, Малые дощаники называли еще паузками.

Длину они имели до 6 саженей, ширину 5-6 аршин, высота доходила до 5 аршин. Грузоподъемность паузка достигала трех тысяч пудов.

На паузке моряков было значительно меньше, чем на большом дощанике, – 6-10 человек.

 для чего же строили дощаники?  Люди использовали суда подобного типа в качестве десантных кораблей.

для чего же строили дощаники?

Люди использовали суда подобного типа в качестве десантных кораблей.

Дощаники использовались главным образом на перевозке грузов и выполнении казенных работ. Особенность такого судна – совершенно плоское дно. А ЧТО ПЕРЕВОЗИЛИ ДОЩАНИКИ?.

Дощаники использовались главным образом на перевозке грузов и выполнении казенных работ. Особенность такого судна – совершенно плоское дно.

А ЧТО ПЕРЕВОЗИЛИ ДОЩАНИКИ?.

 Откуда были мастера, строившие дощаники? Мастера были из Архангельска, с Белого моря и средней Волги. Строительство судов в Иркутске находилось в ведении Тобольской канцелярии .

Откуда были мастера, строившие дощаники?

  • Мастера были из Архангельска, с Белого моря и средней Волги.
  • Строительство судов в Иркутске находилось в ведении Тобольской канцелярии .
Как вы думаете,  В 17 веке самыми распространёнными судами были дощаники на каких реках? дощаник в XVII в. стал самым распространенным грузовым судном на реках Западной Сибири. (обь с притоком иртыш, МЕНЕЕ КРУПНЫЕ томЬ, пур, таз, ТОБОЛ И ДР.)

Как вы думаете, В 17 веке самыми распространёнными судами были дощаники на каких реках?

  • дощаник в XVII в. стал самым распространенным грузовым судном на реках Западной Сибири. (обь с притоком иртыш, МЕНЕЕ КРУПНЫЕ томЬ, пур, таз, ТОБОЛ И ДР.)
 Где располагались центры судостроения в это время? Располагались на Севере нашей страны, в Санкт-Петербурге, поморье

Где располагались центры судостроения в это время?

  • Располагались на Севере нашей страны, в Санкт-Петербурге, поморье
А вы задавали себе такой вопрос,Как возникло судостроение на Байкале? Было бы странным, если бы на Байкале не возникло судостроение. С другой стороны, мы не можем сказать, что эта деятельность оказывала существенное влияние на экономическое развитие Прибайкалья, хотя для отдельных населенных пунктов являлось определяющим.  После появления русских на Байкале в 1643 году можно говорить о начале судоходства, поскольку казацкие отряды стали появляться здесь регулярно, а водный путь в забайкальские земли был все-таки быстрее и безопаснее. При этом строить надо было добротные, крепкие суда. Первые кочи, касовки, дощаники и прочие суда строили мастера из Архангельска, с Беломорья, Волжских городков. Соответственно и суда эти были похожи, на те, что строились в европейской России и на европейском севере России. Кажется, только в середине XIX века на Байкале стали появляться суда, приспособленные к местным условиям мореплавания: двухнабойная лодка- хоюрка (ее еще называли пятигребка), трехнобойная, сетевая, или селенговая, лодка-неводник, баркас, или лодка-мореходка.

А вы задавали себе такой вопрос,Как возникло судостроение на Байкале?

  • Было бы странным, если бы на Байкале не возникло судостроение. С другой стороны, мы не можем сказать, что эта деятельность оказывала существенное влияние на экономическое развитие Прибайкалья, хотя для отдельных населенных пунктов являлось определяющим.

  • После появления русских на Байкале в 1643 году можно говорить о начале судоходства, поскольку казацкие отряды стали появляться здесь регулярно, а водный путь в забайкальские земли был все-таки быстрее и безопаснее. При этом строить надо было добротные, крепкие суда. Первые кочи, касовки, дощаники и прочие суда строили мастера из Архангельска, с Беломорья, Волжских городков. Соответственно и суда эти были похожи, на те, что строились в европейской России и на европейском севере России. Кажется, только в середине XIX века на Байкале стали появляться суда, приспособленные к местным условиям мореплавания: двухнабойная лодка- хоюрка (ее еще называли пятигребка), трехнобойная, сетевая, или селенговая, лодка-неводник, баркас, или лодка-мореходка.

Как выглядел дощаник по старинным записям крестьян и переписке воевод в переводе на современный русский язык?

  • В основе корпуса дощаника лежала килевая колода (денная матица), по которой определяли длину судна. В нашем случае длина киля составляла 21,6 м; под лапами же следует понимать продолжения киля -форштевень и ахтерштевень. Заметим, что длина дощаника по палубе была больше, ввиду некоторого наклона форштевня. Верхняя матица представляла балку (тоже цельную), на которую настилалась палуба; к ней же крепились верхние кокоры. Бетью называлась перекладина для крепления мачты, и находилась она в районе мидельшпангоута. Другими словами, ширина судна «по бети» - это максимальная ширина в средней его части. У наших дощаников она равнялась 4,5 м. Кокорами в древней Руси называли шпангоуты, которые связывали корпус судна и придавали ему прочность. Кокора изготовлялась из прикорневой части дерева с основным корнем, так как она уже имела необходимую изогнутую форму. Шпангоуты крепятся к килю и служат ребрами для обшивки судна досками. В языке XVII в. это, без сомнения, «денные кокоры».

