СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-логопедическая программа сопровождения обучающихся с ОВЗ (вариант 5.1) по ФАОП ООН

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на обеспечение системно – деятельностного подхода,  положенного в основу ФГОС,  и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий,  выступающей как основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается  путём   развития у обучающихся правильной,  чёткой, выразительной связной речи, освоения ими конкретных предметных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной и письменной речи и чтения.Программа направлена на обеспечение системно – деятельностного подхода,  положенного в основу ФГОС,  и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий,  выступающей как основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается  путём   развития у обучающихся правильной,  чёткой, выразительной связной речи, освоения ими конкретных предметных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной и письменной речи и чтения.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-логопедическая программа сопровождения обучающихся с ОВЗ (вариант 5.1) по ФАОП ООН»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области

Краснообская средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов



ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБОУ Краснообской СОШ №1

Протокол №1

от «30» августа 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

___________ ( Кобзева Н.Н.).

«03» октября 2023 г.



УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ Краснообской СОШ №1
___________________/Сизиков А.В./
«05» сентября 2023 г




Коррекционно-логопедическая программа
для сопровождения обучающихся

с ОВЗ

на уровне начального общего образования

(вариант 5.1)

(в соответствии с ФГОС АООП НОО для детей с ТНР)


Составители программы:

Учитель-логопед Худякова С.Д.

Учитель-логопед Жигулина Т.М.









р.п. Краснообск, 2023 год



Содержание:

I.   Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка (цели и задачи)………………………………….. 2

1.2. Планируемые результаты освоения программ……………………………6

II. Содержательный раздел программы

2.1. Особенности развития обучающихся с ТНР………………………………6

2.2. Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР………….8

2.3 Требования к результатам овладения программы…………………………10

2.4 Формы контроля и нормы оценивания……………………………………..11

2.5. Содержание организации и этапов коррекционно-образовательного процесса………………………………………………………………………….12

2.6. Описание места коррекционно-логопедической работы в образовательном процессе…………………………………………………………………………17


III. Организационный раздел программы

3.1. Содержание программы………………………………………………………18

3.2. Тематическое планирование по коррекции речи детей с ТНР …………… 21

3.3. Планирование индивидуальной работы……………………………………..32

Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда ……………………………………………………………. 32

Приложение ………………………………………………………………………33







I.   Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка

  • Программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта НОО для обучающихся с ОВЗ;

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Новосибирского района Новосибирской области Краснообской средней общеобразовательной школы №1

  • Приложения к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761 н. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

  • Приложения к Приказу Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
  • Программ для начальной школы по русскому языку УМК «Перспектива»;

  • Инструктивного письма Минобразования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; Инструктивно – методического письма о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе (Ястребова А. В., Бессонова Т. П.)

Программа строится с учетом:

1. Особенностей контингента обучающихся с ТНР: формы речевого недоразвития, структуры дефекта и степени его тяжести;

2. Особенностей социально-экономического развития региона, специфики географического положения, природного окружения, этнокультурных особенностей и истории края; конкретного местоположения образовательной организации,

3. Формы обучения (инклюзивное - в среде сверстников с нормативным речевым развитием или в условиях индивидуального обучения для детей с особым состоянием здоровья или с девиантным поведением);

Программа учитывает статус обучающегося с ТНР младшего школьного возраста, его типологические психологические особенности и возможности, специфику недоразвития психических функций, что гарантирует создание оптимальных условий для осуществления учебной деятельности без вреда для здоровья и эмоционального благополучия каждого обучающегося;

Программа предполагает создание индивидуальных учебных планов, особенно в случаях поддержки обучающихся младшего школьного возраста с различной степенью выраженности дефекта (в том числе для ускоренного обучения) или обучающихся, входящих в особые социальные группы (дети мигрантов; дети с особым состоянием здоровья, с девиантным поведением);


Программа направлена на обеспечение системно – деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём развития у обучающихся правильной, чёткой, выразительной связной речи, освоения ими конкретных предметных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной и письменной речи и чтения.

Цель программы:

Целью программы является развитие коммуникативной функции языка на основе ценностных ориентиров содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФАОП НОО, а также развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов путём развития правильной, чёткой, выразительной устной и грамотной письменной речи.

Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получит образование, полностью соответствующее по образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Следовательно, корренктионно-логопедическая программа для детей с ТНР направлена на преодоление дефектов речевого развития обучающихся и на оказание помощи в освоении АОП НОО за период 4 года.


Коррекционно-развивающая программа логопеда для детей с ТНР предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи 3 и 4 уровней речевого развития различного генеза, для обучающихся с нарушениями чтения и письма.

Адаптация АООП НОО предполагает введение ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации ФАОП НОО для обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с педагогическим работником начальных классов, другими педагогическими работниками с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.


При обучении детей с ТНР следует руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательным учреждением, а также постоянно иметь в виду специфические задачи:

  • формирование полноценных произносительных навыков;

  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

  • уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений и ощущений об окружающем мире;

  • развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);

  • формирование интереса к родному языку, навыков учебной деятельности;

  • усвоением приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);

  • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

По мере продвижения ученика в указанных направлениях на речевом материале осуществляется достижение следующих результатов:

Предметные результаты:

  1. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.

  2. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

  3. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

  4. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

  5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  6. Коррекция отклонений в речевом развитии младших школьников.

Личностные результаты:

  1. Осознание языка как основного средства человеческого общения;

  2. Восприятие русского языка как явления национальной культуры;

  3. Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

  4. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметные результаты:

  1. Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

  2. Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  3. Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

  4. Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

  5. Умение задавать вопросы.

Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области, внеурочную и коррекционно – воспитательную деятельность.
Данная программа преполагает оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ТНР коррекционно-развивающей программы на основании анализа результатов углубленной диагностика речевого развития учащихся по тестовой методике Т.А. Фотековой ( в обработке Г.В. Вартапетовой), дополненной обследованием письменной речи (по окончании учащимися первого класса и далее на каждом этапе обучения).
Программа коррекционно – логопедической работы входит в содержательный раздел ООП и АООП (Программа коррекционной работы)

II. Содержательный раздел программы


2.1. Особенности развития детей с ТНР


Программа по коррекции нарушений речи обеспечивает усвоение содержания программы общеобразовательной школы. Программа построена с учетом специфики усвоения материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются первичные тяжелые нарушения речи: дефекты произношения и недостаточная сформированность фонематического восприятия, а также смысловой стороны речи (недостаточная сформированность лексико-грамматических средств языка) – общее недоразвитие речи (ОНР). У обучающихся с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.

Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.

Обучающиеся с IV уровнем общего недоразвития речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем не закончившегося процесса фонемообразования.

У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся затрудняются в установлении синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.

Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.

Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.

В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова. Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.

Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой - устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.

Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин.

Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.

У обучающихся с легкой степенью выраженности заикания отмечаются специфические трудности при продуцировании речевых высказываний в ходе общения, проявляющиеся в непреднамеренных остановках, повторах отдельных звуков, слогов, слов, часто сопровождающихся судорогами мышц речевого аппарата. Заикание носит ярко выраженный ситуативный характер, но в целом незначительно препятствует процессу коммуникации.


