РАЗДЕЛ II. Тактильно - двигательное восприятие.
ЗАНЯТИЕ 4.
Тема: «Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств».
Задачи:
обучение самомассажу рук и пальцев с целью укрепления кистей рук;
развивать тактильную чувствительность у детей, осязательное различение формы и качества материалов, из которых сделаны предметы;
совершенствовать знания о свойствах предметов, умения определять на ощупь предметы с разными свойствами;
воспитывать у детей интерес к совместной, продуктивной работе.
Материалы к занятию: для каждого учащегося – карандаш, камень. Тактильные дощечки, мешочки с наполнителями, баночки с крупами, набор материалов для игры в «Волшебный мешочек».
Ход занятия.
Вводная часть.
Ритуал приветствия.
Упражнение «Здороваемся ладошками».
Ребята, я предлагаю вам поздороваться необычным способом – ладошкой (дети по кругу прикасаются ладонью друг к другу). Соединим ладошки с ладошками соседа и ласково скажем друг другу: Здравствуйте!
Разминка.
Самомассаж ладоней.
Исходное положение:
Соединить ладони пальцами вперед. Карандаш находится в вертикальном положении между ладонями и выполняет функции массажёра.
Содержание упражнения:
Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш только мягкими частями ладоней. По 5 движений с ориентировкой на ведущую руку.
Карандаш.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Самомассаж ладоней и пальцев.
Исходное положение:
Не выпуская карандаш повернуть ладони так, чтобы одна была сверху, а другая – снизу. Карандаш находится в горизонтальном положении между ладонями и выполняет функции массажёра.
Содержание упражнения:
Перемещать ладони вперёд-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев. По 5 движений с ориентировкой на ведущую руку. (Ладонь)
Самомассаж кончиков пальцев.
Исходное положение:
Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Карандаш находится в вертикальном положении.
Содержание упражнения:
Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать ручку вперёд – назад слегка нажимая на неё.
Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного пальца и мизинца. По 4 – 5 движений.
Самомассаж (поверхностный) внешней стороны кисти руки.
Исходное положение:
Положить на стол карандаш горизонтально. Накрыть его ладонью с выпрямленными пальцами.
Содержание упражнения:
Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения от кончиков пальце до запястья, вдоль всей поверхности кисти руки накрывающей карандаш. До 3 – 5 движений от кончика каждого пальца.
Встреча братьев.
Исходное положение:
Руки вытянуты вперёд, ладони обращены друг к другу. Концы карандаша зажаты между ладонями и упираются в основания больших пальцев рук
Содержание упражнения:
Указательный палец правой руки последовательно встречается со всеми «братьями» левой руки. Затем Указательный палец левой руки встречается с «братьями» правой. 2 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
Косичка.
Исходное положение:
Взять карандаш за один конец и держать вертикольно указательным и большим пальцами одной руки
Содержание упражнения:
Перехватить ниже карандаш указательным и большим пальцами другой руки.
Перехватывая карандаш указательным и большим пальцами то одной руки, то другой, «дойти» до другого конца ручки. Движения пальцев напоминают плетение косички, их можно повторить снизу вверх, сжимая при этом карандаш с максимальной силой. «Сплести» 2 – 3 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
Основная часть.
Психолог: «Расслабьтесь, положите руки на колени, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый?..»
Психолог кладёт каждому в ладонь камень и спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Психолог напоминает, что всё тело надо расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень. Психолог говорит: «Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными и всё, что вы делаете, у вас обязательно всё будет получаться».
Игры с тактильными дощечками.
Материал: тактильные дощечки.
На первом этапе дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию.
Используются такие приемы:
Обследование дощечек на ощупь с называнием качества: (мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т.д.).
Сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами: (пушистый, как снег, а вы как думаете?....колючий как? (ежик, елочка, цветок) гладкий как? (мамина ладошка, лед, стекло);
Нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая – бархатная бумага. Мягкий – мех. Гладкая – плёнка. Колючая – наждачная бумага.
Описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Что вам напоминает поверхность? Например, дощечка с ковролином – мягкая, пушистая, колючая …(На что похоже?)
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых дощечек.
Разложить дощечки в ряд по порядку от самой мягкой до самой жёсткой поверхности. Нужно закрыть глаза и тщательно, не торопясь, ощупать поверхность каждой дощечки. Постарайся запомнить какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем перемешай их, не открывая глаз. А теперь попробуй на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке. Потренироваться несколько раз.
Упражнение «Из чего сделан предмет?».
Рассмотрите рисунки и ответьте одним словом, из чего сделаны изображённые на них предметы. Например, кастрюля сделана из металла – металлическая и т.д.
Если дом построен из кирпича, то какой это дом? (Кирпичный).
Если мяч сделан из резины, то какой это мяч? (Резиновый).
Если кубики сделаны из дерева, то какие это кубики? (Деревянные).
Если кораблик сделан из бумаги, то какой это кораблик? (Бумажный).
Если ключ сделан из железа, то какой это ключ? (Железный).
Если стакан сделан из стекла, то какой это стакан? (Стеклянный).
Если пенал сделан из пластмассы, то какой это пенал? (Пластмассовый).
Если сумка сделана из кожи, то какая это сумка? (Кожаная).
Если кастрюля сделана из металла, то какая это кастрюля? (Металлическая).
Если шапка сделана из меха, то какая это шапка? (Меховая).
Если чашка сделана из фарфора, то какая это чашка? (Фарфоровая).
Упражнение «Что в мешочках?».
Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель. Выше мешочков стоят закрытые баночки с крупами (с надписью названия крупы). Если ребёнок затрудняется определить наполнитель, то он поочерёдно открывает баночки и сравнивает содержимое баночки и мешочка на ощупь и так определяет названия крупы. Далее ребёнок раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, пшено, рис, гречка, горох, фасоль, макароны).
Весёлая переменка.
Упражнение-игра «Дождь в лесу» (музыкотерапия)
релаксация, развитие чувства эмпатии.
Инструкция: Участники стоят по кругу, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.
- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждый листочек согрелся. (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами).
- Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).
- Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя. (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди)
- Дождик стучит всё сильнее и сильнее. (усиливаем движение пальцев по спине)
- Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. (проводим ладонями по спине стоящего впереди).
- Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
Упражнение «Волшебный мешочек».
(Осязательное различение формы и качества материалов, из которых сделаны предметы.)
Ребенку предлагается, опустив руку в непрозрачный мешочек, не глядя, на ощупь определить форму и материал, из которого сделаны спрятанные там предметы.
Возможный набор предметов для детей.
Бусинка — стекло, ключ — металл, карандаш — дерево.
Клубок ниток — шерсть; пузырек — стекло, ластик — резина.
Колпачок от ручки — пластик; камешек — камень; мелок — мел и т.д.
Упражнение - игра «Угадай, что внутри».
1. Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др., можно наполнить геометрическими фигурами из набора «Учусь считать». Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?
2. В мешочек складываются различные предметы, буквы, цифры. Ребёнок запускает руку в мешочек и опознаёт предметы, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Не доставая предмет из мешочка, сравнивает его с теми, что лежат на подносе и находит такой, который нащупал в мешочке.
Упражнение «Что лишнее».
Стеклянный, деревянный, лёгкий, железный, пластмассовый.
Гладкий, шероховатый, мягкий, резиновый, колючий.
Холодный, мокрый, тёплый, прохладный, горячий.
Красный, синий, бумажный, зеленый, голубой.
Завершающая часть.
Рефлексия:
- Ребята, сегодня на уроке вам было интересно?
- Что на сегодняшнем уроке вам особенно удалось?
- Над чем надо поработать?
Ритуал прощания. Упражнение «Ладошки». (См. занятие 1)