СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-воспитательная работа по формированию правильного отношения к дефекту

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полноценная социализация слепых и слабовидящих включает одно из важнейших направлений коррекционно-воспитательной работы — формирование у воспитанников адекватного отношения к своему дефекту.

Недооценка этого направления приводит к образованию целого ряда негативных черт характера и свойств личности, затрудняющих взаимодействие незрячих и слабовидящих не только с нормальновидящими, но и с инвалидами по зрению, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на реализации их потенциальных возможностей и тем более на их интеграции в общество зрячих.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-воспитательная работа по формированию правильного отношения к дефекту»

Коррекционно-воспитательная работа

по формированию правильного отношения к дефекту


Полноценная социализация слепых и слабовидящих включает одно из важнейших направлений коррекционно-воспитательной работы — формирование у воспитанников адекватного отношения к своему дефекту.

Недооценка этого направления приводит к образованию целого ряда негативных черт характера и свойств личности, затрудняющих взаимодействие незрячих и слабовидящих не только с нормальновидящими, но и с инвалидами по зрению, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на реализации их потенциальных возможностей и тем более на их интеграции в общество зрячих.

Только с 4—5 лет ребенок начинает понимать свое отличие от окружающих. Ко времени поступления в школу он постепенно начинает осознавать дефект и связывать с ним свой негативный опыт общения со зрячими сверстниками, а также неумение выполнить то, что другие могут сделать очень быстро: вдеть нитку в иголку, найти упавшую вещь, налить сок из пакета в стакан, рассказать, что нарисовано на картинке.

Осознав недостатки и особенности своего восприятия, многие дети начинают стесняться своего дефекта и переживать настолько сильно, что, находясь в среде нормальновидящих, часто становятся крайне нервозными.

Изучение опыта социальной адаптации выпускников школ для слепых и слабовидящих показывает, что многие из них страдают комплексом неполноценности. Проявляется это по-разному. Одни, испытывая из-за дефекта зрения трудности в самостоятельной жизни, относят себя к неполноценным, но всячески скрывают свой дефект от окружающих. Они имитируют зрячих: не пользуются тростью на улицах города, отказываются от изучения системы Брайля и т.п. И одновременно уходят от контактов со зрячими, не обращаясь за помощью даже тогда, когда в ней очень нуждаются. Другие, понимая, что не могут справиться самостоятельно с повседневными заботами, напротив, выпячивают свой дефект и требуют помощи от окружающих, считая всех виноватыми в своих трудностях и неудачах.

Главное же в проявлении комплекса неполноценности лице нарушением зрения в том, что это чувство мешает им жить, провоцируя внутренний дискомфорт и конфликты с окружающими.

Неправильное отношение к своему дефекту в сочетании с негативными свойствами личности, формирующимися у слепых и слабовидящих, прежде всего связано с влиянием семьи.

Особенно пагубно сказывается на формировании личности ребенка-инвалида сочетание гиперопеки с постоянным поощрением отдельных «мнимых» успехов. Например, ребенка превозносят за знание большого количества стихов и не замечают его неумения и нежелания научиться самостоятельно одеваться. Такое воспитание приводит к необоснованно завышенной самооценке, что так же опасно, как и занижение потенциальных возможностей.

У детей, которых из-за боязни травм родители ограничивают во всех видах деятельности и общения, жестко подавляя всякую инициативу, появляется страх передвижения, нежелание что-либо делать самостоятельно.

В случаях, когда родители стесняются дефекта ребенка (прячут его от соседей, отдельно кормят, гуляют в безлюдных местах, заставляют снимать очки на улице, берут с собой в гости только зрячих детей и т.п.), у него формируются такие черты, как замкнутость, зависть, неуверенность в себе и т.п.

Игнорирование дефекта ребенка говорит о непонимании родителями его трудностей, предъявлению требований, не соответствующих его зрительным возможностям (особенно от этого страдают слабовидящие), провоцирует упрямство, нервные расстройства, отчужденность, подавленность в отношениях с окружающими.

Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение ребенком существенных для него потребностей социального характера — потребностей в общении, в одобрении, в уважении, в эмоциональном контакте.

Свою негативную лепту в формирование отношения ребенка с нарушением зрения к себе вносит и общество своим неадекватным отношением к дефекту. Стараясь избежать неприятной для себя ре­акции окружающих (оскорблений сверстников, нетактичных выска­зываний взрослых), ребенок стремится к самоизоляции.

Таким образом, коррекционная работа по формированию адекват­ного отношения к своему дефекту должна составлять неотъемлемую часть воспитания детей с нарушением зрения.