Установлено, что у детей с нарушениями речи (особенно у детей с ОНР) в качестве вторичных фиксируются следующие особенности:

  • неустойчивое внимание;

  • недостаточная наблюдательность к языковым явлениям; недостаточное развитие способности к переключению;

  • недостаточная способность к запоминанию;

  • недостаточная сформированность словесно – логического мышления;

  • пониженная познавательная активность в области языковых явлений;

  • неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной деятельности.

Упущения на начальной ступени обучения проявляются пробелами в знаниях детей, несформированностью общеучебных умений и навыков, негативным отношением к школе, что бывает трудно скорректировать и компенсировать.


2.2 Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР.

К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:

  • выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;

  • организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;

  • получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;

  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной или подгрупповой логопедической работы;

  • создание условий, нормализующих и (или) компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;

  • координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-педагогического сопровождения;

  • получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;

  • гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения либо сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

  • индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий, обучающихся с ТНР;

  • постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;

  • применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию "обходных путей" коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;

возможность обучаться на дому или дистанционно при наличии медицинских показаний;

профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;

психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с обучающимся; организация партнерских отношений с родителями (законными представителями).


2.3 Требования к результатам овладения программы:

К концу года учащиеся 1-го класса с ОНР должны знать:

1.артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы родного алфавита;

2.признаки гласных и согласных звуков;

3.твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

4.звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

5. артикуляционно и акустически близкие звуки и буквы, их обозначающие;

6. термины, используемые для обозначения основных понятий – звук, буква, слог, слово, предложение, текст.

7. графическое изображение смешиваемых звуков.

К концу года учащиеся 1-го класса с ОНР должны уметь:

1. различать гласные и согласные звуки.

2. различать звонкие и глухие согласные звуки.

3. различать твердые и мягкие согласные звуки;

4. различать акустически близкие звуки;

5. обозначать смешиваемые звуки схематично;

6. производить фонетический разбор;

7. подбирать слова на заданный звук;

8. объяснять значения слов паронимов;

9.дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и письменной речи;

10. Производить буквенный, слоговой, звуковой анализ и синтез слов

11.Писать слуховые и зрительные диктанты;

12.Пользоваться смешиваемыми звуками в самостоятельной речи.

13. Сформировать диафрагмальное дыхание .


К концу второго года учащиеся с трудностями формирования навыков чтения и письма, обусловленных ОНР должны знать:

1. термины, используемые для обозначения основных понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст.

2. отличительные признаки гласных и согласных звуков;

3. твёрдые и мягкие согласные, а также буквы

4 пары гласных звуков; пары согласных звуков по твёрдости – мягкости, по звонкости – глухости;


К концу года учащиеся 2-го года обучения с ОНР должны уметь:

1. Узнавать и различать гласные и согласные звуки.

2. использовать гласные буквы 2-го ряда или ь для обозначения мягкости согласных на письме;

3.производить фонетический разбор слова;

4. производить буквенный, слоговой, звуковой анализ и синтез слов;

5.строить звуковые схемы слогов и слов;

6. восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

7. писать слуховые и зрительные диктанты, изложения, сочинения, используя оппозиционные звуки.


2.4 Формы контроля и нормы оценивания.


Программа предполагает отметочную и безотметочную оценку устных (пересказ, рассказ, монолог, диалог) и письменных работ обучающихся (списывание, диктант, изложение, сочинение) с учетом возраста, их специфического дефекта и в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФАОП НОО. Проводится мониторинговая система динамики речевого развития обучающихся в ходе промежуточного контроля в конце каждой четверти и итогового контроля в конце года. Характерной особенностью предполагаемых оценочно-диагностических работ является то, что они носят комплексный характер, то есть выявляют уровень сформированности предметных и универсальных учебных действий.

Учитель-логопед оценивает уровень реализации программных требований, в соответствии с основными разделами программы.


2.5. Содержание организации коррекционно-образовательного процесса

Направления коррекционной работы:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей «группы риска», проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого – медико - педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

  • коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

  • информационно - просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Коррекционно-логопедическую работу учитель-логопед строит с учётом следующих принципов:

  • принцип системности предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов;

  • принцип комплексности предусматривает необходимость коррекционно-педагогического воздействия не только на нарушенную сторону речи у ребенка, но одновременно и в целом на все стороны его речи (звуковую, лексико-грамматическую, темпо-ритмическую, мелодико-интонационную и др.). Данный принцип реализуется путем проведения на занятии логоритмических разминок и подразумевает воздействие на психофизическое состояние ребенка разными специалистами;

  • патогенетический принцип, при учете которого логопедическая работа направлена на преодоление основного механизма нарушения;

  • онтогенетический принцип, помогающий осуществлять логопедическое воздействие с учетом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи в нормальном онтогенезе;

  • принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции;

  • принцип учета зоны ближайшего развития, когда при планировании стратегии коррекционно-образовательного процесса учитываются потенциальные возможности ребенка, перспектива речевого и личностного развития.



Рабочая программа включает в себя три этапа коррекционно-развивающей работы:

  1. Развитие фонетико – фонематической стороны речи.

1 период. Формирование фонематических процессов.

2 период. Устранение дефектов звукопроизношения.

  1. Развитие лексико – грамматической стороны речи.

3 период. Формирование грамматического строя речи.

4 период. Уточнение и расширение лексического запаса.

  1. Развитие связной речи. Формирование полноценной самостоятельной устной и письменной речи.

5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи.

    1. Этап. Развитие фонетико-фонематической стороны речи


Формирование фонематических процессов. Развитие и совершенствование фонематических представлений (формирование общих представлений). Речь. Предложение. Словосочетание. Слово. Слог. Ударение. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение звука буквой.

Анализ и синтез звуко–слогового состава слова. Звуковой анализ и синтез слова. Слоговой анализ и синтез слова.

Звуко – буквенные связи. Дифференциация звуков (букв). Дифференциация звуков (букв), не имеющих акустико-артикуляционного сходства (в тяжелых случаях смешения). Дифференциация звуков (букв), имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости. Дифференциация гласных звуков (букв) по признаку ударности-безударности. Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство (тема не относится к коррекции фонематических процессов, но при необходимости дается в этом разделе).

Устранение дефектов звукопроизношения (не имеет расчасовки; планируется параллельно с формированием фонематических процессов, с учетом динамики коррекции конкретного обучающегося). Значение речи в жизни человека. Знакомство с артикуляционным аппаратом.

Создание артикуляционной базы для постановки звуков. Формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормированного произношения звуков. Выработка направленного речевого выдоха.

Постановка дефектно произносимых звуков. Свистящие звуки (с, с, з, з, ц). Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ). Сонорные звуки (л, л, р, р). Другие звуки.

Автоматизация поставленных звуков. В изолированном виде. В слогах. В словах. В стихотворных текстах. В речевом потоке.


Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми, имеющими ФФНР с дизартрическим компонентом


У детей с дизартрией дефекты звуковой стороны речи обусловлены нарушением иннервации речевого аппарата. Их устранение осуществляется в условиях длительной коррекции.

