СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая программа «Интеллектика» для обучающихся с задержкой психического развития ( вариант 7.2)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая программа «Интеллектика» для обучающихся с задержкой психического развития ( вариант 7.2)»

Пояснительная записка

Обучающиеся с ЗПР − это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений − от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Программа курса «Психокоррекционные занятия» предназначена для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2), которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей, относимых к этой группе.

Рабочая программа курса «Психокоррекционные занятия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направлена на реализацию коррекционно-развивающей области АООП НОО особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получивших рекомендацию обучения по варианту 7.2

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ составлена на основе следующих нормативных документов:

− Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

− Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1598 4 − Приказа Миобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрированного Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. №15785).

− Приказа Минобрнауки РФ от 18.12.2009г. № 1060 «О внесении изменений во ФГОС НОО», утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».

− Приказа Минобрнауки РФ от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».

− Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».

− Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2914 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрированного Минюстом РФ от 3 февраля 2015 г. № 35847).

− Постановления Главного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее СанПиН 2.4.2.3286-15)

Коррекционная программа включает задания и упражнения:

• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;

• на работу с эмоционально мотивационной сферой;

• на развитие свойств внимания;

• на развитие объема механической и смысловой памяти;

• ориентацию в пространстве тела;

• отвлечённую ориентировку в пространстве;

• пространственную ориентировку в плане;

• пространственную ориентировку в листе бумаги;

• на обучение самоконтролю;

• на развитие произвольности;

В 1 дополнительный класс приходят ученики, которые обучались ранее в 1 классе: либо по программе 7.2, либо по общей программе, где обнаружили невозможность справиться с ней из-за различных недостатков психологического развития. Поэтому предлагаемая примерная рабочая программа предполагает вариативность, зависящую от того, каким оказался состав класса, что нашло отражение в задачах, содержании и планируемых результатах работы.


Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности (термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60- х гг. прошлого века). Само понятие ЗПР употребляется по отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью центральной нервной системы, либо с минимальными органическими повреждениями. Клинические и психологические исследования, проведённые Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения.

Симптомы ЗПР, как правило, не ярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте. Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к сложным и опосредованным формам деятельности, ЗПР становится явной.

1. Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки моторики, особенно мелкой.

2. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой утомляемостью и истощаемостью, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к усвоению знаний, умений и навыков. Отмечается неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности.

3. Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны. Инфантилизм – первичное нарушение темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоционально-волевой сферы, что выражается в эмоциональной незрелости, несформированности произвольной регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения (в частности, учебной), низкому уровню самоконтроля.

4. Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Нагляднодейственное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое. Имеют затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями. Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и предметов (им легче определить различия явлений противоположного характера). Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас видовых понятий. Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской). Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.

5. Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения и/или задержка темпа развития отдельных сторон речи.

6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределение внимания. Как следствие, наблюдается отвлекаемость во время учебного процесса и быстрая утомляемость.

7. Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема.

8. Память отличается малым объема, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (знакомых слов, легкого текста, однозначных чисел) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении, забывается полностью или неточностью и трудностью воспроизведения. Основной прием запоминания – механическое многократное повторение.

9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая) не сформирована.

10. Мотивация, самооценка и критичность к результатам деятельности затруднены. Для детей характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно повышенного фона настроения; повышенная внушаемость. Даже в младшем школьном возрасте дети несамостоятельны и некритичны к своему поведению.

11. Эмоциональная или социальная депривация. Внешнее воздействие тяжелой жизненной ситуации на развитие ребенка, когда не представлены условия для удовлетворения его основных психических потребностей в полной мере и длительное время. Отмечается фрустрация – блокада уже активизированной ранее удовлетворенной потребности (лишение любимой игрушки и не предложенной в замен другой). Эмоциональная сфера таких детей страдает, наблюдается проявления грубости, импульсивности, расторможенности влечений.

12. Особенности обучения в школе.