Превентивная направленность коррекционной работы, предупреж­дение появления отклонений в психическом развитии — важная часть воспитания детей с нарушением зрения.

Пропедевтический принцип работы персонала служит основой для постепенного включения детей в новые различные формы деятельности.

Преобразующий, или трансформирующий, принцип связан с раз­витием у детей новых обходных способов ориентации в окружающем мире и среди людей. Его воздействие связано с развитием у детей использования сохранных и нарушенных сенсорных систем, с разви­тием полисенсорности восприятия.

Информационная направленность коррекционной работы, прин­цип единства и взаимодействия педагога и ребенка, а также диф­ференцированный подход позволяют преодолеть разрыв между ре­бенком и социумом. Использование этих принципов в процессе воспитания обеспечивает их эффективность.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы педагогическими средства­ми помочь детям осознать, что именно отличает их от нормальновидя­щих, показать специфические особенности и трудности, являющиеся следствием дефекта зрения, раскрыть способы преодоления трудно­стей, а также пути и условия успешной интеграции в общество зрячих.

Для достижения успехов педагогу и воспитателю необходимо:

  • знать возможности лиц с нарушением зрения и их достижения в области науки, литературы, искусства, образования, юриспруденции и др.;

  • корригировать отношения родителей ребенка к его дефекту;

  • изучать динамику развития ребенка, его воспитанности, социа­лизации;

  • уметь показать ребенку пути преодоления негативных черт характера и комплекса неполноценности, вызванных его дефектом;

  • воспитывать у детей чувство собственного достоинства, само­уважения на основе целесообразно организованной деятельности, направленной на приобретение различных практических навыков, без которых самостоятельность и мобильность инвалида по зрению невозможны.

— уметь объяснить детям причины неадекватного отношения к ним окружающих и научить без агрессии реагировать на бестактность. Занижение нормально видящими способностей инвалидов по зрению связано в основном с недостаточной информированностью общества о возможностях их развития и компенсации дефекта.

Самому педагогу, конечно, тоже весьма важно адекватно относиться к дефекту воспитанников и правильно вести себя.

К сожалению, в тифлопедагогической практике имеется немало примеров, когда негативные последствия нарушения зрения у ребенка педагогами не только не корригируются, но и закрепляются. Акцентирование внимания только на успешных видах деятельности и игнорирование явных провалов в других сферах деятельности формируют у детей неоправданно завышенную самооценку, что так же вредно, как и принижение их возможностей.

Адекватное отношение к своему дефекту предполагает понимание воспитанником того, что:

— нарушение зрения ограничивает его возможности и для достижения результатов нормально видящих ему потребуется приложить гораздо больше усилий;

— слепота и слабовидение не позволяют овладевать предметно-практическими действиями по подражанию, поэтому для успешной конкуренции инвалида со зрячими требуется овладение специальными компенсаторными навыками при активном использовании всех сохранных анализаторов;

— при дефекте зрения многие сферы деятельности оказываются для человека недоступными, но остается еще достаточно профессий, которыми он может овладеть;

— окружающие не всегда осознают трудности инвалида по зрению, не всегда информированы о его возможностях, поэтому человеку с физическим недостатком следует самому стремиться к контактам с нормально видящими и добиваться взаимопонимания и т.п.;

— он будет достоин уважения, как и любой полезный член общества, если научится самостоятельно справляться со своими проблемами (ориентироваться в пространстве, получать информацию, быть независимым в быту и т.п.), приобретет профессию и будет в ней конкурентоспособным.

— не следует искать виноватых в нарушении зрения и считать всех окружающих обязанными оказывать помощь;

— инвалиду по зрению бессмысленно имитировать зрячего, а также драматизировать свое положение;

— любой человек с физическим недостатком привлекает к себе повышенное внимание окружающих, поэтому, чтобы инвалиду достойно выглядеть в обществе, ему надо тщательно контролировать свое поведение, свой внешний вид, свои реакции.

Главным условием адекватного отношения человека к своему дефекту является осознание им, с одной стороны, своих особенностей, вызванных нарушением зрения, а другой, — возможностей социально-трудовой адаптации.

При формировании правильного отношения к дефекту педагогу важно помнить о том, что психика человека является продуктом сложного и длительного процесса. Поэтому бессмысленно требовать от учащегося немедленного изменения привычного поведения, отказа от уже сложившихся стереотипов. Здесь нужен индивидуальный подход с учетом всех обстоятельств жизни ребенка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!