СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, это означает внешнее, постороннее вмешательство в те или иные психические проявления человека (в зависимости от содержательно-психологической направленности в рамках нормального онтогенетического развития различается коррекция умственного развития, коррекция развития личности, коррекция и профилактика развития невротических состояний

Просмотр содержимого документа
«КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА»

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки



Факультет дополнительного профессионального образования







Педагогическое образование

Специальная психология

Доклад.

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОТА ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА









Выполнил:

Слушатель факультета ДПО

Ямашева Д.Р.







г. Москва, 2016 г.



КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ  РАБОТА ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

Целью деятельности педагога – психолога является:

Формировать личностно – значимые качества и обеспечивать благоприятные условия для успешного социально – психологического развития и самоопределения воспитанников на всех возрастных этапах.

Концепция деятельности:

O  индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка;

O  психопрофилактика;

O  индивидуальные занятия с психологом;

O  диагностика и коррекция индивидуальных способностей детей;

O  выявление одаренных детей;

O  создание условий, способствующих интеллектуальной и личностной реализации каждого ребенка;

O  формирование пространственной среды в соответствии с особенностями личности ребенка;

  • создание уголков психологической разгрузки, способствующих эмоциональному комфорту детей.

Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности.


Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, это означает внешнее, постороннее вмешательство в те или иные психические проявления человека (в зависимости от содержательно-психологической направленности в рамках нормального онтогенетического развития различается коррекция умственного развития, коррекция развития личности, коррекция и профилактика развития невротических состояний и неврозов) (Бачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М., Ось-89, 2002).

Психологическая профилактика включает в себя предупреждение возникновения явлений дезадаптации детей, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата и разработку конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Коррекционно-развивающая работа предполагает активное воздействие на личность с целью формирования у нее ряда индивидуально-психологических особенностей, необходимых для дальнейшего становления и развития личности. Цели коррекционно-развивающей работы с детьми определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым.

Поскольку понятие психологической коррекции тесно связано с понятием нормы психического развития (при этом понятие нормы зачастую трактуется исследователями по-разному), то при осуществлении коррекционной работы реализуются две основные стратегии:

  • 1.     реализация коррекции как приведения к усредненной норме, определяемой статистически, на основе выработанной единой для всех «универсальной» психотехнологии;

  • 2.     оказание психологической помощи, ориентированной на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и в целом на уникальность его психического и личностного развития

При психологическом сопровождении педагогом – психологом с 2005 года и по настоящее время осуществляется:

Психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста. Выявление индивидуальных способностей, определение причин нарушений в развитии и обучении. Проводится мониторинг актуального состояния познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы воспитанников, с точки зрения перспектив их развития; диагностические мероприятия по изучению индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей. Результатами работы стали сравнительные диаграммы диагностики интеллектуального развития детей дошкольного возраста; результаты комплексного мониторинга психологического здоровья учащихся и результаты готовности к школе выпускников детского сада; помощь в планировании консультативной работы с педагогами и родителями.

Психопрофилактическая и коррекционно – развивающая работа - формирование у педагогов и родителей потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах ребенка или для самосовершенствования, своевременно предупреждать нарушения личности или интеллекта ребенка; активное воздействие на развитие личности и индивидуальности. Занятия со всеми возрастными категориями воспитанников по развитию познавательной и эмоционально-волевой сфер личности, а также межличностных и внутригрупповых отношений. Со всеми детьми дошкольного возраста проводились подгрупповые коррекционно-развивающие занятия. Они являлись комплексными, так как содержали упражнения для развития восприятия, внимания, памяти, речи и мышления. Большое внимание уделялось совершенствованию коммуникативных способностей и воспитанию доброжелательного отношения к окружающим.



Психокоррекционная работа проводится в двух основных формах — групповой и индивидуальной. Программа психокоррекции составляется, как правило, на основе результатов психодиагностического обследования и основывается на тех методологических принципах, которых придерживается практический психолог.



На основании диагностического материала производилось составление индивидуальных коррекционных занятий. Ведущей формой коррекции была выбрана игротерапия, нацеленная на формирование психологических новообразований. Так же в форме игротерапии проводились подгрупповые занятия с родителями дошкольников по коррекции детско-родительских отношений.

С детьми младшего школьного возраста коррекционная работа ведётся в 1- 4-х классах.

Основная цель групповой работы в 1-м классе – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенной эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Задача работы – научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. На занятиях используются имитационные и ролевые игры, рисуночные методы, психогимнастика.

Коррекционная работа во 2-м классе направлена на формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста. В работе в основном используются: психогимнастика, рисуночные методы, элементы групповой дискуссии, техники и приемы саморегуляции, метод направленного воображения.

Работа в 3-м классе направлена на исследование психоэмоциональных состояний детей; активизацию ресурсов, потенциала личности ребенка; объективизацию проблемных ситуаций; улучшение внутреннего окружающего мира ребенка.

В 4-м классе проводится подгрупповой игровой тренинг. Основная задача тренинга направлена на повышение мотивации учащихся и развития сферы межличностных отношений для успешного обучения в среднем звене образовательной школы.

