СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Котрольно-диагностические материалы на формирование универсальных учебных действий по русскому языку в 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для частичного восполнения данного пробела нами разработаны контрольно-диагностические материалы по русскому языку в 9 классе, направленные на формирование УУД по разделу «Сложноподчинённое предложение». 

   Данная разработка   призвана помочь учителям русского языка и литературы организовать контроль и диагностику формирования УУД в 9 классе.

Для частичного восполнения данного пробела нами разработаны контрольно-диагностические материалы по русскому языку в 9 классе, направленные на формирование УУД по разделу «Сложноподчинённое предложение». 

   Данная разработка   призвана помочь учителям русского языка и литературы организовать контроль и диагностику формирования УУД в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Котрольно-диагностические материалы на формирование универсальных учебных действий по русскому языку в 9 классе»





КОТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

НА ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ


РАЗДЕЛ «СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»




Авторы-разработчики:

Бадертдинова Инесса Ивановна,

учитель русского языка и литературы МБОУ Сарсак-Омгинского лицея Агрызского муниципального района РТ,

Зарипова Флюра Камиловна,

учитель русского языка и литературы МБОУ Сарсак-Омгинского лицея Агрызского муниципального района РТ,

Юмагулова Надежда Михайловна, учитель русского языка и литературы Новоусинской ООШ Муслюмовского муниципального района РТ






















ВВЕДЕНИЕ


Сегодня коммуникативной необходимостью современного человека стало умение свободно и убедительно выражать свои мысли, переходя от одного функционального стиля к другому. Уже в школе, начиная с 1 класса, наши дети защищают проекты, проводят различные исследования, создают творческие продукты в форме сочинений, заметок, статей; а в старших классах сдают ОГЭ, ЕГЭ, пишут итоговое сочинение.

Успешность учащихся немало зависит оттого, насколько умело они используют в своей устной и письменной речи сложноподчинённые предложения. Благодаря богатству стилистических и семантических особенностей, СПП помогают сделать художественную речь эмоциональной, законченной, полной, выразительной. Сложноподчиненные предложения как бы «приспособлены» для выражения сложных смысловых и грамматических отношений, которые особенно свойственны языку науки: они позволяют не только точно сформулировать тот или иной тезис, но и подкрепить его необходимой аргументацией, дать научное обоснование. Сложноподчиненные предложения удобны для установления причинно-следственных зависимостей и необходимы для речевого отражения умозаключений. Построенные и оформленные правильно, они не затрудняют восприятие. В противном же случае чтение и восприятие текста будет осложнено.

В школе выделяется большое место изучению СПП. Оно строится на преемственности пропедевтического погружения в основы этого курса (5–7 класс) и систематического курса сложноподчиненного предложения (9 класс). Понятие о сложном предложении дети получают уже в начальной школе. В 5 классе они учатся определять границы простых предложений в составе сложного; отличать сложносочинённые предложения от сложноподчинённых; находить союзы; ставить знаки препинания перед союзами и союзными словами; строить схемы сложных предложений. Постепенно у них формируется умение распознавать виды придаточных определительных, обстоятельственных и изъяснительных предложений. В 6-7 классах учащиеся усваивают различные виды придаточных предложений. По принципу опережающего обучения дети также знакомятся с анализом сложноподчиненного предложения. В 8 классе задания по сложноподчинённому предложению увеличиваются по объёму и выводят учеников на сопоставление простого и сложноподчинённого предложения. К моменту изучения темы «Сложноподчинённое предложение» в 9 классе у школьников достаточно прочно сформированы базовые знания и умения, что позволяет в большей степени решать проблемы назначения этого типа предложений в речи, проблемы текстоведения. Сегодня результат – это не только знания, умения и навыки и компетенции. Результат по современным подходам к образованию – это совершенствование функциональной грамотности учащихся. И мы должны проводить в старших классах мониторинг компетенций. А между тем, как обстоит дело с методическими пособиями по данной теме?

В помощь учителям разработано большое количество различных книжных и электронных учебных пособий по разделу «Сложноподчинённое предложение». Также в Интернете можно найти по этому разделу разработки уроков, конспекты, технологические карты, направленные на формирование универсальных учебных действий по русскому языку в 9 классе. Но контрольно-диагностических материалов, которые помогли бы учителю организовать систематический контроль по данному разделу, практически нет.

Для частичного восполнения данного пробела нами разработаны контрольно-диагностические материалы по русскому языку в 9 классе, направленные на формирование УУД по разделу «Сложноподчинённое предложение».

Данная разработка призвана помочь учителям русского языка и литературы организовать контроль и диагностику формирования УУД в 9 классе.

Предлагаем контрольно-диагностический материал для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 9 классе по разделу «Сложноподчиненное предложение».


























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. О.В. Волкова, Я.В. Алексеева. Рабочая тетрадь девятиклассника. Казань, 2019 год.

2. О.В. Волкова. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 8 классе. Казань, 2019 год.

