СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающее занятие "Простые и сложные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающее занятие "Простые и сложные предложения"»

ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж»







Технологическая карта урока

русского языка

В 4 «Б» классе МБСОУ для обучающихся,

воспитанников с ОВЗ «Специальная (коррекционная)

начальная школа – Детский сад № 10»

Студентки КП-4 группы

Малыгиной Анастасии Андреевны





Учитель: Лапкова О.И.________________

Методист: Бердышева Ю.С. ________________







2023-24 уч.г.

Тема: Простые и сложные предложения

Тип урока: методологическая направленность

Цель для учителя: Создание условий для ознакомления младших школьников с понятиями «Простые и сложные предложения»; формирование представления о простых и сложных предложениях.

Цель для учащихся: Формирование умений применять свои знания в практических заданиях.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Предметные:

  • Различать слова, обозначающие предметы (предметы, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

  • Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Принимать и сохранять цель и учебную задачу;

  • Выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные:

  • Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • Ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

  • Слушать собеседника и понимать речь других;

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).


Оборудование: Учебник ОМ «Школа России» Русский язык 4 класс, 1 часть, Автор - «Полякова»; раздаточный материал (сигнальные карточки, карточки с заданием, учебник, тетради, ручки, карандаши, мячик).


Этап урока, цель этапа, время этапа

Методы и приёмы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

Виды контроля,

самоконтроля,

взаимоконтроля

1

Мотивационный этап



(1,5 минута)


Словесный (беседа, объяснение, рассказ учителя)

Приём «Улыбнись другу»


-Добрый день, ребята!

- Присаживайтесь потихоньку.

Послушайте небольшое стихотворение.

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно.

На ладони появилось

Ярко-желтое пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло

Тонкий лучик золотой.

И как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной!

- Солнышко дарит нам тепло, свет, а значит хорошее настроение. Поделитесь друг с другом хорошим настроением, улыбнитесь! Не зря говорится, что от улыбки даже хмурый день светлей.

-Перед началом нашей работы сядьте правильно, как показано на слайде, спинки ровно, ножки вместе, руки на стол!

-Приветствуют учителя

-Присаживаются на свои места

-Слушают учителя





- Улыбаются




-Садятся правильно




Фронтальная





Контроль за тем, как учащиеся готовы к уроку

2.

Актуализация знаний





(1 минута)














(2 минуты)




















(4 минуты)









(1 минута)













(3 минуты)










































(3 минуты)


Словесные (объяснение)


-Приём «Пальчиковая гимнастика »












Словесные (беседа)


Наглядные (тетради)




Словесные (беседа)


Наглядные (План на доске)







Словесные (беседа)















Словесные (беседа)

























Словесные (объяснение)

Практические (пропись буквы "П")


Словесные (беседа)


Наглядные (карточка)
















Словесные (слово учителя)

Практические (запись словарного слова)

- Ребята, прежде чем мы начнём писать, что должны сделать?

-А для чего мы будем делать пальчиковую гимнастику?

-Смотрите и повторяйте за мной.

Раз, два, три, четыре, пять,

-В лес идём мы погулять







-За черникой, за малиной,

За брусникой, за калиной,

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.



-Отлично!


-Открываем тетради. Отступаем две строчки от предыдущей записи и на третьей пишем число, классная работа.

-Жду знак готовности. Спинки держим ровно, ножки прямо.

-Кто закончил, ручки на стол.

- Начнём урок с повторения ранее изученного материала.

- Что такое предложение?




- Расскажите все, что вы знаете о предложении по плану.

(план на доске)

План

1) Цель высказывания.

2) Интонация.

3) По составу.

-Какие бывают по цели высказывания?


- Что значит повествовательное предложение?


-Верно! Побудительное?


-Приведите пример


-Молодцы! А что же за вопросительное предложение?

-Пример?

-Всё верно!


-Итак, какие бывают по интонации предложения?




-Приведите мне пример предложений невосклицательных.

-А теперь восклицательное предложение.


-Умнички!

-Вспомним, какое бывает предложение по составу?





-Что значит распространённое предложение?




-Какой пример можете привести?


-А нераспространённое предложение?



-Приведите пример нераспространённого предложения.


-Замечательно!

-Посмотрите на доску. Какую букву мы с вами будем сегодня прописывать?

-Какие звуки обозначает буква?

-Пропишите до конца строчки заглавную и строчную букву «П».

-Прочитайте предложение на карточке про себя и ответьте на вопрос: как вы его понимаете?

(В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.)

-Прочтите предложение вслух.


-Как вы его понимаете?




-Хорошо!

-Каждый человек должен следить не только за своим внешним видом, но за своими мыслями и тем, что говорит. Такой человек будет прекрасен не только внешне, но и внутренне.

-Ребята, в этом предложении спряталось новое словарное слово, которое начинается на букву, которую мы с вами сегодня прописали. Что же это за слово?

-Как вы понимаете его значение?



-Правильно, прекрасный - это очень хороший, превосходный.