Психокоррекционная работа с подростками и старшеклассниками имеет ряд специфических особенностей. Это связано:

1.     С активным развитием интеллектуальных способностей учащихся, формированием у них теоретического, или словесно-логического мышления.

2.     Со снижением мотивации к обучению у подростков и избирательностью учебной мотивации у старшеклассников.

3.     С ростом нестабильности эмоциональной сферы, а также с интенсивным переживанием новых глубоких чувств.

4.     С расширением сферы межличностных отношений и социальных контактов учащихся, развитием способностей диадического общения.

5.     С интенсивным развитием личности ребенка, ростом внутриличностных противоречий.

6.     С необходимостью профессионального самоопределения учащихся.

Каждый из указанных факторов может стать основой для проведения коррекционной работы.

Таким образом, коррекционная работа в средней школе должна вестись по нескольким направлениям и быть связана: с развитием мышления и интеллектуальных способностей; развитием и коррекцией эмоциональной сферы, с развитием мотивации обучения; с формированием навыков эффективного общения и взаимодействия; со снижением внутриличностных противоречий и с оказанием помощи в профессиональном самоопределении.

Если говорить о более частных целях психокоррекции, ими могут быть: соответствие уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме; низкая мотивация к школьному обучению; негативные тенденции личностного развития; проблемы общения и взаимодействия со сверстниками, с учителями, родителями; неумение планировать, регулировать и адекватно оценивать свои действия, свое «Я» и т.п.

Особое внимание в психокоррекционной работе с подростками и старшими школьниками должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности его родителям. Взаимодействие психолога с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом (Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г, Возрастно-психологическое консультирование. М. МГУ, 1990).







Индивидуальная работа проводится как на основе индивидуальных диагностических исследований, так и по результатам запросов педагогов и родителей. Она ведётся по следующим направлениям: коррекция поведения детей, коррекция структуры учебных действий, развитие сферы межличностных отношений, приобретения навыков общения и взаимодействия.

С педагогами проводятся коррекционные тренинги общения, направленные на гармонизацию отношений в коллективе, совершенствованию толерантности, определяется конкретный выбор стратегии действия в ситуации.

Психологическое консультирование – индивидуальные, групповые, семейные консультации, инициированные любым участником образовательного процесса. В решении некоторых вопросов нецелесообразно было использовать консультацию, поэтому была введена такая форма работы, как рекомендации. Они проводится как в устной, так и в письменной форме.

Психологическое просвещение – формирование психологической культуры педагогов с целью использования полученных знаний в интересах ребенка. Выступления на педагогических советах, родительских собраниях, стендовая информация, информационная и не только, поддержка дошкольных и школьных событий и проектов как способ повышения уровня психологической культуры и компетентности участников «жизни» образовательного учреждения. Участие в районных методических объединениях педагогов-психологов, логопедов и других категорий педагогов; посещение семинаров по обмену опытом между педагогами – психологами при Центре психолого-медико-социального сопровождения «Радуга».

Таким образом, по результатам работы для основных направлений работы ставятся следующие задачи:

1.  Поддержание и укрепление психологического здоровья воспитанников.

2.  Сопровождение каждого воспитанника в перспективе его саморазвития.

3.  Развитие межличностных и внутригрупповых отношений на всех уровнях.

4.  Оказание информационной и методической поддержки педагогам и родителям, связанной с внедрением новых технологий обучения.



Психокоррекционная работа проводится в двух основных формах — групповой и индивидуальной. Программа психокоррекции составляется, как правило, на основе результатов психодиагностического обследования и основывается на тех методологических принципах, которых придерживается практический психолог.

Психокоррекционная работа с подростками и старшеклассниками имеет ряд специфических особенностей. Это связано:

1.     С активным развитием интеллектуальных способностей учащихся, формированием у них теоретического, или словесно-логического мышления.

2.     Со снижением мотивации к обучению у подростков и избирательностью учебной мотивации у старшеклассников.

3.     С ростом нестабильности эмоциональной сферы, а также с интенсивным переживанием новых глубоких чувств.

4.     С расширением сферы межличностных отношений и социальных контактов учащихся, развитием способностей диадического общения.

5.     С интенсивным развитием личности ребенка, ростом внутриличностных противоречий.

6.     С необходимостью профессионального самоопределения учащихся.

Каждый из указанных факторов может стать основой для проведения коррекционной работы.

Таким образом, коррекционная работа в средней школе должна вестись по нескольким направлениям и быть связана: с развитием мышления и интеллектуальных способностей; развитием и коррекцией эмоциональной сферы, с развитием мотивации обучения; с формированием навыков эффективного общения и взаимодействия; со снижением внутриличностных противоречий и с оказанием помощи в профессиональном самоопределении.

Если говорить о более частных целях психокоррекции, ими могут быть: соответствие уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме; низкая мотивация к школьному обучению; негативные тенденции личностного развития; проблемы общения и взаимодействия со сверстниками, с учителями, родителями; неумение планировать, регулировать и адекватно оценивать свои действия, свое «Я» и т.п.

Особое внимание в психокоррекционной работе с подростками и старшими школьниками должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности его родителям. Взаимодействие психолога с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом (Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г, Возрастно-психологическое консультирование. М. МГУ, 1990).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!