СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведение . Улицы нашего города Чкаловска, которые названы в честь известных летчиков

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересная методическая разработка по краеведению

Просмотр содержимого документа
«Краеведение . Улицы нашего города Чкаловска, которые названы в честь известных летчиков»

Слайд 1: Заставка

Слайд 2:Видео АЭРОСЪЕМКА

Слайд 3: Заставка

Слайд 4:Карта всех улиц

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы предлагаем вам совершить небольшую экскурсию по улицам нашего города. Город крылатой мечты. Так можно назвать наш город, как вы думаете? А почему? Конечно, ведь город носит имя легендарного летчика, нашего земляка В.П.Чкалова. Здесь родилась мечта обычного мальчишки Вольки Чкалова стать летчиком. И одна из улиц нашего города носит его имя. Но есть в городе и другие улицы, которым даны имена прославленных летчиков – героев. Кто из вас может назвать эти улицы? Это улица Байдукова, Белякова, Молокова, Леваневского, Осипенко, Серова, Расковой, Водопьянова, Можайского. Посмотрите, вот они на карте Чкаловска. А знаете ли вы, чем прославились летчики? Давайте не спеша пройдем по этим улицам, и они расскажут нам о своих героях.

Слайд5: Видео заставка

Слайд 6:Карта всех улиц

Начнем мы нашу экскурсию … нет, не с улицы Чкалова. Надеюсь, наш великий земляк на нас не обидится. О Валерии Павловиче вы уже много знаете и, надеюсь, в будущем узнаете еще больше. Давайте пройдем по улице, носящей имя второго пилота чкаловского экипажа Г.Ф.Байдукова.

Слайд 7:Карта ул. Байдукова

Слайд 8: Заставка с фото

Георгий Филиппович Байдуков – прославленный летчик, Герой Советского Союза. Он прожил долгую жизнь, хотя летчик -опасная профессия. Байдуков испытывал новые модели самолетов, совершил исторические перелеты, был участником Великой Отечественной войны, имел большое количество наград. Когда Георгий Байдуков пошел служить в армию, его направили в школу военных летчиков. Окончив ее, Байдуков стал летчиком-истребителем. Он специализировался по 'слепым' полетам и посадкам, испытывал новые истребители. И однажды, наверное не случайно, встретились два летчика- ипытателя Байдуков и Чкалов и подружились.

В 1935 году Байдуков предложил Чкалову возглавить беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку. Но, как известно, сначала по решению правительства состоялся перелет на Дальний Восток в июле 1936 года. Экипаж в составе Чкалова, Байдукова и Белякова на самолете АНТ-25 благополучно совершил посадку на острове Удд. За этот перелет летчики были награждены званиями Героев Советского Союза и орденами Ленина. А легендарный перелет Москва-Ванкувер состоялся ровно через год, в том же составе и на том же самолете.

Слайд 9: Видео

Г.Ф.Байдуков - участник Великой Отечественной войны. Он закончил войну в звании генерал-лейтенанта авиации. После войны он возглавлял Главное управление Гражданского воздушного флота, работал заместителем начальника Главного штаба противовоздушной обороны страны.

А кто был штурманом в чкаловском экипаже? Правильно, Алекса́ндр Васи́льевич Беляко́в. И мы с вами идем на улицу Белякова.

Слайд 10:Карта ул.Белякова

Она расположена недалеко от улицы Чкалова.

Слайд 11: Заставка с фото

Когда в нашей стране шла Гражданская война, когда люди делились на «белых» и «красных» Беляков воевал в дивизии знаменитого В.И.Чапаева. За что впоследствии получил от Чкалова шуточное прозвище «Чапай». За беспосадочный перелет с Чкаловым и Байдуковым на Дальний Восток А.В.Беляков был удостоен звания Героя Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны генерал-майор Беляков был начальником Рязанской высшей школы штурманов ВВС. В 1945 году генерал-лейтенант авиации Беляков А.В. принимал участие в битве за Берлин. После войны был начальником штурманского факультета Военно-воздушной академии.

Георгий Филиппович Байдуков и Алекса́ндр Васи́льевич Беляко́в для нас дороги тем, что вместе в В.П.Чкаловым совершили два легендарных перелёта. Давайте посмотрим, как это происходило.

Слайд12 :Видео фильм Чкалов

Слайд 13: Карта ул. Молокова

А теперь мы с вами перейдем на улицу Молокова.

Слайд 14: Заставка с фото

Молоков Василий Сергеевич — Генерал-майор авиации, полярный лётчик, Герой Советского Союза, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин».

Слайд 15: Видео Челюскин

Слайд 16: Заставка с фото

Советское правительство приняло срочные меры по их спасению. Была создана правительственная комиссия. В район гибели парохода были направлены лучшие лётчики, в том числе и Василий Сергеевич Молоков. Мир ещё не знал такой масштабной спасательной операции в Арктике.