На индивидуальных занятиях уделяется внимание развитию подвижности органов артикуляции, способности к быстрому и четкому переключению движений, устранению сопутствующих движений (синкинезий) при произношении звуков, нормализации просодической стороны речи. Специальное внимание уделяется формированию кинестетических ощущений. В связи с этим проводится комплекс пассивной и активной гимнастики органов артикуляции. Последовательность и длительность упражнений определяется формой дизартрии и степенью ее выраженности.

У детей с тяжелой степенью дизартрии целесообразно в первую очередь формировать приближенное произношение трудных по артикуляции звуков, с тем, чтобы на его основе развивать фонематическое восприятие и обеспечить усвоение программы. В течение года необходимо осуществить коррекционно-развивающую работу по уточнению произношения этих звуков и овладению в конечном итоге правильной артикуляцией. Необходимо также обращать особое внимание на овладение полноценной интонацией, выразительностью речи.



    1. Этап. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Формирование грамматического строя речи


Состав слова. Словообразование. Части слова. Однокоренные слова. Приставочное словообразование. Суффиксальное словообразование. Окончание.

Части речи. Согласование и управление. Имя существительное. Глагол. Имя прилагательное. Согласование имен существительных с именами прилагательными по родам, числам, падежам. Согласование имен существительных с глаголами по числам, временам.

Служебные части речи. Значение предлогов. Виды предлогов. Дифференциация предлогов и приставок разных и одинаковых по написанию.

Предложение. Состав предложения. Анализ и синтез предложения. Главные члены предложения. Виды предложений по интонации. Распространенные и нераспространенные предложения. Составление предложений. Схема предложения.

Расширение и уточнение лексического запаса

(планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи).

Тематическая активизация и обогащение словаря. Классификация предметов, обобщающие слова (овощи, фрукты, ягоды, деревья, грибы, цветы, посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, электроприборы, продукты питания, рыбы, насекомые, птицы, животные). Предмет и его части. Детеныши птиц и животных. Жилища птиц и животных. Профессии. Времена года, явления природы. Временные понятия. Форма. Цвета и оттенки. Праздники. Мой город. Другие темы.

Семантика слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова.

В неразрывной связи с изучением фонетического и грамматического материала ведется работа по развитию речи учащихся. Исправление, уточнение, упорядочение устной речи школьников предшествует и сопутствует изучению всех основных разделов русского языка. Уточняется и расширяется лексический запас учащихся. Обогащение словаря происходит за счет слов, обозначающих явления природы и общественной жизни, родовые и видовые понятия. Эта работа непосредственно связана с расширением и уточнением впечатлений и представлений детей об окружающем мире. Кроме того, формируются и совершенствуются целенаправленность и логическая последовательность высказываний, точность и разнообразие употребления слов, обогащается грамматический строй речи.

Задания, используемые на занятиях, расположены в таком порядке, что ознакомление учащихся с отдельными звуками или с их последовательным выделением из слов сочетается с работой по уточнению и обогащению словаря учащихся, по ознакомлению с предлогами и их употреблением, с развитием умения строить предложения, распространять и сокращать их, выделять из речевого потока. Таким образом, параллельно с изучением основной темы занятия происходит уточнение значения имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса



    1. Этап. Развитие связной речи

Формирование полноценной самостоятельной речи

Уточнение представлений о тексте. Признаки связного высказывания. Сравнение текста и набора слов, текста и набора предложений, текста и его деформированных вариантов.

Анализ текста. Последовательность и связность предложений в тексте. Смысловая зависимость между предложениями. Определение темы текста. Составление плана текста.

Построение самостоятельного связного высказывания. Составление текста по плану. Составление текста по данному его началу или окончанию. Составление к тексту вступления и заключения. Пересказ текста. Составление текста на определенную тему.

Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но направляя основное внимание на решение задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи I этапа – упорядочения фонетико – фонематической стороны речи – начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И, наоборот, во время прохождения программного материала III этапа, основными задачами которого являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико– фонематической стороны речи. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука). Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением основной образовательной программы, создавая тем самым базу для более успешного усвоения учебного материала на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках. При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения детей данной группы.

Коррекционная работа по устранению дефектов звукопроизношения проводится на индивидуальных занятиях, автоматизация и введение исправленного звука в спонтанную речь проводится и на групповых занятиях.

Для достижения наилучших результатов коррекции нарушений речи обучающихся необходима работа с родителями, их активное участие по закреплению навыков полученных в процессе обучения.


2.6. Описание места коррекционно-логопедической работы в

образовательном процессе


Программа по коррекции речевых нарушений у учащихся с ОНР рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся индивидуально или подгруппами и группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.

Сроки коррекции могут варьироваться: сокращаться или охватывать весь период начального образования, в случае возникновения нарушения письменной речи (дислексии и/или дисграфии) обусловленного ОНР. Сроки коррекции ОНР зависят от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения домашнего задания и т.д. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность.

Недоразвитие речи, затрагивающее только звукопроизносительную сторону, обозначают как ФД (фонетический дефект). Коррекция ФД охватывает I этап работы. Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии, 1-2 учебных года при дизартрии и ринолалии.

Недоразвитие речи, затрагивающее только фонематические процессы, обозначают как ФНР (фонематическое недоразвитие речи). Коррекция ФНР и дислексии и/или дисграфии на фоне ФНР охватывает I этап работы. Сроки коррекции: 0,5 – 1 учебный год.

Недоразвитие речи, охватывающее звукопроизносительную сторону и фонематические процессы, обозначают как ФФНР (фонетико – фонематичсекое недоразвитие речи). Коррекция ФФНР, дислексии и/или дисграфии на фоне ФФНР охватывает весь I этап работы. Сроки коррекции: 1-1,5 учебный год; при осложнении дизартрией и ринолалией сроки продлеваются до 2 лет.





III. Организационный раздел 3.1 Содержание программы по коррекции ОНР, III – IV уровень речевого развития. Программа рассчитана на два года обучения для учащихся 1 классов- первый год обучения (3 часа в неделю, из них 1 час индивидуальный) и учащихся 2 классов по преодолению нарушений устной и отставанию в развитии письменной речи (3 часа в неделю, из них 1 час индивидуальный или подгрупповой).


Разделы программы являются сквозными и изучаются на протяжении всего курса обучения.

Звуки и буквы

Развитие звукобуквенного анализа. Различение звуков в слове на слух: правильная и четкая артикуляция звуков. Звуки гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие, их артикуляция и звучание; сопоставление парных звуков по артикуляции и звучанию (твёрдые и мягкие; звонкие и глухие).

Последовательное выделение звуков

Последовательное выделение звуков в односложных словах, состоящих из обратных слогов, или в двусложных словах, состоящих из двух гласных (типа ус, ау); в односложных словах с закрытым слогом, без стечения согласных (типа мак); в двусложных словах, первый слог которых состоит из одного гласного (типа рука); в двусложных и односложных словах с закрытым и открытым слогом (типа утка, кукушка); в односложных словах со стечением согласных в слоге (типа волк, слон). Самопроверка правильности выполнения задания. Соотнесение звука с буквой. Соотношение количества звуков и букв в слове. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Ударение. Практические упражнения в выделении в слове ударного звука. Постановка знака ударения в схемах звукового состава слов. Слог. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога

Предложение, слово. Практическое ознакомление с предложением и словом в предложении. Устные упражнения в составлении нераспространённых и распространённых предложений. Составление предложений с предлогами в, на, за, над, под, перед. Использование в предложениях и словосочетаниях существительных в родительном падеже множественного числа (типа много тетрадей, коробка конфет) и существительных в творительном падеже единственного числа (типа любуюсь Москвой, кормлю зерном).
Подготовительные упражнения в использовании названий предметов и явлений окружающего мира, их признаков и действий. Уточнение и обогащение словарного запаса путём употребления слов, обозначающих растения, животных, природные явления, профессии людей, их родственные отношения, предметы труда и др., свойства и признаки предметов по цвету, форме, величине, по материалу изготовления.