Кокоры?бимсЫ?шпангоуты? Верхними же кокорами тогда называли, очевидно, бимсы, на которые настилаются доски палубы. Бимсы своей изогнутой стороной, обращенной вниз, тоже крепились к бортовой обшивке. Шпангоуты клались чаще, чем бимсы (расстояние между ними соответственно равнялось 22,5 см и 1 м). Назначение «косых» (досок) нам не вполне ясно; скорее всего, они входили в конструкцию носовой части судна, которая сужалась. Высота дощаника от киля до палубы составляла 2 с небольшим метра; осадка его, таким образом, вряд ли могла быть больше 1 м. Порубнями специалисты считают толстые доски, которые шли по бортам судна в районе ватерлинии (в нашем случае указан как раз 1 м, считая от киля). Подтоварины - настил из досок в трюме. Бортовая обшивка производилась, видимо, вгладь (в отличие от другого способа - внакрой ).

Кокоры?бимсЫ?шпангоуты?

  • Верхними же кокорами тогда называли, очевидно, бимсы, на которые настилаются доски палубы. Бимсы своей изогнутой стороной, обращенной вниз, тоже крепились к бортовой обшивке. Шпангоуты клались чаще, чем бимсы (расстояние между ними соответственно равнялось 22,5 см и 1 м). Назначение «косых» (досок) нам не вполне ясно; скорее всего, они входили в конструкцию носовой части судна, которая сужалась. Высота дощаника от киля до палубы составляла 2 с небольшим метра; осадка его, таким образом, вряд ли могла быть больше 1 м. Порубнями специалисты считают толстые доски, которые шли по бортам судна в районе ватерлинии (в нашем случае указан как раз 1 м, считая от киля). Подтоварины - настил из досок в трюме. Бортовая обшивка производилась, видимо, вгладь (в отличие от другого способа - внакрой ).
Щели между бортовыми досками конопатились и смолились. Что означает выражение «... и конопатить те дощаники скобами накрепко»?  Здесь имеется ввиду вот что. На внешних продольных краях стыкующихся досок делали срезы (растески). В образовавшийся на стыке двух досок паз закладывали конопать из лыка. Конопать прижимали клиновидными планками (лостами), поверх которых и прибивались П-образные скобы, стягивающие соседние доски. На один дощаник казна выделяла в 1649 г. 1350 скоб и 50 гвоздей четвертных, а в 1697 г. -1200 скоб и 25 гвоздей. Железными гвоздями скреплялись наиболее ответственные части корпуса; наряду с ними применялись деревянные гвозди - нагели.
  • Щели между бортовыми досками конопатились и смолились. Что означает выражение «... и конопатить те дощаники скобами накрепко»?

  • Здесь имеется ввиду вот что. На внешних продольных краях стыкующихся досок делали срезы (растески). В образовавшийся на стыке двух досок паз закладывали конопать из лыка. Конопать прижимали клиновидными планками (лостами), поверх которых и прибивались П-образные скобы, стягивающие соседние доски. На один дощаник казна выделяла в 1649 г. 1350 скоб и 50 гвоздей четвертных, а в 1697 г. -1200 скоб и 25 гвоздей. Железными гвоздями скреплялись наиболее ответственные части корпуса; наряду с ними применялись деревянные гвозди - нагели.
Что такое льяло? В словаре В.И. Даля по поводу льяла (ольяла) говорится: «Самый испод посредине судна, по бокам киля, где скопляется и откуда выкачивается вода. Льялом же называется проруб в барке, отколе выплескивается вода плицею («водолейная плица», т.е. черпак, обязательно входила в оснащение дощаников. -Е.В.).,в крытых лодках это же льяло служит входом, дверьми, а на Байкале через него же принимается и груз» . Все это указывает на то, что палуба дощаника была полностью крытой, и попасть на нее можно было через боковые дверцы. Мотивы такой конструкции очевидны. Речные дощаники имели неглубокую осадку, а, соответственно - небольшую высоту подпалубного пространства, куда складывали грузы.

Что такое льяло?

  • В словаре В.И. Даля по поводу льяла (ольяла) говорится: «Самый испод посредине судна, по бокам киля, где скопляется и откуда выкачивается вода. Льялом же называется проруб в барке, отколе выплескивается вода плицею («водолейная плица», т.е. черпак, обязательно входила в оснащение дощаников. -Е.В.).,в крытых лодках это же льяло служит входом, дверьми, а на Байкале через него же принимается и груз» . Все это указывает на то, что палуба дощаника была полностью крытой, и попасть на нее можно было через боковые дверцы. Мотивы такой конструкции очевидны. Речные дощаники имели неглубокую осадку, а, соответственно - небольшую высоту подпалубного пространства, куда складывали грузы.
Что такое ванты Ванты (от нидерл. want) — снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются мачты, стеньги и брам-стеньги с бортов судна[1]. Число вант зависит от толщины мачты и площади парусов.  Помимо своего основного назначения, ванты служат также для подъёма матросов на мачты и стеньги для работы с парусами. Для этих целей поперёк вант на определенном расстоянии друг от друга крепились выблёнки, пеньковые, деревянные или металлические. Пеньковые выблёнки привязывали к вантам выблёночным узлом на расстоянии одна от другой 0,4 м. Нижние ванты (пеньковые) были на парусных кораблях самыми толстыми, их диаметр достигал 90-100 мм.