1. Т.А. Колосова. Принципы классификации сложноподчиненных предложений и их отражение в учебной литературе. https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200203008

2. Н.С.Ларенок (Помогаева). Функционально-стилистический подход при изучении синтаксической синонимии в школе и вузе. «Филология», 14 сентября 2011 года. https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalno-stilisticheskiy-podhod-pri-izuchenii-sintaksicheskoy-sinonimii-v-shkole-i-vuze/viewer

3.С.В.Петухов. Изучение сложноподчиненных предложений с омонимичными средствами связи на уроках русского языка: Учебно-методическое пособие. - Йошкар-Ола: Map. гос. ун-т, 2009. - 64 с. http://window.edu.ru/resource/576/77576

4.О.В.Сердюкова. Мастер-класс/СПП. http://www.26206s014.edusite.ru/p183aa1.html

5.Э.Б. Фаттакова. Методические особенности изучения темы «Сложные предложения» в 4 классе // Молодой ученый. — 2018. — №17. — С. 299-302. — URL https://moluch.ru/archive/203/49906/ (дата обращения: 30.11.2019).

6. https://www.proza.ru/2011/01/12/20

7. https://www.sekretariat.ru/question/212162-qqqa-16-m4-v-kakih-situatsiyah-primenyayutsya-slojnye-predlojeniya













КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЛИСТ ПО РАЗДЕЛУ «СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Тематическое планирование

Планируемые результаты основной образовательной программы (ООП)

Строение сложноподчинённого предложения

Знать понятия «сложноподчинённое предложение», главное и придаточное предложения, придаточного предложения по от- ношению к главному; уметь определять (находить) главную и придаточную части сложноподчиненного предложения, составлять схемы СПП; моделировать по заданным схемам и использовать в своей речи синтаксические синонимы СПП.

Основные группы сложноподчинённого предложения

Знать виды придаточных: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия); уметь определять, опознавать и различать группы сложноподчинённых предложений.

Средства связи в сложноподчинённом предложении

Знать союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным; уметь отличать союзы от союзных слов

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Знать понятие сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными; уметь определять (находить) в тексте средства, подкрепляющие смысловые отношения в СПП с несколькими придаточными строить их схемы

Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

Уметь расставлять и объяснять знаки препинания в СПП в том числе и в СПП с несколькими придаточными

Стили речи

Уметь определять стиль и тип речи, анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.

Речь

Уметь строить устные и письменные высказывания; использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы







ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Задания

1. В виде графических схем представьте сложносочинённое и сложноподчинённое предложения.


2. Соотнесите схемы предложений с видом подчинения. Охарактеризуйте виды подчинения придаточных.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными с разными видами подчинения:

1.Параллельное подчинение

2.Однородное подчинение

3.Последовательное подчинение


3. Запишите предложения, расставляя знаки препинания: Он почувствовал себя по-настоящему счастливым в тот день когда вернулся в родной город; Он почувствовал себя по-настоящему счастливым когда вернулся в родной город. В чём их сходство и чем они отличаются? Начертите схемы этих предложений.


4. Используя данную схему, составьте и запишите предложения. Докажите, что они иллюстрируют один вид сложноподчинённого предложения. Какой? Сделайте вывод, какую роль выполняет союз или союзное слово в этих предложениях.





Я только сегодня узнал

где…

куда…

откуда…

что…

когда…

сколько...

какой…


5. Найдите четвёртое лишнее. Обоснуйте свой выбор.

  1. Пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрина.

  2. Пока чистили оружие, седла, сбрую и коней, звезды померкли, стало совсем светло, и потянул предрассветный ветерок.

  3. Когда заводишь друга, смотри в его сердце.

  4. Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок.


6. Среди сложноподчинённых предложений найдите пример анафоры. Какую роль играет эта стилистическая фигура в контексте? Дополните ответ примерами из других художественных текстов.

Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. (Л. Леонов).


7. Прочитайте текст, найдите в нём сложноподчинённые предложения, охарактеризуйте их. Определите стиль, тип речи. В каком предложении средством выразительности является метафора?

1)Актриса стояла за кулисами, одетая в атласную оранжевую мантию. 2)Она смотрела в зал, где пламя свечей дробилось в хрустале. 3)А видела перед собою один-единственный, слабо тлеющий огонек лучины в родимой хате и слышала, как шипят в подставке падающие обугленные щепочки. 4)И слушала, как поет матушка.


8. Словарная работа. По этимологическому словарю определите, что объединяет слова «сочинение» и «подчинение». В толковом словаре найдите лексическое значение этих слов. Опираясь на полученные сведения, объясните смысл терминов: «сложносочинённое предложение», «сложноподчинённое предложение».


9. Данные простые предложения перестройте в синонимичные сложноподчиненные, преобразовав деепричастный оборот в придаточное. Укажите вид полученных придаточных предложений. Объясните постановку знаков препинания.

1) Перелистывая страницы этой книги, обнаружил много интересных стихов –

2) Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей -

3) Гусь, увидя детей, улетел –

4) Услышав в лесу подозрительный звук, охотники схватили ружья. –


10. Прочитайте предложения. Расположите их в правильной последовательности, чтобы получился текст. Сравните слова личный и личностный. Как содержание текста помогает понять их различие? Объясните значение и правописание слов освящает, освещает.

