СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающий урок сказкотерапии в 4 классе на тему "Снежная королева (по сказке Г.Х. Андерсена)".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-развивающий урок по  сказкотерапии в 4классе.

Тема: «Снежная королева»

(по сказке Г. X. Андерсена)

                                                                                                        

Цели:

  1. Познакомить детей со сказкой.
  2. Развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное.
  3. Развивать умение ритмично дышать.
  4. Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние.
  5. Формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением.
  6. Способствовать стабилизации психических процессов и снижению эмоционального напряжения.
  7. Развивать фантазию и творческое воображение.

 

Необходимые материалы: надушенная искусственная роза в плотно закрытой шкатулке, белый тюль или капрон (3,5 х 1 м); бе­лый пуховый платок или тюль, капрон; иллюстрации цветов; платки, ленты, ткани разного цвета.

Вступление

—        Говорят, «доброе сердце». А как еще можно сказать о сердце? Дети называют слова: большое, горячее, золотое, злое, равнодуш­ное, холодное, прекрасное, любящее, каменное и т. д.

— Что значит «золотое»?- Оно из золота?

- Что значит ледяное?

-Давайте вспомним героев из разных сказок и скажем, у кого какое сердце? (Золушка, Кощей Бессмертный, старик, старуха).

Вхождение в сказку

— Сегодня мы отправляемся в сказку Г. X. Андерсена «Снежная королева», а помогать нам в путешествии будет наше... сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце.

А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце...

Попросите свое сердце дать вам силу для путешествия по сказке. Молча, про себя... Получилось? Молодцы. Поблагодарите свое сердце.

Сказка

В большом городе жили двое бедных детей: Кай и Герда. Они не были родственниками, но любили друг друга, как брат и сестра.

Родители часто позволяли мальчику с девочкой ходить друг к другу в гости и сидеть на скамеечке под розами. Как прекрасны были эти летние дни и кусты благоухающих роз!

Упражнение 1. Аромат розы___________________

Дети тихо, спокойно, без напряжения, расслабив плечи, вдыхают аромат розы и мягко длительно выдыхают.

Внимание фиксируется не на запахе (он и так будет ощущаться), а на мышцах живота. Во время выдоха живот втягивается внутрь, а на вдохе слегка выпячивается.

- Движения живота должны быть не резкими, а мягкими и ритмич­ными.

Зимой это удовольствие кончалось. Дети сидели дома и слу­шали рассказы бабушки.

А у снежинок есть королева? — спрашивал мальчик.

Есть, — отвечала бабушка. — Часто летает она по город­ским улицам в полночь и заглядывает в окошки — тогда они по­крываются ледяными узорами, словно цветами.

А Снежная королева не может ворваться сюда? — спроси­ла как-то раз девочка.

Пусть только попробует! — сказал Кай. — Я посажу ее на теплую печку, она и растает.

Вечером Кай смотрел, как за окном порхают снежинки. Одна из них, очень крупная, вдруг начала расти. Росла-росла, пока на­конец не превратилась в женщину.

Упражнение 2. Необычная снежинка____________

Дети танцуют под музыку, порхают как снежинки: легко и плавно.

В какой-то момент ведущий выключает музыку, и дети сразу же садятся на корточки, обняв руками колени и наклонив вперед голову.

Из этого положения «снежинки» по сигналу ведущего начинают медленно «расти»: сначала распрямляются колени, потом спина, далее поднимается голова...

Дети наблюдают за ощущениями в себе. После того как все «сне­жинки» «выросли», ведущий включает музыку и танец продолжается.

Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного сверкающего льда! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни ласки.

Она крикнула мальчику и поманила его рукой.

—                 Ай! — вскрикнул вдруг мальчик. — Больно! Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!

Бедняжка Кай! Теперь его сердце стало превращаться в кусок льда. А глаза стали видеть во всем добром и прекрасном только злое и некрасивое.

—                 Фу, какие гадкие розы, — сказал Кай.

 — У, какая ты некра­сивая, Герда.

 

Упражнение 3. Снежная королева

Дети становятся полукругом и расслабляются.

«Королева» рассыпает «снежинки» (конфетти), и как только «сне­жинки» касаются детей, последние тут же превращаются из спокой­ных, расслабленных в грубых, резких, злых.

(Перед началом упражнения ведущий объясняет).