Преобладающая ведущая игровая деятельность, низкий уровень самоконтроля, не умение планировать и осуществлять целенаправленные усилия, направленные на достижение поставленной цели ведут к частым пропускам уроков, невыполнение школьных заданий, отставании в усвоении учебного материала, принятии ситуации неуспеха, формирование отрицательного отношения к школе и не принятие ответственности за свои поступки и поведение.

Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок, либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.

Психическое недоразвитие у детей с ЗПР проявляется, прежде всего, в снижении уровня обучаемости по сравнению с нормально развивающимися детьми. Но в отличие от умственно отсталых они обладают относительно высокой обучаемостью, поэтому после оказанной им помощи в большинстве случаев могут овладеть способом решения предлагаемой задачи и пользоваться им в дальнейшем.


Цель курса: заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем в познавательном и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации.


Задачи:

  • способствовать психологической адаптации обучающихся, впервые приступивших к обучению по программе;

  • совершенствовать систему произвольной регуляции в зависимости от ее начального уровня сформированности за счет обучения планированию и контролю результатов действий;

  • активизировать познавательную деятельность обучающихся, корригировать недостатки мыслительных операций, обучать использованию знаково-символических средств для организации познавательной деятельности;

  • корригировать недостатки пространственно-временных представлений дифференцированно, уделяя особое внимание представлениям «неделя-месяц-год», а также развивая «эмоциональное смещение» - предпосылку осознания психологического прошлого и будущего;

  • формировать навыки распознавания эмоциональных состояний, прочтения невербальной информации, продуктивной коммуникации, уделяя особое внимание детям, приступившим к обучению в этом году;

  • содействовать достижению личностных и метапредметных результатов образования, обозначенных в рабочих программах учебных предметов для 1 дополнительного класса.


Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса.

Программа курса «Психокоррекционные занятия» составлена по модульному принципу. Наименования модулей сохраняются с 1 класса и соответствуют разделам, обозначенным во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР. Содержание, форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная), а также продолжительность занятий в рамках конкретного модуля определяется мерой практической актуальности для учащихся определенного класса. Организационные формы занятий зависят от возможностей образовательной организации.

Важнейшее значение для выбора содержания различных модулей имели труды психологов, непосредственно работающих по проблеме психолого-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития (Н.В. Бабкина, А.А. Гостар, Е.Л. Инденбаум, А.Н. Косымова, Е.А. Медведева, Н.Я. Семаго и др.). Их коррекционно-развивающие программы включены в курс «Психокоррекционные занятия» с учетом возможностей групповой формы работы, требований АООП к организации учебного процесса.

В некоторые разделы включены материалы из опубликованных методических работ известных детских психологов (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Г.М. Бреслав, В.В. Брофман, Е.О. Смирнова и др.). Представленный в них теоретически обоснованный опыт коррекции недостатков познавательного, эмоционального и личностного развития старших дошкольников и младших школьников адаптирован в соответствии с возможностями обучающихся с ЗПР.

Психокоррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

В соответствии с ПрАООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться Организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА).

Весь курс «Психокоррекционные занятия» ориентировочно состоит из следующих разделов, обозначенных в ПрАООП в качестве желательных:

диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений);

диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, создание ситуации успешной деятельности);

диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения (формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях);

формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).

Диагностика преимущественно осуществляется методами включенного наблюдения в ходе проведения занятий, а также анкетирования участников сопровождения (учителей, родителей). Поэтому рабочая программа предполагает в рамках каждого модуля проведение диагностических занятий.

Ведущими, «сквозными» направлениями в психокоррекционной работе являются формирование системы произвольной регуляции и максимально возможное для имеющегося нарушения совершенствование познавательной деятельности, поскольку отсутствие существенного повышения их уровня не позволит обучающимся получить цензовое образование.


Методологической основой программы являются следующие положения:

Коррекционный курс составляет значительную часть содержания программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Наиболее велика его роль в подготовке базы для успешной социализации, формировании сферы жизненной компетенции. Курс «Психокоррекционные занятия» являются обязательной составной частью коррекционно-развивающей области комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР, реализуется во внеурочное время.

