СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная программа по воздействию методов поощрения и наказания на саморазвитие личности подростка

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная коррекционная программа была написанная лично мной для моей дипломной работы на тему "Влияние методов поощрения и наказания на саморазвитие личности подростка". реализуется в 7,8,9,10,11 классах. многие упражнения авторские.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная программа по воздействию методов поощрения и наказания на саморазвитие личности подростка»

5


Коррекционная программа по воздействию методов поощрения и наказания на саморазвитие личности подростка

«Искусство кнута и пряника»



Блок 1. Я и саморазвитие

Занятие 1. Вводное занятие « Давайте познакомимся»


Цель: знакомство, эмоциональный разогрев, настрой на работу.

Ход занятия

  1. Сообщение ведущего о целях тренинга и о темах занятия.

  2. Приветствие (5 мин). Психолог рассказывает о занятии. Обозначает основные правила работы в группе:

  1. Уважение к словам друг друга.

  2. Не перебивать говорящего.

  3. Правило «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС»

  4. Отключить и убрать все телефоны.

  5. Правило «Стоп!»

  1. Знакомство. (10 мин). Познакомиться с детьми интересным способом (по выбору ведущего)

  2. «Поменяйтесь местом те, у кого…» (5-7 мин)

В кругу из стульев по количеству участников убрать один стул, затем ведущий начинает игру так « Поменяйтесь местом те, у кого…» и по выбору назвать любое качество или внешнее, или внутреннее. Тот, Кто остается без места становится следующим ведущим.

  1. « Гармошка» (10 мин)

Каждому человеку интересно знать, что думают о нем другие люди. Передавая по кругу листок с именем участника, нужно написать свои впечатления, какие черты характера в нем цените. Подписываться не надо и видеть ответы других вы тоже не будете, так как каждый из вас после своего ответа согнет листок гармошкой и передаст следующему.

  1. Рефлексия. Что понравилось, что не понравилось, что хотелось бы повторить? (5-7 мин)

  2. Ритуал прощания. Спираль. (3мин) Группа становится в круг, все берут друг друга за руки. Ведущий идет в центр круга по его внутренней стороне, ведя за собой всю группу, пока не образуется плотная свернутая спираль, в центре которой находится ведущий.

Ведущий предлагает сделать вместе несколько глубоких дыханий, которые объединяют «Тело группы» в единое целое.

После этого участники группы отпускают руки и расходятся. Ведущий может сопровождать этот ритуал какой-то настройкой в зависимости от контекста тренинга и групповых ожиданий, целей.


Занятие 2. Выявление путей саморазвития « Этот интересный мир…»

Цель: познакомить подростков с понятием саморазвитие.

Ход занятия

  1. Сообщение ведущего о теме занятия.

  2. Приветствие. Психолог рассказывает о занятии, повторяет правила поведения и работы в группе. (2мин).

  3. « Я рад тебя видеть…».(5-7 мин)

Каждый по кругу говорит соседу – Я рад тебя видеть потому, что… ( у меня хорошее настроение, ты классно выглядишь и т.п.)

4. Беседа о саморазвитии. (10-15мин)

Кто как понимает это слово? какими способами можно развиваться внутри?

Саморазвитие  – это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. В этом процессе человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Этот процесс является основным для достижения жизненного успеха.

Если Вы не уверенны в себе, постоянно получаете от жизни пинки и набиваете шишки, не получая при этом ни малейшего удовольствия от жизни, выход из этой ситуации существует только один,  и это саморазвитие.

Достаточно не простая задача, скажу я вам, но человеку на самом деле все под силу, нет ничего невозможного. Невозможно – это всего лишь слово, и при большом желании даже самые сокровенные мечты превращаются в реальность. Необходимо лишь постоянно трудится и страстно хотеть изменить себя и свою жизнь.

Невозможное возможно, запомните это и в путь с гордо поднятой головой все к новым вершинам и знаниям.

5. «Контраргументы» (15-20 мин)

Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах - о том, что он не принимает в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось бы изменить. Остальные участники внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях, становятся нашей силой в других.

6. Рефлексия (5-7мин).

7. Притча. Что должен знать каждый...

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

- Есть пять вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимо, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье: у тебя будет способность исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: наиболее важная твоя часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.

Карандаш понял и был помещен в коробку с призванием в сердце.

  1. Ритуал прощания (3мин).