- Подберите к этому слову однокоренные слова.


-Запишем словарное слово в тетрадь с новой красной строки и пропишите потом его ещё два раза на той же строчке. В слове прекрасный - ударение падает на 2-ой слог на букву «а», запоминаем букву «е».

-Размять пальцы


-Чтобы легче было писать, правильно

-Пальчики обеих рук «здороваются»

-Обе руки «идут» указательным и средним пальцами по столу.

- Большой палец

Указательный

Средний

Безымянный

Мизинец


-Записывают число, классная работа




-Предложение выражает законченную мысль



- По цели высказывания предложение бывает: повествовательное, вопросительное, побудительное.

-Что-нибудь рассказывают.

-Побуждают к чему-либо.

-Сходи в магазин!

-Задаётся вопрос.

-Какая на улице погода?


- Произносятся предложения с восклицательной или невосклицательной интонацией.

-Мама пошла в магазин.

-Каждый имеет право на жизнь!


- По составу предложения бывают распространенные и нераспространенные.

-Есть второстепенные члены.

-За окном сияло яркое солнце.

-Есть только подлежащее и сказуемое.

-Наступило лето.






-Букву «П»

- глухие

-Прописывают букву «П»


-Читают предложение про себя


-Читает один человек

-Я думаю, что человек должен следить за собой.



-Слушаю учителя





-Прекрасно


- Прекрасный – это очень красивый.


-Распрекрасный, прекрасненько.



-Записывают словарное слово в тетрадь

Фронтальная


















Фронтальная
















Фронтальная










Фронтальная









Фронтальная




























Фронтально-индивидуальная







Фронтальная


















Фронтально-индивидуальная



Визуальный контроль




































Фронтальный устный контроль



































Фронтальный

устный контроль










Фронтальный визуальный контроль








Фронтальный

устный контроль

















Фронтальный визуальный контроль

3.

Самоопределение деятельности



(5 минут)


Наглядные (сигнальные карточки)


Словесные (объяснение, беседа)


Наглядные (карточки с предложениями)










Словесные (слово учителя)


Наглядные (тема и цель)




-На партах у вас лежат сигнальные карточки красного и зелёного цвета. Отвечать вы будете сегодня при помощи них, чтобы не выкрикивать. Послушайте обозначение карточек. Красную поднимаете, если что-то не поняли, в чём-то затрудняетесь, а если всё знаете и нет вопросов, хотите ответить, то зелёную.

-Поднимите зелёный цвет, кто понял

-Прочитайте предложения на карточках, найдите в них грамматическую основу.

(Наступила весна и оживила всю природу. Наступила весна, и с юга прилетели перелётные птицы.)

-Какая грамматическая основа в первом предложении?





-Верно! А во втором?






-Правильно!

- Предположите, на какой вопрос мы будем искать ответ сегодня на уроке?




- Сегодня мы вспомним такие предложения, которые называются сложными. Тема будем звучать так: Простые и сложные предложения.

-Какую цель перед собой поставим?


-Цель: вспомним, что такое сложное предложение и научимся отличать его от простого предложения.







-Поднимают зелёный цвет



- Читают предложения на доске.

-В первом предложении грамматическая основа: весна наступила и оживила.

-Во втором предложении две грамматические основы:1) весна наступила, 2) птицы прилетели.

- Может ли быть в предложении несколько грамматических основ.


-Слушают учителя


-Затрудняются в ответе


-Слушают учителя




Фронтальная



















Фронтальная


Визуальный контроль










Фронтальный устный контроль















Фронтальный устный контроль

4.

Обобщение и систематизация знаний




(2 минуты)












(1 минута)









(2 минута)

















(2 минут)



























(1,5 минуты)




(1 минута)



















(3 минуты)


Словесные (беседа, объяснение)


Наглядные (учебник)




Словесные (слово учителя, беседа)



Наглядные (Кластер)











Словесные (слово учителя)

Наглядные (учебник)

Практические (выполнение упражнения из учебника)




















Словесные (беседа)

Приём (физминутка)









Словесные (беседа, объяснение)






Словесные (работа с учебником)

Словесные (беседа, объяснение)














Словесные (беседа)












Словесные (работа с учебником, беседа)


-Ребята, вспомним, что такое грамматическая основа предложения?

-Верно!

Откройте учебник на странице 36 и прочитайте про себя правило под словом «Вспомните!»

-Сейчас я прочитают правило вслух, а вы следите за мной.

-Предложения бывают простые и сложные. В простом предложении одна грамматическая основа. Сложное предложение состоит из двух и более основ. Каждая часть сложного предложения имеет собственную грамматическую основу.

-Итак, прочитайте вслух ещё раз данное правило.

-Какие же бывают предложения по наличию второстепенных членов?

-Можем ли мы сказать, как отличить сложное предложение от простого?


-Я для вас подготовила вот такой кластер, который будет вам помощником, чтоб вы не запутались.