… (1) В жизни человека огромную роль играет любовь. (2) У каждого человека, помимо небольших и “временных” личных целей, в жизни непременно должна быть одна большая личностная цель… (3) Потом это любовь к своей школе, к своему классу; к своему селу или городу. (4) Надо быть увлечённым своей профессией, своим делом (5) Сперва это любовь к своим родителям, к своей семье. (6) Любовь к Родине даёт смысл жизни, превращает жизнь из прозябания в осмысленное существование. (7) Ещё одна важнейшая ступень — любовь к своему народу, к своей стране. (8) Любовь к своей стране и своему народу – это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему освящает (делает святой) всю деятельность человека, приносит ему счастье. (9) Патриотизм-начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов — всё определить в человеке и всё освещать.

(По. Д.С. Лихачеву)



























РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Задания

1.Перепишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Поменяйтесь тетрадями, проверьте по эталону.

1) Маша так друж_любно и крепко стиснула его руку что сер(?)це у него забилось от радости. (И. Тургенев) 2) Что с возу упало то пропало. (Пословица) 3) (Не)было (ни)какой н_дежды что небо про_сни(тся, ться). (А. Чехов) 4) Марина полюбила Верочку и умела угад__вать по гл_зам что ей нрав_лось. (И. Гончаров) 5) В сложной би_графии Андерсена (не)легко установить то время когда он нач_л писать свои первые пр_лес(?)ные ска_ки. (К. Паустовский) 6) Он говорил о вр_менах гр_дущих когда народы распри поз_быв в в_ликую семью со_диня(тся, ться). (А. Пушкин) 7) Путешествие (не)покзалось ему столь ужас(?)но как он того ож_дал. (А. Пушкин) 8) Этот сл_пой (не)так слеп как каже(тся, ться). (М. Лермонтов)


2. Установите соответствия. Сравните с эталоном.

I

Придаточные определительные

1

поясняют то, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов что, где, когда и т.д.)

А

(Когда я вернулся домой), [сестра уже делала уроки]

II

Придаточные изъяснительные

2

указывают на место, где происходит действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов где, куда, откуда и отвечают на вопросы где? куда? откуда? и т.д.):

Б

[Он пришёл], (для того чтобы )

III

Придаточные времени

3

указывают на образ или способ выполнения действия, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению с помощью союзов как, что и т.д. и отвечают на вопросы как? каким образом?

В

[С улицы, (которая была полна народу), доносился чей-то крик]

IV

Придаточные места

4

отвечают на вопросы косвенных падежей, относятся к такому члену главного предложения, чей смысл надо разъяснить или дополнить, без придаточных изъяснительных такие сложные предложения были бы незаконченными и непонятными

Г

[Её не было дома], (что бывало нечасто).

V

Придаточные образа действия

5

указывают на степень качества, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов что, насколько и т.д. и отвечают на вопросы на сколько? до какой степени?

Д

[Бабушка попросила], (чтобы я купил лекарства)

VI

Придаточные меры и степени

6

в них указывается на действие, соотносительное по времени с действием в главном предложений, отвечают на вопросы когда? как долго? с какого времени?

Е

[Уже поздно], (так что пойдем домой);

VII

Придаточные причины

7

поясняют то, о чём говорится в главном предложении путем сравнения, к главному предложению присоединяются при помощи союзов как, будто, как будто и т.д.

Ж

[Мы втроём начали беседовать], (как будто век были знакомы);

VIII

Придаточные цели

8

указывают на следствие, которое вытекает из главного предложения, присоединяются при помощи союза так что)

З

[Надо было всё сделать таким образом], (чтобы мама ничего не узнала)

IX

Придаточные условные

9

указывают на условия, вопреки которым совершается действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов хотя, несмотря на то что и т.д

И

[Я не пошёл вчера в школу], (так как было очень холодно)

X

Придаточные сравнительные

10

указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов чтобы, для того чтобы и тд. и отвечают на вопросы зачем? для чего?

К

[Я тебе дам эту книгу], (если ты пообещаешь вернуть её через неделю);

XI

Придаточные уступительные

11

указывают на условие, при котором совершается действие, описанное в главном предложении, к главному предложению присоединяются при помощи союзов если, когда, коли и т.д. и отвечают на вопрос при каком условии?

Л

[Через столько лет он вернулся туда], (где провёл свою юность)

XII

Придаточные следствия

12

указывают на причину того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов потому что, из-за того что, благодаря тому что и т.д. и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?

М

[Солнце светило так ярко], (что мне пришлось зажмуриться)

XIII

Придаточные присоединительные

13

относятся к члену предложения, который выражен именем существительным или субстантивированным словом, отвечает на вопросы который? какой? и присоединяется при помощи союзных слов который, чей, какой, когда, где, куда и т.д.

Н

(Хотя он был еще очень юным), [он рассуждал очень разумно];

3. Кодированный диктант. Определите вид придаточного предложения, запишите: определительное – о, изъяснительное – и, простое – п. Ответ сравните с эталоном.

а) Нет той книги, из которой человек не мог бы не научиться чему-нибудь хорошему.

б) Учение мое состоит единственно в том, чтобы иметь чистое сердце и любить своего ближнего как самого себя.

в) Один из современников Кипренского говорил, что, оставаясь наедине с его портретом, он слышит голоса людей.

г) Сказки Пушкина, услышанные в детстве, мы помним всю свою жизнь.

д) Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом сюртуке…

4. Составьте алгоритм определения вида придаточного предложения. Используя составленный алгоритм, найдите предложение с придаточным времени. Ответ сравните с эталоном.

1) Когда она вошла, лейтенант быстро встал и пошёл навстречу.

2) Когда командир не робеет, солдаты за ним в огонь и воду пойдут.

3) Я закрыл двери, чтобы не мешать Володе.

4) Пока мы не взялись за дело, они и с места не сдвинулись.

5. Составьте алгоритм, как различать омонимичные союзы и союзные слова. Приведите примеры предложений с омонимичными союзами и союзными словами. Используя составленный алгоритм, определите, в каком из приведённых вами предложений омонимичная часть речи является союзом, а в каком — союзным словом

6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. Запишите предложение правильно.

А) Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.

Б) Особенно мне нравится ночное пение соловья когда над головой светят звёзды и всё в лесу примолкает.

В) На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя

7. Вспомните стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Охарактеризуй все сложноподчинённые предложения, находящиеся в тексте.

8. Напишите терминологический диктант. Сравните с эталоном.

  1. Придаточные предложения присоединяются к главному …

  2. Союзные средства в СПП располагаются в …

  3. В СПП может быть …придаточных предложений.

  4. Независимое предложение в составе СПП называется …

  5. Союзные слова не только служат средством связи, но и являются …

  6. При неоднородном подчинении придаточные предложения отвечают …

  7. При однородном подчинении придаточные предложения отвечают …

9. Определите вид придаточных обстоятельственных предложений. Начертите их схемы. Проверьте у соседа по парте по эталону.

Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.

Часа через четыре мы добрались туда, где нам предстояло менять лошадей.

Ракета рванулась к зениту, чтоб маленькой звездочкой замерцать.

Вода так чиста, что на дне отчетливо виден каждый прошлогодний листок, каждая затонувшая веточка.

Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навел.


10. Прочитайте текст. Сформулируйте к нему свои задания и выполните их.

После выздоровления

Бездумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему притронуться руками, всё оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый лист, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налётом, хотелось перешагнуть через разрушенное прясло и пойти по грязи, бездорожию, туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле.

Несколько дней Анисья провела в ожидании, что вот-вот появится Григорий, но потом узнала от заходивших к хозяину соседей, что война не кончилась, что многие казаки из Новороссийска уехали морем в Крым, а те, которые остались, пошли на рудники.

К концу недели Анисья твёрдо решила идти домой, а тут вскоре нашёлся ей и попутчик. Как-то вечером в хату, не постучавшись, вошёл маленький сутулый старичок. Он молча поклонился, стал расстёгивать мешковато сидевшую на нём грязную, распоротую по швам английскую шинель.

«Ты что же это, добрый человек, «здравствуйте» не сказал, а на жительство располагаешься?» — спросил хозяин, с изумлением разглядывая незваного гостя.

А тот проворно снял шинель, встряхнул её у порога, бережно повесил на крюк и, поглаживая коротко остриженную седую бородку, улыбнулся.

(М. Шолохов)

























КОММУНИКАТИВНЫЕ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Задания

1. Прочитайте текст. Определите основную мысль текста. Сформулируйте ответ на вопрос: «Что является показателем культуры человека?» Обсудите ответ с соседом по парте.

Самая большая ценность народа — это язык, на котором он пишет, говорит, думает. Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём мы думаем.

Есть язык народа, как показатель его культуры, а есть язык, как показатель его личных качеств. Язык человека – это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека – прислушаться к тому, что и как он говорит.

Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам – значит ошибаться. А вот язык человека гораздо более яркий показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью – письменной и устной – надо следить постоянно. (По. Д.С. Лихачеву)

2. Работа в группе. Прочитайте текст, озаглавьте его. Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Чем вы руководствовались при формулировке названия? Возможны ли варианты: «Выбор», «Телевизор в жизни человека»? Приведите аргументы.

Почему телевизор частично вытесняет книгу? Да потому что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу сесть поудобнее чтобы вам ничего не мешало чтобы вы отвлеклись от забот и повседневных хлопот.

Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, сядьте с ней поудобнее и вы поймете что есть много книг без которых нельзя жить которые важнее и интереснее чем многие передачи.

Определите сами свой выбор сообразуясь с тем какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры чтобы стать классикой.

Это значит что в ней что-то существенное есть.

А может быть это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас? (по Д. Лихачеву «Письма о Добром и Прекрасном»)

3. Вспомните признаки каждого стиля речи. К какому стилю можно отнести тест по Д.С. Лихачеву «Письма о Добром и Прекрасном»? Объясните соседу свою точку зрения.

4. Прочитайте текст Е. Носова «Тридцать зёрен». Напишите сочинение в форме воображаемой беседы с таким животным или растением, которое чем-то для вас интересно, дорого. Используйте в сочинении сложноподчинённые предложения.

Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. Но снег был твёрд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»

Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зёрна. Первое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать — в моей комнате.

Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец она схватила первую коноплинку и унесла её на ветку. Расклевав твёрдую скорлупку, она выщипала ядро.

Всё обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент, подобрала зёрнышко номер два…

Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмерена её судьба.

