СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая программа курса «Учись учиться» (1-4 классы)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа курса

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая программа курса «Учись учиться» (1-4 классы)»







Рабочая программа курса

«Учись учиться»

(1-4 классы)

Пояснительная записка

С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают не стабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, одним из главных направлений работы педагога- психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах. Причем учебная деятельность понимается не только как проявление интеллектуально-познавательной активности детей, а как «...явление целостной и полнокровной жизни детей в школьный период развития.» (В. В. Давыдов).

Данная рабочая программа факультативного курса «Учись учиться» разработана на основе образовательной программы «Учись учиться» по авторскому учебно-методическому комплексу «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения», автором-составителем которого является Языканова Е.В.- учитель начальных классов, педагог-психолог высшей квалификационной категории.

Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сюжетной игры расширяется кругозор, формируется воображение, произвольность поведения, вырабатываются умения принимать правила, инструкцию, следовать заданному алгоритму, формируются познавательные интересы. В дальнейшем обучении, совместной работе с учителем у школьников, на основе познавательных интересов, формируются потребности в теоретических знаниях, что, в свою очередь, преобразуется в многообразие мотивов учебной деятельности. В контексте психологической готовности к школе и формирования учебной мотивации необходимо упомянуть понятия, введенные в психологию Л. С. Выготским — спонтанное и реактивное обучение. Спонтанное обучение, прежде всего, характерно для детей, организующих свою деятельность по своей программе, по своему желанию, стремлению. Такие стремления возникают непроизвольно, желание чему-то научиться зависит от многих субъективных факторов. Школьная практика опирается на реактивное обучение, т. е. на способность ребенка организовывать свою деятельность по чужой программе, но наличие способности к реактивному обучению вовсе не означает, что ребенок психологически готов учиться в школе. Важно понять, что умение учиться только по чужой программе ставит перед учителем проблем не меньше, чем умение учиться, подчиняясь только сиюминутным интересам, т. е. спонтанно.

Зачастую подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени - подкрепляются.

Таким образом, традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.

Данная программа направлена на снятие эмоционального дискомфорта у младших школьников, особенно первоклассников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций в процессе учебной, изобразительной и игровой деятельности. Таким образом, система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания,

воображения.

  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение

самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект

  • Развитие речи при работе над словом, словосочетанием,

предложением.

  • Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов

мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

  • Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей

рук).

  • Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «я-концепции»).Цель, задачи, направления курса «Учись учиться»

Принципы построения занятий, структура занятия

Цель: Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков учащихся.

Задачи:

  1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

  2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я- концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

  3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

Курс включает в себя следующие направления:

-формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

-развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение, самоконтроль и т.д.);

-развитие памяти (расширение объёма, формирования навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

-развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

-формирование учебной мотивации;

-развитие личностной сферы.

Принципы построения занятий:

  1. От простого к сложному.

  2. По актуальности задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе.

  3. Каждое занятие рассчитано на 30—40 мин., темп и продолжительность занятий выбираются в зависимости от возрастной группы и особенностей класса.

  4. Наращивание темпа выполнения заданий;

6. Смена разных видов деятельности. Так же в структуру занятий включены кинезиологические упражнения, успешно используемые психофизиологами для коррекции школьных трудностей. Необходимость включения таких упражнений диктуется тем, что школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное мышление, связанное с эмоциональной сферой, это предполагает участие правого полушария в обучении. Однако вся система образования нацелена именно на развитие формально-логического мышления, на овладение способами построения однозначного контекста. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого. В ответ, как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария, появляются повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И как следствие недостаточной активности ведущего правого полушария — раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. Полноценные комплексы упражнений, рекомендуемые психофизиологами, невозможно полностью применить в рамках урока, в обычном классе, в силу многих объективных причин, поэтому используются упражнения, которые удобно и легко выполнять в классе, они не требуют специально организованного пространства, просты в выполнении.

Таким образом, достигается основная цель обучения — расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Структура занятия:

Материал каждого занятия рассчитан на 35—40 минут.

  1. ПСИХОГИМНАСТИКА (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

  2. РАЗМИНКА (3—5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.

  3. ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООВРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10—15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

  4. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

  5. ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка.

  1. КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИ ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).

Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз способствует как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

  1. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. ШТРИХОВКА (10 минут).

В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.

или РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ.Ожидаемые результаты

Если будет создана эмоционально-комфортная образовательная среда для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков учащихся, то в среднем звене будет облегчен процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Регулярные занятия по данной программе сформируют интерес к содержанию учебной деятельности. К окончанию начальной школы у ребёнка сформируются трудолюбие, прилежание и дисциплинированность.

Содержание программы

  1. Учебно-тематическое планирование факультативных занятий с учащимися 1-х классов по программе «Учись учиться»

Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. Так же занятия предполагают работу в рабочих тетрадях.1

п/п

Задачи

Содержание

Кол

-во часов

1

Знакомство.

Пояснение целей и задач занятий. Установление контакта.

  • Вводная беседа.

  • Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, развития слухового и зрительного восприятия, внимания. (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «бывает не бывает»).

  • Мотивационная беседа « Два пловца».

  • Рисование. Графический диктант.

1

2

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного

восприятия и сенсомоторной

координации.

Развитие навыков саморегуляции.

Развитие произвольности восприятия

Зрительный анализ.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы).

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

  • Динамическая пауза («Саймон сказал», «Веселый счет»).

  • упражнение «Рисуем по клеточкам».

1

3

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических

способностей и способности

рассуждать.

Развитие воображения.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы).

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

  • Динамическая пауза («Животные - растения», «Право - лево»).

  • Упражнение « Копирование».

-Упражнение « Рисунок из фигур».

1

4

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие произвольности восприятия и внимания.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы)

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

  • Динамическая пауза («Незнайки», «лево - право»)

  • Упражнение « Самый -самый».

  • Упражнение «Звучащие предметы».

  • Упражнение «Буквы в воздухе».

  • Графический диктант. Штриховка.

1

5

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие внимательности, наблюдательности.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы).

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

Динамическая пауза («Зайки-барабанщики», «Саймон сказал»).

1


Развитие произвольности восприятия и внимания.

-Упражнение «Колечко».

  • Упражнение « Повтори движение».

-Упражнение « Свеча».

  • «Графическая сказка».


6

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Развитие произвольности восприятия.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы).

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

  • Динамическая пауза («Лево - право», «Веселый счет»).

  • Упражнение « Маршрут».

  • Графический диктант. Штриховка.

1

7

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного

мышления.

Развитие произвольности восприятия.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы).

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

  • Упражнение «Закрась фигуры».

  • Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из...»).

  • Упражнение «Графическая сказка».

  • Упражнение « Самый, самый».

1

8

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие произвольности и

воображения.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы)

  • Работа в тетради.

  • Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки»).

  • Упражнение « Рисунок с противоположным свойством».

  • Графический диктант.

  • Упражнение « Самый,самый»

1

9

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы).

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

  • Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»).

  • Упражнение « Закрась фигуры».

  • Упражнение « Маршрут».

  • Упражнение «Дорожки».

  • Графический диктант. Штриховка.

1

10

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности

рассуждать.

Развитие произвольности

восприятия.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы).

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

  • Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Веселый счет»).

-Упражнение « Необычное письмо».

  • Упражнение « Лягушка».

-Упражнение « Скопируй точки».

  • Графический диктант. Штриховка.

1

11

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие произвольности внимания и восприятия.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы)

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради. -Упражнение « Спрятанные фигуры»

  • Упражнение «Поймай слово»

  • Упражнение « Необычное письмо»

  • Упражнение « Звучащие предметы»

  • Динамическая пауза («Тень», «Будь внимателен»)

  • Графический диктант. Штриховка.

1

12

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие произвольности внимания и восприятия.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы)

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

  • Динамическая пауза («Четыре стихии», «Веселый счет») -Упражнение « Скопируй точки»

  • Упражнение « Запиши и запомни»

  • Упражнение « Контуры»

  • Графический диктант. Штриховка.

1

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы).

1



Развитие аналитических способностей. и способности рассуждать.

Развитие произвольности внимания.

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

  • Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет»).

  • Упражнение « Маршрут».

  • Упражнение « Самый, самый».

  • Упражнение «Переплетённые линии»

  • Упражнение « Звучащие предметы»

  • Графический диктант. Штриховка.


14

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного

мышления.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы).

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

  • Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из...»).

  • Решение ребусов.

  • Графический диктант. Штриховка.

1

15

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы)

  • Работа в тетради.

  • Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения»)

  • Графический диктант. Штриховка.

1

16

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного

восприятия и сенсомоторной

координации.

Развитие воображения.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы).

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

  • Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Саймон сказал»).