Занятие 3. Формирование самопознания « То, что есть во мне»


Цель: познакомить подростков с основами формирования самопознания.

Ход занятия

1.Сообщение ведущего о теме занятия.

2. Приветствие. Психолог рассказывает о занятии, повторяет правила поведения и работы в группе. (2мин)

3. «Мы похожи».(5-7 мин)

Участники сидят в кругу. Каждый приветствует своего соседа и называет качество, которым они похожи (например, мы похожи тем, что у нас светлые волосы).

4. «Я сразу стану счастливее, если…» (5-7 мин). Инструкция: продолжить фразу: «Я сразу стану счастливее, если…».

Обсуждение:

- легко ли было придумать ответ?

- много ли нужно для того, чтобы стать счастливым?

- можно стать счастливым прямо сейчас?

- что дает нам счастье?

5. «Долгая прекрасная жизнь» (10 мин)

Участники сидят в кругу. Каждый из них должен обратиться к любому другому участнику (любым другим участникам) с такими словами: «Я желаю тебе долгой и счастливой жизни, но я сержусь на тебя за то, что ты... (и продолжает эту фразу по своему усмотрению)». Тот отвечает: «Спасибо тебе за то, что ты мне это сказал, но я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям» и обращается с фразой-пожеланием к следующему.

По мнению Клауса Фопеля, эта игра позволяет прояснить отношения в группе и выявить скрытые конфликты. Также она помогает снять напряжение участников, вызванное неудовольствием и недосказанностью, но дает возможность сделать это в мягкой и позитивной форме.

6. «Кто Я?»(10 – 15 мин)

Участникам предлагается задуматься над вопросом «Кто я?», потом написать на листочке цифры от 1 до 10, напротив каждой цифры нужно написать свои характеристики, черты, интересы. Затем каждый сдаёт свой листочек ведущему, листочки перемешиваются в мешочке и каждый выбирает себе тот листок, который он достал из мешочка. Характеристики зачитываются вслух и участники должны отгадать кому принадлежат эти черты.

7. Рефлексия (5-7 мин)

8. Ритуал прощания (3 мин)


Блок 2. Поощрение

Занятие 4. «Что значит поощрить?»

Цель: познакомить подростков с понятием поощрения, его особенностями и способами.

Ход занятия

1.Сообщение ведущего о теме занятия.

2. Приветствие. Психолог рассказывает о занятии, повторяет правила поведения и работы в группе. (2мин)

3. «Здесь сидит…» (5-7 мин)

Участники сидя в кругу называют себя по имени. Водящий встает со своего места, а тот, у кого справа образовался пустой стул, кладёт правую руку на него и говорит: «Здесь сидит…» и называет имя любого участника. Тот, кто был назван, спокойно идёт к пустому стулу и занимает его. Сидящий же справа от вызванного кладёт руку на пустой стул и повторяет фразу «Здесь сидит…». Задача водящего – успеть занять свободный стул до того, как будет произнесена вся фраза «Здесь сидит…» и названо имя. Если имя еще не названо, водящий занимает свободный стул, а тот, кто замешкался, не успев назвать имя, идёт водить.(5-7 мин)

4. «Дерево» (10-15 мин)

Участники в быстром темпе называют известные им породы деревьев. Обсуждается, что общего есть у всех деревьев при всем их многообразии (корень, ствол, крона). Каждый участник продолжает фразу: «Если бы я был деревом, я бы хотел быть... (корнем, стволом, кроной)». Далее участники разбиваются на три группы в соответствии со сделанным выбором, изображают на листе бумаги дерево и обосновывают свой выбор (можно дать общий ответ от всей группы, но если есть частные мнения, можно озвучить и их). Рисунки помещаются в центр круга. Участникам предлагается найти метафорический смысл этого упражнения, в случае затруднения ведущий помогает участникам: «дерево» можно рассматривать как жизненную позицию человека: кто я в этой жизни (от корня питается все дерево, ствол держит на себе всю тяжесть, крона дает возможность дереву дышать и т.п.).

5. Беседа о поощрении (20-25 мин)

Поощрение – это признание, одобрение действий, согласие с ними. Он объясняет, что такое «хорошо», как можно и нужно поступать. К сожалению, ему не уделяется должного внимания, о нем мало говорят и мало пишут. Все о нем знают, но каждый представляет и использует поощрение по-своему.