Что такое ванты

  • Ванты (от нидерл. want) — снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются мачты, стеньги и брам-стеньги с бортов судна[1]. Число вант зависит от толщины мачты и площади парусов.

  • Помимо своего основного назначения, ванты служат также для подъёма матросов на мачты и стеньги для работы с парусами. Для этих целей поперёк вант на определенном расстоянии друг от друга крепились выблёнки, пеньковые, деревянные или металлические. Пеньковые выблёнки привязывали к вантам выблёночным узлом на расстоянии одна от другой 0,4 м. Нижние ванты (пеньковые) были на парусных кораблях самыми толстыми, их диаметр достигал 90-100 мм.
 Кто возглавлял Иркутское пароходство, как оно называлось? Каким-то особым промыслом царь Петр I решил, что Иркутск может послужить и морской славе России. 22 июня 1753 года правительствующий Сенат издал указ, в котором говорилось:

Кто возглавлял Иркутское пароходство, как оно называлось?

  • Каким-то особым промыслом царь Петр I решил, что Иркутск может послужить и морской славе России. 22 июня 1753 года правительствующий Сенат издал указ, в котором говорилось: "...для заведения в Иркутске навигацкой науки... школы ныне завести, в которых обучать геодезии и навигации детей чиновников, дворянских сыновей, боярских, морских, адмиралтейских, солдатских и казачьих, сколько по рассмотрению его определено будет и для того обучения, адмиралтейств-коллегии определить из морской академии учителей, коих и отправить …..
  • Возглавил навигацкую школу капитан второго ранга Есипов.
 Что такое верфь? Верфь (нидерл. werf) — место постройки и ремонта судов. Предприятие для постройки и/или ремонта судов и кораблей. Как правило, располагается на берегу океана, моря, реки, озера, однако существуют и плавучие верфи, для относительно небольших судов. Верфь . Первая из известных верфей датируется 3000 — 2778 гг. до нашей эры (Египет). С XVII века становятся неотъемлемой частью адмиралтейств. В современном языке верфь может называться судостроительный или судоремонтный завод.

Что такое верфь?

  • Верфь (нидерл. werf) — место постройки и ремонта судов. Предприятие для постройки и/или ремонта судов и кораблей. Как правило, располагается на берегу океана, моря, реки, озера, однако существуют и плавучие верфи, для относительно небольших судов. Верфь
  • . Первая из известных верфей датируется 3000 — 2778 гг. до нашей эры (Египет). С XVII века становятся неотъемлемой частью адмиралтейств. В современном языке верфь может называться судостроительный или судоремонтный завод.
 а Кем же был построен первый парусный бот? Первый военный бот с парусом в 1738 году на Байкале спустил мастер-корабельщик Козлов. Козлов оставался в распоряжении иркутского начальства до 1760 года и построил еще два бота.  Первый бот был построен по всем правилам мореходного кораблестроения и имел несколько парусов, позволявших лавировать под углом к ветру. Парусное вооружение казачьих шитиков состояло только из одного прямого паруса брифока, поэтому управлять ботами казаки не умели. На помощь им в 1742 году предписанием свыше был командирован боцман Трубицин с двумя матросами из экипажа талантливого русского мореплавателя Алексея Чирикова. Боцман Трубицин командовал первым ботом и управлял Байкальской флотилией до 1750 года.

а Кем же был построен первый парусный бот?

  • Первый военный бот с парусом в 1738 году на Байкале спустил мастер-корабельщик Козлов. Козлов оставался в распоряжении иркутского начальства до 1760 года и построил еще два бота.

  • Первый бот был построен по всем правилам мореходного кораблестроения и имел несколько парусов, позволявших лавировать под углом к ветру. Парусное вооружение казачьих шитиков состояло только из одного прямого паруса брифока, поэтому управлять ботами казаки не умели. На помощь им в 1742 году предписанием свыше был командирован боцман Трубицин с двумя матросами из экипажа талантливого русского мореплавателя Алексея Чирикова. Боцман Трубицин командовал первым ботом и управлял Байкальской флотилией до 1750 года.
 Назовите  исследователя  оставивший  свой  след  в  сибирском судостроении. Больше всего для истории сибирского судостроения сделал исследователь полярного мореходства и географических открытий М.И.Белов.

Назовите исследователя оставивший свой след в сибирском судостроении.

  • Больше всего для истории сибирского судостроения сделал исследователь полярного мореходства и географических открытий М.И.Белов.
 Как называлась пристань в истоке Ангары? Она называлась лиственничная пристань

Как называлась пристань в истоке Ангары?

  • Она называлась лиственничная пристань


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!