СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-логопедические приемы и методы по формированию эффективного и смыслового чтения в развитии функциональной грамотности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье предложены некоторые логопедические приемы формирования читательской грамотности.

Скорочтение и глубокое понимание текста – важнейшая компетенция в развитии функциональной грамотности учащихся, затрагивающая операционную деятельность в бытовом и трудовом направлениях современного общества.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-логопедические приемы и методы по формированию эффективного и смыслового чтения в развитии функциональной грамотности учащихся»

Коррекционно-логопедические приемы и методы по формированию эффективного и смыслового чтения в развитии функциональной грамотности учащихся



«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать - должно быть интересно» А. Н. Толстой

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функциональной грамотности (ФГ) учащихся. Впервые этот термин был введен всемирно известным российским ученым педагогики, психологии и лингвистики Алексеем Алексеевичем Леонтьевым.

Так что же такое ФГ и почему о ней в последнее время так много говорят?

Функциональная грамотность – это набор умений и навыков, помогающий человеку решать проблемы в обществе.

Основы ФГ закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Именно на этом этапе развития, дети развивают читательские компетентности и обучаются:

- правильному чтению;

-работе с текстами: извлечение из текста важной и необходимой информации, поиску в тексте ответов на конкретные вопросы;

- самостоятельному выбору литературы для чтения;

- работе с разнообразными информационными ресурсами;

- формированию суждений и умозаключений на основе прочитанного текста.

Базовым навыком ФГ младших школьников считается именно читательская грамотность. Грамотно читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, фиксировать и использовать полученную информацию, излагать свои мысли о прочитанном, строить социальные контакты. Это нашло отражение в высказывании Гёте: «Чего человек не понимает, тем он и не владеет».

Исходя из этого, работа по формированию ФГ речи реализуется в несколько этапов:

1 этап. Работа над «семантическим полем» слова.

2 этап. Работа над техникой чтения и объемом восприятия информации, получаемой через чтение.

3 Этап. Работа над смысловым чтением.

Фундаментом(1 этап) стала работа над словом, расширению стоящей за словом системы связей, на основе которой идет формирование фонематической стороны речи, развитие и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.

Занятия на втором и третьем этапе обучения призваны осуществлять интеллектуальное развитие младших школьников на новом, более высоком уровне.

Это успешно реализуется в интегрированных занятий по развитию речи, включающих физкультурную, музыкально-ритмическую, а также внеурочную и урочную деятельность учащихся.

Особым направлением в системе комплексного интеллектуального развития выступает работа с текстом.

Важным условием при работе с текстом является использование специальных заданий, призванных стимулировать мыслительную деятельность детей, обеспечивая новый поворот мысли ребенка.

При этом развиваются логическое, аналитико-синтетическое и образное мышление, творческое воображение учащихся, умение обобщать, делать выводы, а также совершенствуется опыт работы с понятиями.

Тексты, используемые в работе должны носить воспитательно-образовательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно-эстетические качества личности ребенка, совершенствовать его знания об окружающем мире.

На базе пословиц, поговорок, фразеологических оборотов осуществляется многоплановая аналитико – синтетическая работа. Работа на основе фольклорного материала по меткому выражению К.Д. Ушинского «вводит детей в лучший народный язык.

Для обощения знаний актуально использование приема «Синквейн». Составление «Синквейна» требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Работа такого рода способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии, позволяет комплексно подойти к ознакомлению с ним, увидеть слово с самых разных сторон.

В качестве примера предлагаем рассмотреть некоторые упражнения по формированию эффективного и смыслового чтения в развитии ФГ учащихся.

Упражнение «Слово потерялось»

Упражнение способствует развитию внимания, формированию навыка смысловой догадки и более глубокому пониманию прочитанного.

Педагог читает текст, пропуская выделенные жирным шрифтом слова. Дети, следя за чтением учителя глазами и прочитывая текст про себя, должны по смыслу догадаться, какое слово «потерялось».

Старик и яблони

Старик сажал яблони. Ему сказали: « Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, ты не съешь с них яблочка». Старик ответил: « Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

( Л. Н. Толстой)

Предложенные детям задания по тексту (пословицы) развивают внимание, мышление и нравственные качества учащихся:

  1. Для кого сажал старик яблони?

  2. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

- Жизнь дана на добрые дела. - Без труда нет и плода.

-Человека ценят не по словам, а по делам.

Упражнение «Дырки от бублика»

Упражнение учит быстро узнавать слова в тексте, развивает смысловую догадку – ключевой навык для скорочтения, помогает лучше понять прочитанное.

Дети должны самостоятельно прочитать текст, вставляя пропущенные буквы.

Кедр

В тайге растёт кедр. К…дровник любимое место многих ж…вотных и птиц. Ос…нью созр…вают к…дровые ш…шки. Ими лакомятся м…дведи и к…баны, бурундуки и б…лки. Прил…тает и к…дровка. Зап…сливая птичка соб…рает орехи и кл…дёт их под …зык. Под ним помещается до 160 орешков. Затем к…дровочка прячет св…ё б…гатство в мох, дупла, в л…сную подстилку. В…сной в т…йге по…вляются м…лодые кедры.

Предложенные детям дополнительные задания по тексту способствуют развитию логического мышления, орфографической зоркости, уточнению понятия «родственные слова»:

  1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните родственные слова.

  2. Прочитайте текст, поместив в него предложение, объясняющее, что такое кедр. ( Кедр – хвойное, вечнозеленое дерево.)

Упражнение «Отсроченная отгадка» на примере рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».

Цель этого упражнения: развитие словесно-логического мышления через воздействие на нравственно-эстетические качества ребенка и совершенствование навыка смыслового чтения.

До объявления темы занятия учитель-логопед предлагает прочитать пословицы и в ходе обсуждения ученики должны выдвинуть свои версии того, какая тема будет изучаться.

Определите тему урока по пословицам:

- Совесть без зубов грызёт.

- На обмане далеко не уедешь.

- Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

После прочтения текста предлагается ряд уточняющих заданий и обобщение по теме семья с использованием приема «синквейн»:

1.Обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в рассказе.

Соблазн _______ 1.

Стыд _________ 4.

Поступок______ 2.

Отцовский урок_ 3.

2.Как вы понимаете выражение «покраснел, как рак»?

3.Какая из пословиц подходит к содержанию рассказа.

Объясните, почему вы её выбрали?

- Поспешишь – людей насмешишь.

- Лучшее горькая правда, чем сладкая ложь.

4.Соберите пословицу, объясните её смысл.

Добрая семья прибавит разума, ума.

Таким образом, быстрое чтение и глубокое понимание теста - важнейшая компетенция, необходимая для успешного обучения. Эффективность методики доказана на практике. Регулярно выполняя несложные упражнения, совершенствуется не только навык чтения, но и развивается память, внимание, мышление, внимание, устная и письменная речь.

Список литературы:

  1. 200 текстов для обучения скорочтению / науч. ред. Г.Абдулова – М.: Издательство АСТ, 2018. – 238 с..

  2. Бунеев Р.Н. Понятие функционнальной грамотности / Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла / Под ред. А.А. Леонтьева.

  3. Как приохотить ребенка к чтению: нестандартные методики / А.П. Кашкаров. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 76 с..

  4. Нарушение чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. Коренев А.Н. – СПб.: ИД «МиМ», 1997 – 286 с..



  1. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтения / Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001г.). В 2-х ч. Ч.1 / Под ред. И.В. Усачевой. М., 2002.




























4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!