  1. Образовательный уровень – начальный.

  2. Ориентации содержания – практическая.

  3. Характер освоения – развивающий.

  4. Возраст обучающихся – 8-9 лет

  5. Форма организации учебно- воспитательного процесса – урок.

  6. Периодичность – 3 урока в неделю.

  7. Условия вхождения в программу – учебный план.

  8. Продолжительность одного урока – 25-35 минут сентябрь – октябрь, 35 минут - ноябрь – декабрь, 40 минут со второго полугодия.

Программа составлена на 99 часов (по 3 ч. в неделю при 33 учебных недели)



Формы организации занятий

Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.



Методы, используемые на занятиях:

Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на, исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

В данном курсе «Психокоррекционные занятия» используются такие методы:

  • игротерапия,

  • арттерапия.

  • музыкотерапия,

  • психогимнастика,

  • библиотерапия.

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

«Арт-терапия» (буквально: терапия искусством) - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве материалов на занятиях по арт-терапии используются краски, глина, клей, мел.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Коррекционные задачи музыкотерапии вытекают из необходимости коррекции наиболее часто встречающихся отклонений в развитии детей с нарушениями речи (нарушений координации; чувства ритма; двигательных внимания и памяти; повышенного мышечного тонуса; равновесия; общей и мелкой моторики; перенапряжения голосовых складок; голоса; недостатков дыхания; трудностей артикуляции; нарушений мимики; повышенной утомляемости; эмоциональной неустойчивости и проблем общения).

Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительным движениям. Основная цель психогимнастики - преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на человека с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные психические процессы, состояния, свойства личности:

- измененные - для их нормализации;

- нормальные - для их уравновешивания.

Достоинствами библиотерапии являются: разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность и др.


Структура занятия

Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.

Задача вводной части – тренировка элементарных мыслительных операций, активизация мыслительной деятельности, создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.

Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов.

Заключительная часть занятия – подведение итогов и рефлексия.



Материально-техническое обеспечение.

  • индивидуальный раздаточный стимульный материал для подгрупповой диагностики (диагностические тетради, серии сюжетных картин и наборы картинок для выполнения классификации и пр.);

  • демонстрационный материал – репродукции картин художников, дорожные знаки, макет часов со стрелками и т.п.;

  • магнитофон и комплект аудиозаписей с музыкальными произведениями различного характера (бодрящими, успокаивающими, релаксирующими);

  • доска с магнитными держателями;

  • мультимедиапроектор и экран;

  • переносные носители информации;

  • наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета);

  • плоскостные крупные геометрические фигуры разной формы (мозаика);

  • значительное количество расходного материала для изобразительной деятельности (гуашь, акварель, бумага форматов А3 и А4, баночки для воды, кисточки разной толщины), цветные карандаши и фломастеры;

  • мягкие игрушки и куклы среднего размера, пальчиковые куклы;

  • маски животных и сказочных персонажей, аксессуары для создания игрового образа; материал для лепки;

  • защитные клеенки на столы;

  • тетради для записей;


Планируемый результат

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

  • различать ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

  • обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;

  • использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь: понимаю или не понимаю;

  • оценить успешность своей деятельности, адекватность поведения, объективную сложность задания и дать аналогичную оценку возможностям одноклассника.


Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни проявляется:

  • в участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;

  • в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;

  • в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;

  • в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.


Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

  • в расширении знаний правил коммуникации;

  • в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;

  • в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

  • в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

  • в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

  • в умении получать и уточнять информацию от собеседника;

  • в освоении культурных форм выражения своих чувств.


Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:

  • в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

  • в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

  • в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

  • в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

  • в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

  • в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;

  • в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.


Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:

  • в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;

  • в освоении необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

  • в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;

  • в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

  • умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

  • в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта;

  • в выражении своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

В соответствии с ПрАООП для перечисленных показателей рекомендовано использовать шкалу, понятную всем членам экспертной группы:

0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение.