Поощрение играет большую, значимую роль. Формирует личностные качества, направляет на верное поведение. Благодаря поощрению ЧЕЛОВЕК чувствует себя включенным в жизнь, замеченным, небезразличным, нужным. Это с хорошей стороны отражается на психологическом состоянии, эмоциях. Кроме того, поощрение учит хорошим поступкам, показывает, что они действительно нужны людям.

С помощью НЕГО развиваются следующие качества, черты характера:

• доброта;

• ответственность;

• справедливость;

• аккуратность;

• честность;

• способность к обучению;

• уверенность;

• самоконтроль и т.д

Но есть в поощрении свои особенности. Не всегда оно несет в себе положительную линию. Бездумное, неправильное его применение чревато не самыми лучшими последствиями.

Способы поощрения

1.Похвала – это самое распространенное, широко используемое, универсальное поощрение. При использовании этого способа надо выбирать слова и интонацию. Хвалить нужно не самого человека (это вы можете сделать в любое время), а его конкретный поступок. Например, слова «какой ты молодец» лучше заменить на «спасибо, ты мне очень помог, я ценю это».

2.Ласка направлена на проявление нежности. Сюда можно отнести объятия, поцелуи, одобрительные поглаживания по голове, спине.

3.Дополнительное время совместных игр, занятий, развлечений. Это способ мотивирующего поощрения. Часто используется для того, чтобы добиться необходимых действий. То есть для получения вознаграждения ему предлагается выполнить какое-либо условие.

4. Сладости, игрушки, другие вознаграждения являются очень сильной мотивацией. пользоваться таким способом необходимо с осторожностью. Лучше не привязывать подарки к конкретным действиям. Либо использовать их как вознаграждение за дела, требующие длительного выполнения.

Наилучший результат поощрения достигается при одновременном использовании нескольких его способов.

Когда поощрение может нанести вред?

Пользуйтесь им, направляйте на благие поступки, прививая только положительные качества, которыми должен обладать человек.

6. «Я и поощрение» (15-20 мин)

Материалы: бумага формата А4 (по количеству участников), фломастеры.

Участникам дается задание: «Нарисуйте, пожалуйста, рисунок «Я и поощрение». Он может быть в любой форме – реалистической, абстрактной, символической, художественной. Большее значение имеет ваша степень искренности, кроме Вас рисунок никто не увидит. Он может стать тем ключом, который на протяжении всего тренинга будет помогать Вам осознавать трудности, находить уже имеющиеся ресурсы.

Участники рисуют в течении 4-5 минут. Затем ведущий задает ряд вопросов, на которые участники отвечают мысленно:

  • Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите какой цвет преобладает в рисунке? Что для вас значит именно этот цвет?

  • Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на рисунке.

  • Как вы изобразили поощрение? В виде живого существа, абстрактной фигуры, конкретного человека?

  • Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько поощрение. Почему?

  • При изображении себя и поощрения использовали ли вы похожие цвета? Какие?

  • Мысленно разделите поощрение пополам горизонтальной и вертикальной чертами. Где оказалась ваша фигура?

  • Есть ли на рисунке какой-либо барьер между вами и поощрением? Может быть, вы держите в руках что-то?

7. Декларация моей самости (10-15 мин)

Сядьте удобно, расслабьтесь, увидьте себя такой, какая Вы есть. (Под музыку зачитывается декларация моей самости.)

Я – это Я.

Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, в чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были – тревога, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или самому себе. Мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне помогало мне. Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпимо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о самом себе. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться оттого, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в самом себе. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя. Я – это Я, и Я - это замечательно.

8. Рефлексия (5-7 мин)

9. Ритуал прощания (3 мин)


Занятие 5. «Умею ли я поощрить?»

Цель: способствовать развитию навыка использования метода самопоощрения.

Ход занятия

1. Сообщение ведущего о теме занятия.

2. Приветствие. Психолог рассказывает о занятии, повторяет правила поведения и работы в группе. (2мин)

3. «Импульс пожатия»(5-7 мин)

Участники и ведущий сидят на стульях в кругу. Все берутся за руки. Ведущий отправляет импульс пожатия вправо или влево от себя, пожав руку соседа. Задача остальных, - получив импульс пожатия, передать другому по цепочке

Роль ведущего: Обеспечить для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу. Слова ведущего: «Своим пожатием руки я передаю импульс хорошего настроения. Ваша задача, получив импульс пожатия, передать другому по цепочке».

