Методист: Бердышева Ю.С. ________________
2023-24 уч.г.
№ | Этап урока, цель этапа, время этапа | Методы и приёмы обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы работы | Виды контроля, самоконтроля, взаимоконтроля |
1 | Мотивационный этап (2 минуты) | Словесные: Вступительная беседа Словесные (объяснение) Приём («Пожелай другу что-нибудь хорошее») | -Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Проверьте готовность к уроку: учебник по литературному чтению, пенал, дневник. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Присаживайтесь. -Закройте глаза, повторяйте за мной: «У меня хорошее настроение. Я успею сделать всё! Я буду внимателен на уроке». Положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи. | -Приветствуют учителя. -Готовятся к уроку -Повторяют слова за учителем -Желают друг другу хорошего настроения | Фронтальная | Фронтальный устный контроль Визуальный контроль |
2 | Речевая разминка (4 минутты) | Словесные: слово учителя беседа дыхательная разминка -чтение предложения с выделением определённого слова чтение чистоговорок разным темпом и интонацией Наглядные: презентация | (Проводится дыхательная разминка) -На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но правильно и грамотно говорить. Чтобы речь была яркой и приятной для других надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи. - Какое сейчас время года? -Назовите приметы осени. -Представьте, что на ваши ладошки упали осенние листья. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. -Наберите воздух. Сдуньте их с руки. Повторяем три раза. -Также нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово. Я люблю читать книги. Я люблю читать книги. -Следующим заданием будет: прочитайте чистоговорки сначала про себя. А сейчас первый ряд прочитаем медленно и тихо. Второй ряд – обычным темпом и радостно. ЩА-ЩА-ЩА – ходит зайка без плаща. ЩИ-ЩИ-ЩИ – мы ели щи. - Умнички. Теперь я уверенна, что вы справитесь со всеми трудностями! | -Слушают учителя -Осень -Листья зелёные, красные, жёлтые опадают с деревьев -Выполняют дыхательную разминку -Выполняют задание учителя -Читают чистоговорку с разным темпом и интонацией -Слушают учителя | Фронтальная | Устный фронтальный контроль Визуальный контроль Устный контроль |
3 | Самоопределение деятельности (2 минуты) (1 минута) (1 минута) | Словесные: объяснение Наглядные: М.Ю. Лермонтова Словесные: Объяснение, беседа Наглядные: презентация, карточка с шифром Практические: «Шифр» Словесные: беседа постановка темы и задач урока Наглядные: тема и план на доске, учебник, сигнальные карточки | -На партах у вас лежат сигнальные карточки. Отвечать вы будете сегодня при помощи их, чтобы не выкрикивать. Послушайте обозначение карточек. Красную поднимаете, если что-то не поняли, в чём-то затрудняетесь, а если всё знаете и нет вопросов, хотите ответить, то зелёную. -Поднимите зелёную карточку, если понятно. - Обратите внимание на презентацию, о ком мы с вами будем вести разговор сегодня? -Верно! -Ребята, кто же такой Михаил Юрьевич Лермонтов? -Сегодня мы с вами вспомним жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова и познакомимся с одним из его произведений. Но как оно будет называться, вы узнаете, разгадав шифр. Перед вами листы с буквами. Вам нужно зачеркнуть все буквы «З». ЗЗАШЗИЗК - ЗКЗЗЕРЗИЗЗЗБЗ -Работаем в парах. Кто напомнит правила работы в парах? -Приступайте к выполнению задания. -Какое название произведения получилось? -Молодцы! Какое сложное название. -Это и будет темой нашего урока. -Давайте проверим, правильно ли вы определили тему урока. Откройте учебник на стр. 61. и прочитайте название произведения. -Тема нашего урока: М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (Турецкая сказка) -Ребята, какую цель поставим на урок? (Цель зафиксирована на слайде) - Цель звучать будет так: Изучить биографию М.Ю. Лермонтова и познакомиться с его произведением «Ашик-Кериб». | -Слушают учителя -Поднимают зелёную карточку -О Михаиле Юрьевиче Лермонтове -Писатель -Слушать учителя -Слушать друг друга; отвергаешь, предлагай и тд. -Разгадывают шифр -Ашик - Кериб -Открывают учебники и читают название сказки « Ашик - Кериб » (Турецкая сказка) -Слушают учителя -Изучить биографию М.Ю. Лермонтова и познакомиться с его произведением « Ашик-Кериб» | Фронтальная Парная Фронтальная | Устный фронтальный контроль Взаимоконтроль Устный фронталь-ный кон-троль |
