СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая программа для детей с РАС

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровьяинаправлена насоздание в образовательной организации специальных условий воспитания,обучения,позволяющих учитывать особые образовательные потребности детейсограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализацииидифференциации образовательногопроцесса.

При воспитании и обучении детей с РАС существует рядпроблем,обусловленных психофизическими особенностями: стойкоенарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательныхфункций,конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая программа для детей с РАС»

МИЛЛЕРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №5

приказ от 30.08.19 №260

___________ Т.И. Филоненко
















Коррекционная программа для работы с детьми

с расстройствами аутистического спектра

4 класс









Педагог-психолог

высшей квалифицированной категории

Рыбалкина С.В.






г. Миллерово

2019г.

Пояснительнаязаписка.

Развитие современного общества предъявляет новые требования к образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию основных ипарциальныхпрограмм, результатам и результативности ихдеятельности.

Данная программа разработана наоснове:

-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровьяинаправлена насоздание в образовательной организации специальных условий воспитания,обучения,позволяющих учитывать особые образовательные потребности детейсограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализацииидифференциации образовательногопроцесса.

При воспитании и обучении детей с РАС существует рядпроблем,обусловленных психофизическими особенностями: стойкоенарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательныхфункций,конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Поэтомуразработка коррекционной программы, учитывающей специфику воспитанияиобучения детей в МОУ СОШ №5, является актуальной.Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер, она рассчитана на детей с РАСв возрасте от 6 до 12лет. В программе используются задания коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков «Волшебные обводилки» Г.М. Зегебарт, О.С. Ильичева.

Актуальность программы.

Данная программа предназначена для работы с детьми младше школьного возраста с проявлениями раннего детского аутизма.

Коррекционная педагогическая помощь аутичным детям сопряжена с определенными трудностями в силу того, что аутизм харак­теризуется патологией нервной системы и затрудняет формирование эмоционального общения и социальную адаптацию ребенка. Сосре­доточенность на своих переживаниях, уход от внешнего мира преобладают в поведении ребенка и занимают доминирующее место в его развитии. При аутизме часто события настоящего смеши­ваются с событиями прошедшего, реальное— с фантастическим.Большинство исследователей (Коган В. Е., Лебединский В. В., Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р., ЛиблингМ.М. и др.) считают, что расстройство аутического спектра (РАС) является следст­вием особой патологии, в основе которой могут лежать врожденная аномальная конституция; врожденные обменные нарушения; орга­нические поражения центральной нервной системы в результате патологии беременности и родов; рано начавшийся шизофренический процесс. РАС может проявиться в 3—4-летнем возрасте. Нормально развивавшиеся до этого дети начинают замыкаться в себе, становятся все более беспокойными и озабоченными, характер их изменяется, они теряют контакт со своими сверстниками и взрослыми. Аутизм проявляется также в уменьшении речевого контакта, иногда ребенок совсем перестает пользоваться речью (мутизм) и не реагирует на речь окружающих (сурдомутизм).

Диагностика раннего детского аутизма базируется на выражен­ных в большей или меньшей степени основных специфических признаках: уход в себя, нарушение коммуникативных способностей, проявление стереотипии в поведении, различные страхи и сопротив­ление изменениям в окружающей обстановке, боязнь телесного (зрительного) контакта, характерное особое нарушение развития речи (эхолалия при ответах на вопросы, рассказ о себе в третьем лице, нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи), раннее проявление патологии психического развития.

О. С. Никольской в 1985 — 1987 годах выделены четыре основные группы раннего детского аутизма. Критериями деления избраны характер и степень нарушения взаимодействия с внешней средой — по существу, тип самого аутизма.

1-я группа — дети с отрешенностью от внешней среды

Относящиеся к этой группе дети характеризуются наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Они наиболее тяжелы в проявлениях аутизма: не имеют потребности в контактах, не овладевают навыками социаль­ного поведения. У них не наблюдаются стереотипные действия, нет стремления к поддержанию привычного постоянства окружающей среды. В первые годы жизни этих детей отличают следующие признаки: застывший взгляд, отсутствие ответа на улыбку матери, отсутствие чувства голода, холода, реакции на боль. Они не требуют внимания родителей, хотя полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания, примитивной игрой. Нередко подозреваются в глухоте или слепоте из-за того, что не откликаются на зов, не оборачиваются на источник звука, не следят взглядом за предметом. Эти дети мутичны.

