СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционное занятие по русскому языку в 8 классе «Виды обстоятельств»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционное занятие по русскому языку в 8 классе

«Виды обстоятельств»

Предмет: русский язык

Тема: «Виды обстоятельств»

Цель изучения темы:  

Образовательная: повторить и закрепить виды обстоятельств; вопросы, на которые отвечают обстоятельства; чем могут быть выражены обстоятельства.

Коррекционно - развивающая: развитие самоконтроля, внимания, мышления, развитие речи.

Воспитательная: активизировать познавательную деятельность.  

Количество учебных часов: 1час

Время занятия: 15 минут

Просмотр содержимого документа
«Коррекционное занятие по русскому языку в 8 классе «Виды обстоятельств»»

12


Государственное управление образования Псковской области

Псковский областной институт повышения квалификации работников образования

Центр специального образования и охраны здоровья













Курсы ПК «Организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС нового поколения по программе для обучающихся с ЗПР».


Сроки: 5-6.11 (очно) – 7.11-7.12.2014 (дистанционно)


Выпускная итоговая работа


Тема: Коррекционное занятие по русскому языку в 8 классе

«Виды обстоятельств»












Исполнитель: Костина Елена Борисовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Локнянская средняя общеобразовательная школа»





Псков, Локня

ноябрь - декабрь 2014

Содержание.


Введение ______________________________________ стр. 3

Основная часть __________________________________ стр. 4-8


Психолого-педагогическая характеристика ___________ стр. 4

Конспект коррекционного занятия __________________ стр. 5-7

Заключение ____________________________________ стр. 8

Список литературы ____________________________ стр. 9

Приложения ___________________________________ стр. 10-11































Введение.


Предмет: русский язык

Тема: «Виды обстоятельств»

Цель изучения темы:

Образовательная: повторить и закрепить виды обстоятельств; вопросы, на которые отвечают обстоятельства; чем могут быть выражены обстоятельства.

Коррекционно - развивающая: развитие самоконтроля, внимания, мышления, развитие речи.

Воспитательная: активизировать познавательную деятельность.

Количество учебных часов: 1час

Время занятия: 15 минут
















































Основная часть.

Психолого-педагогическая характеристика.

Характеристика

ученика 8-го специального (коррекционного) класса Саши Р. (имя изменено).

Наблюдения учителя: Саша Р. Обучается в 8 классе (полных 14 лет).

Саша достаточно общительный ребёнок, хотя, на первый взгляд, кажется замкнутым. Когда же начинаешь с ним общаться, то мальчик легко идёт на контакт. В школу ходит с удовольствием, уроки без уважительных причин не пропускает. После уроков всегда заходит к классному руководителю, предлагает свою помощь, ответственно относится к просьбам учителя. Очень исполнителен, поручения учителя выполняет, но активности в общественной жизни класса не проявляет.

Саша имеет хорошее общее развитие, достаточно организован, но выполняет всё медленно (в своём темпе), т.к. ему нужно время, чтобы сосредоточиться на поставленной задаче. Письменные задания выполняет старательно, достаточно грамотно; с устными заданиями дело обстоит сложнее, так как речь сформирована недостаточно. Саша долго подбирает слова, долго обдумывает свой ответ. После длительной нагрузки мальчик утомляется, теряет внимание и не может сосредоточиться на дальнейшей работе, поэтому ему необходимы дополнительные занятия, на которых бы он закреплял изученный материал.

Саша добрый, отзывчивый, уравновешенный. Всегда спокоен, не эмоционален и даже апатичен. Заметно оживляется на уроках после похвалы, может поднимать руку, свободно выходит к доске ответить наизусть выученное стихотворение (память у Саши хорошая); в классе чувствует себя достаточно комфортно.

Заключение психолого-медико-педагогической комиссии: резидуально-органическое поражение головного мозга; несформированность языковых средств на фонематическом и лексико-грамматическом уровне.

Выводы: Согласно заключению ПМПК Саша Р. нуждается в коррекционных занятиях, на которых бы материал, пройденный на уроках, закреплялся, так как времени для закрепления изученного материала на уроке для Саши недостаточно. Сильные стороны: Саша обладает хорошей слуховой и зрительной памятью, достаточно грамотен (подготовленный диктант может написать на «хорошо»), не боится отвечать. Слабые стороны: замедленный темп деятельности, развитие внимания отстаёт от возрастных закономерностей, лексический запас ниже среднего, речь не яркая, зажатая, плохо умеет выражать мысли как в устной, так и в письменной речи.

Конспект коррекционного занятия.

Тип занятия: закрепление знаний.

Структура занятия:

  1. Организация начала занятия (1 минута)

  2. Подготовка к основному этапу занятий (2 минуты)

  3. Закрепление знаний (8 минут)

  4. Подведение итогов занятия (2 минуты)

  5. Информация о домашнем задании (2 минуты)


Ход занятия:

I этап: Организация начала занятия (1минута)

- Приветствие

- Проверка готовности ученика к учебной деятельности (учебник, дневник, рабочая тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка, ластик).

- Раскрытие общей цели занятия (Сегодня на занятии мы повторим и закрепим виды обстоятельств; вопросы, на которые отвечают обстоятельства; чем могут быть выражены обстоятельства).

II этап: Подготовка к основному этапу занятия. (2 минуты)

- Актуализация опорных знаний и умений (запись темы занятия в тетради)

- Работа с карточкой:

Закончи определение обстоятельства. Прочитай «про себя». Расскажи, что получилось.