Помимо формирования сферы жизненной компетенции по вышеперечисленным параметрам, постоянному мониторингу подлежат:

  • уровень произвольной регуляции познавательной деятельности;

  • общий уровень учебно-познавательной деятельности;

  • качество учебных действий;

  • способность к образно-символическому, знаковому опосредствованию деятельности;

  • развитие пространственно-временных представлений;

  • состояние зрительно-моторной координации;

  • степень эмоционального благополучия ребенка;

  • адекватность поведения (преодоление проявлений нарушений поведения);

  • сформированность навыков деловой коммуникации;

  • развитие самосознания: становление дифференцированной самооценки и адекватного уровня притязаний, адекватная самооценка коммуникативной успешности, позитивное самоотношение);

  • развитие волевых качеств: способность преодолевать трудности;

  • появление и закрепление основных психологических новообразований (эмоциональная децентрация, способность к сочувствию и соучастию, возможность позиционирования, проявления самостоятельности, ответственности, инициативы, возможность рефлексии и т.п.);

  • овладение ритуалами социального взаимодействия;

  • социометрический статус ребенка в классе и общий уровень социопсихологической адаптированности.

Средствами для решения задач мониторинга являются включенное (на психокоррекционных занятиях) и внешнее наблюдение, согласованная экспертная оценка, создание экспериментальных ситуаций, в т.ч. «естественный эксперимент»: участие в различных внеклассных мероприятиях, оценка, получаемая в ходе выполнения различных заданий и диагностических методик.


В области адаптации обучающегося к школьным требованиям:

  • позитивное отношение к посещению школы;

  • соблюдение школьной дисциплины;

  • ориентировка в пространстве класса и школьном здании;

  • социально-нормативное обращение к педагогу;

  • социально-нормативное поведение в общественных местах школы;

  • формирование школьной мотивации.


В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:

  • формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;

  • формирование дифференцированной самооценки (постарался – не постарался, справился – не справился);

  • формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со взрослым);

  • формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);

  • формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители;

  • способность правильно выполнять задание (с соблюдением инструкции, удерживая план деятельности);

  • способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;

  • способность давать словесный отчет о проделанной работе;

  • формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность.


В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций:

  • совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-познавательной деятельности;

  • улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного показа), возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции (графический диктант);

  • способность ориентироваться в пространстве, используя графический план и ориентиры, понимать словесные обозначения пространства;

  • способность ориентироваться во времени суток, понимать протяженность недели, месяца, года;

  • возможность концентрации и произвольного удержания внимания;

  • способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта (геометрические мозаики, графические планы, зарисовывание наглядно представленного объекта и т.п.);

  • способность к выделению функционально-значимых частей объектов, установлению закономерностей на наглядно представленном материале;

  • возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его; возможность понимания символических обозначений; способность к вербализации своих действий;

  • способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;

  • способность решать учебно-познавательные задачи в образном или частично в умственном плане.


В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:

  • уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;

  • улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям активности, проявлений познавательного интереса, качественных характеристик контакта и аффективного компонента продуктивности;

  • снижение степени эмоциональной напряженности;

  • отдельные проявления попыток регулировать свое эмоциональное состояние.

В области развития коммуникативной сферы и социальной интеграции:

  • способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников;

  • уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций;

  • снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной агрессии;

  • формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового общения;

  • овладение формулами речевого этикета;

  • снижение проявлений тревожности и враждебности по отношению к сверстникам и педагогам;

  • повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка.



Форма оценивания.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, учебной и познавательной деятельности учащегося, эмоционально волевой сферы.

1 балл — ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает, принимает частично или только при пошаговой инструкции.

2 балла — ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого; переносит способ действия на аналогичные задания.

3 балла — ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно или с незначительной помощью учителя.

Целью первичного мониторинга является определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи.

Проведение итоговой (заключительной) диагностики необходимо для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия педагога – психолога.


Основное содержание коррекционной программы

Вводное занятие. Входная диагностика познавательных процессов (когнитивной и эмоционально-волевой сферы) (3 ч).