- В этой игре нельзя обижаться на грубости своих товарищей. Ведь никто не вино­ват, что Снежная королева превратила их добрые сердца в кусок льда.

- Попросите про­щения у всех и самому простить своих товарищей. Все стоя расслаб­ляются. Ведущий помогает детям снять напряжение и возбуждение, поглаживая их по спинам, рукам, плечам.

— Теперь вы снова становитесь мягкими, добрыми, а ваше сердце разогревается и наполняется радостью.

Однажды в зимний день, когда Кай катался на салазках, на площади вдруг появились большие белые сани. Кай быстро при­цепил к ним свои салазки и покатил.

Снег вдруг повалил большими густыми хлопьями, так что ни зги не было видно, а сани помчались, ныряя в сугробах, прыгая через изгороди и канавы. Это были сани самой Снежной королевы.

 

Упражнение 4. Сани Снежной королевы

Дети встают друг за другом, положив руки на плечи. На них набра­сывают белый тюль. Ведущий берет за руку первого ребенка и тянет за собой, меняя темп и направление движения, преодолевая препятст­вия... Задача детей — удержаться в цепочке.

Дети садятся на пя­тки и расслабляются.

А что же было с маленькой Гердой после того, как исчез Кай? Кого только не спрашивала девочка о брате, но никто не знал, куда он девался. Долго ждала его Герда, и вот однажды утром, когда было еще очень рано, Герда поцеловала спящую бабушку, надела башмачки и отправилась искать Кая.

Через некоторое время она оказалась возле маленького до­мика с прекрасным садом. Здесь жила добрая старушка, которая умела колдовать.

Герда так понравилась доброй колдунье, что та решила оста­вить ее у себя навсегда. Старушка стала расчесывать Герде во­лосы золотым гребешком, и чем дольше она их расчесывала, тем быстрее забывала Герда своего Кая.

Упражнение 5. Причесывание

Дети разбиваются на пары и по очереди очень нежно, мягко, с лю­бовью гладят друг друга по голове.

- Вы  должны  расслабиться, довериться при­косновениям, «забыть» обо всем, слушая свои ощущения.

Потом старушка пошла в сад, дотронулась до розовых кустов, и они все ушли глубоко-глубоко в землю. Старушка боялась, что Герда увидев ее розы, вспомнит о своих розах, а там и о Кае, да и убежит от нее.

Упражнение 6. Кусты роз.

- Все вы — «кусты роз». Вы стоите на одном месте, подняв вверх и в стороны руки,  и пошевеливаете пальцами (ветерок колышет ветки).

Ведущий поочередно подходит к каждому ребенку и, нажимая на его плечи, вынуждает присесть (куст уходит под землю).

Ребенок слегка сопротивляется (тяжело входить в землю) и на­блюдает за напряжениями в мышцах тела.

Сделав свое дело, старушка повела Герду в цветник. Как там было красиво! Тут цвели все цветы сразу — и весенние, и летние, и осенние! Герда прыгала от радости, играя среди цветов. Так прошло много дней...

Упражнение 7. Цветы

- Вы припоминаете разные цветы, при необходимости смотрят ил­люстрации, затем «превращаетесь» в свой любимый цветок.

Для того чтобы превращение было более глубоким и интересным, детям предлагаются платки, шарфы, ленты, ткани разного цвета. Де­ти импровизируют, создавая зрительное сходство со своим цветком.

По знаку ведущего все «цветы» застывают, а ведущий, играя роль Герды, ходит по саду и любуется цветами (хвалит цветы, восхищается ими...).

Все «цветы» свободно танцуют.

Затем дети расслабляются, сидя на пятках. Ведущий проверяет расслабленность их рук и плеч легким потряхиванием.

Заключение

— На этом сказка не закончилась, но наше путешествие заверши­лось. Та чудесная сила, которую подарило вам ваше собственное серд­це, истрачена. Для дальнейшего путешествия надо попросить сердце дать вам новую силу и энергию. Но это мы сделаем в другой раз, а се­годня пусть ваше сердце отдыхает: оно достаточно потрудилось. Еще раз, молча, поблагодарите его.

Итог:

- Какие упражнения мы выполняли на занятии?

-Какое упражнение из сказки вам понравилось больше других?

 

На память об этой сказке одна знакомая фея прислала для вас разноцветные сердечки. Вы можете выбрать любое.

