СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающее занятие "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающее занятие "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах"»



ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж»







Технологическая карта

урока русского языка

В 4 классе ГКОУ «ОШИ» для слепых и слабовидящих

Студентки КП-4 группы

Малыгиной Анастасии Андреевны









Учитель: Тромбач О.В. ________________

Методист: Бердышева Ю.С.________________





2023-24уч.г.

г.Троицк.

Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цель: Создание условий для обобщения знаний у младших школьников о случаях написания безударного окончания имени существительного во всех падежах; развитие орфографической зоркости.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Предметные:

  • Закрепить знаний о склонении, падежах имен существительных;

  • Формировать знания о написании безударных падежных окончаниях имён существительных.

  • Метапредметные:

Регулятивные:

  • Принимать и сохранять цель и учебную задачу;

  • Выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные:

  • Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • Ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

  • Слушать собеседника и понимать речь других;

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).



Оборудование: учебник ОМ «Школа России» Русский язык 4 класс, 1 часть; Автор- «Канакина В.П»; раздаточный материал: сигнальные карточки, карточки с заданиями.



Этап урока, цель этапа, время этапа

Методы и приемы обучения


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

Виды контроля, взаимоконтроля, самоконтроля

1

Мотивационный этап



(1 минута)

Словесные (слово учителя);

Наглядные (сигнальные карточки)


-Добрый день, ребята! Напоминаю, что меня зовут Анастасия Андреевна. Я сегодня проведу у вас русского языка.

-Присаживайтесь на свои места.

-Я рада видеть каждого из вас

И пусть осень в окно прохладой дышит.

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс,

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Сегодня на уроке нас ждет интересная работа.

-В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

-Приветствуют учителя

-Присаживаются на свои места

-Слушают учителя



-Улыбаются




Фронтальная

Фронтальный визуальный контроль

2

Актуализация знаний



(4 минуты)

Словесные (объяснение, беседа)




Наглядные (сигнальные карточки)





Практические (пальчиковая гимнастика, работа со словами)

- На партах у вас лежат сигнальные карточки красного и зелёного цвета. Отвечать вы будете сегодня при помощи них, чтобы не выкрикивать. Послушайте обозначение карточек. Красную поднимаете, если что-то не поняли, в чём-то затрудняетесь, а если всё знаете и нет вопросов, хотите ответить, то зелёную.

-Поднимите зелёный цвет, кто понял

- Ребята, прежде чем мы начнём писать, что должны сделать?

-А для чего мы будем делать пальчиковую гимнастику?

-Смотрите и повторяйте за мной.


Раз, два, три, четыре, пять,

-В лес идём мы погулять







-За черникой, за малиной,

За брусникой, за калиной,

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.


-Отлично!

-Открываем тетради. Отступаем две строчки от предыдущей записи и на третьей пишем число, классная работа.

-Жду знак готовности. Спинки держим ровно, ножки прямо.

-Кто закончил, ручки на стол.

- Начнём урок с повторения ранее изученного материала.

- На доске слова: ложка, тарелка, вилка.

- Знакомы ли вам эти слова? Что они обозначают?

- Что общего во всех словах? Какой частью речи являются?


-В форме какого падежа употреблены слова? Поставьте их в предложный падеж. На какие вопросы он отвечает?

-Ребята, а какое же окончание у существительных в предложном падеже? Я что-то запуталась.

-А почему так? Как вы это узнали?


-Ударное ли окончание в словах?

- Можно ли объединить слова в группу? Почему?





- В каких еще падежах имена существительные могут иметь такие же безударные окончания?

-Верно!

- Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного?


-Слушают учителя





-Поднимают зелёную карточку


-Размять пальцы

-Чтобы легче было писать, правильно

-Пальчики обеих рук «здороваются»

-Обе руки «идут» указа-тельным и сред-ним пальцами по столу.

