СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция нарушений чтения у учащихся младших классов

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коррекция нарушений чтения у учащихся младших классов»

Коррекция нарушений чтения

у учащихся младших классов

У множества учащихся начальных классов наблюдаются проблемы в овладении процессом чтения, в то время как успешное овладение чтением способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, развитию словаря и грамматического строя речи. Многие ученые указывают на огромную роль чтения в формировании человека, как саморазвивающейся личности. Так, известный психолог Б.Г.Ананьев писал, что дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредством чтения и письма. Своевременное устранение нарушений чтения предупреждает возникновение нарушений письма.

Чтение является письменной формой речевой деятельности, при которой осуществляется понимание заложенной в тексте информации в результате перевода зрительных знаков в речеслуховые. Это сложный психофизиологический процесс. Он осуществляется в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов. Выделяется две стороны процесса чтения: с одной стороны, восприятие буквенных значков, соотнесение зрительного образа слова и его слухопроизносительного образа, т.е. его техническая сторона, с другой стороны – понимание читаемого. Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: беглость, правильность, выразительность, сознательность. Три первых качества составляют технику чтения. По мере развития технической стороны осознание читаемого становится главным качеством. Становление технической стороны идет поэтапно: от послогового к чтению целыми словами, затем – словосочетанием и предложением. Постоянная тренировка превращает техническую сторону в автоматизированный навык.

Процесс чтения можно представить графически при помощи метафоры «велосипедного колеса». На предлагаемой модели техника чтения соотносится с покрышкой, все нейропсихологическое обеспечение с помощью спиц, личный опыт отмечается осью, способность превращать содержание текста в свой личный, познавательный опыт в виде обода. Представив «колесо чтения» движущимся по поверхности условного текста, видно согласованную работу всех элементов структуры. По данной схеме также видно, невозможность правильного усвоения читаемого текста при нарушении одного из структурных элементов.

Дислексия, или специфическое расстройство чтения, является наиболее распространенным расстройством учебных навыков у детей. Слово "дислексия" имеет греческое происхождение и означает "трудности со словами" (dys - плохой, неадекватный, lexis - слова, речь). Термин применяют к тем людям, которые с большим трудом овладевают навыками чтения и правописания, в частности, с трудом осваивают письменную речь. Это частичная неспособность к освоению навыка чтения, связанная с нарушениями функций или недоразвитием определенных участков коры головного мозга. Дети не "перерастают" дислексию! Коррекция представляет собой комплексный подход, включающий немедикаментозное воздействие, направленное на тренировку познавательных функций, и/или их закрепление в качестве компенсаторного механизма. Кроме того, полезным может оказаться медикаментозное лечение.

При устранении нарушений чтения необходимо учитывать, что дислексия не является изолированным нарушением. Поэтому логопедическое воздействие направляется на весь комплекс речевых нарушений, на устранение нарушений устной речи, чтения и письма.

Выделяются следующие виды дислексий в зависимости от нарушенных механизмов: фонематические, оптические, мнестические и семантические.

Фонематические вызываются недоразвитием функций фонематической системы: слухопроизносительной дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза. Выделяются две группы нарушений чтения:

- нарушения чтения, связанные с недоразвитием слухопроизносительной дифференциации фонем, различение звуков;

- нарушения, связанные с недоразвитием фонематического анализа и синтеза.

Затруднения вызывают буквы, обозначающие звуки сходные акустически и артикуляторно: ц – с, ш – щ, ч – щ, ж – ш,  з – с, б – п, д – т, твёрдые и мягкие, идёт замещение при чтении данных букв. При недоразвитии функций фонематического анализа и синтеза наблюдается побуквенное чтение, вставки, пропуски, перестановки; трудности чтения обратных слогов.

Оптические нарушения чтения связаны с недоразвитием высших зрительных функций: зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений. В процессе овладения чтением отмечаются трудности в усвоении сходных графически букв, их смешения и замены.

Мнестические нарушения чтения связаны с трудностями установления связей между звуком и буквой, ребенок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку. Проявляются в трудностях усвоения  всех букв, в недифференцированных заменах букв.

Семантические нарушения чтения (механическое чтение) – это нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении. Вызываются недоразвитием звуко-слогового синтеза; нечеткостью, недифференцированностью представлений о синтаксических связях слов внутри предложения.

Следует отметить, что нарушения чтения у детей с недостатками интеллекта встречаются преимущественно в комплексном, осложненном, а не в чистом виде. При устранении нарушений чтения используется принцип поэтапного усложнения заданий, большое количество упражнений. Методика устранения строится с учетом особенностей его проявления, степени выраженности, механизмов дислексии. При работе используется взаимодействие различных анализаторов, опора на более сохранные психические функции. Следует учитывать и общедидактические принципы: индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности.

