Лексическая тема: «Май – последний месяц весны».
Цели: обобщать знания детей о весне на основе наблюдений за изменениями в природе ( изменения в жизни животных, распускание листьев, цветение растений).
Демонстрационный материал: картинки-опоры («Солнце»; символы дня и ночи; длинная желтая и короткая чёрная полоски; птицы, летящие клином).
Ход занятия
Организационный момент
Отгадайте загадку о весеннем месяце.
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? (Май).
Беседа по тексту загадки
- «Зеленеет даль полей». (В мае появляется зелёная травка.)
- «Запевает соловей». (Звонко поют прилетевшие из тёплых краёв птицы.)
- «В белый цвет оделся сад». (Цветут деревья в садах: яблони, груши, вишни, сливы (фруктовые деревья.)
- «Пчёлы первые летят». (Пчёлы летят собирать мёд с ранних весенних цветов.)
- «Гром грохочет». (В мае гремят первые грозы.)
-Март, апрель, май – месяцы какого времени года? (Весны.)
-Сколько месяцев длится весна? (Три.)
-Назовите первый весенний месяц. (Март.)
-Назовите последний месяц весны. (Май.)
-Назовите месяц, который идёт между мартом и маем (Апрель.)
-Который по счёту месяц весны май? (Третий, последний месяц весны.)
Работа по картинкам-опорам с признаками весны.
-Назовите признаки весны.
Ребёнок с закрытыми глазами берёт картинку-опору, открывает глаза, смотрит на картинку и называет признак весны.
-Картинка «Солнце». (Солнце ярче светит и пригревает.)
-Символы дня и ночи – длинная жёлтая и короткая чёрная полоски (День длиннее, ночь - короче.)
-Птицы, летящие клином. (Птицы прилетают из тёплых краёв.)
-Что делают птицы? (Вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают птенцов.)
-Как называются птицы, которые перелетают к нам с юга весной? (Перелётные птицы.)
-Кто вылезает, вылетает, выползает из земли весной? (Насекомые.)
-Каких насекомых вы знаете?
Физкультминутка
Ребёнку предлагается побыть «жуком» и «бабочкой». «Жук» - жужжит, а «бабочка» - машет крылышками.
Работа с раздаточным материалом
У ребёнка альбомный лист, разделённый на 6 частей, и цветные карандаши. Проговаривается предложение (признак весны); ребёнок рисует картинку-опору в соответствующем прямоугольнике листа: «Весной солнце светит ярче и пригревает. Травка зеленеет. День становится длиннее, ночь короче. На деревьях набухают почки и распускаются листочки. Птицы возвращаются с юга. Появляются насекомые».
Составление рассказа – описания.
Ребёнок составляет рассказ-описание о весне по своим зарисовкам.
Итог занятия
-О каком времени года говорили?
-Назовите последний месяц весны?