4. «Откровенно говоря» (10 мин)

Инструкция: Перед вами лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить, и брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними. Если члены группы почувствуют неискренность кого-либо из участников, ему придется взять другую карточку с новым текстом и ответить ещё раз. 

•Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем уроке... 

•Откровенно говоря, когда я готовлюсь к урокам 

•Откровенно говоря, когда я прихожу домой... 

•Откровенно говоря, когда я волнуюсь... 

•Откровенно говоря, когда я прихожу на урок... 

•Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями... 

•Откровенно говоря, когда родители собираются на собрание в школу… 

• Откровенно говоря, когда я готовлюсь к публичному выступлению… 

• Откровенно говоря, когда я смотрю в зал и вижу много людей… 

• Откровенно говоря, когда моё выступление закончилось… 

• Откровенно говоря, мне не хватает…

Анализ: 

1. Трудно ли было закончить предложенные фразы? 

2. Узнали ли вы что-нибудь новое о своих коллегах - участниках группы? 

3. Узнали ли вы что-то новое о себе? 

4. Каковы ваши жизненные важнейшие цели на настоящий момент?

5. Беседа о теме занятия (5-7 мин).

Насколько важно уметь поощрять?

Кто умеет делать это? Как именно?

Что нам дает это умение?

6. «Добрые дела» (10-15 мин)

Задание: из подручных средств (карандаши, цветная бумага, пластилин, ленты, клей, ножницы, картон, мелки и т.п.) за 5-7 мин каждый сделает своему соседу небольшой подарок своими руками.

Принимающие в свою очередь честно скажут о своем отношении к подарку (перед этим напомним про правило Здесь и Теперь).

Вопросы на обсуждение:

  1. Легко ли было принять подарок?

  2. Трудно ли даются Слова поощрения?

  3. Какого было дарить подарок своими руками?

  4. Как вы думаете как нужно относится к стараниям других и как проявлять свое отношение к поступкам других?

7. Рефлексия (5-7 мин)

8. Ритуал прощания (3 мин)


Занятие 6. «Одно поощрение - и мир станет милей»

Цель: закрепление навыка использования метода самопоощрения.

Ход занятия

  1. Сообщение ведущего о теме занятия.

  2. Приветствие. Психолог рассказывает о занятии, повторяет правила поведения и работы в группе. (2мин)

  3. «Комплимент - пожелание» (5-7 мин)

Участники здороваются друг с другом по кругу и сопровождают приветствие каким-нибудь приятным пожеланием соседу справа. Пожелания не должны быть формальными, а должны основываться на хорошем знании жизни товарища.

4. «Волшебный магазин» (10 мин)

Сегодня мы имеем возможность вместе с группой поразмышлять над тем, что он ожидает от своей жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы. Запишите 5 наиболее значимых для вас ценностей. Я предлагаю вам прийти в «Волшебный магазин» и купить у продавца, т.е. у меня, все, что можно пожелать: здоровье, карьеру, автомобиль, успех, счастье, любовь и т.д., но в качестве оплаты я потребую, чтобы вы заплатили за это тем, что цените в жизни, но готовы с ним расстаться. (Во время торговли участник начинает активно размышлять о настоящих целях и смыслах жизни).

Обратите, пожалуйста, внимание на то, что для вас оказалось наиболее значимым: ценность, связанная с материальным миром, духовным, профессией или семьей.

5. «Компромисс» Предлагается какая-либо ситуация детско-родительских или школьных отношений, из которой нужно выйти как можно позитивнее, найдя компромисс или благоприятный выход из ситуации… Обсуждение:

Легко ли было оказаться в такой ситуации?

Как можно было поступить?

Что можно предложить сделать на месте каждого из героев?

6. «Волшебная чашка» (5 мин)

Сядьте удобно, положите свободно руки на колени, закройте глаза, дышите спокойно, ровно и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь на нем. Вообразите, что видите на нем свою любимую чашку. Раскрасьте ее так, как вам хочется. Еще раз внимательно посмотрите на чашку, рассмотрите ее. Наполните ее до краев вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом еще пустая чашка, еще и еще... Отливайте из своей чашки в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краев! Что же с ней случилось? Почему так произошло?..

Ваша чашка особенная — волшебная. Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной. Эта чашка — твоя! Она наполнена твоей добротой и уверенностью! Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка!»