Предметы и их названия. Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? Что? Преобразование формы слов, обозначающих предмет, в начальную форму.

Действия и их названия. Слова, обозначающие действия и отвечающие на вопросы что делает? Что делал?

Признаки и их названия. Слова, обозначающие признаки предмета и отвечающие на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? Связь названий признаков со словами, обозначающими предметы.

Общее понятие о корне слова. Однокоренные слова.

Понижение голоса, пауза в конце предложения; правильное и отчетливое произнесение целого предложения. Выделение предложения из рассказа, состоящего из двух, трёх предложений. Членение предложений на слова, последовательное выделение слов в предложении, определение их числа. Уточнение значений слов. Различение терминов «слово», «предложение». Письмо под диктовку слов и предложений. Списывание с рукописного и печатного текста.
Подготовительные упражнения в составлении словосочетаний. Постановка вопроса от главного слова к зависимому. Выделение из предложений пар слов без предлогов и с предлогами, составление предложений со словами, обозначающими предметы, действия, признаки. Распространение предложений.

Связная речь

Упражнения в связной речи проводятся в процессе изучения всего программного материала.

Устные ответы на вопросы, объединённые темой. Составление предложений по сюжетным картинкам. Описание предмета. Озаглавливание небольшого текста



Содержание программы по коррекции

ФФНР и ФН у учащихся первых классов

68 часов (2 индивидуальных занятия в неделю)

Программа предназначена для логопедической работы c учащимися 1-го класса, испытывающих трудности формирования письменной речи (письма и чтения).

Программа индивидуальных занятий включает три раздела:

  1. – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи; формирование полноценного звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове; слоговой анализ и синтез слов; ударение; дифференциация букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным свойствам звуки;

  2. –обогащение словарного запаса и накопление представлений об окружающем мире;

  3. – развитие грамматического строя и связной речи.

Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по коррекции пробелов в развитии как звуковой стороны речи и фонематического восприятия, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя.


Звук. Строение артикуляционного аппарата. Способы образования различных звуков.

Гласные первого ряда. Выделение гласных первого ряда из слогов и слов. Отличие гласных и согласных звуков. Развитие различных форм звукового анализа, начиная с выделения звука из слова. Обучение начинается с узнавания и выделения из слова гласных звуков, их сравнения и различения. Дети выделяют гласные звуки А, О, У из начала слова под ударением и в безударном положении, гласные звуки А, О, У, Э, Ы из середины слова и из конца слова под ударением.

Гласные второго ряда. Образование гласных второго ряда. Дифференциация гласных первого и второго рядов. Различение твердых и мягких согласных звуков. Вводятся гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость согласных звуков: Я, Е, Ё, Ю, Ь (смягчитель).

Деление слов на слоги. Слоговой состав слов. Слогообразующая роль гласных.

Мягкий знак. Обозначение мягкости согласных при помощи Ь. Разделительный мягкий знак.

Дифференциация согласных. Дифференциация глухих и звонких согласных звуков в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Рассматриваются все 6 пар глухих и звонких согласных: П—Б, Т—Д, К—Г, Ф—В, С—3, Ш—Ж. Непарные по глухости-звонкости согласные звуки и буквы X, Ц, Ч, Щ (глухие), Й (звонкий), а также буквы Ь и Ъ. Близкие по акустико-артикуляционным свойствам звуки. Различение согласных по твердости — мягкости.

Звукобуквенный анализ и синтез слов. Звукобуквенный анализ слов с установлением соотношения между звуками и буквами.

Слоговой анализ и синтез слов. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

Ударение. Отработка орфоэпических норм. Смыслоразличительная роль ударения. Ударение по общепринятой методике.

Обогащение словарного запаса. Сквозная тема.


3.2 Тематическое планирование логопедических занятий по коррекции ОНР, IIIIV уровень речевого развития (первый год обучения)

Название раздела

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

1

Звуки и буквы

Разделы программы являются сквозными и изучаются на протяжении всего курса обучения.

Четкого почасового разграничения нет.


Узнают: строение артикуляционного аппарата; акустико-артикуляционные различия и сходства звуков; о значении правильного дыхания; основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Научатся: четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке; называть отличия гласных и согласных звуков; правильно обозначать звуки буквами; производить звуко-слоговой анализ и синтез слова; дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме; определять место ударения в слове; правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-механическое сходство.

Познакомятся с: значениями многих лексических единиц; правилами связи слов в предложении; заглавной буквой, точкой, схемой предложения.

2

Последовательное выделение звуков

3

Ударение

4

Предложение, слово

Всего часов:

68


Тематическое планирование логопедических занятий по коррекции ОНР, IIIIV уровень речевого развития (второй год обучения)

Название раздела

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

1

Предметы. Предмет и слово, его название. Накопление слов, обозначающих предметы, явления природы и жизни людей. Грамматические вопросы кто? Что?



20

Узнают: основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение.

Познакомятся с: значениями многих лексических единиц; правилами связи слов в предложении; основными грамматическими терминами: корень слова, суффикс, приставка, окончание; имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение; союзы, предлоги; заглавная буква, интонационные паузы, восклицательный и вопросительный знак, точка, запятая, схема предложения, главные члены предложения, текст.

Смогут: быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль; пользоваться различными способами словообразования и словоизменения; осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение; анализировать речь (на уровне текста, предложения); пользоваться различными частями речи при составлении предложения; грамматически правильно связывать слова в предложении; составлять текст на определенную тему; использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций; интонационно оформлять высказывание.

2

Действия. Слова – названия действий. Уточнение и накопление слов, обозначающих действия. Грамматические вопросы что делает?, что делают?, что сделал?, что сделали?, что сделают?, что сделает?



9

3

Признаки предметов, явлений. Признаки и их названия. Условное обозначение имен прилагательных. Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными. Грамматические вопросы какой?, какая?, какое?, какие?





9

4

Словосочетания – имя существительное и имя прилагательное. Главное и зависимое слово.

10







5

Родственные слова. Обобщение знаний о родственных словах. Понятие «однокоренные слова». Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово.









8

Всего часов

68



Тематическое планирование занятий по коррекции ФФНР и ФН

у учащихся первых классов


Название раздела

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

1

Звук

6

Узнают: строение артикуляционного аппарата; акустико-артикуляционные различия и сходства звуков; о значении правильного дыхания; слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Научатся: четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке; называть отличия гласных и согласных звуков; правильно обозначать звуки буквами; производить звуко - слоговой анализ и синтез слова; дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме; определять место ударения в слове; правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-механическое сходство.

