Построение проекта | - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со стихотворением Маршака, а чтобы узнать название вам необходимо расшифровать его. - Верно, стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся называется «Кот и лодыри» - Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке? | -къоътъиълъоъдъыъръи Кот и лодыри - содержание стихотворения, главных героев, суть произведения, главную мысль | Регулятивные: определение темы урока, ставят цели и планируют свою деятельность Коммуникативные: обмениваются мнениями, выслушивают друг друга и учителя, правильно выражают свои мысли, вступают в диалог, ведут монологическую речь Познавательные: размышляют над вопросами |
Реализация проекта | - Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Маршака «Кот и лодыри». Но сначала я предлагаю вам вспомнить некоторые его произведения, с которыми вы знакомы с самого раннего детства и узнать ещё немного информации о Маршаке, которая в дальнейшем вам возможно понадобиться или она покажется вам интересной и вы поделитесь ею с друзьями. (Вывешиваю портрет) - Мар-шак, Мар-шак… Слышите? Как будто пульсирует жилка. Энергия ли семейной фамилии передалась ему «по наследству» или это случайность, но жил он так, как предписывала фамилия. Энергия била ключом, помогая преодолеть болезни, горе, потери. Человек «огнедышащего» характера родился 3 ноября 1887 года в Воронеже, 132 года назад. У известных писателей принято искать литературно одарённых предков. Был такой и у Маршака. Правда, очень давно, говорят, аж в 17 веке. Гораздо ближе была бабушка, любившая говорить в рифму. Отец варил мыло на частных заводиках, а мать вела хозяйство семьи, в которой было шестеро детей. Большая, но дружная семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. Жили бедно, в поисках счастья часто переезжали: отец без конца искал работу. В карай далёкий, незнакомый Едет вся моя семья. Третьи сутки вместо дома У нее одна одна скамья. Детство и первые школьные годы Маршак провел в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге. Судя по воспоминаниям, в детстве Маршак всё время что-то сочинял: игры, пьесы, рассказы. Слушателям особенно нравились его «суматохи»: необыкновенные истории с фантастическими концами. - Итак, так каким же был Маршак? - Где у него работали родители? -Хорошо, вот мы с вами и ознакомились с некоторыми моментами из жизни Маршака, а теперь давайте вспомним произведения. Сейчас я буду зачитывать отрывок из произведения Маршака, а вам необходимо вспомнить его название. Готовы слушать? Викторина по произведения Маршака. -Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой! Я тебя ладонью хлопал, Ты скакал и звонко топал. - Дама сдала в багаж: Диван, чемодан, саквояж, Корзину, картину, картонку И маленькую собачонку. - Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать. В рукава просунул руки- Оказалось это брюки. -Где обедал, воробей? В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва За решеткою у льва, Покрепился у лисицы, У моржа попил водицы - Тили-тили-тили-бом! Загорелся кошкин дом. Бежит курица с ведром Заливать кошкин дом, А за нею во весь дух С помелом бежит петух. -Всё верно, вот мы с вами и вспомнили некоторые произведения Маршака | - «Мяч» - «Багаж» - «Жил человек рассеянный» - «Где обедал, воробей?» - Кошкин дом - энергичным, смышленым - отец варил мыло, мать ухаживала за хозяйством | Познавательные :умения поиска существенной информации в тексте учебника; умения сравнивать, выделять главное, содействовать развитию умения наблюдать, исследовать Регулятивные: осуществлять самоконтроль Коммуникативные: умению общаться, грамотно выражать свои мысли, развитие диалогической и монологической речи Личностные: формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и не знания |
| - Молодцы. Откройте страницу 26. Предположите, о ком это произведение? Посмотрите на иллюстрацию, может она вам подскажет. А кто такие лодыри? - Будут ли кот и лодыри приятелями, друзьями? Что у них может случиться? Интересно вам стало узнать, о чем оно? - Давайте же проверим ваши предположения. Сейчас я вам прочитаю произведение, а вы внимательно его слушаете и после чего ответите на ряд вопросов.(чтение текста) - Подтвердилось ли ваше предположение, о ком это произведение? -Понравилось вам произведение? Какое у вас настроение после прослушивания? - А как вы думаете, почему автор сделал героями не только мальчиков, но и кота? - А теперь давайте дадим отдохнуть нашим глазкам. Зажмурьте глаза, теперь откройте(3 раза), обведите глазками круг, не вращая головой, посмотрите налево, не поворачивая головы, направо, прямо, а теперь поморгайте. - О чем говориться в стихотворении? - Кто главные герои стихотворения? - Теперь, прочитайте стихотворение про себя и выделите карандашом незнакомые слова. - Начнем читать по цепочке, с третьего ряда, читаем выразительно, интонацией выделяем слова автора и слова героев. - Куда попали лодыри по пути на урок? - Найдите в тексте описание кота, сколько ему было лет? - На что жалуется кот? - Почему он хочет научиться грамоте? - Лодырям нравится учится? - Чем занимались лодыри целый день? - Разве плохо кататься на коньках, заниматься спортом, дышать свежим воздухом? - В этом стихотворении автор на чьей стороне: кота или лодырей? - Как автор относится к мальчишкам-лодырям? - Каких людей о осуждает? - В каких строчках заключена главная мысль стихотворения? Кто их произносит? - Как вы думаете, какие же качества характера помогают добиться успехов в учебе и в жизни? Каким должен быть человек? - Какой же урок можно вынести с этого стихотворения? - А теперь, давайте прочтем стихотворение выразительно по ролям. Нам нужно 3 человека- автор, кот, лодыри. -Спасибо! Проанализируем работу ребят. Получилось ли у них передать те чувства и эмоции героев? | - про кота и лодырей -лодыри- бездельники, лентяи - первичное восприятие текста -да - Чтобы показать, что у мальчиков есть возможность учиться, но они не хотят, а у кота нет возможности, но есть огромное желание -выполняют действия - кот и лодыри - грифель- пишущий стержень внутри карандаша - на каток - хмурый и ободранный, усатый, красивый, умен - на то, что нет школ для котов, и он не научен грамоте, письму и счету - читать, считать - нет - катались на коньках - Нет, всему должно быть своё время -кота - он смеётся над ними, осуждает их -Ленивых - А теперь без грамоты пропадёшь, Далеко без грамоты не уйдёшь. Не попить без грамоты, Ни поесть, На воротах номера не прочесть -Кот - трудолюбие, терпение, стойкость, усидчивость, старательность и т.д. - не лениться, чтобы в жизни не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли - читают по ролям -да\нет | |
Самостоятельная работа | - Взгляните на страницу 29, прочитайте пословицы и соотнесите их смысл с содержанием стихотворения. Можете посовещаться в парах не мешая остальным. - Какие из пословиц подходят к данному стихотворению? | - Лентяй дела не ищет, а от дела рыщет. У лодыря что ни дело, то лень. | Познавательные :умения поиска существенной информации в тексте учебника; умения сравнивать, выделять главное, содействовать развитию умения наблюдать, исследовать Регулятивные: осуществлять самоконтроль Коммуникативные: умению общаться, грамотно выражать свои мысли, развитие диалогической и монологической речи |