7. Рефлексия (5-7 мин)

8. Ритуал прощания (3 мин)


Блок 3. Наказание

Занятие 7. «Что такое наказание?»


Цель: познакомить подростков с понятием наказание и особенностями его применения.

Ход занятия

  1. Сообщение ведущего о теме занятия.

  2. Приветствие. Психолог рассказывает о занятии, повторяет правила поведения и работы в группе. (2мин)

  3. «Прощай, проблема» (5-7 мин)

В группе передается клубок ниток. Тот, кому клубок достался первым, оставляет кончик нитки у себя, передавая клубок любому участнику группы. Передавая клубок, участник говорит, что ему не нравится в его жизни. Таким образом, к концу упражнения, получается паутинка. В конце все участники вместе выкидывают эту паутинку, а вместе с ней и свои проблемы.

4.Беседа о теме занятия (15-20 мин)

Что такое наказание? Наказание - средство управления, состоящее в сознательном причинении неприятностей подвластному существу, с целью изменения нежелательного поведения или образа мыслей.

Чаще всего, наказание - это воздаяние за проступок, но иногда наказание одного человека выполняет функцию демонстрации силы с целью подчинить или припугнуть кого-то другого. «Бей своих, чтобы чужие боялись...» Используя демонстрацию силы как средство повышения статуса, ТЫ должен понимать, что одной силой уважения не добьешься. Наказание – не цель, а средство. Если средство негодное (поведение и мысли не меняются или меняются не туда) – не надо применять его впустую или во вред. Если наказание превращается в самоцель – это не наказание, а слив агрессии. Чем лучше управление - тем меньше наказаний.

5. «Аукцион» (5-7 мин)

По типу аукциона предлагается как можно больше найти способов, помогающих справляться с конфликтными ситуациями.

Роль ведущего: Дать возможность участникам провести через себя и представить другим выбранные ими способы снятия стрессового напряжения. Эмоционально располагать участников к активным высказываниям.

6. «Здесь и сейчас»(7-10 мин)

Участникам предлагается составлять фразы, выражающие то, что они в данный момент осознают и замечают. Начинать каждое предложение нужно со слов: сейчас, в этот момент, здесь. Упражнение позволяет внимательно оценить ситуацию, окружающих, то, происходит вокруг. Ведущий советует всем применять это умение в непростых ситуациях.

7. «Горячий воздушный шар» (5 мин)

Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1. Постепенно полностью расслабьтесь. Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу. Рассмотрите эту картину как можно подробнее. Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара. Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем.

8. Рефлексия (5-7 мин)

  1. Ритуал прощания (3 мин)


Занятие 8. «Умею ли я контролировать себя?»

Цель: познакомить подростков с методами саморегуляции и выделить основные принципы наказания.

Ход занятия

1. Сообщение ведущего о теме занятия.

2. Приветствие. Психолог рассказывает о занятии, повторяет правила поведения и работы в группе. (2мин)

3. «Коленки» (5-7 мин)

Участники сидят в кругу. Правую руку кладут на левое колено соседа справа, а левую руку на правую ногу соседа слева. Затем, соблюдая очередность, хлопнуть рукой по коленке в быстром темпе. Если кто-то хлопает не в свою очередность, все начинается сначала и до тех пора, пока все хлопки будут сделаны в свою очередь и пройдут по всему кругу волной.

  1. «Игра в будущее» (10мин).

Участникам предлагается проиграть будущие конфликты (двойка в дневнике, испортил вещь, обман и т.п.). выбирается участник, который играет самого себя. А он выбирает других участников на роли людей в той или иной ситуации. После проигрывания конфликта зрители должны поделиться своим мнением относительно игры и предложить свои варианты исправления ситуации.

  1. «Кулак» (5-7 мин)

Участники работают в парах. Поочередно один крепко сжимает свой кулак, другой пытается раскрыть ладонь напарника, использую любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются).

По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания.

Обсуждение:

  • Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулак)?

  • Какие чувства испытывали, когда ваш кулак пытались разжать уговорами, лаской?

  • Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?

  • Какое состояние человека напоминает сжатый кулак?

  1. Беседа «Как избежать наказания» (10мин)

  2. « Ресурсный круг» (5мин)

Представьте перед собой нарисованный круг.

