СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция нарушений речи детей с ограниченными возможностями здоровья средствами проектной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнительно недавно, в логопедическую практику вошел метод проектов. Проектирование – это педагогическая технология, где главную роль играет самостоятельная деятельность воспитанников – исследовательская, познавательная, продуктивная, на протяжении которой дети усваивают, познают окружающую действительность и отражают полученные знания в реальности, в текущей деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Коррекция нарушений речи детей с ограниченными возможностями здоровья средствами проектной деятельности.»

Коррекция нарушений речи детей с ограниченными возможностями здоровья средствами проектной деятельности


Баранова Галина Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула


Говорова Анна Юрьевна,

учитель – логопед МБОУ «Центр образования № 15», г. Тула


Аннотация. В статье показана специфика использования приемов проектной деятельности в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Ключевые слова: проектирование, проектная деятельность, тяжелые нарушения речи, коррекционно – развивающая работа, непосредственно образовательная деятельность, разработка и выполнение проекта, формирование проектно-исследовательских умений, планирование процесса работы над проектом, умение самостоятельно выбирать наиболее продуктивные способы решения задач, умение анализировать полученные результаты, критерии оценки работы над проектом, принцип деятельностного подхода в организации работы над проектом, процесс поисково – познавательной деятельности.


В логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, использование традиционных приемов и методов логопедической практики, оказывается недостаточным. Требуется постоянный поиск новых, современных педагогических технологий, которые будут эффективно применяться в коррекции речевых нарушений.

Сравнительно недавно, в логопедическую практику вошел метод проектов. Проектирование – это педагогическая технология, где главную роль играет самостоятельная деятельность воспитанников – исследовательская, познавательная, продуктивная, на протяжении которой дети усваивают, познают окружающую действительность и отражают полученные знания в реальности, в текущей деятельности.

Рассмотрим исходные теоретические позиции технологии проектной деятельности:

- образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ребенка;

- индивидуальный темп работы обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития;

- комплексный подход в организации образовательного процесса средствами проектной деятельности способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ребенка.

В процессе работы над проектом важно определить стадии его разработки:

- определение проектного задания (выбор темы проекта, выявление подтем проекта);

- формирование творческих групп;

- отбор литературы;

- формулирование заданий, вопросов для групп;

- определение форм выражения итогов проектной деятельности;

- разработка проекта;

- оформление результатов проекта, презентация, рефлексия.

Условиями успешной реализации проектной деятельности является: мотивированность специалистов сопровождения и дошкольников на разработку и выполнение проекта; формирование у детей проектно-исследовательских умений: осознание поставленной цели, умение выявить проблему, формулирование гипотезы, задач исследования, определение методов исследования, планирование процесса работы над проектом, умение самостоятельно выбирать наиболее продуктивные способы решения задач, поставленных в проекте; умение анализировать полученные результаты и соотнесение их с критериями оценки работы над проектом.

Проанализировав особенности применения данного метода в коррекционной работе специалистов, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи, были выявлены принципы, на которых базируется проектирование в целом. В первую очередь – принцип деятельностного подхода. Главная идея которого заключается в том, что воспитанники не должны являться пассивными участниками образовательного процесса. На оборот, на них возлагается ведущая роль. Ребенок должен проявлять активность на пути освоения новых знаний, умений и навыков, через процесс поисково – познавательной деятельности. Главным лозунгом, которой будет сотрудничество между педагогом и ребенком, детьми в коллективе друг с другом. Обязательным условием реализации данного метода является учет ведущего вида деятельности, не только в целом, но и в конкретном варианте – учете ведущего вида мышления дошкольников, соответственно возрастной группе. Учитывая аналитические данные, педагог может грамотно выстроить тактику ведения образовательного процесса.

Важной особенностью использования метода проектов в коррекционной деятельности учителя-логопеда – предоставление возможности детям самостоятельно искать путь решения поставленной задачи, дозированное участие взрослого, без преобладающего права на указание действий при выполнении заданий детьми; возможность сотрудничества на равных не ограничиваясь ролями.

Компетентно используя в логопедической практике приемы проектирования можно существенно активизировать коррекционный процесс работы над звукопроизношением (на этапе постановки, автоматизации, дифференциации и закреплении раннее нарушенных звуков), способствовать совершенствованию и развитию всех речевых навыков в целом, высших психических процессов, коммуникативных навыков. Но прежде, чем приступить к реализации данного метода, необходимо четко разграничить роли участников образовательного процесса. Рассмотрим роль учителя – логопеда в применении проектной деятельности.

Учитель – логопед:

- осуществляет подбор актуальной и соответствующей коррекционной задачи на конкретный временной промежуток;

- разрабатывает, компонует и помогает с выбором актуального лексического, дидактического материала, который можно использовать для решения поставленной проблемы;

- назначает координаторов для контроля и осуществления проекта;

- поддерживает, стимулирует и поощряет воспитанников на протяжении всей работы над проектом.

При использовании метода проектирования в работе учителя – логопеда, так же как и в работе воспитателя, важным моментом является выделение этапов осуществления проекта.

В самом начале, на первом этапе реализации проекта, необходимо выбрать задачу, которая будет решаться на протяжении всего проекта. Этот этап называется целеполаганием. Взрослый, будь то воспитатель или учитель – логопед, помогает ребенку с выбором задачи, основываясь на его индивидуальных возможностях и предпочтениях. Задача устанавливается на короткий промежуток времени. На втором этапе создается план действий по решению проблемы. Данный этап имеет название «разработка проекта». Решаются вопросы организационного плана, такие как где можно взять необходимую информацию, кого можно привлечь для решения поставленной задачи, что будет необходимо использовать при достижении поставленной цели. От второго этапа осуществляется плавный переход к третьему, заключительному этапу – практической части. На данном этапе осуществляется подведение итогов проделанной работы, выявляются возникшие трудности, отмечаются новые приобретенные знания и умения, полученные воспитанниками в ходе реализации проекта.

В своей практике мы стараемся создавать проекты по каждой изучаемой лексической теме. Это необходимо, в первую очередь, для выполнения основной цели коррекционно – развивающей работы - формирование и развитие всех компонентов речи.

Для содержательности и насыщенности проектов, широко используется интегративная деятельность. Так при составлении проекта, в его содержание обязательно включаются содержательные фрагменты разных видов деятельности: рисование, лепка, конструирование, математические представления.

Применение метода проектирования в логопедической практике играет значительную роль, так как коррекционная деятельность с использованием метода проектов направлена на отбор разнообразного учебно-методического материала, используемого учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Включение дошкольников в работу над проектом способствует формированию таких исследовательских умений как: самостоятельно выбирать наиболее продуктивные способы решения задач, умение анализировать полученные результаты. Важно, что вовлекая детей в проектную деятельность учитель-логопед способствует развитию познавательной деятельности ребенка, являющейся одним из эффективных условий речевого развития.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!