Просмотр содержимого документа
«Викторина "Казенные дощаники на Байкале"»
Викторина по теме «КАЗЁННЫЕ ДОЩАНИКИ НА БАЙКАЛЕ»
ВЫПОЛНИЛИ :
КАЛАШНИКОВА АНАСТАСИЯ И КОМаРОВА ЕЛЕНА
МБОУ СОШ №6 г.Иркутска КЛАСС 5Б
УВАЖАЕМЫЕ РЕБЯТА И ВЗРОСЛЫЕ, СЕГОДНЯ МЫ С ВАМИ СОВЕРШИМ УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ИСТОРИЮ НАШЕГО КРАЯ, приоткроем небольшую завесу казенных дощаников на байкале!
ИНТЕРЕСНО, А ЧТО ЖЕ ТАКОЕ дощаник ?
Ребята, это-плоскодонное несамоходное деревянное речное судно небольшого размера с палубой (или полубой) и одной мачтой, использовавшееся, главным образом для транспортных целей...
А что такое паузки , вы знаете? ОБРАТИМСЯ К СЛОВАРЮ.
Значение слова ПАУЗКА по словарю Ушакова: паузка, м. (спец.). Речное судно, на которое перегружается груз из другого судна, не могущего перейти через перекат во время мелководья.
НА САМОМ ДЕЛЕ, Малые дощаники называли еще паузками.
Длину они имели до 6 саженей, ширину 5-6 аршин, высота доходила до 5 аршин. Грузоподъемность паузка достигала трех тысяч пудов.
На паузке моряков было значительно меньше, чем на большом дощанике, – 6-10 человек.
для чего же строили дощаники?
Люди использовали суда подобного типа в качестве десантных кораблей.
Дощаники использовались главным образом на перевозке грузов и выполнении казенных работ. Особенность такого судна – совершенно плоское дно.
А ЧТО ПЕРЕВОЗИЛИ ДОЩАНИКИ?.
Откуда были мастера, строившие дощаники?
- Мастера были из Архангельска, с Белого моря и средней Волги.
- Строительство судов в Иркутске находилось в ведении Тобольской канцелярии .
Как вы думаете, В 17 веке самыми распространёнными судами были дощаники на каких реках?
- дощаник в XVII в. стал самым распространенным грузовым судном на реках Западной Сибири. (обь с притоком иртыш, МЕНЕЕ КРУПНЫЕ томЬ, пур, таз, ТОБОЛ И ДР.)
Где располагались центры судостроения в это время?
- Располагались на Севере нашей страны, в Санкт-Петербурге, поморье
А вы задавали себе такой вопрос,Как возникло судостроение на Байкале?
- Было бы странным, если бы на Байкале не возникло судостроение. С другой стороны, мы не можем сказать, что эта деятельность оказывала существенное влияние на экономическое развитие Прибайкалья, хотя для отдельных населенных пунктов являлось определяющим.
- После появления русских на Байкале в 1643 году можно говорить о начале судоходства, поскольку казацкие отряды стали появляться здесь регулярно, а водный путь в забайкальские земли был все-таки быстрее и безопаснее. При этом строить надо было добротные, крепкие суда. Первые кочи, касовки, дощаники и прочие суда строили мастера из Архангельска, с Беломорья, Волжских городков. Соответственно и суда эти были похожи, на те, что строились в европейской России и на европейском севере России. Кажется, только в середине XIX века на Байкале стали появляться суда, приспособленные к местным условиям мореплавания: двухнабойная лодка- хоюрка (ее еще называли пятигребка), трехнобойная, сетевая, или селенговая, лодка-неводник, баркас, или лодка-мореходка.
Как выглядел дощаник по старинным записям крестьян и переписке воевод в переводе на современный русский язык?
- В основе корпуса дощаника лежала килевая колода (денная матица), по которой определяли длину судна. В нашем случае длина киля составляла 21,6 м; под лапами же следует понимать продолжения киля -форштевень и ахтерштевень. Заметим, что длина дощаника по палубе была больше, ввиду некоторого наклона форштевня. Верхняя матица представляла балку (тоже цельную), на которую настилалась палуба; к ней же крепились верхние кокоры. Бетью называлась перекладина для крепления мачты, и находилась она в районе мидельшпангоута. Другими словами, ширина судна «по бети» - это максимальная ширина в средней его части. У наших дощаников она равнялась 4,5 м. Кокорами в древней Руси называли шпангоуты, которые связывали корпус судна и придавали ему прочность. Кокора изготовлялась из прикорневой части дерева с основным корнем, так как она уже имела необходимую изогнутую форму. Шпангоуты крепятся к килю и служат ребрами для обшивки судна досками. В языке XVII в. это, без сомнения, «денные кокоры».
Кокоры?бимсЫ?шпангоуты?
