СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Космическая тетрадь по формированию читательской грамотности для 4 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Космическая тетрадь по формированию читательской грамотности для 4 класса посвящена 12 апреля "Дню космонавтики".  В данную рабочую тетрадь включены задания по русскому языку, лит.чтению и окружающему миру. Всезадания направлены на формирование читательской грамотности. 

Просмотр содержимого документа
«Космическая тетрадь по формированию читательской грамотности для 4 класса.»

4



















Космическая тетрадь

д ля работы на уроках









Русский язык

1. Подумай почему, было куплено неправильное количество билетов на космодром Байконур ? Объясни свой ответ и спиши предложение правильно.

Мама поручила своему сыну Коле под ее диктовку написать записку папе. Он это сделал и папа, прочитав записку, купил на один билет больше.

В от записка Коли: «Я буду очень занята на конференции поэтому купи билеты в театр для меня, тети, Нины и Ольги Викторовны».

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 . Соедини стрелочкой рассыпавшиеся части слов.

ска
луно
ор
спут

бита
ник
фандр
ход

3. Исправь ошибки в тексте. Запиши слова правильно.

Луна, как и все другие плонеты, светет отраженным светам сонца. От сомой луны света не больше, чем от сгоревшей спичьки. Но ее освищает сонце, и поэтому луна ведна на неби.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Прочитай сказку вставь пропущенные слова. Слова должны подходить по смыслу.




«ЛУНА И __________»

В далёком___________ жили Луна и ___________. В один день Солнышко ___________, сошло на землю и стало ___________. ___________ тоже захотелось на землю, но она могла выходить только ___________.

Однажды Луна нашла волшебную ___________ и загадала ___________ – стать Солнышком. Звезда исполнила её ___________е. Так ___________ превратилась в ___________ на один день.

Когда желание закончилось всё вернулось на ___________ и Луна опять стала выходить по ___________.

После этого ___________ и ___________ стали появляться каждый день в своё ___________.

5 . Определи род, падеж и склонение у данных слов.

Ракетой - _____________________________

На луне - ______________________________

К орбите - _____________________________

В скафандре - __________________________

Метеоритом - __________________________

Астронавту - ___________________________

Спутника - ____________________________

П ланету - _____________________________

6. Составь несколько предложений по картинке.

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________





Литературное ч тение

Для разминки, прочитай усложнённый текст и ответь на вопрос.

Не|ма|ло спо|ров и|дёт и во|круг чёр|ных дыр. Не|ко|то|ры|е звёз|ды вдруг на|чи|на|ют о|чень быст|ро сжи|мать|ся, при|тя|ги|ва|я к се|бе всё вок|руг. Си|ла при|тя|же|ни|я у них не|и|мо|вер|но боль|ша|я. Из э|той об|лас|ти ни|что не мо|жет выр|вать|ся, да|же лу|чик све|та. Для нас э|ти у|част|ки кос|мо|са не|ви|ди|мы. Раз|ли|чать их на|у|чи|лись не|дав|но - это ог|ром|ные пус|то|ты, ок|ру|жён|ные пы|ле|вы|ми об|ла|ка|ми и сгуст|ка|ми кос|ми|чес|кой ма|те|ри|и, ко|то|ры|е зак|ру|чи|ва|ют|ся вих|рем.

Что такое черные дыры?___________________________________________________________________________________________________________________________

«Звездочка Алида»

В некотором царстве, в Космическом государстве, жила-была звёздочка по имени Алида. Среди сестричек-звёзд она слыла самой любопытной, любознательной, и весёлой. И была у звёздочки мечта: хоть одним глазком взглянуть на планету Земля. Алида слышала о том, что есть в Космическом государстве сказочная планета, на которой живут люди. Они ходят, говорят, учатся, смеются. И делают ещё много разных дел.

Но мама-звезда не отпускала её в путешествие. Мама боялась, что звёздочка потеряется. Ведь Космическое государство очень большое.

Но вот однажды прилетел издалёка звёздный дождь. Он путешествовал по Космическому государству, и собирался навестить планету Земля.

