1 | Мотивационный этап (1 минута) | Словесные (слово учителя); Наглядные (сигнальные карточки) | -Добрый день, ребята! Напоминаю, что меня зовут Анастасия Андреевна. Я сегодня проведу у вас русского языка. -Присаживайтесь на свои места. -Я рада видеть каждого из вас И пусть осень в окно прохладой дышит. Нам будет здесь уютно, ведь наш класс, Друг друга любит, чувствует и слышит. - Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. -В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. | -Приветствуют учителя -Присаживаются на свои места -Слушают учителя -Улыбаются | Фронтальная | Фронтальный визуальный контроль |
2 | Актуализация знаний (4 минуты) | Словесные (объяснение, беседа) Наглядные (сигнальные карточки) Практические (пальчиковая гимнастика, работа со словами) | - На партах у вас лежат сигнальные карточки красного и зелёного цвета. Отвечать вы будете сегодня при помощи них, чтобы не выкрикивать. Послушайте обозначение карточек. Красную поднимаете, если что-то не поняли, в чём-то затрудняетесь, а если всё знаете и нет вопросов, хотите ответить, то зелёную. -Поднимите зелёный цвет, кто понял - Ребята, прежде чем мы начнём писать, что должны сделать? -А для чего мы будем делать пальчиковую гимнастику? -Смотрите и повторяйте за мной. Раз, два, три, четыре, пять, -В лес идём мы погулять -За черникой, за малиной, За брусникой, за калиной, Землянику мы найдём И братишке отнесём. -Отлично! -Открываем тетради. Отступаем две строчки от предыдущей записи и на третьей пишем число, классная работа. -Жду знак готовности. Спинки держим ровно, ножки прямо. -Кто закончил, ручки на стол. - Начнём урок с повторения ранее изученного материала. - На доске слова: ложка, тарелка, вилка. - Знакомы ли вам эти слова? Что они обозначают? - Что общего во всех словах? Какой частью речи являются? -В форме какого падежа употреблены слова? Поставьте их в предложный падеж. На какие вопросы он отвечает? -Ребята, а какое же окончание у существительных в предложном падеже? Я что-то запуталась. -А почему так? Как вы это узнали? -Ударное ли окончание в словах? - Можно ли объединить слова в группу? Почему? - В каких еще падежах имена существительные могут иметь такие же безударные окончания? -Верно! - Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного? | -Слушают учителя -Поднимают зелёную карточку -Размять пальцы -Чтобы легче было писать, правильно -Пальчики обеих рук «здороваются» -Обе руки «идут» указа-тельным и сред-ним пальцами по столу. - Большой палец Указательный Средний Безымянный Мизинец -Записывают число, классная работа -Посуда -Это имена существительные -Именительный падеж - о ложке, о тарелке, о вилке -Окончание -е - Определили род и склонение -Нет -Можно объединить их в группу: имена существительные, в предложном падеже, безударное окончание -Родительный и Дательный падежи -Нужно знать склонения и падежи | Фронтальная Фронтальная | Фронтальный визуальный контроль Фронтальный устный контроль |
3 | Самоопределение деятельности (1 минуты) | Словесные (беседа, слово учителя, рассуждения учащихся) Наглядные (сигнальный карточки, тема, план) Практические (определение темы и составление плана урока) | - Давайте сформулируем тему урока. -Верно, тема нашего с вами урока « Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах». -А какой план мы можем поставить на урок, исходя из темы? -Молодцы! | - Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах -1) Вспомнить правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах; -2) Отработать знания и по данной теме на практике | Фронтальная Фронтальная | Фронтальный устный контроль |
4 | Обобщение и систематизация знаний (25 минут) | Словесные (слово учителя, беседа, объяснение заданий); Наглядные (сигнальные карточки, карточки с заданиями, алгоритм) Практические («Вставь пропущенные слова», «Вставь пропущенные окончания в словах») Практические (приём: физминутка) | - Для того чтобы правильно написать окончание имени существительного мы должны уметь определять склонение, падеж. - На доске слова. Вам нужно их записать в 3 столбика по склонениям. Напомните мне склонения. -А какие слова относятся к склонениям? -Слова: Зима, вьюга, мороз, метель, солнце, буран, печь, горка. -Приступаем к выполнению задания. -Проверим вместе. - Молодцы! Хорошо определяете склонение. - Мы уже с вами назвали падежи, в которых окончание существительного безударное. Назовите мне их ещё