В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у таких детей могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.

2-я группа — дети с отвержением внешней среды

Они более активны, чем дети 1-й группы: избирательно контактны со средой, реагируют на холод, голод, боль, имсвойственны переживания удовольствия и неудовольствия. Страхи перед окружающим у них сильнее, чем у других детей с ранним детским аутизмом. При изменении привычной окружающей обстановки у таких детей наблюдаются аффекты, страхи, протест, плач. С тревогой и многочисленными страхами могут бороться аутостимуляцией положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипии: двигательных (прыжки, взмахи руками, раскачивания, перебежки и т. д.), речевых (скандирование слов, стихов, эхолалия), сенсорных (самораздражёние зрения, слуха, трясение тряпочек, веревочек, закручивание шнурков и т. д.).Таким образом, они заглушают неприятные воздействия извне.

У детей отмечается однообразие игры, задержка в формировании навыков самообслуживания, возможны двигательные возбуждения (вспышки агрессии, паническое бегство без учета опасности). Обыч­но малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иног­да что-то шепчут. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, речевые штампы. Часто наблюдается примитивная "симбиотическая" связь с матерью, основанная на необходимости ежеминутного ее присутствия. При адекватной длительной коррекции дети 2-й группы могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной (иногда в массовой) школе.

3-я группа — дети с замещением внешней среды

Эти дети имеют более сложные формы защиты от переживаний и страхов, выражающиеся в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. Их поведение ближе к психо-патоподобному. Для них характерна более развернутая монологическая речь, однако к диалогу такие дети не способны. Низка способность к сопереживанию, эмоциональные связи с близкими недостаточны. Возможны вспышки агрессии как способ обратить на себя внимание: могут хватать за волосы, за лицо. Лучше адаптированы в быту, без больших затруднений осваивают навыки самообслуживания.

Дети 3-й группы при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

4-я группа — дети со сверхтормозимостью окружающей средой

У детей этой группы менее высок аутистический барьер, меньше патология аффективной и сенсорной сфер. Более выражены неврозоподобные расстройства: тормозимость, робость, пассивность, пугливость в контактах, сверхосторожность. Активно усваивают поведенческие штампы, формирующие образцы правильного со­циального поведения. Игра тихая и малоподвижная. Особенно чувствительны к отрицательному отношению взрослых, резкой форме замечаний. Их настроение и поведение зависят от эмоционального состояния близких. Уходят от контактов при изменении стереотипов. Любят природу, нежную музыку, мелодичные стихи. Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одаренность.

Дети 4-й группы могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев — обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.

Такое наличие вариантов с разными клинико-педагогической картиной, социальной адаптацией, прогнозом требует и различного коррекционного подхода, как лечебного, так и психолого-педагогического. Коррекционная работа с детьми с проявлениями раннего детского аутизма строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей их развития. Учитывается клинический диагноз, данные психолого-педагогического изучения (уровень познавательных процессов и личностные характеристики). Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность.

Индивидуализация помощи отражается в таксономии целей, которая охватывает следующие направления работы:

  • формирование поведения;

  • коррекцию эмоциональной сферы;

  • формирование игровых действий, умений;

  • социально-бытовую адаптацию.

В предлагаемой программе даются методические рекомендации по реализации указанных выше целей коррекционно-воспитательной работы с аутичными детьми разного уровня развития (1—4-я группы по классификации О. С. Никольской).

Задания сгруппированы с учетом их основной направленности, хотя при их выполнении корригируются и другие стороны личности. При работе с программой требуется творческое применение всего материала, возможно, его видоизменение в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка.

