СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия по развитию зрительного внимания являются составной частью программы курса для слабовидящих "Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия". Данные занятия не только играют большую роль в развитии ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка в зрительной среде, но и совершенствуют фиксацию, прослеживающую и различительную функции, зрительно-моторную координацию и ориентировку в малом пространстве. У слабовидящих и частично видящих детей внимание развито очень плохо вследствие значительного снижения чувствительности к яркости, цвету, контрастам и т.д. 

Просмотр содержимого документа
«Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия»

Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия


ТИФЛОПЕДАГОГ: Жихарева Н.А.

ТЕМА: "Древние сокровища Китая" (тренировка зрительной концентрации)


ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ И МЕТОДИК:

Занятия по развитию зрительного внимания проводятся в рамках коррекционного предмета "Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия". Данные занятия не только играют большую роль в развитии ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка в зрительной среде, но и совершенствуют фиксацию, прослеживающую и различительную функции, зрительно-моторную координацию и ориентировку в малом пространстве. У слабовидящих и частично видящих детей внимание развито очень плохо вследствие значительного снижения чувствительности к яркости, цвету, контрастам и т.д.

Методики, используемые для развития зрительного внимания, рекомендованы и как задания для зрительных координационных упражнений детям с косоглазием, амблиопией и нистагмом. К таким методикам относятся:

1. Распознавание различий в подобных картинках

2. Счет и сравнение мелких одинаковых деталей

3. Поиск трудно распознаваемых деталей в картинках

4. Распознавание одинаковых изображений

5. Сравнение фигур, которые различаются в размерах

6. Распознавание картинок на темном фоне

7. Прослеживание волнистых и ломаных линий

На занятиях по развитию зрительного восприятия всегда должен присутствовать игровой компонент, мотивационные моменты (принцип заинтересованности), положительное стимулирование. В ходе занятий обязательны разнообразные тематически выдержанные методики, зрительная гимнастика, двигательные упражнения, что позволяет предотвратить утомление, и поддерживает постоянную познавательную активность детей. Кроме того, содержание коррекционных занятий должно быть увязано с содержанием общеобразовательных предметов, нацеливать детей на осуществление процесса самокоррекции.

Все эти задачи планируется решить в ходе проведения серии занятий по развитию зрительного внимания под общим названием "Секреты со всего света", которые способствуют формированию основ культуры здоровья. Каждое занятие знакомит детей с древними традициями и современными достижениями в области сохранения и развития здоровья разных народов мира.

Занятия длительностью 20-30 минут проводятся индивидуально и ориентированы на учащихся 4-7классов. Результаты фиксируются в протоколе занятия.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: тематический наглядный материал, компьютерная программа (игра на развитие зрительной концентрации и зрительно-моторной координации из серии «Гарфилд»: «Изучаем цвета и формы»), тематическое сопровождение (музыка, элементы оформления кабинета), офтальмотренажер.

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ:

1. Вступительная часть (актуализация цели занятия, выявление коррекционного материала)

2. Выполнение упражнений на прослеживание

3. Зрительная гимнастика

4. Работа на компьютере

5. Выполнение упражнений на счет и сравнение

5. Физминутка

6. "Домашнее задание"

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Педагог:

Добрый день, на прошлом занятии мы вспоминали забытые секреты здоровья и долголетия русского народа, путешествовали в прошлое и пытались выяснить, какие традиции здорового образа жизни мы сохранили. Сегодня мы отправимся в Китай, чтобы отыскать там древние сокровища, и для этого нам понадобятся внимание и наблюдательность.

Китай – одна из древнейших стран мира с очень интересной культурой. Именно здесь впервые были изобретены бумага, порох, фарфор, шелк. Для того, чтобы торговать шелком, китайцы проложили Великий шелковый путь, а чтобы не заблудиться, изобрели еще и компас. Вот по этому пути мы сейчас и отправимся в Китай.

Д ля начала нам нужно выяснить, где находится эта страна и как до нее добраться. (Ученик ищет на карте Китай) А на каком же транспорте передвигались по Великому шелковому пути? (На верблюде).

Вот здесь у нас несколько дорог, которые ведут в разные страны, тебе нужно определить, какая из них ведет в Поднебесную, так по-другому называют Китай. В конце пути мы попадем в традиционное китайское жилище – пагоду - и найдем там первое сокровище. (Ученик выполняет задание и отыскивает надпись "Цигун")

Что же означает эта надпись? Цигун – это древняя система упражнений, с помощью которых можно сохранить и укрепить здоровье, вылечить многие болезни и продлить свою жизнь. Чудесные гимнастика, массаж и дыхательные упражнения цигуна считаются частью национальной культуры Китая, и в наши дни используют с большим успехом.