2

Гласные первого ряда

6

3

Гласные второго ряда

5


Дифференциация гласных I и II рядов

8

4

Деление слов на слоги

3

5

Мягкий знак

1

6

Дифференциация согласных

25

7

Обогащение словарного запаса. (Сквозная тема).

Всего часов

54








Тематическое планирование логопедических занятий по коррекции нарушения письменной речи у обучающихся с ТНР (2-4 классы)


Тема

Классы


2

3

4


Кол-во часов


I. Диагностика учащихся

4

4

4


I I. Коррекционная работа на лексико-синтаксическом уровне

Развитие языкового анализа и синтеза:

  1. Развитие анализа структуры предложения:

• Деление предложений на отдельные слова и определение их количества.

• Придумывание предложений по заданным графическим схемам.

• Составление графических схем предложений.

• Определение места данного слова в предложении.

3

2

2


2) Развитие слогового анализа и синтеза:

• Деление слов на слоги при помощи слоговых схем.

• Подбор нескольких слов к заданной графической схеме.

• Составление графической схемы к каждому из данных слов.

• Составление слов из слогов данных вразбивку.

• Придумывание нескольких слов с первым (последним, средним) слогом.

5

2

2


3) Развитие звукового анализа и синтеза:

• Определение количества звуков в слове.

• Определение последовательности звуков в слове.

• Определение места звука в слове.

• Придумывание слова, состоящего из четырех (трех, пяти и т.д.) звуков.

• Составление слов из звуков, данных в беспорядке.

• Составление из данного слова нового путем добавления к нему первого звука.

• Составление слов из звуков данного слова.

3

3

3


IП. Коррекционная работа на лексико-грамматическом и грамматико-орфографическом уровне

1. Работа со слогоритмическими схемами слов.

5

3

3


2. Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения в устной речи.

6

3

3


3. Выделение в устной речи и на письме ударных и безударных слогов.

5

4

4


4. Развитие лексико-грамматических категорий (однокоренные слова, разбор по составу, синонимы, антонимы, омонимы).

2

8

8


5. Предлоги (выделение предлогов).

4

4

4


6. Приставки (выделение приставок).

-

6

4


7. Дифференциация предлогов и приставок.

-

4

4


IV. Коррекционная работа на фонетическом уровне

1. Дифференциация фонем, имеющих акустические сходства (звонкие, глухие).

6

4

2


2. Гласные 2-го ряда в начале слова и после гласных: Я

2

2

-


Е

2

2

-


Ю

2

2

-


Е

2

2

-


3. Обозначение мягкости согласного на письме (гласные 2 ряда, мягкий знак)

2

2

2



4. Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства.

с-е о-с у-д-з л-и м-ш в-д

о-а

б-д

и-у

У-Ч

п-т, П-Т Л-м, Л-М х-ж

ч-ъ

Г-Р

Ю-Н

и-ш л-я Н-К а-д

Работа проводится по необходимости




0-3




V. Коррекционная работа на синтаксическом уровне

работа над связной речью

• составление рассказов из предложений.

• составление рассказа по опорным словам (существительным и глаголам), по картине.


• составление рассказа по вопросной схеме, пересказ).

7-10

3-6

7-10

VI. Развитие связной речи

2

5

10

VII. Итоговая диагностика

3

3

3

Итого количество часов:

68



68

68

68


Основные виды учебной деятельности



Узнают: основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение.

Познакомятся с: значениями многих лексических единиц; правилами связи слов в предложении; основными грамматическими терминами: корень слова, суффикс, приставка, окончание; имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение; союзы, предлоги; заглавная буква, интонационные паузы, восклицательный и вопросительный знак, точка, запятая, схема предложения, главные члены предложения, текст.

Смогут: быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль; пользоваться различными способами словообразования и словоизменения; осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение; анализировать речь (на уровне текста, предложения); пользоваться различными частями речи при составлении предложения; грамматически правильно связывать слова в предложении; составлять текст на определенную тему; использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций; интонационно оформлять высказывание.


Количество часов, отведенное на изучение каждой темы, является примерным и может варьироваться в зависимости от результатов обследования обучающихся, а также от индивидуального темпа усвоения учебного материала.







3.3. Планирование индивидуальной работы


В календарно-тематическое планирование не включены разделы: звукопроизношение, просодическая сторона речи. Данные разделы разрабатываются дополнительно при составлении коррекционно-логопедической программы индивидуальных занятий для каждой группы обучающихся с ТНР. При этом приоритет отдается не академическим, а социальным компетенциям.



Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда


  1. Данилов И. В. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников. – М., 2001.

  2. Козырева Л. М. Программно – методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. – Ярославль: Академия развития, 2006;

  3. Коноваленко В. В. Безударные гласные в корне слова: рабочая тетрадь для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2011

  4. Тригер Р. Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. –Смоленск: ООО Изд – во «Ассоциация XXI век, 2000;

  5. Тригер Р. Д., Владимирова Е. В. Слова – названия предметов, действий, признаков предметов. – М.: Первое сентября,2004;

  6. Тригер Р. Д., Владимирова Е. В. Учебник-тетрадь для групповых и индивидуальных занятий: в 3 тетр.- Смоленск, 2003;

  7. Программно – методические материалы. Коррекционно – развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение/ Сост. С. Г. Шевченко. – М.: «Дрофа», 1998.

  8. Е. В. Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопеда. – М.: изд. Гном и Д, 2006;

  9. Е. В. Мазанова. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: изд. Гном и Д, 2007;

  10. Е. В. Мазанова. Учусь не путать звуки. Альбом упражнений по коррекции акустической дисграфии (в двух частях). – М.: изд. Гном и Д, 2007;

  11. Е. В. Мазанова. Учусь не путать звуки. Альбом упражнений по коррекции акустической дисграфии (в двух частях). – М.: изд. Гном и Д, 2007;

  12. Л. М. Козырева. Слова – друзья и слова – неприятели. Тетр. Для лог. Занятий.- М.: Ярославль: Академия развития, 2006;

  13. Л. М. Козырева. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Тетр. Для лог. Занятий.- М.: Ярославль: Академия развития, 2006;

  14. Л. М. Козырева. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетр. Для лог. Занятий.- М.: Ярославль: Академия развития, 2006;

  15. Л. М. Козырева. Путешествие в страну падежей. Тетр. Для лог. Занятий.- М.: Ярославль: Академия развития, 2006;

  16. Л. М. Козырева. Загадки звуков, букв, слогов. Тетр. Для лог. Занятий.- М.: Ярославль: Академия развития, 2006;

  17. Л. М. Козырева. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетр. Для лог. Занятий.- М.: Ярославль: Академия развития, 2006;

  18. Л. М. Козырева. Как образуются слова. Тетр. Для лог. Занятий.- М.: Ярославль: Академия развития, 2006

  19. Л. М. Козырева. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетр. Для лог. Занятий.- М.: Ярославль: Академия развития, 2006





Пособия

Комплект наглядных пособий (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв); касса букв; наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, магнитный алфавит (комплект).