4 | Подготовительная работа (4 минуты) (2 минуты) | Словесные: слово учителя рассказ Наглядные: факты о М.Ю. Лермонтове Словесные: беседа Наглядные: учебник, сигнальные карточки | - Давайте изучим биографию М.Ю. Лермонтов. Послушайте меня внимательно. Затем я буду спрашивать у вас об этом поэте. (На доске факты об М.Ю. Лермонтове) 1. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841 гг.) – великий русский поэт и прозаик. 2. Михаил Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в семье офицера, воспитывался бабушкой. 3. Он получает домашнее образование. В биографии Лермонтова начинается новый этап: он учится в университетском пансионе Москвы (1828–1830 гг.). Там были написаны первые его стихотворения. 4. Затем в жизни Лермонтова было обучение в Московском университете (1830–1832 гг.). 5. За произведение Лермонтова «Смерть поэта», был арестован, отправлен в ссылку. Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе. 6. Лермонтов - автор около 400 стихотворений, около 30 поэм, писал сказки, в том числе «Герой нашего времени», «Ашик-Кериб», «Незабудка». -Что вам больше всего запомнилось о нём? Пользуйтесь подсказками на доске. -Какое имя и отчество Лермонтова? -Кем воспитывался поэт? -Какие сказки написал М.Ю. Лермонтов? -Молодцы! -С каким произведением мы познакомимся сегодня на уроке? -Верно! Это рассказ или сказка? Посмотрите в учебнике на странице 61. -Замечательно! | -Слушают учителя -Слушают учителя -Михаил Юрьевич -Воспитывался бабушкой -«Ашик-Кериб», «Незабудка» - «Ашик-Кериб» -Сказка | Фронтальная | Визуальный фронтальный контроль Устный фронтальный контроль |
5 | Словарная работа (5 минут) | Словесные: слово учителя объяснение Приём: зрительная гимнастика Словесные.6 беседа, объяснение Наглядные: презентация, сигнальные карточки | -Лермонтов написал сказку об Ашик-Керибе в 1837 году в Закавказье. Он много лет жил на Кавказе, с детства понимал язык местных жителей, сам изучал азербайджанский язык. Эта сказка является местной народной сказкой, в записи которой Лермонтов сумел не только совершенно точно передать сюжет, но и сохранил многие разговорные её особенности. - Вам повстречаются новые, непонятные слова в тексте сказки. Давайте проведём словарную работу и познакомимся с ними. Но сначала выполним зрительную гимнастику. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем- Открываем, поморгаем И работать продолжаем. Посмотрите на слайд. - Пророк (человек, говорящий от имени Бога) -Сааз (турецкая балалайка) -Увеселять. На какое слово похоже? (веселить, радовать) -Ашик (человек, играющий на балалайке) -Аяк-Ага (богатый турок и отец Магуль-Мегери) -Бранить (ругать) -Зарок (обещание не делать чего-либо) -Странник (человек, которые путешествует пешком) -Брод (мелкое место поперёк реки или озера) -Аллах (в исламе - Бог) -Наг (мифическое существо, похожее на змею) -Халаф (древний город) -Паша (титул) -Песельник (исполнитель или сочинитель песен) -Чауши (древнее воинское сословие) -Караван-сарай (дворец для караванов (группа людей, путешествующих с товарами на верблюдах в пустыне или степях)) -Лавка (небольшой магазин, в котором торговцы раскладывают свои товары) - Бездыханный (тот, кто не дышит) -Утёс (высокая скала или очень большой камень с обрывом) -Оглан (мужское имя) -Чтобы не допускать ошибок, давайте прочитаем их по слогам, а потом полностью. | -Слушают учителя -Выполняют зрительную гимнастику -Веселить -Пытаются определить значения слов -Веселить -Слушают учителя -Читают слова вместе с учителем по слогам, а затем полностью | Фронтальная Фронтальная | Визуальный фронтальный контроль Устный контроль Устный контроль |
6 | Первичное восприятие (5 минут) | Наглядные: учебник, видеоролик Словесные: Беседа, слово учителя | Открываем учебник на стр.61. Сейчас мы послушаем аудиосказку, но не всю, а только половину. -Слушаем внимательно, потому что вам нужно будет ответить на мой вопрос: «Какое настроение у вас вызвало это произведение?» | -Слушают учителя -Слушают сказку | Фронтальная | Устный фронтальный контроль |