— Можно, я склюю ещё одно зёрнышко? Одно-единственное?

И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с коноплинкой на дерево.

— Ну, пожалуйста, ещё одно. Ладно?

Наконец осталось последнее зерно. Оно лежало на самом кончике линейки. Зёрнышко казалось таким далёким, и идти за ним так боязно!

Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. Её особенно поразили живые зелёные цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.

— Ты здесь живёшь?

— Да.

— А почему здесь нет снега?

Вместо ответа я повернул выключатель. Под потолком ярко вспыхнула электрическая лампочка.

— Где ты взял кусочек солнца? А это что?

— Это? Книги.

— Что такое книги?

— Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. И ещё научили насыпать тебе конопляных зёрнышек.

— Это очень хорошо. А ты совсем не страшный. Кто ты?

— Я — Человек.

— Что такое Человек?

Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.

— Видишь нитку? Она привязана к форточке…

Синичка испуганно оглянулась.

— Не бойся. Я этого не сделаю. Это и называется у нас — Человек.

— А можно мне съесть это последнее зёрнышко?

— Да, конечно! Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. Ты будешь навещать меня, а я буду работать. Это помогает Человеку хорошо работать. Согласна?

— Согласна. А что такое работать?

— Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без неё нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу.

— А чем ты помогаешь людям?

— Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать конопляных зёрен…

Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклёвывает его на кончике линейки.

5. Оцените информацию о признаках сложноподчиненного предложения и на её основе укажите вид придаточных. Обсудите результаты с соседом по парте.

Придаточное предложение

  1. отвечает на вопросы косвенных падежей

  2. поясняет сочетание глаг. + так и отвечает на вопрос каким образом?

  3. отвечает на вопрос какой?

  4. поясняет словосочетание глаг. + указательное слово

  5. поясняет словосочетание глаг. + так

  6. отвечает на вопрос в какой степени?

  7. поясняет словосочетание такой + прилагательное

  8. поясняет словосочетание до того + наречие

  9. присоединяется к главному предложению союзным словом который

  10. присоединяется к главному предложению союзами и союзными словами

6. Работа в парах.

Прочитайте предложения. Выполните задания:

1) Назовите номера примеров, в которых действие придаточного предложения происходит: а) до действия главного, б) после действия главного.

2) Выпишите союзы, употребляемые в первой и второй группе предложений. Замените, где возможно, один союз другим. Сделайте вывод о том, какие из выписанных союзов допускают широкую замену, а какие заменяются редко.

3) Назовите, какие из рассматриваемых союзов употребляются: а) как в книжных, так и в разговорном стилях, б) только в книжных, в) только в разговорном стиле?

1) Когда служанка вышла из комнаты, врач присел возле кровати на стул.

2) Едва только посторонились козаки, как грянули с вала картечью.

3) Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже козаки были на челнах и гребли вёслами.

4) Так он сидел, пока не принял решение.

5) Ещё солнце не дошло до половины неба, как все запорожцы собрались в круги.

6) Покамест ближние курени, разбуженные шумом, успели схватиться за оружие, войско уже уходило в ворота.

7) Прежде чем я остановился в этом берёзовом лесу, я со своей собакой прошёл через высокую осиновую рощу.

8) А коли окажется одной мало, то две или три доски склею.

9) Раз вы согласились участвовать в вечере, не подводите нас.

7. Синтаксическое лото. Работа в парах.

Прочитайте предложения, определите тип подчинения и расскажите об этом своему соседу по парте.

Предложение

Тип подчинения

1. Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек.

2. Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки.

3. Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место

4. Если мы обратимся к лучшим образцам прозы, то убедимся, что они полны подлинной поэзии.


8. Обсудите с соседом по парте, какие новые знания вы получили при изучении темы «Сложноподчинённое предложение» Дайте аргументированный ответ.


9. Составьте письменный отзыв на ответ одноклассника «Какие новые знания я получил при изучении темы “Сложноподчинённые предложения”


  1. Прочитайте отрывок из повести И. Костевич «Предатели», обсудите в группе. Напишите продолжение, используя СПП.

По крайней мере, этот человек понимает, что гостей нужно кормить. Я пришла к Виктору сразу после школы и теперь сижу у него на кухне. А он греет мне суп в завывающей, как буран в степи, микроволновке.

Уютно. Запах в этой квартире напоминает мне детство.

Виктор молчит, потому что у него ангина. А я молчу, потому что он молчит.



























ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Познавательные универсальные учебные действия

ОТВЕТЫ

1. Ответ

[ ], сочинительный союз [ ] – сложносочинённое предложение.

[ ], подчинительный союз или союзное слово ( ) – сложноподчинённое

предложение

2. Ответ

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными с разными видами подчинения:

1. Параллельное подчинение

2. Однородное подчинение

3. Последовательное подчинение

Последовательное: первое придаточное относится к главному (придаточное первой степени), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.

Однородное: придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению — однородными, отвечают на один и тот же вопрос

Параллельное: оба придаточных предложения относятся к одному главному, отвечают на разные вопросы.

3. Ответ

[Он почувствовал себя по-настоящему счастливым в тот день], (когда вернулся в родной город).

[—— ==== указ. слово тот + сущ.], когда ( ==== ).