Обстоятельство – это ___________________ член предложения, который обозначает ____________________, ___________________ и отвечает на вопросы ______? _______?________?______? _______?________?________?




- Какую новую информацию мы узнали об обстоятельстве сегодня на уроке? (виды обстоятельств; чем могут быть выражены обстоятельства)







III этап: Закрепление знаний. (8 минут)

- Работа со схемой:

Виды обстоятельств

Вопросы

Примеры

Места

где? куда? откуда? докуда?

появились вдали  
проводил до станции

Времени

когда? с каких пор? до каких пор?

приехали накануне  
остался до утра

Причины

почему? отчего?

задержался из-за непогоды

Цели

зачем? для чего?

сделать назло

Образа действия

как? каким образом?

приплыли быстро

Меры

сколько раз? как много? как долго?

звонил дважды

Степени

в какой мере? в какой степени?

весьма удивлен

Условия

при каком условии?

при желании научитесь

Уступки

вопреки чему?

вопреки желанию не успел



- Прочитай предложения, найди предложения, в которых есть обстоятельства, подчеркни их. Опираясь на схему, определи вид обстоятельства. (Работа у доски, предложения записаны на доску).

1) Постепенно гаснут в небе звезды.
2) Проходит летняя гроза.
3) Воздух чист и прозрачен.
4) Золотая осень землю наряжает.
5) Завтра утром мы пойдем в лес за грибами.
6) Колокольчик однозвучный утомительно гремит.

- Творческое задание. Задание по развитию речи.

Сконструируй предложения и запиши их в тетради, подчеркнув обстоятельства. Сколько обстоятельств ты употребил?

  1. (Обстоятельство времени) + мы отправились в лес + (обстоятельство цели);
    2) (обстоятельство места) + поднималось солнце;
    3) (обстоятельство времени) + неожиданно начался сильный ливень.

Придумай и запиши (добавь к предыдущим предложениям) два предложения, чтобы получился связный текст. Прочитай выразительно получившиеся предложения. Употребил ли ты в этих предложениях обстоятельства? Попробуй определить их вид.

IV этап: Подведение итогов занятия. (2 минуты)

- Что мы вспомнили, закрепили сегодня на занятии?

1) Обстоятельства – это второстепенные члены...
2) Отвечают на вопросы...
3) Обозначают...

4) В зависимости от вопроса выделяют обстоятельства…

- Ответь на вопросы (работа с карточкой), подчеркни свой ответ:

1.На занятии я работал                                              

активно / пассивно

2.Своей работой                       

я доволен / не доволен

3.Занятие для меня показалось                          

коротким / длинным

4. За занятие                                              

я не устал / устал

5.Мое настроение                                             

стало лучше / стало хуже

6.Материал занятия мне был                           

понятен / не понятен интересен / скучен

VI этап: Информация о домашнем задании. (2 минуты)

- Прочитай задание. Осмысли. Расскажи, что ты должен будешь сделать.

Сформулируй и задай мне два вопроса по домашнему заданию











Заключение.

Данное коррекционное занятие позволяет повторить и закрепить материал, пройденный на уроке. Занятие активизирует познавательную деятельность учащегося. Оно способствует развитию самоконтроля ребёнка, его внимания и мышления. Кроме того, на всех этапах занятия предусмотрены задания по развитию связной речи. Таким образом, занятие построено с учётом психологических особенностей ребёнка, и с учётом рекомендаций ПМПК.







































Список использованных источников

  1. «Я иду на урок». Эхина О. Обстоятельства. Заключительный урок в 8-м коррекционном классе http://rus.1september.ru/article.php?ID=200601503
  2. Шаблоны планов-конспектов уроков для групповой и индивидуальной форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Прудникова Е.Н. http://festival.1september.ru/articles/586514/
  3. Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению. Урок с применением технологии критического мышления. Карпачёв С.В. http://karpachevsergey.ucoz.ru/publ/obstojatelstvo_vidy_obstojatelstv_po_znacheniju/1-1-0-15
































Приложение



  1. Карточка для актуализации опорных знаний и умений


Закончи определение обстоятельства. Прочитай «про себя». Расскажи, что получилось.

Обстоятельство – это ___________________ член предложения, который обозначает ____________________, ___________________ и отвечает на вопросы ______? _______?________?______? _______?________?________?






  1. Схема для работы по закреплению изученного на уроке материала



Виды обстоятельств

Вопросы

Примеры

Места

где? куда? откуда? докуда?

появились вдали  
проводил до станции

Времени

когда? с каких пор? до каких пор?

приехали накануне  
остался до утра

Причины

почему? отчего?

задержался из-за непогоды

Цели

зачем? для чего?

сделать назло

Образа действия

как? каким образом?

приплыли быстро

Меры

сколько раз? как много? как долго?

звонил дважды

Степени

в какой мере? в какой степени?

весьма удивлен

Условия

при каком условии?

при желании научитесь

Уступки

вопреки чему?

вопреки желанию не успел









  1. Карточка для проведения рефлексии


1.На занятии я работал                                              

активно / пассивно

2.Своей работой                       

я доволен / не доволен

3.Занятие для меня показалось                          

коротким / длинным

4. За занятие                                              

я не устал / устал

5.Мое настроение                                             

стало лучше / стало хуже

6.Материал занятия мне был                           

понятен / не понятен интересен / скучен





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!