Качественные нарушения в социальном взаимодействии, представленные, по меньшей мере, двумя из нижеследующих критериев:

  • неспособность адекватно использовать взгляд глаза в глаза, выражение лица, позы и жесты тела для регулирования социального взаимодействия;

  • неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями;

  • редко ищут или используют поддержку других людей для успокоения или сочувствия в периоды стресса;

  • отсутствие спонтанного поиска обмена радостью интересами или достижениями с другими людьми;

  • отсутствие социально-эмоциональной взаимности, которое проявляется в нарушенной реакции на эмоции других людей, или отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальным контекстом;

Качественные нарушения в коммуникации, представленные, по крайней мере, одним из следующих симптомов:

  • отставание или полное отсутствие развития разговорного языка, которое не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики как альтернативной модели коммуникации;

  • отсутствие разнообразной спонтанной воображаемой социальной игры-имитации;

  • относительная неспособность инициировать или поддерживать разговор;

  • стереотипное или повторяющееся использование слов, фраз.

Ограниченные, повторяющиеся или стереотипные типы поведения, интересов или деятельности, представленные, по меньшей мере, одним из следующих проявлений:

  • активная деятельность по ограниченным и стереотипным видам интересов;

  • явно выраженное обязательное поддерживание специфического нефункционального распорядка и ритуалов;

  • стереотипные и повторяющиеся механические движения, действия с частями объектов или нефункциональными элементами игрового материала.

Изменение речи у детей с РАС весьма разнообразны, включают в себя нарушения различного генеза и разного патогенетического уровня:

  • нарушения речи как следствие задержанного развития (косноязычие, физиологическая эхолалия, бедность запаса слов и др.);

  • речевые нарушения в связи с задержанным становлением сознания Я в виде неправильного употребления местоимений и глагольных форм;

  • речевые нарушения кататонической природы (эхолалии, внутренняя речь затухающая, мутизм, скандирование, растянутое или ускоренное звукопроизношение , нарушения тональности, темпа, тембра речи и др.);

  • психического регресса (появление речи довербального фонематического уровня);

  • расстройства речи, связанные с патологией ассоциативного процесса(нарушения смысловой стороны речи в виде незавершенных, непоследовательных ассоциаций и др.);

Таковы особенности развития речи и речевых расстройств аутичных детей.

Речевые расстройства, будучи в значительной мере следствием нарушений общения, усугубляют затруднения в контакте с окружающим, поэтому работа по развитию речи должна начинаться как можно в более раннем возрасте.

Цели программы:

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта саутичнымребенком;

-развитие познавательныхнавыков;

-смягчение характерногодля аутичных детей сенсорного и эмоциональногодискомфорта;

-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми идетьми;

-преодолениетрудностейв организации ицеленаправленногоповедения.

Задачи:

-ориентация аутичного ребенка во внешнеммире;

-обучение его простым навыкамконтакта;

-обучениеребенкаболеесложнымформамповедения;

-развитие самосознания и личности аутичногоребенка;

-развитиевнимания;

-развитие памяти,мышления.

Основные этапы коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Дляуспешнойреализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий.Этодостигается с помощью спокойной негромкой музыки в специальнооборудованномпомещении для занятий. Важное значение придается свободноймягкойэмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенкомнегромкимголосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, дажешепотом.Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Неследуетобращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта саутичнымребенком требует достаточно длительного времени и являетсястержневыммоментом всего коррекционного процесса. Перед психологомстоитконкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и этодостигаетсяпутем поощрения даже минимальнойактивности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решениеэтойзадачи требует от психолога умения почувствовать настроение ребенка,понятьспецификуегоповеденияииспользоватьэтовпроцессекоррекции.

На третьем этапе коррекции важной задачей являетсяорганизацияцеленаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитиеосновныхпсихологическихпроцессов.

Эффективность программы.

Реализация данной коррекционной программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Ожидаемые результаты

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся должны научиться: — ориентироваться на сенсорные эталоны; — узнавать предметы по заданным признакам; — сравнивать предметы по внешним признакам; — классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению; — составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам; — практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; — давать полное описание объектов и явлений; — различать противоположно направленные действия и явления; — видеть временные рамки своей деятельности; — определять последовательность событий; — ориентироваться в пространстве; — целенаправленно выполнять действия по инструкции; — самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; — опосредовать свою деятельность речью

Тематическое планирование занятий по программе

Номера занятий

Содержание занятий

Дата проведе-ния

Первичная диагностика. Методика наблюдения.