- Верхними же кокорами тогда называли, очевидно, бимсы, на которые настилаются доски палубы. Бимсы своей изогнутой стороной, обращенной вниз, тоже крепились к бортовой обшивке. Шпангоуты клались чаще, чем бимсы (расстояние между ними соответственно равнялось 22,5 см и 1 м). Назначение «косых» (досок) нам не вполне ясно; скорее всего, они входили в конструкцию носовой части судна, которая сужалась. Высота дощаника от киля до палубы составляла 2 с небольшим метра; осадка его, таким образом, вряд ли могла быть больше 1 м. Порубнями специалисты считают толстые доски, которые шли по бортам судна в районе ватерлинии (в нашем случае указан как раз 1 м, считая от киля). Подтоварины - настил из досок в трюме. Бортовая обшивка производилась, видимо, вгладь (в отличие от другого способа - внакрой ).
- Щели между бортовыми досками конопатились и смолились. Что означает выражение «... и конопатить те дощаники скобами накрепко»?
- Здесь имеется ввиду вот что. На внешних продольных краях стыкующихся досок делали срезы (растески). В образовавшийся на стыке двух досок паз закладывали конопать из лыка. Конопать прижимали клиновидными планками (лостами), поверх которых и прибивались П-образные скобы, стягивающие соседние доски. На один дощаник казна выделяла в 1649 г. 1350 скоб и 50 гвоздей четвертных, а в 1697 г. -1200 скоб и 25 гвоздей. Железными гвоздями скреплялись наиболее ответственные части корпуса; наряду с ними применялись деревянные гвозди - нагели.
Что такое льяло?
- В словаре В.И. Даля по поводу льяла (ольяла) говорится: «Самый испод посредине судна, по бокам киля, где скопляется и откуда выкачивается вода. Льялом же называется проруб в барке, отколе выплескивается вода плицею («водолейная плица», т.е. черпак, обязательно входила в оснащение дощаников. -Е.В.).,в крытых лодках это же льяло служит входом, дверьми, а на Байкале через него же принимается и груз» . Все это указывает на то, что палуба дощаника была полностью крытой, и попасть на нее можно было через боковые дверцы. Мотивы такой конструкции очевидны. Речные дощаники имели неглубокую осадку, а, соответственно - небольшую высоту подпалубного пространства, куда складывали грузы.
Что такое ванты
- Ванты (от нидерл. want) — снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются мачты, стеньги и брам-стеньги с бортов судна[1]. Число вант зависит от толщины мачты и площади парусов.
- Помимо своего основного назначения, ванты служат также для подъёма матросов на мачты и стеньги для работы с парусами. Для этих целей поперёк вант на определенном расстоянии друг от друга крепились выблёнки, пеньковые, деревянные или металлические. Пеньковые выблёнки привязывали к вантам выблёночным узлом на расстоянии одна от другой 0,4 м. Нижние ванты (пеньковые) были на парусных кораблях самыми толстыми, их диаметр достигал 90-100 мм.
Кто возглавлял Иркутское пароходство, как оно называлось?
- Каким-то особым промыслом царь Петр I решил, что Иркутск может послужить и морской славе России. 22 июня 1753 года правительствующий Сенат издал указ, в котором говорилось: "...для заведения в Иркутске навигацкой науки... школы ныне завести, в которых обучать геодезии и навигации детей чиновников, дворянских сыновей, боярских, морских, адмиралтейских, солдатских и казачьих, сколько по рассмотрению его определено будет и для того обучения, адмиралтейств-коллегии определить из морской академии учителей, коих и отправить …..
- Возглавил навигацкую школу капитан второго ранга Есипов.
Что такое верфь?
- Верфь (нидерл. werf) — место постройки и ремонта судов. Предприятие для постройки и/или ремонта судов и кораблей. Как правило, располагается на берегу океана, моря, реки, озера, однако существуют и плавучие верфи, для относительно небольших судов. Верфь
- . Первая из известных верфей датируется 3000 — 2778 гг. до нашей эры (Египет). С XVII века становятся неотъемлемой частью адмиралтейств. В современном языке верфь может называться судостроительный или судоремонтный завод.
а Кем же был построен первый парусный бот?
- Первый военный бот с парусом в 1738 году на Байкале спустил мастер-корабельщик Козлов. Козлов оставался в распоряжении иркутского начальства до 1760 года и построил еще два бота.
- Первый бот был построен по всем правилам мореходного кораблестроения и имел несколько парусов, позволявших лавировать под углом к ветру. Парусное вооружение казачьих шитиков состояло только из одного прямого паруса брифока, поэтому управлять ботами казаки не умели. На помощь им в 1742 году предписанием свыше был командирован боцман Трубицин с двумя матросами из экипажа талантливого русского мореплавателя Алексея Чирикова. Боцман Трубицин командовал первым ботом и управлял Байкальской флотилией до 1750 года.
Назовите исследователя оставивший свой след в сибирском судостроении.
- Больше всего для истории сибирского судостроения сделал исследователь полярного мореходства и географических открытий М.И.Белов.
Как называлась пристань в истоке Ангары?
- Она называлась лиственничная пристань