7 | Проверка первичного восприятия (4 минуты) (1 минута) | Словесные: эмоционально оценочная беседа, объяснение Наглядные: презентация, сигнальные карточки Приём: физминутка | -Какое настроение у вас вызвало это произведение? - Кто главные герои сказки? - Кто вам больше всего понравился? - Чем? -Кто не понравился? - Почему? - Что особенно удивило? -Молодцы! -Ребята, как вы думаете, с какой интонацией нужно читать эту сказку? Грустно и медленно или радостно и задорно? Почему? -Итак, ребята, давайте немного отдохнем. Встаем из-за своих парт, так чтобы не мешать, друг другу, и смотрим на меня, повторяем движения. острых углов парт. Мы поставили пластинку И выходим на разминку. Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз-два, раз-два, Хватит, прибежали, Потянулись, подышали. -Руки положили на парты. -Отлично, присаживайтесь на свои места. | -Выражают своё мнение -Ашик-Кериб и Магуль-Мегери -Магуль - Мегери -Она ждала Ашик-Кериба, была ему верна Тифлиз -Он украл вещи Ашик-Кериб и сказал матери, что её сын утонул -Как ловко Ашик-Кериб добился уважения -Спокойно, в некоторых местах задорно (в тот момент, когда Магуль-Мегери разбогател), печально (когда Ашик-Кериб расстроился из-за того, что не успеет в срок к своей возлюбленной) -Повторяют движения за учителем | Фронтальная | Устный фронтальный контроль Визуальный контроль |
8 | Второе чтение и анализ (6 минут) | Словесные: чтение по цепочке Слово учителя, объяснение Наглядные сигнальные карточки, учебник Словесные: беседа | -Давайте прочитаем ещё раз по цепочке по 5 предложений данное произведение. Начинаем с первой парты первого ряда. -Отлично! -А сейчас давайте будем искать ответы в учебнике на мои вопросы. -Поднимаем сигнальную карточку, если знаете ответ. -Найдите и прочитайте обещание Ашик-Кериба к Магуль-Мегери. - Как называет подруга Магуль-Мегери? - Как вы думаете, почему? -Что пообещала ему Магуль-Мегери? -Почему парень не возвращался к своей любимой? -Мы узнали еще одного героя сказки – Куршуд-беком. Как вы думаете, он – положительный или отрицательный герой? -Почему вы так думаете? | -Повторно читают текст по цепочке. -Слушают учителя -Читают: обещаюсь семь лет странствовать по свету и нажить себе богатство либо погибнуть в дальних пустынях -Гузель -Потому что она – тоже стройная и красивая - Ждать его семь лет, а, если он не вернется, Выйти замуж за Куршут-бека -Он забыл о договоре - Отрицательный - Он обманул Ашик-Кериба | Фронтальная | Устный фронтальный контроль Визуальный фронтальный контроль Устный фронталь-ный кон-троль |
9 | Синтез (2 минуты) | Словесный: объяснение Наглядные: карточки с заданием, сигнальные карточки Практические: распределение положительных и отрицательных героев | -Вот мы свами познакомились с первой частью турецкой сказки «Ашик-Кериб». -Давайте попробуем распределить героев сказки Лермонтова по группам: Положительные и отрицательные герои. -Итак, у вас на партах лежат карточки, в которые вы будете вписывать героев сказки, с которыми мы познакомились на уроке. -Кто же у нас был положительным героем? -А кто отрицательным? -Замечательно! | -Слушают учителя -Положительные герои: Ашик (главный герой, бедный парень), Магуль (принцесса, возлюбленная Ашика). Отрицательные герои: Куршуд, брат Куршуд-бека. | Фронтальная | Устный фронтальный контроль |
10 | Рефлексия (3 минуты) | Словесные: слово учителя Беседа Наглядные: красные и зелёные листы Словесные: объяснение Практические: «Оцени свою работу на уроке» | -Наш урок подошёл к концу, с каким произведением мы начали знакомство? -Кто автор произведения? -Мы с вами выполнили цель урока: изучили биографию М.Ю. Лермонтова и начали знакомиться с его произведением. А именно с турецкой сказкой «Ашик-Кериб». - Итак, у вас на парте лежат зеленые и красные листочки. Поднимите зеленый лист, если вам было всё понятно, если что-то осталось непонятным, то поднимите красный. | Турецкая сказка «Ашик-Кериб» -Михаил Юрьевич Лермонтов -Поднимают листики нужного цвета | Фронтальная | Устный фронтальный контроль Визуальный фронтальный контроль |
11 | Инструктаж домашнего задания (1 минута) | Словесные: объяснение | -Итак, ребята, ваше домашнее задание будет таким: вам нужно прочитать несколько раз отрывок сказки со страницы 61 по 64. | -Слушают учителя | Фронтальная | Визуальный фронтальный контроль |