  • Упражнение «Волшебный карандаш».

  • Графический диктант. Штриховка.

1

17

Тренировка внимания.

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие произвольности внимания.

Развитие воображения.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы).

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

  • Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»)

  • Упражнение « Волшебный карандаш».

  • Графический диктант.

1

18

Тренировка зрительной памяти.

Развитие произвольности внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы).

-Упражнение «Найди отличия».

  • Упражнение « Сравни».

  • Упражнение « Четвёртый лишний».

-Упражнение « Копирование по строчкам».

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

  • Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего»).

  • Графический диктант. Штриховка.

1

19

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей.

Развитие аналитических

способностей и способности

рассуждать.

Развитие произвольности

запоминания.

Развитие концентрации внимания.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы)

  • Упражнение « Ухо-нос»

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

  • Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет»)

  • Упражнение « Пиктограммы».

  • Упражнение « Найди пару».

  • Графический диктант. Штриховка.

1

20

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного

мышления.

Зрительный анализ.

Развитиепроизвольности

восприятия.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы)

  • Упражнение « Найди существенное»

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

  • Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение»)

  • Упражнение « Спрятанные фигуры»

  • Графический диктант.

1

21

Развитие быстроты реакции.

Развитие произвольности восприятия и запоминания.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие воображения.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы). Упражнение «Послушай и ответь».

  • Работа в тетради. Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен»).

  • Упражнение « Необычное письмо».

  • Упражнение « Найди отличия».

-Упражнение « Волшебный карандаш».

  • Графический диктант. Штриховка

1


22

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного

восприятия и сенсомоторной

координации.

Развитие логического запоминания.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы).

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

  • Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»).

  • Упражнение «Запомни и запиши».

  • Упражнение « Найди существенное».

  • Упражнение « Кулачки».

  • Графический диктант. Штриховка.

1

23

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических

способностей и способности

рассуждать.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы).

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

  • Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал.»).

  • Упражнение « Сравни».

-Упражнение « Послушай и ответь».

  • Упражнение « Перекрёстное марширование».

  • Графический диктант.

1

24

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие произвольности восприятия.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы)

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

  • Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен»).

  • Упражнение «Найди существенное».

  • Упражнение « Найди пару».

  • Упражнение « Спрятанные фигуры».

  • Упражнение « Мельница».

1

25

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие произвольности внимания.

Развитие моторики.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы).

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

  • Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да - нет»)

  • Упражнение «Найди пару».

  • Упражнение « Расскажи о .».

  • Упражнение « Художники».

  • Упражнение « Мельница».

1

26

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей.

Развитие аналитических

способностей и способности

рассуждать.

Развитие произвольности восприятия.

Развитие моторики.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы).

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

  • Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет»).

  • Упражнение « Контуры».

  • Упражнение «Копирование по точкам».

  • Упражнение « Рисуем двумя руками».

  • Упражнение « Перекрёстное марширование» .

1

27

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного

мышления.

Развитие речи.

Развитие концентрации внимания.

Развитие произвольности внимания.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы).

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

  • Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из.»).

  • Упражнение « Расскажи о.».

-Упражнение « Перепутанный рассказ».

  • Упражнение « Перекрёстное марширование».

  • Упражнение « Найди отличия».

  • Решение ребусов.

  • Графический диктант. Штриховка..

1

28

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие произвольности

запоминания.

Развитие концентрации внимания.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы).

  • Работа в тетради.

  • Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,

«Зернышки»).

  • Упражнение « Закономерности».

  • Упражнение « Художник».

  • Упражнение « Послушай и ответь». -Упражнение « Ухо-нос».

  • Графический диктант. Штриховка.

1


29

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного

восприятия и сенсомоторной

координации.

Развитие произвольности запоминания и мышления.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы).

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

  • Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»).

  • Ребусы .

-Упражнение « Раскрась по маршруту».

  • Упражнение « Послушай и ответь».

-Упражнение « Перекрёстное марширование».

1

30

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Развитие произвольности восприятия.

Развитие моторики.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы).

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

  • Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал»).

  • Упражнение « Копирование по точкам».

-Упражнение « Контуры».

  • Упражнение « Художник».

-Упражнение « Часть-целое»

1

31

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие произвольности восприятия и внимания.

Развитие моторики.

  • Психогимнастика.

  • Разминка (вопросы - ответы)

  • Выполнение упражнений и заданий в тетради.

  • Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен»).