Тематические словари в картинках

  1. «Фрукты, овощи»;

  2. «Грибы, ягоды»;

  3. «Ягоды в картинках»;

  4. «Посуда, продукты питания»;

  5. «Дикие звери и птицы жарких и холодных стран»;

  6. «Домашние и дикие птицы средней полосы»;

  7. «Домашние и дикие животные средней полосы»;

  8. «Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы»;

  9. «Цветы, деревья»;

  10. «Профессии»;

  11. «Одежда, обувь, головные уборы»;

  12. «Город, улица, дом, квартира, мебель»;

  13. «Электробытовая техника»;

  14. «Транспорт»;

  15. «Животные и их детёныши».


Технические средства обучения

Компьютер, МФУ (принтер, сканер, копир), ламинатор, диктофон.


Экранно-звуковые пособия

«Домашний логопед», презентации (Microsoft PowerPoint) и т. д, компьютерные развивающие игры.

Игры

Настольные игры, игры для развития памяти и внимания. «Насекомые»; «Чьи следы»; «Противоположности»; «Найди пару». Ассоциации; «ОтгадайКа»; «Времена года»; «Речевая тропинка»; Пазлы различной тематики; развивающая игра «Ответь на вопрос»; «Логопедическое лото».


Оборудование класса

Ученические столы, стулья, стол учительский с тумбой, шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и пр., магнитная доска, зеркало настенное для индивидуальных занятий, зеркала настольные, шпатели одноразовые стерильные, полотенце, салфетки (бумажные), вата, полотенца бумажные, мыло, напальчники резиновые, спирт.


*Более подробное описание оснащения кабинета указано в паспорте логопедического кабинета








СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Данилов И.В. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников. – М., 2001.

  2. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

  3. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе».Пособие для учителей-логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей - М.: Просвещение,2012.

  4. Козырева Л. М. Программно – методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. – Ярославль: Академия развития, 2006.

  5. Козырева Л. М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Тетр. Для лог. Занятий.- М.: Ярославль: Академия развития, 2006.

  6. Козырева Л. М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетр. Для лог. Занятий.- М.: Ярославль: Академия развития, 2006.

  7. Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетр. Для лог. Занятий.- М.: Ярославль: Академия развития, 2006.

  8. Козырева Л. М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетр. Для лог. Занятий.- М.: Ярославль: Академия развития, 2006.

  9. Козырева Л. М. Программно – методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. – Ярославль: Академия развития, 2006.

  10. Коноваленко В.В. Безударные гласные в корне слова: рабочая тетрадь для детей 6-9 лет. – М.: ГНОМ, 2011.

  11. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопеда. – М.: изд. Гном и Д, 2006.

  12. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: изд. Гном и Д, 2007.

  13. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом упражнений по коррекции акустической дисграфии (в двух частях). – М.: изд. Гном и Д, 2007.

  14. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом упражнений по коррекции акустической дисграфии (в двух частях). – М.: изд. Гном и Д, 2007.

  15. Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761 н. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

  16. Программы для начальной школы по русскому языку УМК «Школа России», УМК «Перспектива». – М.: «Просвещение», 2011.

  17. Программно – методические материалы. Коррекционно – развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение/ Сост. С. Г. Шевченко. - М.: «Дрофа», 1998.

  18. Тригер Р.Д. Русский язык. Подготовка к обучению грамоте учащихся начальных классов. Методическое пособие. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2012.

  19. Тригер Р.Д., Владимирова Е. В. Слова – названия предметов, действий, признаков предметов. – М.: Первое сентября,2004.

  20. Тригер Р.Д., Владимирова Е. В. Русский язык. Звуки речи,слова, предложения.Учебник для 1 класса спец. (корр.)школы VII вида. В двух частях.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2012.

  21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./ М-во образования и наук Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

  22. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996.

Приложение 1


Материалы для оценки достижения планируемых результатов

Слуховые диктанты

1-й класс

Третья четверть


Кот (Ш - Ж)

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья. (20 слов)


Снежная баба (С - 3)

Была зима. Выпало много снега. Дети слепили снежную бабу. Хорошая вышла снежная баба. (15 слов)


Зима (Твердые и мягкие согласные)

Машина привезла много угля. Углем мы топим печку. Из трубы идет дымок. Зимой метут метели. А дома всегда тепло. (20 слов)


Осень (Твердые и мягкие согласные)

Наступила осень. Часто идет дождь. Дует ветер. Улетели на юг ласточки и журавли. Над садами кричат галки. В школу идут школьники. (22 слова)


Зимние забавы (Т - Д)

Пришла зима. В саду сделали каток. Дети катались на коньках по льду. Весело звучали их голоса в морозном воздухе. (21 слово)


Кормушка (Ш - Ж)

Мороз, холод. Снег замёл все дорожки. Коля взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зерна и крошки. (28 слов)


Пришла весна (3 - Ж)

Потемнели дороги. Посинел на реке лёд. Зажурчали звонкие ручьи. С юга летят гуси. Показались первые журавли. (18 слов)


Четвертая четверть

Весна (Ц - Ч)

На улицах журчат ручейки. Прилетели грачи и кричат в роще. На яблоне уже набухли почки. У крыльца большие лужи. Дети целый день пускают кораблики. (25 слов)


Собака Боб (П - Б)

Однажды загорелся один дом. В доме была маленькая девочка. Пожарные послали в огонь собаку Боба. Через минуту Боб вынес из дома девочку. Мать ребёнка плакала от радости. (29 слов)

2—3 классы

Первая четверть

Осень (Проверочный в начале учебного года)

Быстро летит время. Уже пожелтели берёзки. Вода в реке потемнела. Ветер оборвал листья и унёс их. Солнце мало греет. Небо покрылось тёмными облаками. Часто моросит дождь. На юг улетели перелётные птицы. (32 слова)


Вторая четверть

Твердые и мягкие согласные звуки

Звери и птицы в лесу (Мягкий знак в конце слова)

На ель сел дятел. Волк — опасный зверь. Медведь любит мед. На сосне сидит рысь. По кустам бродит лось. На пень сел поползень. На болоте скрипит коростель. По ночам жутко кричит выпь. (36 слов)


Пузырь, Соломинка и Лапоть (Мягкий знак в конце слова)

Пузырь, Соломинка и Лапоть очень дружили. Пошли они гулять. Дошли до речки. Протянулась Соломинка с берега на берег. Пошел по ней Лапоть, а Соломинка сломалась. Упал Лапоть в воду и утонул. Стал Пузырь хохотать, да и лопнул. (41 слово)


На катке (Мягкий знак в середине слова)

Утром зазвонил будильник. Коля встал и вышел на крыльцо. Какой сильный мороз! Каток замёрз. Коля взял коньки и пошел на каток. Там уже были мальчики и девочки. На льду было очень скользко. У малыша замерзли пальцы. (39 слов)


На ёлке (Мягкий знак в середине слова)

В школе ёлка. На ёлке огоньки. Дети танцуют польку. Мальчики и девочки в масках водят хоровод вокруг ёлки. Дед Мороз и Снегурочка раздают кульки с подарками. В кульках большие апельсины, печенье, конфеты. (34 слова)


Ребята играли (А - Я)

Вася читал сказку. Ваня играл с мячиком. Варя и Катя играли в прятки. Надя взяла санки и пошла гулять. Таня катала в коляске куклу. Валя в парке каталась на лыжах. (32 слова)


Во дворе (О - Ё)