- Большой палец

Указательный

Средний

Безымянный

Мизинец



-Записывают число, классная работа










-Посуда


-Это имена существительные

-Именительный падеж

- о ложке, о тарелке, о вилке

-Окончание -е

- Определили род и склонение

-Нет

-Можно объединить их в группу: имена существительные, в предложном падеже, безударное окончание

-Родительный и Дательный падежи



-Нужно знать склонения и падежи







Фронтальная

















Фронтальная








Фронтальный визуальный контроль
















Фронтальный устный контроль

3

Самоопределение деятельности





(1 минуты)

Словесные (беседа, слово учителя, рассуждения учащихся)

Наглядные (сигнальный карточки, тема, план)

Практические (определение темы и составление плана урока)


- Давайте сформулируем тему урока.


-Верно, тема нашего с вами урока « Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах».

-А какой план мы можем поставить на урок, исходя из темы?






-Молодцы!

- Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах


-1) Вспомнить правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах;

-2) Отработать знания и по данной теме на практике


Фронтальная














Фронтальная

Фронтальный устный контроль

4

Обобщение и систематизация знаний





(25 минут)

Словесные (слово учителя, беседа,

объяснение заданий);

Наглядные (сигнальные карточки, карточки с заданиями, алгоритм)































Практические («Вставь пропущенные слова», «Вставь пропущенные окончания в словах»)






















Практические (приём: физминутка)

- Для того чтобы правильно написать окончание имени существительного мы должны уметь определять склонение, падеж.

- На доске слова. Вам нужно их записать в 3 столбика по склонениям. Напомните мне склонения.


-А какие слова относятся к склонениям?

-Слова: Зима, вьюга, мороз, метель, солнце, буран, печь, горка.





-Приступаем к выполнению задания.





-Проверим вместе.

- Молодцы! Хорошо определяете склонение.

- Мы уже с вами назвали падежи, в которых окончание существительного безударное. Назовите мне их ещё раз.

– В русском языке существует 2 способа проверки безударных падежных окончаний имён существительных:


1 способ (по таблице)

(у каждого на парте)

В первом склонении,

Помню даже во сне,

В предложном и дательном

Пишется е.

И во втором склонении

В предложном падеже

Пишу я без сомнения,

Окончание е.

А в третьем склонении,

Не ошибись, смотри,

В родительном, дательном,

Даже в предложном

Всегда я пишу

Окончание и.


2-й способ


По опорным словам:

1 склонение – рука, земля

2 склонение – конь, окно

3 склонение – печь, степь


– Повторим алгоритм. Работаем в парах. Соблюдаем правила работы в парах. Вставьте пропущенные слова.

Алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных: 

1. Поставлю _________ (ударение) в слове

2. Если окончание ___________(ударное), то:

  • Написание соответствует произношению

3.Если _____________(безударное) окончание, то:

  • Ставлю слово в начальную форму и определяю ___(склонение)

  • Подбираю ___________(слово-помощник) и ставлю его в том же падеже или вспоминаю окончание по таблице

  • Пишу окончание, какое и в ___________(слове – помощнике) или в ___________(таблице)

-Проговорит нам сейчас алгоритм пара на первой парте.


- Следующее задание в группах на карточке:


На карточках вставьте пропущенные буквы в окончаниях и докажите.


1)Тетрадь без обложк…, рисунок на ткан.., ходит без обув.., выросли в теплиц.., на ветке сирен..

2) Фильм о лебед.., шов на плать.., забота о брат.., подарок для матер.., раздал по горстк..


-А теперь проверим.

-Умнички!

-Сейчас немного отдохнём. Если я называю слова с ударным окончанием, то поворачивайтесь друг к другу и обменивайтесь хлопками. А если безударное окончание, то приседайте.

(За ключом, с багажом, со шприцем, в зоопарке, на юге, на реке, над землёй, о герое, в тумане, у окна, на барабане, о львенке, в степи, к корове, у рощи.)

-Слушают учителя




-1 склонение, 2 склонение, 3 склонение

1 скл. – мужской и женский род на –а, -я.

2 скл. – мужской и средний род на –е и нулевое окончание.

3 скл. – женский род с нулевым окончанием

1 скл.- Зима, вьюга, горка

2 скл.- мороз, солнце. Буран

3 скл. - метель, печь

-Зачитывают свои ответы


-Родительный, дательный, предложный


-Слушают учителя














-Слушают учителя












-Работать сообща, не мешать другим






-Вставляют пропущенные слова







-Проверяют правильность выполнение задания.