Звёздочка Алида спросила разрешение у мамы, может ли она отправиться к Земле вместе со звёздным дождём и с ним же вернуться обратно. Мама отпустила Алиду.

И путешествие звёздочки началось. Много километров пролетели они в Космическом пространстве, и наконец, оказались у планеты Земля. Внимательно смотрела Алида на незнакомую планету. Там бегали дети, и, увидев звезду Алиду, закричали: «Новая звезда, новая звезда!» И тогда Алида засияла ещё ярче.

А дети прыгали и хлопали в ладоши.

«Весело там», — подумала Алида, и решила по возвращении домой рассказать о необыкновенном путешествии к планете Земля звёздам-сестричкам и, конечно, маме.

1. Определи жанр этого произведения.

А) рассказ Б) стихотворение В) повесть Г) сказка

2. Какой была звёздочка Алида? Найди в тексте её описание и подчеркни.

3. Какая была мечта у Алиды?

_______________________________________________________________________

4. Запиши рядом эти предметы в единственном числе.

Люди - ______________ Дети - __________________ Ладоши - _________________

5. Подбери несколько однокоренных слов.

Звёздочка - ________________________________________________________

6. Запиши антонимы к словам.

Смеяться - ____________ Ходить - _______________ Говорить - ___________


Прочитай текст и выполни задания.

«Наша галактика-Млечный путь»

В мифах древних народов по-разному описывалось происхождение этой полосы света на небе. Согласно древнегреческому мифу, у Зевса и прекрасной женщины Алкмены родился сын Геракл. Чтобы ребенок обрел бессмертие, его кормилицей должна была стать Гера, но она и слышать об этом не желала. Тогда Зевс дождался, когда богиня заснула, а потом подослал к ней Гермеса с младенцем Гераклом. Проголодавшийся малыш сразу же начал сосать молоко. Гера проснулась и оттолкнула его прочь. Но было уже поздно – сын Зевса обрел бессмертие. А молоко, пролившееся из груди богини, так и осталось в небесах – в виде Млечного пути. Отсюда и возникло название.

Североамериканским индейцам светлая полоса напоминала извилистый путь во Вселенной. Они были уверены, что этот путь протоптала антилопа, соревнующаяся в беге с оленем. Куда же так стремились эти звери, индейцы не знали.

Темнокожие жители Восточной Африки были уверены, что это дым от костров давно умерших предков. Самые маленькие люди на Земле, бушмены, думали, что среди звезд летают хлопья пепла из костра, брошенные давным-давно девушкой из их племени.

У якутов сохранилась история о том, как небесная богиня по имени Кубай-Хотун раздавала свое молоко всем детям, а также смертельно больным, которые после этого оживали. Персы поведали, что это след от разбросанной соломы. Будто бы однажды какой-то человек ухватил ее с чужого воза. Вора заметили и кинулись за ним в погоню, а он так припустил, что забежал на небо, но и там не остановился, а продолжал нестись, что есть духу. Так всю краденую солому и растерял по небу3. Определи границы предложений, поставив точки.

Задание*

Сравни мифы о происхождении на небе светлой полосы у древних греков и якутов. Что общего у мифологических персонажей Геры и Кубай-Хотун, и в чём они различаются? Напиши в соответствии с текстом один признак сходства и один признак различия.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


Факт! Названия большинству созвездий придумали древние греки– отважных мореходы далекого прошлого. Древние греки знали не 88 созвездий, а только 48 – произошло это потому, что некоторые созвездия можно увидеть только в определенных регионах планеты.

Окружающий мир

1.Возьмите в руки карандаш и начните читать текст. По сигналу учителя поставьте галочку после того слова, до которого дочитали. Дочитайте до конца текст.

ДАЛЕКО – ДАЛЕКО В КОСМОСЕ.

На протяжении многих тысячелетий космос приковывал к себе внимание людей.С давних времён люди изучали звездное небо, рассматривали в телескопы планеты, были свидетелями падения камет и астероидов. Много веков прошло ,прежде чем мы узнали ,что Земля вместе с другими планетам вращается вокруг Солнца. Учёные продолжают изучать космос и сегодня. Делаются всё новые и новые открытия .