  • Упражнение « Рисуем по клеткам».

  • Ребусы.

  • Упражнение « Рисуем двумя руками».

-Упражнение « Кулачки».

  • Упражнение « Найди отличие».

1

32

Подведение итогов.

Выявление уровня развития

внимания, памяти, воображения,

мышления.

  • Психогимнастика.

  • Психодиагностика.

  • Подведение итогов, планы на будущее.

1

Всего часов:

32








1 Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ сост. Е.В. Языканова.-8-е изд.,перераб. и доп.- М.: издательство «Экзамен»,2013.-79 с. (Серия « Учебно-методический комплекс»)

Приложение

Описание психотехнических игр и упражнений

Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции, развитии свойств внимания, снятия эмоционального напряжения

  1. « Нос, пол, потолок»

По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос. Педагог сначала, проговаривая команду, показывает правильно, а затем называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.

  1. «Гномы - великаны»

По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий сначала правильно показывает команды, затем произносит команду «Гномы», но не приседает и т.д. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.

Подобная игра «Четыре стихии». Команды: Земля, воздух, вода, огонь.

  1. «Саймон сказал...» или «Пожалуйста...»

Ведущий произносит команду выполнить какое - либо действие (подпрыгнуть, повернуться, поднять правую руку). Если в начале команды звучит фраза «Саймон сказал.» или «Пожалуйста.» ее нужно выполнять, если нет , то не стоит. Главное не ошибиться и выполнять команды только с этими фразами.

  1. «Запрещенное движение»

Предварительно договариваются, какие движения будут « запрещенными». Ведущий показывает какое-либо движение, а остальные его повторяют. Нельзя выполнять «запрещены» движения.

  1. «Зеркало»

Ведущий показывает какое - либо движение или образ, остальные должны как зеркало точно его скопировать и показать. Выбирается «лучшее зеркало», которое продолжает игру.

  1. « Веселый счет»

Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и обратном порядке, сопровождающийся движениями (мотаем веревочку, поднимаемся по лесенке и т.д.)

  • назови «соседей» цифры.

  • «да» - «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет (2+1= 5 «да» - хлопок, «нет» - тишина, можно и покричать)

  1. «Зоопарк»

Каждый превращается в любое животное, героя сказок, сего характерными движениями, повадками. Остальные пытаются угадать.

Упражнения, направленные на развитие памяти

  1. «Мы собирались в поход...»

Обыгрывается ситуация сбора в поход. Игра идет по кругу. Первый называет свой предмет, который возьмет с собой, следующий повторяет названный предмет и добавляет свой, и так дальше продолжается по кругу.

  1. « Что изменилось»

Множество вариантов. Например.

  • выложить предметы, картинки. Попросить запомнить. Отвернулись или опустили головы, меняем расположение, количество, состав и т.д. предметов. Затем вопросы о характере изменений.

  • 5-6 человек строятся в шеренгу, потом меняется их местоположение. Запомнить кто где стоял и вернуть на места.

  1. « Повтори за мной»

Задание выслушать, запомнить и повторить или продолжить. Зачитываются слова, пары слов, словосочетания, предложения, скороговорки.

  1. « Кто больше увидит и запомнит»

Детям предлагается за определенный промежуток времени осмотреть и запомнить все предметы, которые есть в комнате. Затем каждый по очереди называет любой предмет обстановки, не повторяясь. Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игру можно усложнять, например, называть предметы только на букву., в которых два слога, и т.д.Упражнения, направленные на развитие мышления

  1. «Закончи слово, предложение»

Произносится часть слова, предложения. Нужно его продолжить.

  1. «Назови одним словом»

Предлагается ряд слов, нужно подобрать обобщающее.

  1. «Превращения слов»

Предлагается ряд слов, их нужно : -превратить в «большие» (рука - ручище), «маленькие» (дом - домик),

  • превратить в похожие слова по смыслу (красивый - прекрасный)

  • превратить в «слова - наоборот» (белый- черный)

  • «смягчить» (мол - моль) и т.д.

  1. «Бывает - не бывает»

Предлагается ряд действий, ситуаций. Бывает - хлопок, не бывает - тишина.

  1. «Что можно сделать с .»

Предлагается любой предмет Нужно придумать как можно больше вариантов его применения, даже самых фантастических

  1. «Животные - растения»

Называются слова. Если это название растения нужно поднять руки вверх, если животного - хлопок, посторонний предмет - тишина. Возможны варианты.(птица, звери, рыбы; и т.д.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!