Выявление уровня развития познавательных процессов, анализ психологических причин трудностей в обучении.

Диагностика внимания: 

-методика «Корректурная проба» (изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости внимания);

- методика «Шифровка» (изучение уровня переключения внимания);

Диагностика памяти:

- методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»;

- методика «Логическая память» (изучение уровня опосредованного запоминания).

Диагностика мышления:

- Тест Равена (изучение уровня интеллектуального развития);

- методика «Сравнение понятий» (изучение процессов анализа и синтеза);

- методика «Исключение понятий» (изучение процессов обобщения и отвлечения);

- исследование вербально-логического мышления

Диагностика зрительно-моторной координации:

- гештальт-тест Бендер

Адаптационный модуль «Снова в школу» (5 ч).

Игры, помогающие детям вспомнить имена друг друга, повышающие эмоциональный тонус и способствующие налаживанию контакта. Любая форма презентации своих летних впечатлений (рассказ, пантомима, рисунок). Викторина. Рисунок «Я в школе» (цветными карандашами). Повторение – закрепление материала прошлого года. Схематические изображения пути от входа к классу, от класса к столовой, библиотеке, спортзалу. Схематическое изображение классной комнаты. Игры на угадывание объекта. Пиктографические изображения запрещенного и одобряемого поведения. Презентация пиктограмм. Оформление стенда.

Адаптационный модуль «Адаптация ребенка в обществе» (5 ч).

Игры и беседы способствующие осознанию младшего школьника защитных реакций, последствий своих поступков, а также формированию социально корректного поведения в кризисных ситуациях.

Вежливые слова: игры с включением формул речевого этикета (можно, извините, спасибо, пожалуйста, прошу вас и т.п.). Стихи о вежливости (С. Я. Маршак и др.). Что такое хорошо и что такое плохо (отрывки стихов российских поэтов). Детские высказывания.

Модуль по формированию произвольной регуляции познавательной деятельности (9 ч).

Совместное со взрослым составление пошагового плана выполнения задания: выбор элементов, размещение в рамочке, наклеивание. Реализация плана. Сложение полоски из геометрических фигур по схематически обозначенному правилу. Зарисовка. Проверка результата. Графический диктант (усложненные варианты узора). Шифровка (замена определенных цифр значками, затем буквами). Совместное со взрослым выделение этапов приготовления задания с последующей пиктографической зарисовкой (портфель: дневникучебники-тетради-пенал). Словесный отчет. Задание: обозначить ориентиры и путь (стрелками) от определенного объекта до школы. Распределение функций в подгруппах: организатор, исполнители, контролер). Поэтапное выполнение задания (идентификация ориентиров, внесение на схему, обозначение, расставление стрелок). Конструирование по условию. Игра с запретом называния определенных слов (3 условия).

Модуль по развитию пространственно-временных представлений (14 ч).

Работа с наглядным пособием (Т.Д. Рихтерман, Ф.Н. Блехер). Дни недели. Независимость числа и дня недели. Подсказки в названиях дней. Названия месяцев (по сезонам года, начиная с осенних). Последовательность месяцев. Лента времени. Наши дни рождения. Времена года. Презентация личных фотографий, сделанных в разное время года. Сезонные отличия. Ждем праздника. Воспроизведение названий времен года, месяцев, дней недели (диагностическое занятие).

Модуль по развитию коммуникативных навыков (10 ч).

Игры на невербальное взаимодействие (по Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой): «Жизнь в лесу», «Птенцы», «Ожившие игрушки». Распознавание натуральных изображений основных эмоций (радость, удовольствие, страх, стыд, гнев, печаль). Вербализация чувств персонажей понятных детям художественных произведений, текстов. Жесты одобрения, поддержки, дружбы, прощания, угрозы. Прочтение смайликов. Самостоятельное изображение символов эмоциональных состояний. Воспроизведение движений, мимики (по разным условиям), ранжирование по признакам (рост, цвет волос и т.п.), описание партнера по общению с комплиментами («Расскажи, какая Оля красивая»). Игра «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем». Игры, предполагающие тесный телесный контакт между детьми в парах сменного состава.