Вспомните ситуацию, которая была для вас приятной, успешной, где вы были на высоте, на волне успеха, где проявились все ваши способности. Мысленно войдите в круг. Стоя в кругу, постарайтесь усилить эти приятные ощущения, стараясь в деталях вспомнить, что вы в той ситуации видели, слышали, чувствовали, ощущали. На пике ощущений сожмите правый кулак. Мысленно выйдете из круга, разожмите кулак, перенеситесь в сегодняшний день. Вспомните свою проблему. Войдите мысленно в круг, стараясь представить свою проблему и, одновременно сжав кулак, вспомните свои ощущения, когда вы испытывали успех, что вы видели, слышали, чувствовали. Мысленно выйдите из круга, перенеситесь в сегодняшний день. Используйте этот метод когда понадобится отвлечься от чего-то плохого.

  1. «Музей обидных воспоминаний» (5-7 мин)

Закройте глаза, примите удобную позу, расслабьтесь. Нередко мы относимся к своим обидам, как к большой ценности. Мы их прячем, бережем, накапливаем. А в конфликте предъявляем их, усиливая, как нам кажется, свою позицию. Попробуйте сделать мысленно музей своих обидных воспоминаний, посмотрите на них со стороны. Подумайте, а нужны ли они в музее. Настолько ли они редки? Может они вообще не имеют ценности? А может даже портят музей? Попробуйте очистить от них свой музей. Возможно, случится так, что в нем ничего не останется. Попробуйте каждый раз смотреть на все последующие обиды как на экспонаты собственного музея и задуматься-стоят ли они нахождения в нем или нет?

  1. Рефлексия.

  2. Ритуал прощания (3 мин)



Занятие 9. «Чем опасно наказание?»


Цель: профилактика возникновения конфликтных ситуаций, особенности наказания как метода саморазвития.

Ход занятия

  1. Сообщение ведущего о теме занятия.

  2. Приветствие. Психолог рассказывает о занятии, повторяет правила поведения и работы в группе. (2мин)

  3. «Дискуссия в малых группах» (20 мин)

Материалы: 4 листа ватмана, фломастеры, карточки по числу участников с четырьмя разными словами (на каждой карточке по одному), обозначающими четыре шага нейтрализации негативного состояния, связанного с наказанием.

Участникам сообщается: «Вам необходимо разделиться на 4 малые группы следующим образом. У меня в руках шкатулка, в которой лежат карточки со словами. Каждый возьмет из шкатулки карточку и найдет тех, кому досталось такое же слово. Искать надо тихо, любым невербальным способом. Каждая «нашедшаяся» группа показывает пантомиму на свое слово».

Слова: друзья, упражнения, релаксация, семья.

А теперь образуйте 4 группы, выберите таймера, секретаря, спикера, председателя. Сейчас я вам раздам вопросы для обсуждения. Используйте при проведении дискуссии принципы мозгового штурма и соблюдайте правила группы. На работу вам дается 2 минуты.

Задание 1-й группе: закончите предложение: «наказание - это...»

Задание 2-й группе: как можно предотвратить наказание?

Задание 3-й группе: приведите примеры ситуаций наказания.

Задание 4-й группе: что делать, если наказание неизбежно?

После этого спикеры докладывают о групповых идеях, выработанных в ходе обсуждения.

  1. «Естественное развитие событий» (10-15 мин).

Инструкция: Составьте список типичных конфликтных ситуаций, которые обычно заканчиваются наказанием. Детально изучите полученный список. Проверьте выбранные ситуации контрольным вопросом: «Что может случиться, самого страшного, если я не буду вмешиваться?». Запишите все возможные варианты развития событий, не пренебрегая самыми фантастическими. Прислушайтесь к чувствам, мыслям, желаниям, которые возникают, когда вы перечитываете полученный текст. Подумайте про себя, что вам дало это упражнение, если есть желание, скажите вслух. После этого можно по желаю послушать кто что написал, но только по желанию.

  1. «Измятый лист» (5-7мин)

Какими словами мы чаще всего обижаем людей?

Каждый из участников говорит слова и мнет лист, в конце разглаживается. Психолог обращает внимание на «шрамы», которые остаются не только на лице, но и в душе человека.

  1. «Я и наказание» (15-20 мин)

Материалы: бумага формата А4 (по количеству участников), фломастеры.

Участникам дается задание: «Нарисуйте, пожалуйста, рисунок «Я и наказание». Он может быть в любой форме – реалистической, абстрактной, символической, художественной. Большее значение имеет ваша степень искренности, кроме Вас рисунок никто не увидит.

