2 | Актуализация знаний (6 минут) | Словесные (беседа, объяснение) Приём (пальчиковая гимнастика) Наглядные (карточки с заданиями, презентация) Практические (подбери к словам антонимы) | -Перед тем, как приступить к письменной работе, что нам нужно сделать? -Верно. Приготовим наши пальчики к письму. Смотрим внимательно на меня и повторяем все вместе. Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? Мы расскажем Две синицы, воробья, Дятел в пёстрых пёрышках. Всем хватило зёрнышек. -Молодцы. -С какой целью нам нужно изучать русский язык? -Верно! -Давайте вспомним, о каких словах мы говорили на прошлом уроке? -Какие слова называются антонимами? -Приведите примеры -Сейчас я предлагаю выполнить в парах одно задание на карточках под номером 1. Но для начал вспомним правила работы в парах. -Здание: вам нужно подобрать к словам противоположные им, то есть антонимы. -Приступаем к выполнению задания. - Давайте проверим ваши ответы со слайда. Итак, читаем антонимы. - Молодцы! | - Провести пальчиковую гимнастику -Словарные слова -Сжимаются и разжимают пяльцы -Загибают пальцы, начиная с большого -Сжимают и разжимают пальцы - Чтобы стать грамотными людьми -о словах-антонимах -Слова, которые обозначают противоположные признаки - день-ночь, белый - чёрный, добрый - злой -Работать сообща, не мешать другим -Выполняют задание: Трусливый-смелый Толстый-тонкий Здравствуйте – До свидания Горячий-холодный Широкий-узкий -Проверяют выполненное задание. | Фронтальная Фронтальная Парная Фронтальная | Устный контроль Визуальный контроль Устный контроль Письменный контроль Взаимоконтроль |
3 | Самоопределение деятельности (4 минуты) | Словесные (беседа, объяснение) Наглядные (презентация) Словесные (объяснение) Практические (Шифр) Словесные (беседа) Практические (постановка целей урока) | - Ребята, посмотрите на экран. Кто же к нам сегодня заглянул в гости? -Верно! Он нам прислал письмо. Прочитайте его со слайда. -Здорово! Ребята, согласны ли вы учувствовать в данном шоу? -Прочитайте следующее письмо от Дмитрия Нагиева. -Мы справимся с ними? -Замечательно! -А вот и первое задание, выполнив его, мы получим название песни: прочитайте предложения про себя. (На слайде запись) Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в теплые страны. -А теперь прочитайте их вслух? - Молодцы! В первом предложении найдите основу. - Какое слово употреблено здесь в переносном значении? - Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? Посмотрите на доску и выберите нужные слова. -Что общего у этих слов? - А кто знает, как называются эти слова? - Ребята, а почему все называют разные ответы? - Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся? -Давайте разгадаем шифр и определим, как же называются данные слова с близким значением. - Прочитайте написанное через одну букву. С А И Б Н В О Р Н Ь И Ш М -Какое слово получилось? -Верно! Это и будет темой нашего урока «Что такое синонимы?» А вот и название песни прислал нам Дмитрий. Прочитайте, как же она называется. - Какие задачи мы перед собой поставим, чтобы добиться отличных результатов? Посмотрите на слайд, вам нужно продолжить фразы. С первой задачей я вам помогу.1. Узнать о словах с близким значением – синонимами; -И также мы научимся, что делать? 2. Научиться верно подбирать синонимы к словам. | -Дмитрий Нагиев -Добрый день, ребята! Я рад со всеми вами познакомиться. Ваш класс приглашается на шоу «Голос Дети!». Вам нужно подготовить красивую и весёлую песню. -Поднимают сигнальные карточки -Я уже нашёл для вас песню, но чтоб получить её слова, вы должны выполнить подготовленные мной задания. -Поднимают сигнальные карточки -Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны. -Осень (что сделала?) пришла -Пришла -Наступила, настала, началась -Слова с близким значением -Затрудняются ответить -Потому что мы не знаем, как называются эти слова. -Со словами с близким значением. -Синоним - Буги-вуги -Узнать о словах с близким значением – синонимами. -Научимся находить синонимы в тексте. | Фронтальная Фронтальная | Устный контроль Устный контроль |
4 | Открытие новых знаний (18 минут) | Словесные (беседа, объяснение) Наглядные (презентация) Словесные (рассказ учителя, объяснение) Практические (работа со словарным словом) Словесные (беседа) Словесные (работа с учебником) Словесные (беседа, объяснение) Практические (выполнение упражнения) Словесные (объяснение) Наглядные (презентация) Практические (работа с текстами) Словесные (беседа) Словесные (рассказ учителя) Приём (физминутка) | -Итак, приступим к выполнению первой задаче. С каждым выполненным заданием, мы будем получать один куплет песни. - Как звучала задача? -Откройте учебники на странице 33 и прочитайте про себя правило, выделенное красным цветом. -Прочитайте вслух. -Ребята, к кому мы можем отнести прилагательные, перечисленные в правиле? -Молодцы! -Я предлагаю вам попрактиковать данное правило, выполняя упражнение 66 на странице учебника 33. Прочитайте задание про себя. -Теперь прочтите вслух. -Что такое имя прилагательное? -На какой вопрос отвечают прилагательные? -Выписывать мы их не будем. Я вам приготовила задание на карточках. Вам нужно в группах будет подчеркнуть имена прилагательные – синонимы. Какой чертой вы будите подчеркивать их? -Хорошо! Вспомним правила работы в группах? -Приступайте к выполнению задания. -А сейчас проверим со слайдом. -Молодцы! Пришёл к нам письмом первый куплет песни. Пропоём его все вместе. -Следующее задание: Я вам предлагаю прочитать два текста сначала про себя, а затем вслух. 1. Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Зябнет на солнышке, Зябнет в жару. 2. Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару. - О чём они? -Что о ней сказано в первом тексте? -А что во втором? -Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему? -Какими словами синонимами заменили слово зябнет? - Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают? -Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? -Синонимы обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов. -Умнички! Дмитрий Нагиев прислал письмо. Я вам сейчас его прочту: -Ребята, вы отлично справляетесь с моими заданиями. Я вам даю припев песни. -Пропоём же скорее припев нашей песни. -Ребята, давайте немного отдохнём. -Встаньте аккуратно из-за столов, на безопасное расстояние друг от друга. Остерегайтесь острых углов парт. Смотрите на меня и повторяйте за мной. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Покружились, повертелись, И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем- Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | -Узнать о словах с близким значением – синонимами. -Храбрые, смелые, мужественные, бесстрашные, отважные – слова, которые близки по смыслу. Они могут заменять друг друга. Это синонимы. -К спасателям, пожарным, воинам -Выпишите имена прилагательные – синонимы. -Часть речи, обозначающая признак предмета. -Какой, какая, какие? -Волнистой -Работать сообща, не мешать другим. -Алое, красное; огромный, громадный; робкий, боязливый; трудная, сложная. - У осьминога восемь ног, Спросите вы у осьминога, Для человека это много! А для него все мало ног! Шагает смело он по дну, И нипочём ему стихия, И про него пишу стихи я, А если дать ему одну? -Читают тексты -Об осинке -Что осинка зябнет -Осинка зябнет, стынет, дрожит, мёрзнет. -Второй текст читают -Мёрзнет, дрожит, стынет -Близкие, обозначают то, что дереву холодно. - Синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет -Слушают учителя Буги-вуги в стиле "осьминог". Буги-вуги в стиле "восемь ног". Буги-вуги в стиле "осьминог". Буги-вуги в стиле "восемь рук". Буги-вуги в стиле "восемь ног" Буги-вуги в стиле "осьминог". -Идут шагом -Топают Хлопают ручками Кружатся -Садятся за парты -Закрывают глаза -Считают до пяти -Открывают глаза, моргают | Фронтальная Групповая Фронтальная Фронтально-индивидуальная Фронтальная | Устный контроль Визуальный контроль Письменный контроль Устный контроль Взаимоконтроль Устный контроль Письменный контроль Взаимоконтроль Устный контроль Визуальный контроль |
5 | Самостоятельная работа (6 минуты) | Словесные (объяснение) Наглядные (карточки с заданиями) Практические (соединение синонимов) | -Сейчас выполним последнее задание Дмитрия Нагиева. Вам нужно будет поработать индивидуально. У вас на столах лежат уже подписанные карточки. -Вам нужно слова из левой колонки соединить стрелкой с синонимами из правой колонки. На эту работу вам даётся 5 минут. -Приступаем к выполнению задания. -А сейчас проверим ваши ответы. -Передаём с последних парт карточки на первые. | -Соединяют синонимы: собака-пёс, печаль-грусть, дорога-путь, неправда-ложь, армия-войско, огонь-пламя, метель-буран, автомобиль-машина -Проверяют с учителем. | Фронтальная Индивидуальная | Визуальный контроль Письменный контроль Взаимоконтроль |
6 | Подведение итогов (3 минуты) | Словесные (беседа, объяснение, слово учителя) Наглядные (презентация) | -Вот и долгожданный второй куплет. Давайте же скорее его пропоём - Итак, что же такое слова-синонимы? - Какие два момента вы должны уяснить? Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по - разному. Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу. - Какую роль играют синонимы в речи? -Ребята, как выдумаете, что надо делать, если вы не знаете синоним? -Верно! Есть словарь синонимов, там вы можете найти синоним к тому слову, в котором у вас возникает сомнение. -Мы выполнили все задачи, поставленные на уроке. И нам необходимо показать песню Жюри на шоу «Голос Дети!». А затем они нас оценят. -Итак, оценки жюри. | -У осьминога тихий час, Он отдыхает в ритмах блюза И чуть прозрачная медуза Ему мурлычет модный джаз. И отдыхают восемь ног, У симпатяги осьминога Прошел не мало он дорог, Ему беречь бы надо ноги. -Слова близкие по смыслу, значению -Одинаковое значение, смысл -Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык. -Посмотреть в словарике -Пропивают полностью всю песню 10 из 10 | Фронтальная | Устный контроль |