СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционное занятие по теме: образование слов при помощи суффикса (3 класс дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

научить образовывать слова при помощи суффиксов;

работать над расширением и пополнениемсловарного запасау детей;

Просмотр содержимого документа
«коррекционное занятие по теме: образование слов при помощи суффикса (3 класс дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза)»

Тема занятия: Образование слов при помощи суффиксов.

Задача:

Учить детей навыкам словообразования при помощи суффиксов на материале лексической темы: «Домашние животные».

Цели:

1. Познакомить детей с суффиксами и их ролью в образовании новых слов.

2. Познакомить детей со значениями  суффиксов.

3. Закреплять знания о правописании суффиксов.

4. Учить подбирать антонимы - слова, противоположные по смыслу.

5. Обогащать словарь детей по лексической теме «Домашние животные».

Оборудование:

  • иллюстрации домашних животных,

  • карточки для индивидуальной работы

  • схематичное изображение суффиксов.


Ход занятия

                     

1. Организационный момент

2.Объявление  темы  занятия.

 Какая  часть  слова придаёт разные  оттенки значения? Это суффиксы. Выделите  суффиксы (Обсуждение  новых  значений  слов).

3. Объявление лексической темы занятия.

Отгадайте, о ком это  стихотворение?

Этот зверь живёт лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча, песнь поёт,

Только мышь его боится.

Угадали? Это -…   Кот!

Кот- животное  домашнее. Каких  домашних  животных вы  знаете?

Многие  держат дома любимых животных. Это не только кошки, собаки или рыбки, это  могут быть птички, морские свинки, черепашки, хомячки. О домашних животных их  питомцах нужно заботиться, ухаживать, кормить, их нельзя обижать.  

Сегодня  домашние животные  помогут нам познакомиться со словообразовательной  ролью суффиксов.

4.Знакомство с суффиксами: -ОНЬК, -ЕНЬК, -ЕЧК, -УШК, -ЮШК, имеющими уменьшительно-ласкательное значение.

У многих в доме живёт кошка. С кошками очень интересно играть. Посмотрите, какие бывают породы кошек.

Кошкам и котятам нравится, когда их гладят, ласкают. Недаром говорят: «Ласковое слово и кошке приятно».

Задание: я говорю слово, а вы  называете его ласково.

Лапы-

Хвост-

Уши-

Спина-

Усы-

Глаза-

Штаны-

Игрушка-

Хозяйка-

5. Запись слов из  предыдущего задания и обозначение суффиксов, при помощи которых образованы эти слова.

6. Знакомство  с суффиксами: -АТ, -ЯТ, -ОНОК, -ЁНОК и их значением.

С помощью суффиксов  образуем  названия  детёнышей  животных.

Белка – бельчонок - бельчата

Ёжик – ежонок - ежата

Заяц – зайчонок - зайчата

Мышка – мышонок - мышата

Кролик – крольчонок - крольчата

Запишите   любые  названия  детёнышей, выделите суффиксы (проверка).

 7.Знакомство с суффиксами: -УЩ, -ЮЩ, -ИЩ и их значением.

О каких домашних животных мы ещё не говорили? Кто радостно лает, виляет хвостом, встречает, когда вы приходите в дом? Это собака.

Какие породы собак вы знаете?

У вас на карточках написан рассказ про болонку Булю. Замените подчёркнутые слова словами с увеличительными суффиксами -ИЩ,-УЩ,-ЮЩ так, чтобы получился рассказ про дога.

Буля - французская  болонка. У неё маленькая МОРДОЧКА, круглые ГЛАЗКИ, черный НОСИК, ЛАПКИ. У Були  коротенький ХВОСТИК - очень пушистый.

Чтобы у нашего дога всё было наоборот, используем антонимы-слова с противоположным значением.

Буля - французский дог. У него большая мордища, круглые глазищи, чёрный носище. Лапищи у Були длинные, хвостище гладкий.

Прочитайте, что у нас получилось.

Запишите любое слово с увеличительным  суффиксом и слово, от которого оно образовано. (Проверка).

8.Индивидуальная работа на карточках.

Каких  ещё домашних животных  держат люди дома? (птичек, рыбок, черепашек). Рыбки живут в специальном домике с водой - аквариуме.

Лягушки, змеи, ящерицы и черепашки любят тепло и не любят холод. Если мы хотим, чтобы они жили рядом с нами, то нужно сделать для них специальный домик-террариум и следить, чтобы им было тепло.

На карточках – предложения. Слова с суффиксами подчёркнуты .Внизу - слова, образованные с помощью таких же суффиксов.

Задание: выписать  подчёркнутые слова  и подобрать к ним слова с такими же суффиксами.

Попугай Кеша - ШАЛУН и забияка.

Кошка Муся очень любит ЧИСТОТУ.

Такса КЛЁПА-ХИТРЮГА и ЖАДЮГА.

ПЛАВАНИЕ в тазу – любимое занятие черепахи Чины.

Слова для справок: быстрота, гуляние, зверюга, болтун.

Выписать слова, обозначить суффиксы. Какой смысл придали суффиксы этим словам?

9. Подведение итогов занятия




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!