Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия
ТИФЛОПЕДАГОГ: Жихарева Н.А.
ТЕМА: "Древние сокровища Китая" (тренировка зрительной концентрации)
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ И МЕТОДИК:
Занятия по развитию зрительного внимания проводятся в рамках коррекционного предмета "Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия". Данные занятия не только играют большую роль в развитии ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка в зрительной среде, но и совершенствуют фиксацию, прослеживающую и различительную функции, зрительно-моторную координацию и ориентировку в малом пространстве. У слабовидящих и частично видящих детей внимание развито очень плохо вследствие значительного снижения чувствительности к яркости, цвету, контрастам и т.д.
Методики, используемые для развития зрительного внимания, рекомендованы и как задания для зрительных координационных упражнений детям с косоглазием, амблиопией и нистагмом. К таким методикам относятся:
1. Распознавание различий в подобных картинках
2. Счет и сравнение мелких одинаковых деталей
3. Поиск трудно распознаваемых деталей в картинках
4. Распознавание одинаковых изображений
5. Сравнение фигур, которые различаются в размерах
6. Распознавание картинок на темном фоне
7. Прослеживание волнистых и ломаных линий
На занятиях по развитию зрительного восприятия всегда должен присутствовать игровой компонент, мотивационные моменты (принцип заинтересованности), положительное стимулирование. В ходе занятий обязательны разнообразные тематически выдержанные методики, зрительная гимнастика, двигательные упражнения, что позволяет предотвратить утомление, и поддерживает постоянную познавательную активность детей. Кроме того, содержание коррекционных занятий должно быть увязано с содержанием общеобразовательных предметов, нацеливать детей на осуществление процесса самокоррекции.
Все эти задачи планируется решить в ходе проведения серии занятий по развитию зрительного внимания под общим названием "Секреты со всего света", которые способствуют формированию основ культуры здоровья. Каждое занятие знакомит детей с древними традициями и современными достижениями в области сохранения и развития здоровья разных народов мира.
Занятия длительностью 20-30 минут проводятся индивидуально и ориентированы на учащихся 4-7классов. Результаты фиксируются в протоколе занятия.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: тематический наглядный материал, компьютерная программа (игра на развитие зрительной концентрации и зрительно-моторной координации из серии «Гарфилд»: «Изучаем цвета и формы»), тематическое сопровождение (музыка, элементы оформления кабинета), офтальмотренажер.
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ:
1. Вступительная часть (актуализация цели занятия, выявление коррекционного материала)
2. Выполнение упражнений на прослеживание
3. Зрительная гимнастика
4. Работа на компьютере
5. Выполнение упражнений на счет и сравнение
5. Физминутка
6. "Домашнее задание"
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Педагог:
Добрый день, на прошлом занятии мы вспоминали забытые секреты здоровья и долголетия русского народа, путешествовали в прошлое и пытались выяснить, какие традиции здорового образа жизни мы сохранили. Сегодня мы отправимся в Китай, чтобы отыскать там древние сокровища, и для этого нам понадобятся внимание и наблюдательность.
Китай – одна из древнейших стран мира с очень интересной культурой. Именно здесь впервые были изобретены бумага, порох, фарфор, шелк. Для того, чтобы торговать шелком, китайцы проложили Великий шелковый путь, а чтобы не заблудиться, изобрели еще и компас. Вот по этому пути мы сейчас и отправимся в Китай.
Д ля начала нам нужно выяснить, где находится эта страна и как до нее добраться. (Ученик ищет на карте Китай) А на каком же транспорте передвигались по Великому шелковому пути? (На верблюде).
Вот здесь у нас несколько дорог, которые ведут в разные страны, тебе нужно определить, какая из них ведет в Поднебесную, так по-другому называют Китай. В конце пути мы попадем в традиционное китайское жилище – пагоду - и найдем там первое сокровище. (Ученик выполняет задание и отыскивает надпись "Цигун")
Что же означает эта надпись? Цигун – это древняя система упражнений, с помощью которых можно сохранить и укрепить здоровье, вылечить многие болезни и продлить свою жизнь. Чудесные гимнастика, массаж и дыхательные упражнения цигуна считаются частью национальной культуры Китая, и в наши дни используют с большим успехом.
Сейчас мы выполним одно из упражнений Цигуна – массаж глаз, который помогает при лечении разных глазных болезней. (Ученик выполняет самомассаж)
1. Массировать мизинцами точку во внутреннем углу глаза круговыми движениями 9 раз внутрь и 9 раз наружу.