Участники рисуют в течении 4-5 минут. Затем ведущий задает ряд вопросов, на которые участники отвечают мысленно:

  • Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите какой цвет преобладает в рисунке? Что для вас значит именно этот цвет?

  • Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на рисунке.

  • Как вы изобразили наказание? В виде живого существа, абстрактной фигуры, конкретного человека?

  • Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько наказание. Почему?

  • При изображении себя и наказания использовали ли вы похожие цвета? Какие?

  • Мысленно разделите рисунок пополам горизонтальной и вертикальной чертами. Где оказалась ваша фигура?

  • Есть ли на рисунке какой-либо барьер между вами и наказанием? Может быть, вы держите в руках что-то?

  • Тяжело было выполнить задание?

  • Что сейчас происходит внутри каждого? Какие чувства?

7. «Стряхни» (5 мин)

Учащимся сообщается: «Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовиться к экзамену». Кто-то настраивает себя на то, что не сдаст экзамен, наделает кучу ошибок и обязательно получит двойку. А кто-то может сказать себе: «Я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?»

Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное - плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самих себе – слетает с Вас как с гуся вода.

Потом отряхните свои ноги с носков до бедер. А затем потрясите головой.

Будет еще полезнее, если Вы будете издавать какие-то звуки. Теперь потрясите лицо и прислушайтесь, как смешно меняется Ваш голос, когда трясется рот.

Представьте, что весь неприятный груз с Вас спадает, и Вы становитесь все бодрее и веселее.

После проведения упражнения – обсуждение самочувствия.

8. « Горячий стул»

В центре круга ставится стул, который и будет называться « горячим». Всем участникам по очереди предлагается сесть на стул. Он может говорить все, что захочет, но в соответствии с тремя условиями:

Участник может говорить только то, что имеет отношение к работе данной группы.

Участник не может ничего не говорить.

Что бы ни говорил участник, остальные могут только слушать. Это мысли одного из участников группы, которые нужно принять такими, какие они есть. У каждого будет возможность высказаться, когда дойдет очередь.

9. Рефлексия (5-7 мин)

10. Ритуал прощания (3 мин)


Заключительное занятие 10. «Так здорово, что все мы здесь сегодня собрались»


Цель: подведение итогов работы, закрепление навыков применения методов поощрения и наказания для саморазвития личности подростка.

Ход занятия

1. Сообщение ведущего о теме занятия.

2. Приветствие. Психолог рассказывает о занятии, повторяет правила поведения и работы в группе. (2мин)

3. «Подарки». (10-15 мин). Каждый на листе напишет свое имя и передаст соседу, который должен «подарить» на лист подарок в виде пожелания или небольшого рисунка.

4. «Давать или брать» (7-10 мин).

В ходе работы группы каждому из нас приходилось время от времени сдерживаться и не высказывать всего, что хотелось бы. Поэтому все мы накопили «хвосты», которые без всякой необходимости внутренне привязывают нас к группе. Я хотел бы дать каждому из вас возможность пристально рассмотреть все, что осталось невысказанным.

Возьмите, пожалуйста, бумагу и карандаш и разделите лист на две колонки: левую – «Что я не додал» и правую – «О чем я не попросил». Запишите в каждой колонке соответствующие «хвосты», которые придут вам в голову. У вас есть на это 10 минут...

Теперь решите, пожалуйста, что вы предпочитаете напоследок: что-то дать или получить. Вы можете выбрать какой-нибудь один «хвост» из любой колонки и избавиться от него прямо сейчас. Что вы выберете? (2 минуты.)

Кто хотел бы первым избавиться от своего «хвоста»?

5. «Найди свою звезду» (5-10 мин).

Инструкция. Сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… (звучит музыка). А теперь представьте себе звёздное небо. Звёзды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звёзд, для других – бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки.

Посмотрите внимательно на звёзды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она напомнила вам о минутах счастья, радости, удачи, вдохновенья? Ещё раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до неё дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите её с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает.

А теперь проведите ладонями по коленям, вниз к ступням ног, и сладко потянитесь, откройте глаза. Возьмите лист бумаги, цветные карандаши и нарисуйте свою звезду. Вырежьте и прикрепите её на наше звездное небо.

6. Рефлексия. Так как занятие последнее, обсуждение идет о том как прошли все занятия, что поняли из них и чем они помогли в жизни (5-7 мин).

7. Ритуал прощания (3 мин)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!