Во дворе дома много народа. Коля ждёт Серёжу. Володя поёт весёлую песню. Во двор вышел Алёша. У Алёши новые галоши. На верёвке висят мокрые пелёнки. Стоит воз дров. Его привез дядя Лёня. (34 слова)


Тетёрка (О - Ё)

По поляне бежал зверёк, похожий на кошку. Это был хорёк. Вдруг хорёк заметил тетёрку. Тетёрка тоже увидела врага. Она захлопала крыльями и побежала. Так она отводила хорька от своих птенцов. Хорёк бросился за ней. Но тетёрка улетела. Хорёк злобно посмотрел ей вслед. (43 слова)


Жеребёнок (О - Ё)

Девочки побежали на конюшню смотреть маленького жеребёночка. Лошадей в конюшне не было. Только в одном стойле стояла Зорька, а возле Зорьки маленький жеребёнок. Жеребёнок с белой звёздочкой на лбу косился на девочек и прижимался к матери. А хвост у него пушистый, кудрявый и совсем маленький. (46 слов)


Как устраивают гнезда (У - Ю)

Дикая утка и гусь никогда не приносят в клюве ветку или соломинку для постройки гнезда. Они ищут готовую кучу камыша или хвороста недалеко от воды. Найдут такую кучку, вытопчут ямку и покроют её своим пухом. Этим же пуховым одеялом утка закрывает яйца, если ей надо уйти с гнезда попить или поесть. (56 слов)


Зимой (Твердые и мягкие согласные звуки)

Наступили морозные деньки. Речка замерзла. Дети не боятся холода. Петя и Вася бегут на лёд. В руках у мальчиков коньки. Коньки скользят по льду. Лёд крепкий. Дети рады.

На дворе ледяная горка. Люся и Луша едут с горки на санках. Весело зимой! (43 слова)


Третья четверть

Глухие и звонкие согласные

Булька (П - Б)

У меня была собака Булька. Она была вся чёрная, только копчики передних лап были белые.

Булька был очень сильный. Один раз его пускали на медведя. Он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, но Булька держался, пока его не отлили холодной водой. (48 слов)


Родник (Т - Д, сильная позиция)

День был тёплый. Ярко светило солнце. Дима и Володя гуляли около дачи. Мальчики подошли к высокому дереву. У дерева они увидели родник. Дима и Володя подошли к роднику. Они наклонились и стали ладонями пить воду. Вода в роднике была холодная, как лед. (43 слова)


Отдых (Т - Д)

Выдался на редкость хороший денёк. Мы отправились за город. Старый дед дал нам лодку. Мы переехали на другой берег реки. Там росли крупные незабудки. Ребята забрались на душистый стог сена. Алла и Римма спустились в овраг и нарвали диких роз. (41 слово)


Зима в лесу (С - 3, сильная позиция, П - Б, сильная позиция, оглушение)

Голый и холодный шумит лес. Плохо осенью в лесу белякам-зайцам. Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка.

Пушистым снегом покрылись деревья. Побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую шубку. Весело резвятся они в зимнем лесу. (44 слова)


Гроза (С - 3)

После дождей наступила засуха. Река мелела с каждым днём. Наконец пришла сильная гроза. Все небо затянулось тучами. Замолчали лягушки и птицы. Через лес прокатился первый гром. Заскрипели старые берёзы. Раздался страшный треск. За первыми каплями дождя хлынул ливень. (40 слов)


Была зима (С - 3)

На улице мороз, а Наташе в доме тепло. Весело сидеть у окна и смотреть на узоры. За ночь мороз расписал на стеклах разные узоры. Тут и звездочки, и кружочки, и завитки. Посмотрела Наташа в окно. На дворе от снега все бело. (43 слова)


Весна - красна (С - 3)

Наступила радостная весна. Целый день светит яркое солнце. Деревья проснулись от зимнего сна. Появились почки и нежные зелёные листочки. Скоро зацветут в плодовых садах деревья. На лугах запестреет много ранних цветов. Какое это прекрасное время года! (38 слов)



Плохой поступок (С - 3)

Из деревни до леса дорога шла через поле. У дороги росла зелёная береза. В жару многие отдыхали под берёзой.

Однажды осенью мальчишки уселись под берёзой, развели костёр и стали печь картошку.

Пришла весна. Всё кругом зацвело, зазеленело. И только одна берёза не покрылась зелёной листвой. (47 слов)


Весной (С - 3, сильная позиция, оглушение)

Наступил март. Морозы утихли. Старые сугробы осели и стали плотными. По таким сугробам легко ходить.

С каждым днем весеннее солнце ярче светит. Его ласковые лучи согревают землю. Ива распустила свои нарядные барашки. Гибкие веточки берёз покрылись смолистыми почками. Весело бежит ветерок по лесу.

Прилетели грачи — вестники весны. Они начали строить гнёзда. Скоро в лесу всё зазеленеет, зацветёт, зазвенит. (59 слов)

Коршун (К - Г, сильная позиция, оглушение)

Круги коршуна в воздухе стали меньше, ближе к земле. Вот птица ринулась вниз, схватила Когтями грызуна.

Многие хищники питаются мышами и сусликами. Когда грызуны замечают коршуна, они сразу прячутся. Тогда коршун сядет возле норы и ждёт добычу. Коршуна нужно считать полезной птицей. (43 слова)


Испугались волка (К - Г)

Ходили дети по лесу за грибами. Они набрали полные корзины грибов. Вышли дети на поляну, сели у копны и стали считать грибы. В лесу кто-то завыл. Дети забыли про грибы. Они бросили свои грибы у копны и убежали домой. (43 слова)


Первый космонавт (К - Г)

Человек полетел в космос и вернулся на родную землю. Этот подвиг совершил русский человек — Юрий Гагарин. Чудесная весть облетела все страны. Народы мира гордятся славным подвигом русского пилота. Ликует и радуется вся наша страна.

Честь и слава первому космонавту Юрию Гагарину! (43 слова)


Пришла весна (Ш - Ж)

К нам воротилась весна. Солнце льёт с небес золотыми лучами. Зажурчали по камешкам весёлые ручьи. Зацвели цветы по лугам. Одуванчик поднял свою желтую головку. Расцвели в лесу подснежники. (30 слов)


Зима (Ш - Ж)

Долго стояла хмурая дождливая осень. Неожиданно выпал первый снег. За одну ночь снег покрыл пушистым ковром всю землю. Мороз сковал льдом речку. Первыми высыпали на двор ребятишки. Хорошо покататься на лыжах и санках с горы. (36 слов)


Варежки (Ш - Ж)

Шла жестокая война. Дети помогали взрослым на фронте. Женя связала пушистые варежки. Мать послала их на фронт. Достались варежки бойцу Жукову. Командир послал отважного бойца в разведку. Был мороз, шел снег. Боец полз по снегу. Варежки грели руки. Жуков хорошо выполнил задание. (42 слова)


Тётя Шура (Ш - Ж)

Из ворот выкатился мяч. Следом выбежала девочка лет шести. Она кинулась на мостовую прямо под колёса машины. В ту же секунду пожилая женщина метнулась к девочке и выхватила шалунью из-под колёс. Девочку спасла тетя Шура. Так ласково называют Александру Ивановну Шилову. (43 слова)


Ёж (Ш - Ж, сильная позиция, оглушение)