раз. – В русском языке существует 2 способа проверки безударных падежных окончаний имён существительных: 1 способ (по таблице) (у каждого на парте) В первом склонении, Помню даже во сне, В предложном и дательном Пишется е. И во втором склонении В предложном падеже Пишу я без сомнения, Окончание е. А в третьем склонении, Не ошибись, смотри, В родительном, дательном, Даже в предложном Всегда я пишу Окончание и. 2-й способ По опорным словам: 1 склонение – рука, земля 2 склонение – конь, окно 3 склонение – печь, степь – Повторим алгоритм. Работаем в парах. Соблюдаем правила работы в парах. Вставьте пропущенные слова. Алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных: 1. Поставлю _________ (ударение) в слове 2. Если окончание ___________(ударное), то: 3.Если _____________(безударное) окончание, то: Ставлю слово в начальную форму и определяю ___(склонение) Подбираю ___________(слово-помощник) и ставлю его в том же падеже или вспоминаю окончание по таблице Пишу окончание, какое и в ___________(слове – помощнике) или в ___________(таблице) -Проговорит нам сейчас алгоритм пара на первой парте. - Следующее задание в группах на карточке: На карточках вставьте пропущенные буквы в окончаниях и докажите. 1)Тетрадь без обложк…, рисунок на ткан.., ходит без обув.., выросли в теплиц.., на ветке сирен.. 2) Фильм о лебед.., шов на плать.., забота о брат.., подарок для матер.., раздал по горстк.. -А теперь проверим. -Умнички! -Сейчас немного отдохнём. Если я называю слова с ударным окончанием, то поворачивайтесь друг к другу и обменивайтесь хлопками. А если безударное окончание, то приседайте. (За ключом, с багажом, со шприцем, в зоопарке, на юге, на реке, над землёй, о герое, в тумане, у окна, на барабане, о львенке, в степи, к корове, у рощи.) | -Слушают учителя -1 склонение, 2 склонение, 3 склонение 1 скл. – мужской и женский род на –а, -я. 2 скл. – мужской и средний род на –е и нулевое окончание. 3 скл. – женский род с нулевым окончанием 1 скл.- Зима, вьюга, горка 2 скл.- мороз, солнце. Буран 3 скл. - метель, печь -Зачитывают свои ответы -Родительный, дательный, предложный -Слушают учителя -Слушают учителя -Работать сообща, не мешать другим -Вставляют пропущенные слова -Проверяют правильность выполнение задания. -Работают в группах, соблюдая правила поведения. -Проверяют с учителем. -Выполняют физминутку | Фронтальная Фронтальная Парная Групповая Фронтально-индивидуальная | Фронтальный устный контроль Фронтальный визуальный контроль Фронтальный визуальный и устный контроль Взаимоконтроль Фронтальный визуальный контроль Взаимоконтроль Фронтальный визуальный контроль |
5 | Самостоятельная работа (7 минут) | Словесные (объяснение, беседа) Наглядные (учебник, тетради) Практические (выполнение упражнения из учебника 239) | -Ребята, сейчас вы поработаете самостоятельно и покажите, насколько хорошо вы усвоили данную тему. -Откройте учебник на странице 127. Прочитайте про себя задание 239. -Сейчас я прочитаю его вслух. -Что нужно сделать? -Обращайте внимание на образец. -Кто готов, сдаём тетради. | -Читают 239 упражнение - Слушают учителя -Составить со словами словосочетание, употребляя имя существительное в родительном, дательном или предложном падежах с предлогом. Затем нужно указать падеж, склонение имён существительных -Сдают тетради | Индивидуальная | Фронтальный письменный контроль |
6 | Подведение итогов. Рефлексия. (2 минуты) | Словесные (беседа, объяснение, слово учителя) Наглядные (ёлка, разноцветные шары) Практические (приём «Оцени свою работу на уроке»: ёлочные шары) | -Наш урок подходит к концу. -Что мы сегодня с вами повторили на уроке? -Чем же можно пользоваться? -Посмотрите на доску. Что вы видите? -Верно! Какой у нас близится праздник? Приближается Новый год. Давайте украсим нашу ёлочку. Возьмите зеленый шарик, если считаете, что вы очень хорошо научились определять безударные падежные окончания имен существительных. -Возьмите желтый шарик, если считаете, что работали на уроке хорошо, но иногда нуждались в помощи. -Возьмите красный шарик те, кому было интересно работать, но не может пока обойтись без помощи. -Спасибо за урок! До свидания! | -Как правильно определять безударное окончание в именах существительных -Таблицей или же слова-помощниками -Ёлка -Новый год -Оценивают свою работу на уроке | Фронтальная Фронтально-индивидуальная | Итоговый устный контроль Фронтальный визуальный контроль |