Из всех ста одиннадцати человек - тридцать девять вывез лично Молоков. На своем двухместном самолёте Р-5 он умудрялся вывозить по 6 человек, приспособив для пассажиров подвешенные под крыльями самолета парашютные ящики За этот подвиг ему было присвоено впервые в стране звание Героя Советского Союза. После этого он становится полярным лётчиком.

В 1936 году Молоков осуществил знаменитый арктический перелёт из Красноярска на Восток через Якутск до берега моря. А в  марте 1937 года Молокову была поручена ещё одна почётная задача - доставить экспедицию И. Д. Папанина со всем снаряжением к Северному полюсу и высадить на льдину. Это была первая научная экспедиция на Северный полюс. Со своим заданием Молоков успешно справился.

Во время войны был командиром 213-й ночной бомбардировочной дивизии. Под командованием Героя Советского Союза, генерал-майора Молокова это подразделение прошло славный боевой путь.


Слайд 17 : Карта ул. Леваневского

Рядом с ул.Молокова проходит ул.Леваневского.

Слайд 18: Заставка с фото

Сигизмунд Александрович Леваневский, был из семьи поляков, хотя родился в г. Санкт-Петербурге. Его летная судьба начиналась необычно. Сигизмунд был направлен на учебу в Севастопольскую военную школу морских летчиков, в которую он… опоздал! Ему пришлось почти год проработать на должности завхоза в той же школе, чтобы все-таки поступить. Впрочем, школа об этом не пожалела: Леваневский быстро стал одним из лучших курсантов, а затем и летчиком-инструктором. В 1934 году Сигизмунд Леваневский был участником экспедиции по спасению людей с затонувшего во льдах парохода «Челюскин», но потерпел аварию и не мог в дальнейшем участвовать в спасении челюскинцев. Тем не менее, за участие в этой экспедиции он получил звание Героя Советского Союза. 3 августа 1935 г. на самолёте АНТ-25 Леваневский предпринял попытку перелёта Москва — Северный полюс — Сан-Франциско (США). Однако над Баренцевым морем, через десять часов полета, была обнаружена сильная течь масла, которая могла создать аварийную ситуацию.

Командир экипажа С. Леваневский был вынужден повернуть самолет обратно.12 августа 1937 года Леваневский с экипажем в пять человек вновь отправляется в беспосадочный перелет через полюс в Америку. Слайд 19: Видео Леваневский

Слайд 20: Заставка с фото

Но полет не состоялся. На следующий день после взлета связь с самолетом прервалась и он пропал. Тайна его исчезновения не разгадана по сей день…

Слайд 21 : Карта ул. Серова

Параллельно улице Леваневского пролегает ул. Серова. Давайте пройдем по ней. Улица носит имя Героя Советского Союза, лётчика Анатолия Константиновича Серова.

Слайд 22: Заставка с фото

Поступив в 1929 году в Оренбургскую авиашколу, он первые 3 месяца не летал, выполняя на аэродроме различные задания. Однажды он нёс службу в качестве пожарника, обязанности которого были просты — стоять у самолёта и следить за запуском мотора, а в случае возникновения пожара незамедлительно применить огнетушитель. И он его «применил»… Приняв голубые язычки выхлопов из мотора за начавшийся пожар, Серов проявил решительность и направил струю огнетушителя на… исправный мотор. Только внушительная оплеуха, полученная от техника самолёта, умерила усердие «пожарника». Этот случай он запомнил надолго. Но из школы Анатолий Серов вышел летчиком-истребителем с отличной оценкой по технике пилотирования. Мастером высшего пилотажа, искусным воздушным бойцом стал Серов в последующие два года службы на Дальнем Востоке. В начале 1937 года Анатолий Константинович был направлен "в специальную командировку" в Испанию, где тогда шла война с фашистами. Сражаясь с врагами в небе Испании, он провел 48 воздушных боёв и сбил 15 самолётов противника. После возвращения из Испании, летчику Серову были вручены боевые ордена и Золотая Звезда Героя. 11 Мая 1939 года комбриг А. К. Серов погиб в авиакатастрофе при выполнении тренировочного полета.

Слайд 23: Карта ул. Осипенко

Улица, по которой мы пойдем сейчас, названа в честь летчицы Полины Денисовны Осипенко.

Слайд 24: Заставка с фото

До 20 лет Полина никогда не видела самолёта. Она родилась в многодетной семье крестьянина — бедняка. Однажды на луг около птицеводческой фермы, где работала Полина, опустились 2 самолёта. Не будь этой вынужденной посадки, возможно, никогда бы в нашей стране не появилась такая замечательная лётчица, как Полина Осипенко.

Слайд 25: Видео Осипенко.

Слайд 26: Заставка с фото

Как вы только что узнали, Полина Осипенко совершила полет вместе с летчицами Гризодубовой и Расковой.

Слайд 27: Карта ул. Расковой

И вот случайно или нет, но совсем рядом с ул.Осипенко находится и улица Расковой.