Сутки – это время ,за которое Земля оборачивается вокруг своей оси .Пока большущий земной шар повернётся один раз ,проходит 24 часа . Во время оборота Земля подставляет Солнцу то один бок, то другой. На той стороне , которую освещает солнце, - день, на противоположной – ночь.

Длина суток зависит от времени ,необходимого ,чтобы планета обернулась вокруг своей оси. У Марса оно примерно равно земному, и смена дня и ночи там происходит так же ,как и на Земле. На

Меркурии сутки приблизительно в 60 раз дольше земных . Зато планеты – гиганты вращаются быстрее Земли. Юпитер делает оборот за 9часов 55 минут, быстрее любой другой планеты Солнечной системы. Быстро вращается вокруг своей оси и Сатурн, всего за 19 часов 15 минут. Нептун тратит на один оборот 16 часов. Это самые короткие сутки .

Юпитер крупнее всех прочих планет ,спутников, комет и астероидов ,вместе взятых .Но даже он раз в сто меньше самой маленькой звезды .Если нарисовать Солнце размером с крупный апельсин ,то Земля окажется размером с маковое зёрнышко, Юпитер - с ягоду вишни ,а Нептун – с зёрнышко пшена. Многие планеты имеют спутники. У Юпитера их 16. Самые крупные из них называются Ио, Европа, Ганимед, Калисто.

У Земли только один спутник – Луна. По космическим меркам Луна почти «рядом» с Землёй. До неё всего триста восемьдесят четыре тысячи четыреста километров. На космической ракете до Луны можно долететь

за два - три дня. А проворный лучик света с её поверхности достигает нашей Земли за время чуть больше одной секунды. Луна - достаточно большой спутник. Её диаметр примерно в 4 раза меньше диаметра Земли и приблизительно равен трём тысячам четырёмстам семидесяти шести километрам.

2. Выпиши из текста ,что такое «СУТКИ». Постарайся написать без ошибок. Проверь.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Выпиши из текста в алфавитном порядке названия планет

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Напиши ,как ты понимаешь значение слова «спутник», когда речь идёт о планете.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Сколько минут длятся сутки на Нептуне?

_ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

















Окружающий мир

Давай подведём итог . Вспомним то, что уже знаем о космосе

1. Какое из слов не название планеты?

А) Юпитер Б) Солнце В) Земля

2. В какой их этих республик находится космодром Байконур?

А) Армения Б) Украина В) Казахстан

3. В каком году человек полетел в космос?

А) 1958 Б) 1961 В) 1969

4. Сколько планет в Солнечной системе?

А) 9 Б) 12 В) 8

5. Кто был первым русским космонавтом?

А) Леонов Б) Мусабаев В) Гагарин

6.Наука о космических телах называется ...

а) анатомия б) астрология в) астрономия

7. Планеты, обращающиеся вокруг Солнца образуют:

а) Млечный путь б) Космическую систему в) Солнечную систему

8. Космические корабли стартуют с …

а) аэродрома б) космодрома в) с космической стартовой площадки

9. Самая большая планета в Солнечной системе?

а) Сатурн б) Марс в) Юпитер

10. Земля делает оборот вокруг Солнца за….

а) 367 дней б) 365 дней в) 361 день

15. Сколько материков на земном шаре?

А) 8 Б) 6 В) 7

16. Сколько спутников у Земли?

А ) 3 Б) 1 В) 2





















Список использованной литературы

  1. Сказки про космос- https://needlewoman.ru/articles/skazka-pro-kosmos-4-klass.html

  2. Комплексная работа 4 класс "Далеко - далеко в космосе"-https://infourok.ru/vhodnaya-kompleksnaya-rabota-klass-daleko-daleko-v-kosmose-1611239.html

  3. Читательская грамотность. Материалы для формирования, диагностики и оценки Читательской грамотности в начальных классах-shalabolino.ucoz.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!