-Работают в группах, соблюдая правила поведения.



-Проверяют с учителем.






-Выполняют физминутку



Фронтальная


























Фронтальная






















Парная











Групповая

















Фронтально-индивидуальная



Фронтальный устный контроль

















Фронтальный визуальный контроль




























Фронтальный визуальный и устный контроль










Взаимоконтроль






Фронтальный визуальный контроль


Взаимоконтроль



Фронтальный визуальный контроль


5

Самостоятельная работа




(7 минут)

Словесные (объяснение, беседа)

Наглядные (учебник, тетради)

Практические (выполнение упражнения из учебника 239)

-Ребята, сейчас вы поработаете самостоятельно и покажите, насколько хорошо вы усвоили данную тему.

-Откройте учебник на странице 127. Прочитайте про себя задание 239.

-Сейчас я прочитаю его вслух.

-Что нужно сделать?








-Обращайте внимание на образец.

-Кто готов, сдаём тетради.


-Читают 239 упражнение

- Слушают учителя

-Составить со словами словосочетание, употребляя имя существительное в родительном, дательном или предложном падежах с предлогом. Затем нужно указать падеж, склонение имён существительных


-Сдают тетради

Индивидуальная

Фронтальный письменный контроль

6

Подведение итогов. Рефлексия.




(2 минуты)

Словесные (беседа, объяснение, слово учителя)

Наглядные (ёлка, разноцветные шары)

Практические (приём «Оцени свою работу на уроке»: ёлочные шары)

-Наш урок подходит к концу.

-Что мы сегодня с вами повторили на уроке?



-Чем же можно пользоваться?


-Посмотрите на доску. Что вы видите?

-Верно! Какой у нас близится праздник?

Приближается Новый год. Давайте украсим нашу ёлочку. Возьмите зеленый шарик, если считаете, что вы очень хорошо научились определять безударные падежные окончания имен существительных.

-Возьмите желтый шарик, если считаете, что работали на уроке хорошо, но иногда нуждались в помощи.

-Возьмите красный шарик те, кому было интересно работать, но не может пока обойтись без помощи.

-Спасибо за урок! До свидания!

-Как правильно определять безударное окончание в именах существительных

-Таблицей или же слова-помощниками

-Ёлка

-Новый год





-Оценивают свою работу на уроке

Фронтальная







Фронтально-индивидуальная

Итоговый устный контроль





Фронтальный визуальный контроль



Алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных:

1. Поставлю ________________ в слове.

2. Если окончание _______________________ то:

Написание соответствует произношению.

3.Если __________________________________окончание, то:

Ставлю слово в начальную форму и определяю ________________________.

Подбираю __________________________________ и ставлю его в том же падеже или вспоминаю окончание по таблице.

 Пишу окончание, какое и в__________________________или в __________________.

1) Тетрадь без обложк…, рисунок на ткан.., ходит без обув.., выросли в теплиц.., на ветке сирен..

2) Фильм о лебед.., шов на плать.., забота о брат.., подарок для матер..









1 способ (по таблице)

В первом склонении,

Помню даже во сне,

В предложном и дательном

Пишется е.

И во втором склонении

В предложном падеже

Пишу я без сомнения,

Окончание е.

А в третьем склонении,

Не ошибись, смотри,

В родительном, дательном,

Даже в предложном

Всегда я пишу

Окончание и.


1 способ (по таблице)

В первом склонении,

Помню даже во сне,

В предложном и дательном

Пишется е.

И во втором склонении

В предложном падеже

Пишу я без сомнения,

Окончание е.

А в третьем склонении,

Не ошибись, смотри,

В родительном, дательном,

Даже в предложном

Всегда я пишу

Окончание и.



2-й способ

По опорным словам:

1 склонение – рука, земля

2 склонение – конь, окно

3 склонение – печь, степь

2-й способ

По опорным словам:

1 склонение – рука, земля

2 склонение – конь, окно

3 склонение – печь, степь

2-й способ

По опорным словам:

1 склонение – рука, земля

2 склонение – конь, окно

3 склонение – печь, степь




Тема:

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах



План:

1) Вспомнить правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах;

2) Отработать знания по данной теме на практике.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!