Он почувствовал себя по-настоящему счастливым, когда вернулся в родной город.

[—— ====], (когда ==== )

По смыслу это одинаковые предложения, только в первом предложении (сложноподчинённое с придаточным определительном) когда — союзное слово, а во втором (сложноподчинённое с придаточным времени) когда — подчинительный союз.

4. Вариант ответа.

Я только сегодня узнал, (что?) где они договорились встретиться (союзн.сл.)

Я только сегодня узнал, (что?) куда было отправлено письмо (союзн.сл)

Я только сегодня узнал, (что?) откуда пришло известие (союзн.сл)

Я только сегодня узнал, (что?) что собрание не состоится (союз)

Я только сегодня узнал, (что?) когда будет совещание (союзн.сл.)

Я только сегодня узнал, (что?) сколько было потрачено сил (союзн.сл)

Я только сегодня узнал, (что?) какой рассказ нужно было читать (союзн.сл.)

5. Ответ.

Лишним является 3 предложение. В предложениях 1,2,4 придаточное предложение является общим для двух главных предложений, соединённых сочинительной связью. Предложение 3 сложноподчинённое с одним главным и одним придаточным предложениями.

6. Вариант ответа.

Анафора – повторение глагола есть. Используется для установление связи между отрезками речи на основе параллелизма.

Пример анафоры:

  1. Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет. (К. Симонов)


  1. Я не люблю себя, когда я трушу,

И не люблю, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более, когда в нее плюют. (В.Высоцкий)

7. Ответ.

Второе предложение сложноподчинённое с придаточным определительным. Третье и четвёртое предложения сложноподчинённые с придаточными изъяснительными. Стиль речи — художественный; тип речи – повествование с элементами описания. Пример метафоры представлен в предложении №2.

8. Вариант ответа. У слов «сочинение» и «подчинение» ( согласно этимологическому словарю, один корень «чин» — порядок (русск.)). Обратившись к толковому словарю, выясняем лексическое значение слов «сочинение» и «подчинение». Сочинение — 1. «вид творческой, письменной или устной работы»; 2. соединение нескольких слов или частей предложения на основе их грамматической равноправности. Приставка под- в слове «Подчинение» употребляется чаще всего при образовании существительных или прилагательных со значением «находящийся в чьем-либо ведении, подчиняющийся кому-либо» (подотчетный, подшефный и др.) Следовательно сложноподчинённое предложение построено по принципу равноправности частей, а сложноподчинённое предложение – по принципу подчинения одной части другой.

9. Ответ.

1) Перелистывая страницы этой книги, обнаружил много интересных стихов –

2) Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей -

3) Гусь, увидя детей, улетел –

4) Услышав в лесу подозрительный звук, охотники схватили ружья. –


1) (Когда перелистывал страницы этой книги), [обнаружил много интересных стихов]. (придаточное времени);

2) [Когда убирал свою комнату], (мальчик нашел огромное количество вещей) (придаточное времени);

3) (Когда увидел детей), [гусь улетел] (придаточное времени);

4) (Хотя альпинисты видели опасность), [они всё же шли вперёд] (придаточное уступки).

10. Ответ

(2) У каждого человека, помимо небольших и “временных” личных целей, в жизни непременно должна быть одна большая личностная цель… (4) Надо быть увлечённым своей профессией, своим делом… (1) В жизни человека огромную роль играет любовь. (5) Сперва это любовь к своим родителям, к своей семье. (3) Потом это любовь к своей школе, к своему классу; к своему селу или городу. (7) Ещё одна важнейшая ступень — любовь к своему народу, к своей стране. (8) Любовь к своей стране и своему народу – это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему освящает (делает святой) всю деятельность человека, приносит ему счастье. (6) Любовь к Родине даёт смысл жизни, превращает жизнь из прозябания в осмысленное существование. (9) Патриотизм-начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов — всё определить в человеке и всё освещать.

ЛИЧНЫЙ — принадлежащий определенному лицу; затрагивающий интересы какого-либо лица.

ЛИЧНОСТНЫЙ — относящийся к личности (книжн.).

ОСВЯЩВЕТ — делает святой

ОСВЕЩАЕТ – светит

КРИТЕРИИ ЦЕНИВАНИЯ

Указания по оцениванию

Баллы

Максимальный балл

1

Верно представлены сложносочинённое и сложноподчинённое предложения в виде графических схем

1

1

2

Верно соотнесены схемы с видом подчинения

1

2

Верно дана характеристика видов подчинения придаточных

1

3

Верно расставлены знаки препинания и начерчены схемы

2

3

Названы сходство и отличие предложений

1

4

Верно составлены ССП

7

9

Верно определён вид СПП

1

Верно определены союзные слова и союз

1

5

Верно найдено лишнее предложение

1

2

Дано верное обоснование своего выбора

1

6

Верно найдена анафора

1

3

Верно определена роль стилистической фигуры в контексте

1

Приведён пример из художественного текста

1

7

Дана верная характеристика предложений

1

3

Верно определены тип и стиль речи

1

Верно указано предложение с метафорой

1

8

Верно определён общий корень

1

2

Верно объяснён смысл терминов

1

9

Верно перестроены простые предложения в синонимичные сложноподчинённые

1

3

Верно указан вид придаточных предложений и объяснена постановка знаков препинания

