Развитие у учителей знаний о понятии «одарённость».
Расширить представления учителей о способах по поддержке талантливых детей.
Задачи обучения:
1.Познакомить с качествами одарённых детей в различных сферах через ключевую презентацию.
2.Рассмотреть различные типы интеллектов, используя ресурс «Соотнесение типов интеллекта с типами заданий»
3.Способствовать применению приёмов по поддержке одарённых детей, опираясь на практику учителей.
Результат обучения:
Учитель должен:
Знать качества одарённых детей.
- утвердить в себе позицию уважения к индивидуальности ученика;
- отбирать стратегии обучения, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
Основные (ключевые) идеи:
Понятия "одарённость", признаки"одарённого ребёнка".
Типы интеллектов.
Тренинг- разминка (+ видеоразминка
«Тест на эрудицию»)
Коуч: Я предлагаю Вам, коллеги, интересный тренинг:“Переделай один предмет в другой” Цель : развитие способности к сцеплению наблюдаемого с заранее выработанными теоретическими представлениями).
Попробуйте переделать один предмет в другой. Это делается поэтапно, на каждом этапе можно менять только один признак предмета. Например, как столб превратить в нору. Сначала столб можно сделать полым внутри, затем распилить его на более короткие части, потом одну из частей вкопать в землю.
Коуч: Группы сегодня формируются методом импровизированных фантов: один из учителей с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится участник, на которого в данный момент показывает коучер. 2 минуты
Виды заданий:
Подходы, используемые при
выполнении данного задания
Действия коуча и действия участников коучинга
Время
Вводное задание. Постановка проблемы: просмотр видео
«Девочка 3,5 года играет на синтезаторе»
Обсуждение видео.
Первое наше задание:
1-2 группам предлагается записать качества одарённого ребёнка по степени важности. Затем объяснить свой выбор.
(Можно составить постер)
3-4 группы: составить «Карту одарённости»
Заполнить таблицу, распределив основные качества одарённых детей. 1колонка - качества в сфере познавательного развития, 2 – в психосоциальной сфере.
( Качества даются все вместе, можно разрезать и наклеить)
Сфера познавательного развития
Психосоциальная сфера
5 группа: эксперты дополняют.
- Какое впечатление оказало увиденное?
- Как бы вы определили данную категорию детей?
- Попробуйте понять, опираясь на наш тренинг, какова будет тема нашего занятия?
-Современна ли эта тема?
- Как вы определили принадлежность того или иного качества?
Правильный ответ:
Сфера познавательного развития (интеллект и творчество).
Способность находить альтернативные пути решения проблем.
Способность увлекаться, уходить « с головой» в интересное задание.
Умение четко излагать свои мысли.
Интерес к решению сложных задач, требующих умственного усилия.
Проявление разносторонней любознательности.
Умение делать выводы и обобщения.
Психосоциальная сфера.
Самостоятельность, умение принимать решения.
Настойчивость в выполнении задания.
Готовность отстаивать свою точку зрения, независимость в суждениях.
Склонность к лидерству.
Чувство юмора.
Склонность к самоанализу.
Терпимость к критике.
Уверенность в своих силах.
15 мин.
Задание 1:
«Соотнесите типы интеллектов с типами заданий»
Выполняется самостоятельно. Выступают учителя, которые доказывают свою точку зрения. Затем делается самопроверка.
Коуч:
- Что нового вы узнали из этого задания?
Что почерпнули для своей практики.
7 мин.
Просмотр презентации «Развитие способностей одарённых детей» и видео
«Одарённые дети»
Комментирование отдельных слайдов.
(Презентация используется по частям в течение всего коучинга)
Всё ли понятно?
- Что нового узнали?
- Что особенно заинтересовало по теме?
10 мин.
Задание 2:
Задание по группам.
Используя уже известную вам таблицу интеллектов, придумайте подход в работе с одарёнными детьми, в котором преобладает определённый тип интеллекта.
( Можно составить постер)
1гр.: Вербально – лингвистический.
2гр.: Визуально – пространственный и .
3гр.: Музыкально – ритмический и внутриличностный.
4гр. : Логико – математический.
5 гр.: Моторно – двигательный межличностный.
Коуч:
- Используйте примеры из своей практики.
- Подумайте , какие подходы ещё могут быть использованы в школе.
7 мин.
Оценивание задания
Команды оценивают друг друга с помощью приёма «Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – мало что получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – получилось, но есть недочёты; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – всё удалось! Можно изобразить визуально, а затем перевести в баллы: нижняя -1 балл, средняя – 2,верхняя -3.
Коуч :
-Всё ли понятно в системе оценивания?
-Прикрепите на импровизированную
« Лесенку» человечков.
3 мин.
Задание 3: Чтение статьи, характеризующей советы Нила Роджерса по раскрытию дарования в ребёнке.
Задание: Каждая группа читает предложенный материал.
Применив приём «Ролевая игра» инсценируйте один из советов.
- Что дало вам это занятие ?
-Как изменились ваши взгляды на данную проблему?
-Будете ли вы что- то использовать на уроках? Что именно?
10 мин.
Оценивание задания
«Лесенка успеха»
3 мин.
Задание 4: Работа в группах.
Используется ресурс «Сценарии обучающих игр, способствующих развитию интеллектуальной и академической одаренности на уроках».
Группам даётся по 2-3 игры, задача: рассказать об игре, представить в интересной форме, составить кластер.
-Где и как можно использовать показать в своей практике? Поделиться своими наработками.
10 мин.
Логические задания: «Испытайте себя»
Итоговая рефлексия:
Чтение притчи
Каждой группе предлагаются различные задания на
логику, воображение, знание в разных областях. Необходимо решить задачи, представив себя в качестве детей.
«Плюс – минус – интересно».
Притча о маленьком мальчике.
Однажды маленький мальчик пришел в большую школу. И на первом же уроке учительница сказала: "Дети, сейчас мы будем рисовать цветы". Маленький мальчик очень любил рисовать цветы и тут же принялся за дело, но учительница остановила его. "Подожди, сказала она. - Я же еще не объяснила, какой цветок мы будем рисовать и как это надо делать". И добавила: "Мы будем рисовать … красный цветочек с зеленым стебельком".
А на следующем уроке учительница сказала: "Теперь, дети, мы будем лепить цветы". Маленький мальчик тут же принялся за дело, но учительница тут же остановила его: "Подожди! Я еще не сказала, какой мы будем лепить цветок и как это надо делать. Сейчас, дети, мы будем лепить … красный цветок с зеленым стебельком…"
А потом случилось так, что маленький мальчик перешел в другую школу. И уже другая учительница предложила на уроке: "Дети, давайте рисовать цветы". А потом подошла к маленькому мальчику и спросила: "А почему ты ничего не рисуешь?" А он ответил: "Но вы же еще не объявили, какой надо рисовать цветок и как это надо делать". А учительница сказала: "Рисуй такой цветок, какой тебе нравится".
И тогда маленький мальчик нарисовал … красный цветок с зеленым стебельком.
Когда речь идет о творчестве, как найти границы учительского вмешательства? Мы стремимся развивать в наших учениках творческое мышление, но способны ли мы почувствовать минуту, когда лучше не мешать, отойти в сторону и наблюдать рождение индивидуальности?
Видеоролик.
Коуч:
- Будут ли интересны такие задания детям?
- Когда и как их можно применять ?
Коуч: послушайте притчу и скажите, почему именно она прозвучала в конце нашего занятия?