Сейчас мы выполним одно из упражнений Цигуна – массаж глаз, который помогает при лечении разных глазных болезней. (Ученик выполняет самомассаж)

1. Массировать мизинцами точку во внутреннем углу глаза круговыми движениями 9 раз внутрь и 9 раз наружу.

2. "Точечное дыхание" (пальцы давят на точку – выдох, пальцы отнять от точки – вдох) - 3 раза.

3. Легко постучать мизинцами вдоль глазницы снизу и сверху 3 круга.


Теперь мы готовы продолжить поиск китайских сокровищ и выполнить следующее задание. Китайцы очень любят и ценят природу и умеют ею любоваться, они считают, что, глядя на срезанные цветы, человек не только получает эстетическое удовольствие, но и избавляется от негативной энергии, которую цветы забирают себе. Поэтому засохшие цветы нельзя хранить в доме, их нужно обязательно выбрасывать. Сейчас мы тоже полюбуемся цветами, которые будут расцветать на мониторе нашего компьютера.

Игра на скорость определения цвета.

Мы не зря заговорили о растениях, ведь и в них скрыто сокровище – их лечебные свойства. В Китае с древних времен и до сих пор в качестве лекарств используют только растения.

А теперь наши глаза отдохнут, отдадут свою усталость вот этому замечательному цветку. (Зрительная гимнастика с использованием офтальмотренажера "Цветок")


В от мы и подошли к последнему испытанию. Китайцы, как и другие народы, верили в сверхъестественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев – драконов, которые хранили сокровища. И чтобы добыть еще одно сокровище, ты должен победить дракона и не одного. (Упражнения на счет)

Ты победил драконов и тебе открылось еще одно сокровище Китая – Ушу ("Искусство боя") – упражнения, которые используются уже тысячи лет простыми людьми как средство физической закалки и самозащиты. Ушу развивает ритмичность, гибкость суставов, красоту тела и зрение.


Давай попробуем выполнить несколько простых упражнений, которые развивают координацию и улучшают работу внутренних органов.

1. "Круг" – ноги на ширине плеч, одну руку вытянуть вперед, а другую назад и выполнять обеими руками вращательные движения вперед и назад. Руки должны всегда составлять одну прямую линию.

2 "Круг в перехлест" – руки выполняют круг в разные стороны: левая вперед, правая назад. Затем они встречаются над головой и меняются направлениями.


Вот мы и отыскали древние сокровища и убедились в том, что китайцы – это не просто маленькие люди, которые носят халаты и смешные хвостики на голове, они еще и мудрые люди, потому что они не прячут свои сокровища, а пользуются ими. И сейчас на улицах Пекина и других городов можно увидеть людей, которые занимаются гимнастикой Цигун и Ушу. В Китае хранят свою древнюю культуру и древние традиции здорового образа жизни - "мудрый предотвращает болезни, а не лечит их".

На память о нашем путешествии я дарю тебе игру, которая называется "Китайская стена". В нее нужно играть вдвоем, она развивает внимание и сообразительность, а чтобы не уставать во время игры, выполняйте упражнения, которым ты научился на сегодняшнем занятии.





















Приложение 1 «Протокол коррекционного занятия»


ПРОТОКОЛ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

"Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия"


Дата, день недели:

Класс:

Ф.И. учащегося:


Тема: Тренировка зрительной концентрации


Задачи: развивать зрительное внимание, функции прослеживания, зрительно-моторную

координацию


Оборудование: цветные и черно-белые таблицы, дидактическая компьютерная игра


Ход занятия:




Название упражнения



Время выполнения


Результаты



1. Прослеживание линий

а) глазами

б) при помощи указки





2. Распознавание цветов

(дидактическая игра)




3. Счет изображений

а) цветных

б) монохромных





Наблюдения (особенности поведения ребенка):




Приложение 2

Игра «Китайская стена»





























Правила игры : Игра ведется при помощи камней (фишек) двух цветов в одном

направлении – снизу вверх. Это и понятно, вряд ли кто сумеет

построить стену, начиная сверху. Ходят по очереди,

начиная с центральной клетки нижнего ряда. Далее камни

можно укладывать либо на фундамент (в свободные клетки

нижнего ряда), либо на другие камни. Побеждает тот, кто

первым построит ряд из 4 камней своего цвета.

Приложение 3 «Упражнения на счет»


1. Определи не считая, сколько драконов на рисунке

2. Подсчитай всех драконов, пользуясь указкой

3. Подсчитай без помощи указки, сколько красных, зеленых и голубых драконов на рисунке





























1. Определи не считая, сколько маленьких драконов в большом

2. Подсчитай всех белых драконов, пользуясь указкой



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!