- Коррекционная работа с детьми на основе теории построения движений Н.А.Бернштейна
Нарушения развития,
- с одной стороны, ведут к патологии движений и общения,
- с другой стороны, помогают нам понять физиологические основы , на которых строятся психологические процессы.
Уровни построения движений,
предложенные Н. А.Бернштейном,
можно рассматривать, как
уровни
построения психики человека
Уровень А - движение:
- тонус тела
- поза тела
Уровень А - общение:
- телесное, тоническое,
подстраивание двух тел
друг к другу:
Уровень А – глубокая чувствительность
считается основой восприятия СЕБЯ,
основой Я-сознания.
Пальценосовая проба .
Уровень А - коррекция - Стимуляция
глубокой чувствительности
- После «оживления» глубокой (протопатической) чувствительности работа строится по следующим направлениям:
- - формирование целостности при восприятии и построении тонического ответа;
- - простраивание опор тела - формирование опорных позно-тонических ответов тела;
- - построение оси тела - формирование шейных позно-тонических рефлексов;
- - стимулирование вестибулярного восприятия - формирование вестибулярных позно-тонических рефлексов.
Формирование
опорных позно-тонических ответов тела
Формирование шейных позно-тонических рефлексов
Стимулирование вестибулярного восприятия - формирование вестибулярных позно-тонических рефлексов
Уровень В – движение: двигательные автоматизмы: ползание, сидение, ходьба и т.п.
Уровень В – общение в движении
Уровень В - коррекция
- объединение поверхностной и глубокой чувствительности в единое восприятие
- стимулирование сигнального восприятия в пространстве
- содвижение в общении и игре
Стимулирование сигнального восприятия
Объединение поверхностной и глубокой чувствительности в единое восприятие
Содвижение в общении и игре
Уровень С - восприятие пространства,
владение движениями в пространстве
- Уровень С – основа целостного сознания человека.
Уровень С – восприятие пространства, владение движениями в пространстве
Уровень С – общение:
– совнимание к общей цели
- интонации звучания, мимика, жесты
Уровень С - коррекция
- целостное восприятие пространства;
- достижение целей в пространстве;
- раппорт в общении;
- мимика и интонации общения;
- развитие игры по подражанию.
Уровень С – коррекция Смотрим на маму, смотрим с мамой
Уровень С – коррекция Пряталки
С – коррекция Движение к цели в пространстве
С – коррекция Движения и игра по подражанию
D – движение: восприятие схем, схемы действий, называние схем
Уровень D – общение
Знаки общения
Уровень D - Роли
Уровень D - коррекция
- построение топологического восприятия и движений по представлению,
- основные мифологические сюжеты и роли в игре.
Уровень D – коррекция Построение схем движений по представлению
Уровень D – коррекция Игра, роли
ГРУППА УРОВНЕЙ Е - уровни интеллекта
Движение, общение: развернутая
фразовая речь, письмо,
интеллектуальные действия
ГРУППА УРОВНЕЙ Е - коррекция
- развитие речи,
- мышления,
- творчества.
ГРУППА УРОВНЕЙ Е – коррекция Развитие речи и мышления, творчества