Организация положительного взаимодействия ребёнка и взрослого.


Диагностика эмоционально-поведенческих реакций. Диагностика активности.


Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми.


Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений.


Развитие невербального взаимодействия.


Диагностика оценки своего поведения.Диагностика внимания, памяти.


Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём.


Формирование эмоционального контакта с психологом.Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём.


Коррекция агрессивности через снятие напряжения. Предупреждение вспышек агрессии.


Коррекция импульсивности. Игры «Ручки», «Хоровод».


Коррекция боязни обычных внешних раздражителей (телесный контакт); работа над полевым поведением.

Задания по программе «Волшебные обводилки».


Коррекция боязни обычных внешних раздражителей (прикосновений).


Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички»...


Преодоление нежелательных реакций ребёнка.

Предупреждение нарастания негативизма.


Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой».Задания по программе «Волшебные обводилки».


Развитие слухового восприятия.Выделение и различение звуков окружающей среды.


Развитие слухо-моторной координации.Задания по программе «Волшебные обводилки».


Развитие слухового восприятия.Определение направления звука в пространстве.


Выполнение действий по звуковому сигналу.Задания по программе «Волшебные обводилки».


Развитие слухового восприятия.Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин).


Прослушивание музыкальных произведений. Различение речевых и музыкальных звуков. Задания по программе «Волшебные обводилки».


Развитие слухового восприятия.Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание).


Развитие слухо-моторной координации. Задания по программе «Волшебные обводилки».


Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём.


Развитие восприятия и воображения. Задания по программе «Волшебные обводилки».


Пространственная координация. Зашифрованный рисунок.

Сложи узор.Задания по программе «Волшебные обводилки».


Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём.


Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки.


Развитие зрительного и осязательного восприятия. Задания по программе «Волшебные обводилки».


Развитие восприятия пространства.Определение расположения предметов в помещении.


Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона).Формирование навыков зрительного анализа и синтеза. Задания по программе «Волшебные обводилки».


Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром.Задания по программе «Волшебные обводилки».


Развитие зрительного восприятия. Задания по программе «Волшебные обводилки».


Развитие тактильно-двигательного восприятия.

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые).


Определение на ощупь формы предметов. Задания по программе «Волшебные обводилки».


Развитие восприятия особых свойств предметов.

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы). Задания по программе «Волшебные обводилки».


Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах).

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий).


Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести. Задания по программе «Волшебные обводилки».


Развитие аналитико-синтетической сферы. Графический диктант. Продолжи ряд. Задания по программе «Волшебные обводилки».


Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Задания по программе «Волшебные обводилки».


Развитие внимания. Задания по программе «Волшебные обводилки».


Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём.Задания по программе «Волшебные обводилки».


Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия. Задания по программе «Волшебные обводилки».


Коррекция импульсивности. Исключение настойчивых просьб, уговоров.Задания по программе «Волшебные обводилки».


Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу. Задания по программе «Волшебные обводилки».


Коррекция импульсивности. Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми.Задания по программе «Волшебные обводилки».


Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём.

Задания по программе «Волшебные обводилки».


Развитие элементарного взаимодействия ребёнка с людьми. Задания по программе «Волшебные обводилки».


Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья.

Задания по программе «Волшебные обводилки».

17.04.20

Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём. Коррекция импульсивности.

17.04.20

Формирование целенаправленного поведения.Задания по программе «Волшебные обводилки».

17.04.20

Развитие взаимодействия с людьми. Коррекция тревожности и неуверенности.


Снятие напряжения путём вовлечения в  физическое действие, способствование возникновению партнёрских отношений, вызов положительных эмоциональных переживаний.Развитие сюжетной игры.

17.04.20

Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём. Коррекция импульсивности. Формирование целенаправленного поведения.Развитие подвижно-ролевой игры. «Обезьянка озорница».

