СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная работа в обучении первоклассников, имеющих специфические затруднения, в овладении чтением.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе обучения первоначальным навыкам чтения выявляются дети , у которых в большей степени , чем у всего класса , обнаруживаются трудности в обучении . Их анализ поможет учителю в какой- то степени понять причины имеющихся у учащихся нарушений и наметить пути коррекционного обучения. 1.Трудности выделения звуков в слове, различения на слух , установления последовательности звуков , большое количество ошибок при чтении (пропуски букв , замена букв , чтение по догадке ) говорят о том , что у таких детей нарушен фонематический слух. Иногда из-за слабости слуховых дифференцировок у них вторично бывает нарушено произношение , которое исправляется путем коррекционной работы с логопедом , а типичные ошибки остаются еще долго. 2.Трудности произношения у некоторых детей выявляются не сразу. У них встречаются лишь незначительные отклонения , поэтому они не занимаются с логопедом . Но чем сложнее материал , тем больше затруднений испытывают эти ученики при чтении . Именно они делают ошибки во втором слоге слова , так как не могут быстро переключить артикуляцию ( му-ху вместо му-ха ) , допускают многочисленные замены букв и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа в обучении первоклассников, имеющих специфические затруднения, в овладении чтением.»

Коррекционная работа в обучении первоклассников,

имеющих специфические затруднения, в овладении чтением.


В процессе обучения первоначальным навыкам чтения выявляются дети , у которых в большей степени , чем у всего класса , обнаруживаются трудности в обучении . Их анализ поможет учителю в какой- то степени понять причины имеющихся у учащихся нарушений и наметить пути коррекционного обучения.

1.Трудности выделения звуков в слове, различения на слух , установления последовательности звуков , большое количество ошибок при чтении (пропуски букв , замена букв , чтение по догадке ) говорят о том , что у таких детей нарушен фонематический слух. Иногда из-за слабости слуховых дифференцировок у них вторично бывает нарушено произношение , которое исправляется путем коррекционной работы с логопедом , а типичные ошибки остаются еще долго.

2.Трудности произношения у некоторых детей выявляются не сразу.

У них встречаются лишь незначительные отклонения , поэтому они не занимаются с логопедом . Но чем сложнее материал , тем больше затруднений испытывают эти ученики при чтении . Именно они делают ошибки во втором слоге слова , так как не могут быстро переключить артикуляцию ( му-ху вместо му-ха ) , допускают многочисленные замены букв и т.д.

3. Запоминание образа буквы , ее конфигурации , соотнесение буквы со звуком , запоминание образа целого слога вызывает сложности у учащихся с нарушением зрительного восприятия и пространственной ориентировки . При чтении букваря эти ученики с большим трудом находят строчку , часто ее теряют , перескакивая на другую , смешивая сходные буквы, нечетко воспринимают изображение на иллюстрации .

4. У некоторых учеников обнаруживается затруднение моторики глаз , перевода взгляда с одной буквы или строчки на другую . Также дети с большим трудом овладевают слитным чтением вследствие узости зрительного восприятия и нарушения моторики .

5. Несомненно , выявляется дети с затруднениями в анализе и синтезе , в сравнении ( установлении сходства и различия ) и, главным образом , в понимании значения слов , основной мысли . Если у таких детей не обнаруживается грубых нарушений фонематического слуха и произношения, то они могут научится читать , но не понимают содержания прочитанного .

Это ученики , у которых в большей степени нарушена познавательная деятельность .

Выделяя звуки из речи , уточняя их произношения , учитель всегда должен иметь в поле зрения тех детей , у которых обнаруживаются нарушения в этой области , чтобы исправить их .

Внимание к учащимся с недостатками зрительного восприятия и пространственной ориентировки должно проявляться , главным образом , при предъявлении образа буквы , ее анализе , узнавании , соотнесении со звуком .

В процессе обучения могут быть использованы игровые моменты типа соревнования ,кто лучше и правильнее выполнит задание : услышишь , правильно повтори , найди картинку и поставь ее в нужный столбик , назови , что на картинке , скажи, какой звук в слове первый , подбери еще картинки с этим звуком в названии.

Для первоклассников , затрудняющихся в запоминании образа буквы , могут быть рекомендованы упражнения в составлении букв из элементов , вылепливания их из пластилина , обведения букв , сделанных из наждачной бумаги , распознавании изучаемой буквы среди других , когда ориентиром служит цвет , а в дальнейшем - любого цвета или размера .

Однако отдельные ученики нуждаются в дополнительном коррекционном воздействии .

Прежде всего , первоклассники с нарушенным фонематическим восприятием и произношением должны заниматься с логопедом . Совместная работа учителя , логопеда , воспитателя и родителей по преодолению речевых нарушений несомненно поможет ученикам овладеть первоначальным навыкам чтения и письма .

К концу учебного года умственно отсталые первоклассники должны научиться читать слова и предложения правильно , по слогам .

Но не все ученики овладевают навыком чтения на одинаковом уровне .

Одни могут читать по слогам и предложения , другие читают тексты , третьи – отдельные слова целиком , т.е. переходят к чтению целыми словами. Это обязывает учителя дифференцированно подходить к учащимся в процессе организации их самостоятельного чтения .

Самостоятельной работе, которая бы стимулировала учеников , повышала их интерес к чтению , способствуют такие виды упражнений:

  1. Прочитывание загадки . На табличках напечатаны загадки , на других нарисованы отгадки , а на обратной стороне написаны ответы .Задания могут быть разными : найди загадку про что –то , а затем прочитать отгадку ; одни ученики читают загадку , другие ищут отгадку и т. д.

  2. Игра «Подбери правильно.» На наборном полотне выставлены картинки . Ученики берут таблички с напечатанными предложениями или текстом , прочитывают и ставят под соответствующим рисунком .

  3. «Книжки - малышки .» Учитель изготавливает для чтения «книжки-малышки» в один разворот . На обложке название , а на развороте – рисунок и подпись в виде отдельного слова , предложения или связного текста . Ученики самостоятельно читают книжки , а учитель проверяет .Со временем учащиеся , которые читали только слова , получают книжки с напечатанным предложением ,а затем и текстом .Таким образом все ученики класса будут включены во фронтальную работу , хотя задание они получают разное в соответствии с их возможностями.

В процессе самостоятельного чтения лучше виден уровень овладения знаниями и продвижение учащихся в процессе обучения.

5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!