2

10

Верно определена последовательность предложений

2

2

Допущена одна ошибка в определении последовательности

1

Допущено две и более ошибки в определении последовательности предложений

0

Верно определено различие слов

1

2

Объяснено значение и правописание слов

1

Максимальный балл

32


Регулятивные универсальные учебные действия

ОТВЕТЫ

1. Эталон

1) Маша так дружелюбно и крепко стиснула его руку, что сердце у него забилось от радости. (И. Тургенев) 2) Что с возу упало, то пропало. (Пословица) 3) Не было никакой надежды, что небо прояснится. (А. Чехов) 4) Марина полюбила Верочку и умела угадывать по глазам, что ей нравилось. (И. Гончаров) 5) В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время, когда он начал писать свои первые прелестные сказки. (К. Паустовский) 6) Он говорил о временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся. (А. Пушкин) 7) Путешествие не показалось ему столь ужасно, как он того ожидал. (А. Пушкин) 8) Этот слепой не так слеп, как кажется. (М. Лермонтов)

2. Эталон

I

13

В

II

4

Д

III

6

А

IV

2

Л

V

3

З

VI

5

М

VII

12

И

VIII

10

Б

IX

11

К

X

7

Ж

XI

9

Н

XII

8

Е

XIII

1

Г

3. Эталон. о, и, и, п, о.

4. Эталон

Алгоритм выполнения задания:

прочитать предложение, найти в нём главную и придаточную части;

задать вопрос от главной части к придаточной, определить значение;

сделать вывод.

(Когда она вошла), [лейтенант быстро встал и пошёл навстречу].

Когда? Значение времени.

(Когда командир не робеет), [солдаты за ним в огонь и воду пойдут].

При каком условии? Значение условия.

[Я закрыл двери], (чтобы не мешать Володе).

Зачем? Значение цели.

(Пока мы не взялись за дело), [они и с места не сдвинулись].

До каких пор? Значение времени.

1, 4

5. Вариант ответа

Изъять из предложения слово, которым прикрепляется придаточная часть к главной

Слово можно опустить или заменить другим союзом-синонимом

Слово можно заменить только словом самостоятельной части речи

Союз

Союзное слово

Поставить вопрос к союзному слову и определить, каким членом предложения оно является

Екатерина хорошо понимала, что может доставить сестре радость в день рождения.

«Что» можно опустить (Екатерина хорошо понимала: может доставить сестре радость в день рождения). Значит, «что» — союз.

Екатерина хорошо понимала, что (именно) может доставить сестре радость в день рождения.

«Что» опустить нельзя, его можно заменить существительным, например, подарок. (Екатерина хорошо понимала, подарок может доставить сестре радость в день рождения). Это слово является подлежащим придаточного предложения. Значит, «что» — союзное слово

6. Ответ.

Ошибка допущена в последнем предложении. На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что, если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.

7 Ответ.

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит. (СПП с придаточным времени)

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал. (Сложное предложение с однородным подчинением придаточных)

8. Эталон

  1. Придаточные предложения присоединяются к главному подчинительными союзами и союзными словами

  2. Союзные средства в СПП располагаются в придаточной части

  3. В СПП может быть несколько придаточных предложений.

  4. Независимое предложение в составе СПП называется главным

  5. Союзные слова не только служат средством связи, но и являются членами предложения.

  6. При неоднородном подчинении придаточные предложения отвечают на разные вопросы

  7. При однородном подчинении придаточные предложения отвечают на одни и те же вопросы

9. Эталон.

Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.

(Когда —— ====), [—— ====] – обст. времени.

Часа через четыре мы добрались туда, где нам предстояло менять лошадей.

[—— ==== указ. сл.], ( где —— ====) – обст. места.

Ракета рванулась к зениту, чтоб маленькой звездочкой замерцать.

[—— ====], ( чтоб ====) – обст. цели.

Вода так чиста, что на дне отчетливо виден каждый прошлогодний листок, каждая затонувшая веточка.

[—— ====], (что ====) – обст. степени.

Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навел.

[—— ====], (словно —— ==== и ====) – обст. сравнит.

10. Свободный ответ

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Указания по оцениванию

Баллы

Максимальный балл

1

Соблюдение орфографических норм

3

Орфографических ошибок нет, или допущена одна негрубая ошибка

3

Допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

Соблюдение пунктуационных норм

3

Пунктуационных ошибок нет

3

Допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

2

Верно установлены соответствия

4

4

Допущено не более двух ошибок в установлении соответствия

3

Допущено три-четыре ошибки в установлении соответствия

2

Допущено пять ошибок

1

Допущено более пяти ошибок

0

3

Верно определены все виды придаточных предложений

2

2

Допущена одна ошибка

1

Допущено две и более ошибки

0

4

Верно составлен алгоритм

1

2

Верно указано предложение с придаточным времени

1

4

Верно составлен алгоритм

1

2

Верно приведены примеры с омонимичными союзом и союзным словом

1

6

Верно определено предложение с пунктуационной ошибкой

1

1

7

Верно выписаны предложения

1

3

Верно расставлены знаки препинания

1

Дана верная характеристика предложений

1

8

Терминологический диктант написан без ошибок

3

3

Допущена одна ошибка

2

Допущено две ошибки

1

Допущено три и более ошибки

0

9

Верно определён вид придаточных предложений и составлены схемы

3

3

Допущена одна ошибка в определении вида придаточных предложений и составлении схем