2. "Точечное дыхание" (пальцы давят на точку – выдох, пальцы отнять от точки – вдох) - 3 раза.
3. Легко постучать мизинцами вдоль глазницы снизу и сверху 3 круга.
Теперь мы готовы продолжить поиск китайских сокровищ и выполнить следующее задание. Китайцы очень любят и ценят природу и умеют ею любоваться, они считают, что, глядя на срезанные цветы, человек не только получает эстетическое удовольствие, но и избавляется от негативной энергии, которую цветы забирают себе. Поэтому засохшие цветы нельзя хранить в доме, их нужно обязательно выбрасывать. Сейчас мы тоже полюбуемся цветами, которые будут расцветать на мониторе нашего компьютера.
Игра на скорость определения цвета.
Мы не зря заговорили о растениях, ведь и в них скрыто сокровище – их лечебные свойства. В Китае с древних времен и до сих пор в качестве лекарств используют только растения.
А теперь наши глаза отдохнут, отдадут свою усталость вот этому замечательному цветку. (Зрительная гимнастика с использованием офтальмотренажера "Цветок")
В от мы и подошли к последнему испытанию. Китайцы, как и другие народы, верили в сверхъестественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев – драконов, которые хранили сокровища. И чтобы добыть еще одно сокровище, ты должен победить дракона и не одного. (Упражнения на счет)
Ты победил драконов и тебе открылось еще одно сокровище Китая – Ушу ("Искусство боя") – упражнения, которые используются уже тысячи лет простыми людьми как средство физической закалки и самозащиты. Ушу развивает ритмичность, гибкость суставов, красоту тела и зрение.
Давай попробуем выполнить несколько простых упражнений, которые развивают координацию и улучшают работу внутренних органов.
1. "Круг" – ноги на ширине плеч, одну руку вытянуть вперед, а другую назад и выполнять обеими руками вращательные движения вперед и назад. Руки должны всегда составлять одну прямую линию.
2 "Круг в перехлест" – руки выполняют круг в разные стороны: левая вперед, правая назад. Затем они встречаются над головой и меняются направлениями.
Вот мы и отыскали древние сокровища и убедились в том, что китайцы – это не просто маленькие люди, которые носят халаты и смешные хвостики на голове, они еще и мудрые люди, потому что они не прячут свои сокровища, а пользуются ими. И сейчас на улицах Пекина и других городов можно увидеть людей, которые занимаются гимнастикой Цигун и Ушу. В Китае хранят свою древнюю культуру и древние традиции здорового образа жизни - "мудрый предотвращает болезни, а не лечит их".
На память о нашем путешествии я дарю тебе игру, которая называется "Китайская стена". В нее нужно играть вдвоем, она развивает внимание и сообразительность, а чтобы не уставать во время игры, выполняйте упражнения, которым ты научился на сегодняшнем занятии.
Приложение 1 «Протокол коррекционного занятия»
ПРОТОКОЛ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
"Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия"
Дата, день недели:
Класс:
Ф.И. учащегося:
Тема: Тренировка зрительной концентрации
Задачи: развивать зрительное внимание, функции прослеживания, зрительно-моторную
координацию
Оборудование: цветные и черно-белые таблицы, дидактическая компьютерная игра
Ход занятия:
Название упражнения | Время выполнения | Результаты |
1. Прослеживание линий а) глазами б) при помощи указки | | |
2. Распознавание цветов (дидактическая игра) | | |
3. Счет изображений а) цветных б) монохромных | | |
Наблюдения (особенности поведения ребенка):
Приложение 2
Игра «Китайская стена»
Правила игры : Игра ведется при помощи камней (фишек) двух цветов в одном
направлении – снизу вверх. Это и понятно, вряд ли кто сумеет
построить стену, начиная сверху. Ходят по очереди,
начиная с центральной клетки нижнего ряда. Далее камни
можно укладывать либо на фундамент (в свободные клетки
нижнего ряда), либо на другие камни. Побеждает тот, кто
первым построит ряд из 4 камней своего цвета.
Приложение 3 «Упражнения на счет»
1. Определи не считая, сколько драконов на рисунке
2. Подсчитай всех драконов, пользуясь указкой
3. Подсчитай без помощи указки, сколько красных, зеленых и голубых драконов на рисунке
1. Определи не считая, сколько маленьких драконов в большом
2. Подсчитай всех белых драконов, пользуясь указкой