 

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающий урок сказкотерапии в 4 классе на тему "Снежная королева (по сказке Г.Х. Андерсена)".»

Коррекционно-развивающий урок по сказкотерапии в 4классе.

Тема: «Снежная королева»

(по сказке Г. X. Андерсена)

Цели:

  1. Познакомить детей со сказкой.

  2. Развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное.

  3. Развивать умение ритмично дышать.

  4. Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние.

  5. Формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением.

  6. Способствовать стабилизации психических процессов и снижению эмоционального напряжения.

  7. Развивать фантазию и творческое воображение.


Необходимые материалы: надушенная искусственная роза в плотно закрытой шкатулке, белый тюль или капрон (3,5 х 1 м); бе­лый пуховый платок или тюль, капрон; иллюстрации цветов; платки, ленты, ткани разного цвета.

Вступление

— Говорят, «доброе сердце». А как еще можно сказать о сердце? Дети называют слова: большое, горячее, золотое, злое, равнодуш­ное, холодное, прекрасное, любящее, каменное и т. д.

— Что значит «золотое»?- Оно из золота?

- Что значит ледяное?

-Давайте вспомним героев из разных сказок и скажем, у кого какое сердце? (Золушка, Кощей Бессмертный, старик, старуха).

Вхождение в сказку

— Сегодня мы отправляемся в сказку Г. X. Андерсена «Снежная королева», а помогать нам в путешествии будет наше... сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце.

А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце...

Попросите свое сердце дать вам силу для путешествия по сказке. Молча, про себя... Получилось? Молодцы. Поблагодарите свое сердце.

Сказка

В большом городе жили двое бедных детей: Кай и Герда. Они не были родственниками, но любили друг друга, как брат и сестра.

Родители часто позволяли мальчику с девочкой ходить друг к другу в гости и сидеть на скамеечке под розами. Как прекрасны были эти летние дни и кусты благоухающих роз!

Упражнение 1. Аромат розы___________________

Дети тихо, спокойно, без напряжения, расслабив плечи, вдыхают аромат розы и мягко длительно выдыхают.

Внимание фиксируется не на запахе (он и так будет ощущаться), а на мышцах живота. Во время выдоха живот втягивается внутрь, а на вдохе слегка выпячивается.

- Движения живота должны быть не резкими, а мягкими и ритмич­ными.

Зимой это удовольствие кончалось. Дети сидели дома и слу­шали рассказы бабушки.

  • А у снежинок есть королева? — спрашивал мальчик.

  • Есть, — отвечала бабушка. — Часто летает она по город­ским улицам в полночь и заглядывает в окошки — тогда они по­крываются ледяными узорами, словно цветами.

  • А Снежная королева не может ворваться сюда? — спроси­ла как-то раз девочка.

  • Пусть только попробует! — сказал Кай. — Я посажу ее на теплую печку, она и растает.

Вечером Кай смотрел, как за окном порхают снежинки. Одна из них, очень крупная, вдруг начала расти. Росла-росла, пока на­конец не превратилась в женщину.

Упражнение 2. Необычная снежинка____________

Дети танцуют под музыку, порхают как снежинки: легко и плавно.

В какой-то момент ведущий выключает музыку, и дети сразу же садятся на корточки, обняв руками колени и наклонив вперед голову.

Из этого положения «снежинки» по сигналу ведущего начинают медленно «расти»: сначала распрямляются колени, потом спина, далее поднимается голова...

Дети наблюдают за ощущениями в себе. После того как все «сне­жинки» «выросли», ведущий включает музыку и танец продолжается.

Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного сверкающего льда! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни ласки.

Она крикнула мальчику и поманила его рукой.

Ай! — вскрикнул вдруг мальчик. — Больно! Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!

Бедняжка Кай! Теперь его сердце стало превращаться в кусок льда. А глаза стали видеть во всем добром и прекрасном только злое и некрасивое.

Фу, какие гадкие розы, — сказал Кай.

У, какая ты некра­сивая, Герда.


Упражнение 3. Снежная королева

Дети становятся полукругом и расслабляются.

«Королева» рассыпает «снежинки» (конфетти), и как только «сне­жинки» касаются детей, последние тут же превращаются из спокой­ных, расслабленных в грубых, резких, злых.

(Перед началом упражнения ведущий объясняет).