24.04.20

Развитие элементарного взаимодействия ребёнка с людьми.

Развитие личностно-мотивационной сферы. Мой круг общения.

24.04.20

Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий.

08.05.20

Развитие восприятия особых свойств предметов.

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом, вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый).

08.05.20

Восприятие особых свойств предметов.Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение.

15.05.20

Развитие восприятия пространства.Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения.

15.05.20

Развитие восприятия пространства.Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше — ближе».

22.05.20

Развитие восприятия времени.Последовательность событий (смена времени суток). Упражнения на графической модели «Сутки». Объемность времени.

22.05.20

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей. Диагностика активности. Диагностика оценки своего поведения.

29.05.20

Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений.

29.05.20

Планирование коррекционных занятий

Цель занятия

Содержание занятия

Примечания

Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром

Задание №1. «Возьми мяч»

Задание №2. «Дай мяч»

Задание №3. «Лови мяч»

Задание №4. «Кати мне»

Задание №5 «Тебе – мне»

Если ребёнок не

реагирует на

задание взять

руками ребёнка

мяч и выполнить задание.


Развитие элементарного взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми

Задание №1. «Возьми шар»

Задание №2. «Шар лети»

Задание №3. «Лови шар»

Задание №4. «Отбей шар»

Задание №5. «Сделай как я»

Обратить внимание ребёнка на шар,- посмотри какой он круглый, гладкий, давай его погладим…

Подкидывать шар, затем предложить это сделать ребёнку.

Развитие взаимодействия с окружающим миром и людьми

Задание №1. «Зеркальце»

Задание №2. «Кто там»

Задание №3. «Узнай кто в зеркале»

Задание №4. «Солнечный зайчик»

Задание №5. «Сделай солнечного зайчика»

Взять зеркало положить на стол, обратиться к ребёнку возьми его и посмотри в него.

Затем, спросить,- кто в зеркале?..Назвать имя ребёнка.

Попросить ребёнка показать кто в зеркале (можно взять куклу).

Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём

Задание №1. «Кукла»

Задание №2. «Кукла красавица»

Задание №3. «Где у куклы нос?»

Задание №4. «Где у куклы глаза?»

Задание №5. «Где у куклы ноги, руки?»

Поднести куклу к ребёнку и сказать «привет».

Выполнение действий, погладить по голове, волосы, по руке и т.д. Если ребёнок не показывает, показать его руками.

Развитие взаимодействия ребёнка с людьми






Задание №1.«Приветствие»

Задание №2. «Я-ты»

Задание №3. «Руки»

Задание №4. «Ножки»

Задание №5. «До свидания»



Взять руку ребёнка и помахать ею.(Для

приветствия и прощания).

Показать на себя, это я и сказать своё имя, показать

на ребёнка, это ты… Помогать выполнять

упражнение рукой ребёнка. Взять за руку ребёнка и

провести по следам.

Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми;

Коррекция боязни обычных внешних раздражителей (прикосновений)

Задание №1.«Приветствие руками»

Задание №2.«Нежные руки»

Задание №3.«Мягкий мех»

Задание №4.«Пёрышко»

Задание №5.«Погладь меня, а я тебя»


Взять руку ребёнка и помахать ею.

Я поглажу твою руку, а ты мою. Рукой ребёнка погладить мех.

Возьми пёрышко и погладь мою руку, а потом я твою поглажу.

5 упр. Выполняется с помощью куклы, сначала погладь куклу по голове потом меня. Показывать рукою ребёнка.


Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми;

Коррекция боязни обычных внешних раздражителей (звуки)

Задание №1.«Привет солнышко»

Задание №2.«Шур-шур»

Задание №3.«Барабан»

Задание №4.«Детское пианино»

Задание №5.«Мелодия»




Приветствие за руку и поглаживание ребёнка по голове. Выполняется с помощью куклы.

Необходим лист бумаги и фольга. Выполнять рукой ребёнка. Можно взять одну палочку себе, другую ребёнку. Включается приятная спокойная мелодия, можно предложить ребёнку потанцевать.

Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми;

Коррекция боязни обычных внешних раздражителей (свет)

Задание №1.«Приветствие с объятиями»

Задание №2.«Фонарик»

Задание №3.«Фонарики»

Задание №4.«Игра света»

Задание №5.«Видно - темно»

Обними куклу.

Помочь ребёнку разглядеть фонарик, как он светится.

Дать ребёнку выбрать фонарик.

Можно помогать руками закрывать глаза ребёнку.

Развитие элементарного взаимодействия ребёнка с людьми;

Коррекция боязни обычных внешних раздражителей (телесный контакт)

Задание №1.«Приветствие с объятиями 2»

Задание №2.«Добрый день»

Задание №3.«Привет, друг»

Задание №4.«Кукла любит танцевать»


Посмотри, как кукла обнимает меня, обними меня также.

Игра с пальчиками.

Объятия друзей.

Потанцуй с куклой, как я.


Развитие контактности. Развитие восприятия и воображения.

1.Пальчиковая гимнастика «Сложи фигуру»

2.Работа с песком (простр. ориентир.)

3. Офтальмологическая минутка.

4.Задание на развитие внимания.

5. Работа с танграмом.

При сложении фигур, обратить внимание ребёнка на отличительные черты фигур.

Развитие зрительного и осязательного восприятия.

1.Зрительная дифференцировка 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом, какой запах…

2. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (три предмета).

3. Офтальмологическая минутка.

4. Сбор фигур по доске Сегена.

Если ребёнок затрудняется в ответе, помогать наводящими словами.

Развитие зрительного восприятия.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза.

1.Дорисовывание незаконченных изображений. 2.Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти.

3.Запоминание 5—6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности.

4. Офтальмологическая минутка.

5. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2—3-предметные или сюжетные картинки).

6.Выделение нереальных элементов нелепых картинок.

Задания подбираются исходя из психофизических возможностей ребёнка. При необходимости предоставляется помощь при выполнении заданий.

Развитие взаимодействия

ребёнка с окружающим миром и людьми . Развитие аналитико-синтетической сферы.

1.Дорисовывание незаконченных изображений. 2.Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти.

3.Запоминание 5—6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности.

4. Офтальмологическая минутка.

5. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2—3-предметные или сюжетные картинки).

6.Выделение нереальных элементов нелепых картинок.

Задания подбираются исходя из психофизических возможностей ребёнка. При необходимости предоставляется помощь при выполнении заданий.

Развитие взаимодействия ребёнка с людьми; Развитие личностно-мотивационной сферы.

«Моя семья».

1.Пальчиковая гимнастика «Семья».

2.Работа с поговорками.

3. Офтальмологическая минутка.

4.Задание на развитие внимания.

5. Задание на развитие памяти.



Объяснение слова семья. Пояснение поговорок.

Развитие слухового восприятия.

1. Определение звука в пространстве. Игра «Где звучало?»

2.Задание «Что звучало?»

3.Упражнение «Выполняем по сигналу!»

4. Офтальмологическая минутка.

Перед выполнениями заданий проговаривается чётко цели выполнения.

Развитие слухового восприятия.

1.Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки) .

2.Дифференцировка звуков шумовых звуков( шелест листьев, скрип снега, шум шин).

3. Характеристика звуков по громкости и длительности.

4.Офтальмологическая минутка.

Помогать при дифференцировки звуков.

Развитие тактильно-двигательного восприятия.

 1.Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые).

2.Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру.

3.Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).

4.Офтальмологическая минутка.

5.Игры со средней мозаикой.
6. Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов.

7.Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок);

Словесное обозначение барических ощущений.

Литература:

  1. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь/Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь2008.

  2. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ,1993.

  3. МаллерА.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1,1996.

  4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи иосновныепринципы – С-Пб, «Речь»,2005.

  5. Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва,С-Пб,Воронеж, Минск,2004.

  6. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития /Пособиедля педагогов-психологов. – Москва «Владос»,2008.

  7. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /Пособиедля учителя – С-Пб, издательство «Союз»,2004.

  8. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям сограниченнымивозможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы №2,1997.

  9. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы –Москва,Творческий Центр «Сфера»,2007.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!