Модуль по активизации познавательной деятельности детей (15часов).

Выделение значимых частей объекта. Значимые (функционально необходимые) и украшающие элементы. Анализ объектов по картинке. Угадывание предметов по признакам. Выделение и вербализация принципа классифицирования. Задание на сериацию. Сложение узоров геометрической мозаики (по образцу, из индивидуальных наборов. Образцы заданий в пособии Н.В. Бабкиной). Перепутанные дорожки. Найди различия (идентичные картинки с незаметными отличиями). Различные (легкие и средней сложности) варианты графических диктантов (образцы заданий в пособии Н.В. Бабкиной). Зрительное запоминание (идентично методике Н.А. Бернштейна). Фигуры для запоминания предъявляются через проектор. Выбор (вычеркивание) осуществляется на индивидуальных таблицах. Что изменилось (определение 1-2 недостающих, перемещенных предметов). Восстановление по памяти места объекта (Методика Т.В. Розановой, «Точки» Н.В. Бабкиной и т.п.): 6 объектов. Работа в парах: повторение цифр (от 3 до 6) в прямом порядке (цифры записаны на индивидуальных карточках). Повторение слов, фраз партнера по общению «Хомякповторюша» с постепенным удлинением ряда повторяемых слов (от 1 до 5 в произнесенной фразе). Продолжение числового ряда (в пределах изученного). Продолжение полоски с определенной последовательностью геометрических элементов.

Модуль по активизации познавательной деятельности детей (25 часов).

Окончи стихотворение. Угадывание объектов из наиболее часто употребляемых групп житейских обобщений. (по двум классификационным признакам): на наглядно представленном материале. Чепуха (картинки и тексты с очевидными смысловыми ошибками). Отгадывание загадок. Решение логических задач. Развитие предпосылок абстрактно-логического мышления. Продолжение числового ряда (в пределах изученного). Продолжение полоски с определенной последовательностью геометрических элементов.

Выделение функционально-значимых частей визуально представленных и воображаемых объектов. Зарисовывание проанализированных объектов. Конструирование из плоскостной мозаики В поисках клада (урок № 2) . Установление закономерностей на визуально представленном материале (с одновременным учетом 2 признаков).

Модуль по формированию элементарных навыков эмоциональной регуляции(произвольного поведения) (10 ч).

На выбор цикл артерапевтических занятий: рецептивная, активная, интегративная музыкотерапия; психогимнастика, изотерапия и др. Релаксационные упражнения, включенные в контекст занятия.

Определения уровня сформированности мыслительных процессов к концу учебного года (3 ч).

Диагностика внимания: 

-методика «Корректурная проба» (изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости внимания);

- методика «Шифровка» (изучение уровня переключения внимания);

Диагностика памяти:

- методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»;

- методика «Логическая память» (изучение уровня опосредованного запоминания).

Диагностика мышления:

- Тест Равена (изучение уровня интеллектуального развития);

- методика «Сравнение понятий» (изучение процессов анализа и синтеза);

- методика «Исключение понятий» (изучение процессов обобщения и отвлечения);

- исследование вербально-логического мышления

Диагностика зрительно-моторной координации:

- гештальт-тест Бендер


Тематическое планирование

Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.





Тематическое планирование коррекционной программы



Раздел

Количество часов

Вводное занятие. Входная диагностика познавательных процессов (когнитивной и эмоционально-волевой сферы).

3

Адаптационный модуль «Снова в школу»

4

Адаптационный модуль «Адаптация ребенка в обществе»

6

Модуль по формированию произвольной регуляции познавательной деятельности

9

Модуль по развитию пространственно-временных представлений

14

Модуль по развитию коммуникативных навыков

10

Модуль по активизации познавательной деятельности детей.

15

Модуль по активизации познавательной деятельности детей.

25

Модуль по формированию элементарных навыков эмоциональной регуляции(произвольного поведения).

10

Упражнения на определения уровня сформированности мыслительных процессов к концу учебного года.

3

ИТОГО


99







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!