- В этой игре нельзя обижаться на грубости своих товарищей. Ведь никто не вино­ват, что Снежная королева превратила их добрые сердца в кусок льда.

- Попросите про­щения у всех и самому простить своих товарищей. Все стоя расслаб­ляются. Ведущий помогает детям снять напряжение и возбуждение, поглаживая их по спинам, рукам, плечам.

— Теперь вы снова становитесь мягкими, добрыми, а ваше сердце разогревается и наполняется радостью.

Однажды в зимний день, когда Кай катался на салазках, на площади вдруг появились большие белые сани. Кай быстро при­цепил к ним свои салазки и покатил.

Снег вдруг повалил большими густыми хлопьями, так что ни зги не было видно, а сани помчались, ныряя в сугробах, прыгая через изгороди и канавы. Это были сани самой Снежной королевы.


Упражнение 4. Сани Снежной королевы

Дети встают друг за другом, положив руки на плечи. На них набра­сывают белый тюль. Ведущий берет за руку первого ребенка и тянет за собой, меняя темп и направление движения, преодолевая препятст­вия... Задача детей — удержаться в цепочке.

Дети садятся на пя­тки и расслабляются.

А что же было с маленькой Гердой после того, как исчез Кай? Кого только не спрашивала девочка о брате, но никто не знал, куда он девался. Долго ждала его Герда, и вот однажды утром, когда было еще очень рано, Герда поцеловала спящую бабушку, надела башмачки и отправилась искать Кая.

Через некоторое время она оказалась возле маленького до­мика с прекрасным садом. Здесь жила добрая старушка, которая умела колдовать.

Герда так понравилась доброй колдунье, что та решила оста­вить ее у себя навсегда. Старушка стала расчесывать Герде во­лосы золотым гребешком, и чем дольше она их расчесывала, тем быстрее забывала Герда своего Кая.

Упражнение 5. Причесывание

Дети разбиваются на пары и по очереди очень нежно, мягко, с лю­бовью гладят друг друга по голове.

- Вы должны расслабиться, довериться при­косновениям, «забыть» обо всем, слушая свои ощущения.

Потом старушка пошла в сад, дотронулась до розовых кустов, и они все ушли глубоко-глубоко в землю. Старушка боялась, что Герда увидев ее розы, вспомнит о своих розах, а там и о Кае, да и убежит от нее.

Упражнение 6. Кусты роз.

- Все вы — «кусты роз». Вы стоите на одном месте, подняв вверх и в стороны руки, и пошевеливаете пальцами (ветерок колышет ветки).

Ведущий поочередно подходит к каждому ребенку и, нажимая на его плечи, вынуждает присесть (куст уходит под землю).

Ребенок слегка сопротивляется (тяжело входить в землю) и на­блюдает за напряжениями в мышцах тела.

Сделав свое дело, старушка повела Герду в цветник. Как там было красиво! Тут цвели все цветы сразу — и весенние, и летние, и осенние! Герда прыгала от радости, играя среди цветов. Так прошло много дней...

Упражнение 7. Цветы

- Вы припоминаете разные цветы, при необходимости смотрят ил­люстрации, затем «превращаетесь» в свой любимый цветок.

Для того чтобы превращение было более глубоким и интересным, детям предлагаются платки, шарфы, ленты, ткани разного цвета. Де­ти импровизируют, создавая зрительное сходство со своим цветком.

По знаку ведущего все «цветы» застывают, а ведущий, играя роль Герды, ходит по саду и любуется цветами (хвалит цветы, восхищается ими...).

Все «цветы» свободно танцуют.

Затем дети расслабляются, сидя на пятках. Ведущий проверяет расслабленность их рук и плеч легким потряхиванием.

Заключение

На этом сказка не закончилась, но наше путешествие заверши­лось. Та чудесная сила, которую подарило вам ваше собственное серд­це, истрачена. Для дальнейшего путешествия надо попросить сердце дать вам новую силу и энергию. Но это мы сделаем в другой раз, а се­годня пусть ваше сердце отдыхает: оно достаточно потрудилось. Еще раз, молча, поблагодарите его.

Итог:

- Какие упражнения мы выполняли на занятии?

-Какое упражнение из сказки вам понравилось больше других?


На память об этой сказке одна знакомая фея прислала для вас разноцветные сердечки. Вы можете выбрать любое.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!