СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающее занятие Тема: «Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: 

  • обучение самомассажу рук и пальцев с целью укрепления кистей рук;
  • развивать тактильную чувствительность у детей, осязательное различение формы и качества материалов, из которых сделаны предметы;
  •   совершенствовать знания о свойствах предметов, умения определять на ощупь предметы с разными свойствами;
  • воспитывать у детей интерес к совместной, продуктивной работе.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающее занятие Тема: «Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств».»

РАЗДЕЛ II. Тактильно - двигательное восприятие.



ЗАНЯТИЕ 4.
 
Тема:  «Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств».

Задачи: 

  • обучение самомассажу рук и пальцев с целью укрепления кистей рук;

  • развивать тактильную чувствительность у детей, осязательное различение формы и качества материалов, из которых сделаны предметы;

  • совершенствовать знания о свойствах предметов, умения определять на ощупь предметы с разными свойствами;

  • воспитывать у детей интерес к совместной, продуктивной работе.

Материалы к занятию: для каждого учащегося – карандаш, камень. Тактильные дощечки, мешочки с наполнителями, баночки с крупами, набор материалов для игры в «Волшебный мешочек».



Ход занятия.

Вводная часть.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Здороваемся ладошками».

Ребята, я предлагаю вам поздороваться необычным способом – ладошкой (дети по кругу прикасаются ладонью друг к другу). Соединим ладошки с ладошками соседа и ласково скажем друг другу: Здравствуйте!

Разминка.

Самомассаж ладоней.

Исходное положение:

Соединить ладони пальцами вперед. Карандаш находится в вертикальном положении между ладонями и выполняет функции массажёра.

Содержание упражнения:

Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш только мягкими частями ладоней. По 5 движений с ориентировкой на ведущую руку.

Карандаш.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.



Самомассаж ладоней и пальцев.

Исходное положение:

Не выпуская карандаш повернуть ладони так, чтобы одна была сверху, а другая – снизу. Карандаш находится в горизонтальном положении между ладонями и выполняет функции массажёра.

Содержание упражнения:

Перемещать ладони вперёд-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев. По 5 движений с ориентировкой на ведущую руку. (Ладонь)



Самомассаж кончиков пальцев.

Исходное положение:

Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Карандаш находится в вертикальном положении.

Содержание упражнения:

Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать ручку вперёд – назад слегка нажимая на неё.

Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного пальца и мизинца. По 4 – 5 движений.



Самомассаж (поверхностный) внешней стороны кисти руки.

Исходное положение:

Положить на стол карандаш горизонтально. Накрыть его ладонью с выпрямленными пальцами.

Содержание упражнения:

Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения от кончиков пальце до запястья, вдоль всей поверхности кисти руки накрывающей карандаш. До 3 – 5 движений от кончика каждого пальца.



Встреча братьев.

Исходное положение:

Руки вытянуты вперёд, ладони обращены друг к другу. Концы карандаша зажаты между ладонями и упираются в основания больших пальцев рук

Содержание упражнения:

Указательный палец правой руки последовательно встречается со всеми «братьями» левой руки. Затем Указательный палец левой руки встречается с «братьями» правой. 2 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.



Косичка.

Исходное положение:

Взять карандаш за один конец и держать вертикольно указательным и большим пальцами одной руки

Содержание упражнения:

Перехватить ниже карандаш указательным и большим пальцами другой руки.

Перехватывая карандаш указательным и большим пальцами то одной руки, то другой, «дойти» до другого конца ручки. Движения пальцев напоминают плетение косички, их можно повторить снизу вверх, сжимая при этом карандаш с максимальной силой. «Сплести» 2 – 3 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.



Основная часть.

Психолог: «Расслабьтесь,  положите руки на колени,  ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке  появится волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый?..»
Психолог кладёт каждому в ладонь камень и спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Психолог напоминает, что всё тело надо расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень. Психолог говорит: «Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными и всё, что вы делаете, у вас обязательно  всё будет получаться».

       

Игры с тактильными дощечками.


Материал: тактильные дощечки.

        На первом этапе дети знакомятся с дощечками и обучаются  приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию.

        Используются такие приемы:

  1. Обследование дощечек на ощупь с называнием качества: (мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т.д.).