-Выполним на станице 36 упражнение 50. Прочитайте задание про себя. На странице 51 продолжение сверху.

-А теперь вслух прочтите.


















-Что нам нужно сделать?







-Верно!

-Ребята, давайте немного отдохнём.

-Встаньте аккуратно из-за столов, на безопасное расстояние друг от друга. Остерегайтесь острых углов парт. Смотрите на меня и повторяйте за мной.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем-

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

-Выполняем упражнение. Записываем первое предложение.






-Орфограммы подчеркнём. Выделим грамматическую основу до запятой.

-Что?

-Что это у нас? Чем выражено?






-Что солнышко делает?

-Чем является слово в предложении?





-Верно. Ребята, а есть ли в этом предложении ещё оно слово, отвечающее на вопрос Что?

-Что это у нас? Чем выражено?






-Что ветер делает?

-Чем является слово в предложении?




-Значит, какой мы сделаем вывод насчёт этого предложения?



-Молодцы! А чем же разделены эти две грамматические основы?

-Есть ли союз?

-Значит, в предложении грамматические основы соединены интонацией. Об этом мы узнаем подробнее из правила.

-Ребята, прочите ниже правило на странице 37 про себя.

-А теперь я буду читать, а вы внимательно следите.

Части сложного предложения связаны по смыслу и могут быть соединены:

1. или интонацией (без союзов);

2. или интонацией и союзами: и, а, но.

Части сложного предложения разделяются запятой.

-Подлежащее и сказуемое

-Открывают учебники и читают правило про себя




-Слушают учителя



-Читает вслух один человек


-Простые и сложные

-По наличию грамматических основ


-Слушают учителя










-Читают про себя упражнение

-Читает один человек: Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите грамматическую основу в каждой части сложного предложения. Как связаны между собой части сложного предложения: союзами? интонацией?

-Списать предложения, вставить пропущенные буквы и выделить грамматические основы.

-Топают

Хлопают ручками

Кружатся

-Садятся за парты

-Закрывают глаза

-Считают до пяти

-Открывают глаза, моргают




-У доски 1 человек. Из-за туч уныло солнышко глядит, ветер легкокрылый жалобно шумит.


-Солнышко

-Подлежащее, выражено именем существительным, подчёркивается одной чертой

-Глядит

-Сказуемое, выражено глаголом, подчёркивается двумя чертами.


-Ветер

- Подлежащее, выражено именем существительным, подчёркивается одной чертой

-Шумит

-Сказуемое, выражено глаголом, подчёркивается двумя чертами.

-Две грамматические основы

-Запятой


-Нет


-Слушают учителя



Фронтальная







Фронтальная
























Фронтально-индивидуальная
















Фронтальная




























Фронтально-индивидуальный


























Фронтально-индивидуальная




Фронтальная













Фронтальный устный контроль








Устный контроль


















Фронтальный

визуальный контроль





















Фронтальный

визуальный контроль



























Фронтальный письменный контроль










Устный контроль












Устный контроль

5.

Первичное закрепление знаний





(1 минута)











(3 минуты)

Словесные (объяснение, беседа)

Наглядные (кластер)


Наглядные (карточки с заданием)


Словесные (объяснение)

Практические (выполнение задания на карточке)

-Итак, ребята, какие бывают предложения по наличию грамматических основ?

-Верно!

-Что такое простое предложение?


- Когда может быть сложным предложение?



-Замечательно! Если в предложении две грамматические основы, то чем они могут быть разделены в предложении?



-У вас на партах лежат карточки, на них написаны предложения. Выделите в них грамматические основы, если их две, то обведите в кружок, чем они отделены друг от друга.



-Вложите свои карточки в тетради, закройте их и положите на край парты

Простые и сложные

-имеется одна грамматическая основа.

-Когда есть две и более грамматических основ.


-Интонацией или союзом, а также запятой.


-Волк увидел зайца. Медведь ел мёд, а заяц грыз морковку. Летом я люблю купаться в озере.

-Закрывают тетради и кладут на край парты

Фронтальная















Индивидуальная




Итоговый контроль













Фронтальный визуальный контроль




6.

Рефлексия





(3 минуты)

Словесные (слово учителя)


Наглядные (мячик)


Приём («Оцени свою работу на уроке»)

-Вы – молодцы! Все цели выполнили.

-Замечательно!


-У меня в руках мячик – анти стресс. Вам нужно его поймать и поделиться своими эмоциями, какие достижения вы достигли на уроке.





-Здорово!




-Слушают учителя

-Ловят мячик и говорят: Я научился различать сложные предложения от простых.




Фронтально-индивидуальная






Фронтальный визуальный контроль








7.

Инструктаж домашнего задания






(1 минута)

Словесные (объяснение)

Наглядные (сигнальные карточки)

-А сейчас послушайте домашнее задание. Откройте свои рабочие тетради. На странице 36 упражнение 50 доделать.

-Всем понятно домашнее задание?







-Поднимают зелёные карточки

Фронтальная


Фронтальный визуальный контроль




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!