СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция почерка у школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рассказывает об основных принципах коррекции почерка

Просмотр содержимого документа
«Коррекция почерка у школьников»

Коррекция почерка у школьников


1.Что принято считать плохим почерком?

- Невозможно отличить написание некоторых букв (а, е, о, и)

- Буквы различны по высоте, ширине и наклону

- Не соблюдается строка в тетради

- Неровные линии, слабые, с дополнительными штрихами

- Очень сильный нажим (в тетради образуются дырки)

- Из-за почерка у ребенка низкая успеваемость

- Из-за небрежности переписывается один и тот же текст несколько раз

- Проявление апатии и усталости

- Как следствие критики со стороны взрослых – низкая самооценка

- Страх демонстрировать свои тетради родителям и желание спрятать свои тетради

- Отсутствие мотивации выполнять домашние задания

- Медленная скорость письма

Самые частые рекомендации родителям: писать дополнительно в прописях, развивать мелкую моторику.

Почерк - это лишь видимая часть проблемы. Важно определить причину.

2.Различия подходов коррекции почерка:

1) Педагогический акцент

- использовать только прописи

- повторять написание «проблемных» букв большое количество раз

2) Художественный акцент

- буквы рисуем, лепим, печатаем, клеим, вырезаем…

-пробуем разные техники, инструменты, образы букв

- прописям не уделяется много внимания

3) Нейропсихологический подход

-диагностика состояния компонентов функциональной системы письма

- работа с предпосылками навыка письма

- формирования навыка с учетом психологических и возрастных возможностей

3. Диагностика

Со стороны родителей: описывают симптомы: несоблюдение разлиновки, нажим, небрежность, нежелание писать, утомляемость.

Со стороны специалиста: диагностирует состояние разных функций, участвующих в процессе письма: двигательных, оптико-пространственных, уровень работоспособности, самоконтроль и мотивация.

4. Этапы коррекции.

1)Здоровье нервной системы

2)Физические упражнения

3)Графические упражнения

4) Письмо ручкой

Коррекция почерка возможна только в сотрудничестве:

РЕБЕНОК-СПЕЦИАЛИСТ-РОДИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ.

Роль родителей:

- Соблюдение режима дня, обеспечение нормального сна

- Просчитать баланс ресурсов и нагрузок

- Создать условия для соблюдения положительной эмоциональной атмосферы (поощрение через действие, наглядный график занятий)

-Обеспечить рабочее место

- Привести инструменты (карандаши, ручки, кисти) в порядок

- Проконсультироваться у врачей и использовать их рекомендации

- Помощь ребенку должна быть организованной

- Собственная заинтересованность родителей

Роль специалиста:

-Грамотная диагностика и выявление механизма нарушения

- Составление плана действий

- Подбор адекватной методики обучения письму

-Учет рекомендаций смежных специалистов (невролог, логопед, психолог, учитель)

- Вдохновение

Роль учителя:

- Подбор адекватной методики обучения письму

- Учет индивидуальных особенностей (дать дополнительное время, разрешить особые инструменты (ручку-стиралку), не стыдить)

- Учет рекомендаций смежных специалистов

- Терпение и позитивный настрой

Роль ученика:

- Ложиться спать вовремя

- Правильно питаться

- Придерживаться плана и двигаться к его выполнению

-Следить за своими инструментами (сначала при помощи родителей,

а потом более самостоятельно)

5.Двигательные упражнения.

Так как письмо – это ювелирная деятельность, требующая точность координации, поэтому чтобы выполнять мелкие движения, необходимо начинать с крупных движений.

-Ориентировка в пространстве, игры на природе, настольные игры с правилами, творчество (использование различных техник для выражения эмоций, отношений и мыслей)

1) Психические функции.

Наблюдение: буквы в природе, ритмы в природе и жизни, упражнения на внимание.

2)Крупные движения.

Подвижные игры: «Классики», «Резиночки», мячи, скакалки, балансир, ладушки, ручные тренажеры.

3)Графические движения.

Двуручное рисование, разные масштабы письма, техники, инструменты, материалы (чековая лента, рулоны обоев), графические узоры (ритмы).

Использование творческих проектов: «Календарь», «Коллективное письмо другому классу», «Каллиграфический челлендж», совместная поделка, картина, надпись (каждому по букве).

6. Работа с буквой.

- Требования «обведи», «скопируй»-не формируют самостоятельного движения; нет осознанности

- Требование «Делай как я»- не формирует алгоритм. Анализ пространства отдано на самостоятельное осмысление.

Объясните и покажите, как делать движение, а затем выполните его вместе.

Фиксируйте внимание на точке начала. Осмысливаем направление движения и фиксируем указывающую стрелку.

Индивидуальная комплексная работа.

1)Конструирование буквы из элементов

2)Доступная инструкция

3)Усиливаем осознанность, даем ориентиры

4)Анализ буквы по двигательным элементам

5)Совершенствуем новые навыки

При коррекции почерка (графических движений) в 1 классе в букварный период называем элементы букв, название буквы не проговариваем, произносим только звук.

Изменить почерк очень трудно, но можно в любом возрасте.

Эффективнее не «корректировать» почерк, а приобретать новый.

Для детей важно время: письмо начинает автоматизироваться с середины 1 класса и до середины 2 класса.

Коррекция почерка- это марафон в 21 день ежедневной работы по алгоритму.

Почему 21 день?

21 день ежедневной работы требуется для выработки автоматизма какого-либо действия (условного рефлекса), что доказано русским ученым, физиологом, создателем науки о высшей нервной деятельности И.П. Павловым.

Существуют некоторые патологические процессы, при которых 21 дня недостаточно. Например, нарушение миелинизации нервных волокон. Миелиновая оболочка повышает скорость и точность передачи импульсов в нервной системе. Особенное внимание уделяем особой разлиновке (мелкой, частой) и нажиму. Если имеются специфические трудности, например, удержания инструмента, то нужен подход «рука в руке», постоянно нужен контроль мышечного напряжения.

Коррекция нажима. Для определения ощущения нажима желательно использовать кисти или брашпен (аквабраш)-это ручки-кисти. Карандаш и ручка не дают такого ощущения.

Брашпен (аквабраш) -приучают правильно держать карандаш(ручку), происходит сенсорная интеграция.

Если имеются специфические трудности, например, удержания инструмента, то нужен подход «рука в руке», а также контроль мышечного напряжения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!