Слайд 28: Заставка с фото

Марина Михайловна Раскова была в нашей стране первой лётчицей –штурманом. В детстве ей предсказывали будущее оперной певицы, т.к.она унаследовала музыкальный талант от отца. Но отец умер, и для того, чтобы прокормить мать, брата и себя, Марина была вынуждена устроиться на работу лаборанткой в Военно-воздушную академию, и так увлеклась авиацией, блестяще сдала экзамены в академии и стала первой женщиной-штурманом в отечественной военной авиации и установила три мировых рекорда по дальности перелета. В сентябре 1938 г. Раскова совместно с летчицами Гризодубовой и Осипенко на самолете «Родина» совершила еще один отважный беспосадочный перелет по рейсу Москва – Дальний Восток с целью установления мирового рекорда по дальности перелёта. Этот подвиг чуть не стоил летчице жизни. Полет проходил в экстремальных условиях, при температуре минус 35 градусов. Приборы вышли из строя, закончилось топливо, и командир экипажа Гризодубова приказала Марине Расковой совершить прыжок в тайгу с парашютом. Летчица выполнила приказ и затем целых десять суток, превозмогая голод и холод, добиралась к намеченному месту посадки. За проявленные мужество и установленный мировой рекорд по дальности полета, Марине Расковой в числе первых женщин в стране было присвоено звание Героя Советского Союза.

Во время Великой Отечественной войны Марина Михайловна Раскова руководила женским бомбардировочным авиаполком.

Слайд 29: Видео Ночные ведьмы

Слайд 30: Карта ул.Водопьянова

А сейчас мы с вами пройдем поближе к центру города и остановимся на улице, носящей имя летчика Михаила Васильевича Водопьянова.

Слайд 31: Заставка с фото

В авиацию Водопьянов пришел из-за любви к технике. Настоящим потрясением было для него, когда он увидел первый аэроплан, пролетавший над деревней, и чуть не свалился с крыши, которую они чинили с отцом. Как могла такая махина летать?! Этот вопрос не давал ему покоя. И когда Михаил идет служить в Красную Армию, ему удается попасть именно в летную часть. Начинал он с должности кучера — подвозил на лошади бензин к самолетам, потом перешел в кабину шофера и, наконец, помогал авиамеханику. Заодно изучал неисправности в двигателях и других частях самолета. За старательность и мастерство в ремонте самолетов его брали в полет в качестве пассажира. Поэтому после демобилизации он уже не мыслит себя без техники, едет в Москву, поступает в летную школу. И становится прекрасным летчиком.

Слайд 32: Видео Водопьянов

Слайд 33: Заставка с фото

Вместе с другими летчиками участвовал в спасении челюскинцев и вывез 10 человек. Был удостоен звания Героя Советского Союза. После этого Водопьянов становится полярным летчиком

Слайд 34: Видео Водопьянов полярный летчик

Слайд 35: Заставка с фото

В годы Великой Отечественной войны Михаил Васильевич Водопьянов был командиром дивизии бомбардировщиков. Летал бомбить Берлин, а также вылетал в глубокий немецкий тыл, чтобы доставить в партизанские отряды боеприпасы и продовольствие и вывезти раненых. В 1943 году Водопьянову присвоили звание генерал-майора авиации. После завершения войны Михаил Васильевич продолжил службу в полярной авиации.


Слайд 36 : Карта ул.Можайского


Нашу экскурсию мы с вами закончим на ул. Можайского.

Слайд 37: Заставка с фото

Александр Фёдорович Можайский. Он не был лётчиком, но у него была мечта – построить летательный аппарат. Александр Фёдорович был сыном потомственного морского офицера и дослужился до чина контр-адмирала, но со своей мечтой не расстался. Однажды, во время своего пребывания в Японии, Можайский увидел, как местное население запускает воздушных змеев. И то, что на змее можно запустить человека, первым пришло в голову именно Можайскому. И он взялся за дело. Прежде чем начать строительство своего самолёта, Можайский провёл серию испытаний с воздушными змеями, которых тянула упряжка лошадей. На основании результатов этих испытаний были выбраны размеры самолёта, которые должны были обеспечить ему достаточную подъёмную силу. Испытание самолета проводилось 20 июля 1882 года.

Слайд 38:Видео Можайский

Слайд 39: Заставка с фото

20 лет спустя американские братья Райт, используя опыт Можайского, построили свой аэроплан. С братьев Райт началась история авиации, но идеи строительства первого самолёта принадлежат всё – таки Александру Федоровичу Можайскому.

Слайд40 :Заствавка карта улиц

Закончился наш рассказ о героях – лётчиках, имена которых носят улицы нашего города. Давайте ещё раз назовем их имена. Г.Ф.Байдуков, А.В. Беляков, В.С.Молоков, С.А.Леваневский, П.С.Осипенко, А.К.Серов, М.М.Раскова, М.В. Водопьянов, А.Ф.Можайский. В биографиях этих героев немало других интересных фактов, о которых мы не рассказали. Об этом вам расскажут книги.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!