2

Допущено две ошибки

1

Допущено три и более ошибки

0

10

Сформулировано задание к тексту и выполнено

2

2

Сформулировано задание, но не выполнено

1

Задание не сформулировано

0

Максимальный балл

28


Коммуникативные универсальные учебные действия

ОТВЕТЫ

1. Ответ

Основная мысль: Необходимо беречь свой родной язык, ценить его и защищать

Ответ на вопрос: «Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам – значит ошибаться. А вот язык человека гораздо более яркий показатель его нравственных качеств, его культуры».

2. Работа в группе.

Почему телевизор частично вытесняет книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас, не торопясь, просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, чтобы вы отвлеклись от забот и повседневных хлопот.

Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, сядьте с ней поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи.

Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой.

Это значит, что в ней что-то существенное есть.

А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

3. Работа в парах.

 Стили   речи 

Разговорный стиль

Книжные  стили   речи 

Стиль художественной литературы

Основные признаки стиля

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Основные функции

Функция общения

Функция сообщения

Функция сообщения

Функция воздействия

Функция воздействия через худ-ый образ

Сфера применения

Повседневные беседы, диалоги, записки, письма

Научные труды, учебники, лекции

Постановления, протоколы, заявления и другие деловые документы

Газетные и журнальные статьи, выступления на общественно-политические темы

Поэмы, басни, эпиграммы, романы, повести, рассказы, трагедии, драмы, комедии

Публицистический стиль речи.

4. Сочинение

5. Работа в парах. Примерный ответ

1) информация достаточная – придаточное изъяснительное

2)информация избыточная, так как названы два главных признака, – придаточное образа действия

3) информация достаточная – придаточное определительное

4) информация недостаточная – может быть придаточное изъяснительное или образа действия

5) информация достаточная – придаточное образа действия

6) информация достаточная – придаточное степени

7) информация достаточная – придаточное степени

8) информация достаточная – придаточное степени

9) информация достаточная – придаточное определительное

10) информация недостаточная

6. Ответ

1) Действие придаточного происходит до действия главного – 1, 2, 3,6,7,8,9

Действие придаточного происходит после действия главного – 4,5

2) Предложение 1; когда = ( как только, едва, после того как)

Предложение 2; едва = (как только, лишь только)

Предложение 3; когда = (едва, как только, лишь только, после того как, чуть только, в

то время как)

Предложение 4; пока = (покамест, покуда)

Предложение 5; как = (когда)

Предложение 6; покамест = ( пока, прежде, нежели)

Предложение 7; прежде чем = ( как только)

Предложение 8; коли = ( если, ежели)

Предложение 9; раз = (если, ежели, коли)

3) а) как только, едва, в то время как, как;

б) лишь, лишь только, чуть только;

в) ежели, едва, покамест, покуда, прежде нежели

7. Ответ

Предложение

Тип подчинения

1. Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек.

параллельное

2. Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки.

последовательное

3. Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место

однородное

4. Если мы обратимся к лучшим образцам прозы, то убедимся, что они полны подлинной поэзии.

неоднородное

8. Работа в парах. Аргументированный ответ

9. Письменный отзыв на ответ одноклассника

10. Работа в группе. Творческая работа1

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Указания по оцениванию

Баллы

Максимальный балл

1

Верно определена основная мысль текста

1

2

Верно сформулирован ответ на вопрос

1

2

Соблюдение пунктуационных норм

3

Пунктуационных ошибок нет

3

Допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

3

Работа в паре

3

3

4

Сочинение соответствует типу речи

1

2

В сочинении использованы сложноподчинённые предложения

1

Соблюдение орфографических норм

3

Орфографических ошибок нет, или допущена одна негрубая ошибка

3

Допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

Соблюдение пунктуационных норм

3

Пунктуационных ошибок нет

3

Допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

5

Ошибок в оценке информации нет

3

3

Допущена одна ошибка

2

Допущено две ошибки

1

Допущено более двух ошибок

0

6

Верно определено место придаточного

1

5

Верно произведена замена одного союза другим

1

Верно названы союзы, которые употребляются как в разговорном, так и в художественном стилях

1

Верно названы союзы, которые употребляются только в разговорном стиле

1

Верно названы союзы, которые употребляются только в книжном стиле

1

7

Ошибок в определении типа подчинения нет

2

2

Допущена одна ошибка

1

Допущено две и более ошибки

0

8

Обсуждение с соседом по парте

3

3

9

Письменный отзыв на ответ одноклассника

3

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущена одна негрубая ошибка

3

Допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

Соблюдение пунктуационных норм

3

Пунктуационных ошибок нет

3

Допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

10

Творческая работа

0-3

9

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущена одна негрубая ошибка

3

Допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет

3

Допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0



Максимальный балл

44


























Система оценивания выполнения всей работы

Максимальный балл за выполнение работы — 95.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-46

47-70

71-85

86-95


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!