У меня в доме жил ёж. Сначала он мирно пил молоко, вместе с котом Данилом из одного блюдца. Но потом стал тихонечко теснить кота. Тогда я решил проучить ежа. Я поставил блюдце Данилы на небольшое возвышение. Данила мог легко пить молоко, а ежу никак не дотянуться. Ёж бегал вокруг, а Данила спокойно пил молоко. Он не обращал внимания на злого ежа. (62 слова)


На пруду (Глухие и звонкие согласные, оглушение)

Летом мы поехали за город на пруд. Пруд был широк и глубок. Низко над водой склонилась гибкая ива. На берегу рос высокий могучий дуб. Около пруда низкая беседка. Вдали был глубокий овраг. К нему вела узкая дорожка. За оврагом рос редкий лес. Там были дубки, берёзки, липки. (49 слов)


На озере (Оглушение)

Вокруг озера растут берёзки и низкие кусты. Вода в пруду чистая и гладкая. У берега к дереву привязана лодка. В лодке сидит мальчик. Он ловит рыбку удочкой. Мальчик ловко закинул в воду гибкую удочку. Но робкие рыбки не подплывают близко. (42 слова)


Зима (Оглушение)

На дворе сильный мороз. Петя надел тёплую шубку, шапку и варежки. Он вышел в сад. В саду на дорожках лежит снег. У беседки намело сугроб. На пруду блестит гладкий лёд. По льду мальчики катаются на коньках. Сел Петя в салазки и съехал с горки. Хорошо, что зима пришла. (49 слов)


Зимой (Оглушение)

На дворе сильный мороз. На полях и лугах лежит белый снег. У дома намело большой сугроб. На пруду скользкий лед. Залёг в берлогу медведь. Спит в норе колючий ёж. Птицы давно улетели на юг. (35 слов)


Четвертая четверть

Свистящие и шипящие, аффрикаты


Зима в шкафу (С - Ш)

В углу коридора стоит белый шкаф. Откроешь дверцу, а внутри мороз. Это холодильник.

В тепле молоко, сливки, мясо быстро портятся. А в холодильнике продукты хорошо сохраняются. Приятно в жару выпить стакан холодного кваса, намазать хлеб свежим душистым маслом. (41 слово)


Была трава (С - Ш)

Росла, росла трава и выросла Насте по пояс. Дедушка взял косу и пошел траву косить. Была трава — стало сено. Настя тоже пошла косить, но дедушка дал внучке грабли и показал, как лучше сено ворошить. А когда сено подсохло, дедушка сметал стожок. (43 слова)

Птицы зимой (С - Ш)

Холодно на дворе. Снег покрыл землю и крыши домов. Мороз разрисовал белыми узорами стекла. Снежные шапки повисли на соснах и елях. Прыгают по веткам клесты, шелушат шишки. Нахохлились от холода, распушились воробьи и синицы. Подбирают они крошки в кормушках. Холодно и голодно птицам зимой. (46 слов)


Первый снег (С - Ш)

Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чашу. Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нём. Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно. Хорошо там! (44 слова)


На заводе (С - Ш)

У Саши отец рабочий. Завод, где работает отец Саши, очень большой. На заводе делают разные машины: грузовики, самосвалы и сильные вездеходы. Каждый рабочий на заводе делает свою работу. Отец Саши собирает моторы. Моторы нужны машинам. Без мотора машина не работает. (42 слова)


На лугу (С - Ц)

Как пышно цветёт и зеленеет луг! Он похож на пёстрый ковер. Много здесь разных трав и цветов. Вот дикий овёс золотится на солнце. Из земли выглядывают красные и белые головки мака. Качаются синие колокольчики. На сырых местах целыми полянами красуются голубые незабудки. Порхают над цветами резвые бабочки. (49 слов)


Птицы (С - Ц)

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай. (34 слова)


Скворцы (С - Ц)

Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди.

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад прилетят скворцы. Скворцы — милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. (40 слов)


Весна (Ц - Ч)

Вот и зиме пришел конец. Как-то сразу все изменилось. Ветер пригнал низкие тучи. Укрыли они все небо, и вдруг на землю полился первый дождь. А потом тучи разошлись, показалось солнце, пригрело землю.

Раньше других отметили начало весны синицы. Они бойко перелетали с ветки на ветку, искали в складках коры жучков, червячков. (52 слова)


Птицы (Ц - Ч)

В одной деревне было много садов. В них звонко пели птицы. Осенью в садах было много яблок.

Но вот однажды озорники мальчишки разорили гнезда у птиц. И улетели птички.

Пришла весна. В саду было тихо без птиц. Вредные черви развелись и объели цветы и листья. Осенью не стало в садах яблок. (52 слова)



Находчивость (Ц - Ч)

Однажды пастух пас большое стадо овец в горах. Произошел обвал и перегородил путь овцам. Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой. Люди увидели собаку, прочитали записку и поспешили на помощь. Овцы были спасены.

Правильно говорят, что собака — друг человека. (44 слова)


Злая мачеха (Ц - Ч)

Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело много. Деревья в лесу стояли по пояс в сугробах. Люди сидели в домах и топили печи.

В такую пору, под вечер, злая мачеха приказала падчерице сходить в лес за подснежниками. Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и пошла в лес. (49 слов)


Насекомые (Ц - Ч)

Мухи, жуки, стрекозы и бабочки — насекомые. Бабочка кладет яички. Из яичка выходит гусеница. Гусеница превратится в куколку, а куколка — в бабочку.

Бабочки красивы, но гусеницы их вредны. Гусеницы объедают листья и почки на деревьях. (35 слов)


Новый город Чулак (Ц - Ч)

Кругом лежала безводная степь. Редко встречались в ней колодцы с горькой водой. Такую воду не пьют даже овцы.

Но вот пришли в этот край строители. Из глубин земли добыли прозрачную вкусную воду и стали строить дома. Закипела в Чулаке большая работа. Сейчас улицы в городе прямые, широкие. А по берегам речек — зеленый шум деревьев. (56 слов)


Весной в роще (Ч - Щ)

Был тёплый солнечный денёк. Ребятишки пошли в берёзовую рощу. Девочки ищут ландыши и щавель. Мальчики нашли в кустах ёжика. Долго бродили ребята в лесу. Они возвращались домой поздно вечером. (32 слова)


Летнее утро (Свистящие - шипящие)

Наступило чудесное утро. Дул тёплый весенний ветерок. В овраге журчал чистый быстрый ручеёк. Ласточки гонялись за насекомыми. Слышалась звонкая песня жаворонка. По небу поднималось яркое солнышко. (28 слов)


Сонорные согласные звуки

Черепаха и орёл (Р - Л)

Черепаха просила орла научить ее летать. Не советовал орёл черепахе учиться. Она продолжала его просить. Взял тогда орёл черепаху в когти, поднял вверх и бросил. Черепаха упала на камни и разбилась. (34 слова)


Лён (Р - Л)

Раньше люди тратили много времени и сил, чтобы вырастить лён и наткать холста. Прежде все делали руками. Теперь работают машинами. Особые машины отсекают головки льна от стебля, очищают льняное семя от сорняков. Для обработки стебля есть другие машины. С помощью машин можно собирать богатые урожаи льна. (47 слов)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!