  2. Сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами: (пушистый, как снег, а вы как думаете?....колючий как? (ежик, елочка, цветок) гладкий как? (мамина ладошка, лед, стекло);

  3. Нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая – бархатная бумага. Мягкий – мех. Гладкая – плёнка. Колючая – наждачная бумага.

  4. Описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Что вам напоминает поверхность? Например, дощечка с ковролином – мягкая, пушистая, колючая …(На что похоже?)

  5. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых дощечек.

  6. Разложить дощечки в ряд по порядку от самой мягкой до самой жёсткой поверхности. Нужно закрыть глаза и тщательно, не торопясь, ощупать поверхность каждой дощечки. Постарайся запомнить какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем перемешай их, не открывая глаз. А теперь попробуй на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке. Потренироваться несколько раз.


Упражнение «Из чего сделан предмет?».

Рассмотрите рисунки и ответьте одним словом, из чего сделаны изображённые на них предметы. Например, кастрюля сделана из металла – металлическая и т.д.

  • Если дом построен из кирпича, то какой это дом? (Кирпичный).

  • Если мяч сделан из резины, то какой это мяч? (Резиновый).

  • Если кубики сделаны из дерева, то какие это кубики? (Деревянные).

  • Если кораблик сделан из бумаги, то какой это кораблик? (Бумажный).

  • Если ключ сделан из железа, то какой это ключ? (Железный).

  • Если стакан сделан из стекла, то какой это стакан? (Стеклянный).

  • Если пенал сделан из пластмассы, то какой это пенал? (Пластмассовый).

  • Если сумка сделана из кожи, то какая это сумка? (Кожаная).

  • Если кастрюля сделана из металла, то какая это кастрюля? (Металлическая).

  • Если шапка сделана из меха, то какая это шапка? (Меховая).

  • Если чашка сделана из фарфора, то какая это чашка? (Фарфоровая).

Упражнение «Что в мешочках?».
       Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель. Выше мешочков стоят закрытые баночки с крупами (с надписью названия крупы). Если ребёнок затрудняется определить наполнитель, то он поочерёдно открывает баночки и сравнивает содержимое баночки и мешочка на ощупь и так определяет названия крупы. Далее ребёнок раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, пшено, рис, гречка, горох, фасоль, макароны).

Весёлая переменка.

Упражнение-игра «Дождь в лесу» (музыкотерапия)

релаксация, развитие чувства эмпатии.

Инструкция: Участники стоят по кругу, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.

- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждый листочек согрелся. (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами).

- Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).

- Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя. (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины  стоящего впереди)

- Дождик стучит всё сильнее и сильнее. (усиливаем движение пальцев по спине)

- Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. (проводим ладонями по спине стоящего впереди).

- Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Упражнение «Волшебный мешочек».

(Осязательное различение формы и качества материалов, из которых сделаны предметы.)

Ребенку предлагается, опустив руку в непрозрачный мешочек, не глядя, на ощупь определить форму и материал, из которого сделаны спрятанные там предметы.

Возможный набор предметов для детей.

Бусинка — стекло, ключ — металл, карандаш — дерево.

Клубок ниток — шерсть; пузырек — стекло, ластик — резина.

Колпачок от ручки — пластик; камешек — камень; мелок — мел и т.д.



Упражнение - игра «Угадай, что внутри».
      1.
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др., можно наполнить геометрическими фигурами из набора «Учусь считать». Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

2. В мешочек складываются различные предметы, буквы, цифры. Ребёнок запускает руку в мешочек и опознаёт предметы, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Не доставая предмет из мешочка, сравнивает его с теми, что лежат на подносе и находит такой, который нащупал в мешочке.

Упражнение «Что лишнее».

Стеклянный, деревянный, лёгкий, железный, пластмассовый.

Гладкий, шероховатый, мягкий, резиновый, колючий.

Холодный, мокрый, тёплый, прохладный, горячий.

Красный, синий, бумажный, зеленый, голубой.



Завершающая часть.

Рефлексия:

- Ребята, сегодня на уроке вам было интересно?

- Что на сегодняшнем уроке вам особенно удалось?

- Над чем надо поработать?

Ритуал прощания. Упражнение «Ладошки». (См. занятие 1)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!