Пути коррекции различных видов дислексий

Устранение фонематических дислексий

В случаях, если дети смешивают буквы, проводится работа по дифференциации смешиваемых звуков. Работа проводится по плану:

1.Уточнение артикуляции звука с использованием зрительных, кинестетических, тактильных, слуховых восприятий.
2.Выделение звука на фоне слога.
3.Определение наличия звука в слове.
4.Определение места звука в слове.

В дальнейшем проводится работа по сопоставлению смешиваемых звуков: изолированно, в слогах и словах, в предложениях. Соответственно проводится соотнесение звука и буквы.

Пример: дифференциация Ц – С

Изолированно:

1.С помощью кинестетических ощущений уточняется расположение органов артикуляции.

2.Определение звуков по артикуляции.

В слогах:

1.Логопед произносит слоги: ца, су, со, цу, сы. Ученики поднимают нужную букву.

2.Повторение слогов за логопедом.

3.Чтение слогов.

4.Придумывание слогов.

В словах:

1.Определить, какой звук в слове (ц или с): находится в начале слова, в конце, в середине.

2.Определить, в какой последовательности идут данные звуки в словах: скворец, лисица, синица, нарцисс.

3.Подобрать слова со смешиваемыми звуками.

4.Назвать слова из прочитанного текста со смешиваемыми звуками.

5.Отобрать картинки, в названиях которых звук С, затем Ц.

6.Загадки, лото.

 При побуквенном чтении, искажениях звукового и слогового состава слова проводится следующая работа:

1.Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из двух гласных.

2.Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из согласного и гласного (первоначально обратный слог).

3.Составление слогов: прямых и обратных.

4.Фонематический анализ слова.

5.Развитие слогового анализа и синтеза:

- отхлопать слово по слогам;

- сосчитать количество слогов;

- изменить порядок звуков в слоге (прямой - обратный);

- добавить недостающий слог: -пог, по-  -да, -бака (са, су, со);

- составить слово из слогов.

Устранение оптических дислексий

Работа проводится в следующих направлениях:

1.Развитие зрительного восприятия и узнавания.
2.Расширения объёма и уточнение зрительной памяти.
3.Формирование пространственного восприятия и представления.
4.Развитие зрительного анализа и синтеза.

Можно предложить следующие упражнения:

- назвать предметы, изображенные на картинке;

- назвать контурное изображение предметов;

- назвать перечеркнутые контурные изображения;

- выделить контурные изображения, наложенные друг на друга;

- найти букву среди ряда других;

- соотнести буквы, выполненные разным шрифтом;

- узнать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;

- определить буквы в неправильном положении;

- выделить буквы, наложенные друг на друга;

- упражнения на уточнение представлений детей о форме, величине, цвете;

- упражнения на развитие зрительной памяти («Чего не стало?» и др.);

- упражнения, направленные на формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза (право – лево, верх – низ с использованием предлогов, запомнить расположение предметов по отношению друг к другу, рисование по речевой инструкции и др.).

 Устранение мнестических дислексий

Одним из методов устранения мнестической дислексии, когда дети не могут запомнить, какая буква соответствует тому или иному звуку, является использование пальцевого показа изображения буквы. Ведь известно, что развитие мелкой моторики руки тесно связано с развитием речи ребенка. Например: буква О – круг, составленный из большого и указательного пальцев; А – эти же пальцы широко раздвинуты, Р – изображение головы лошади. Первоначально, при изучении буквы дети сопровождают называние буквы показом, затем по мере запоминания буквы, показ отходит. Практика показывает, что с использованием данного метода дети быстрее запоминают буквы, в дальнейшем улучшается скорость чтения, постепенно механическое чтение переходит в осознанное.

 Устранение семантических дислексий

Семантические нарушения чтения, возникающие вследствие недоразвития звуко-слогового синтеза, преодолевается частично при улучшении технической стороны чтения. Когда ребенок перестает обращать внимание на узнавание буквы, слияние букв в слоги; начинает читать целыми словами, тогда внимание и мышление ребенка освобождается для усвоения семантического значения слов и текста в целом. В данном случае используются различные тренировочные упражнения, направленные на развитие техники чтения. Другая сторона работы направлена на расширение активного и пассивного словаря, актуализацию имеющегося опыта учащихся, их представлений, понятий.

Виды работы:

- подготовка к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсии, демонстрацию картин, видеоматериалов;

- работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями;

- упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста. 

Упражнения на выработку речевого дыхания.

ФУТБОЛ

Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

СНЕГОПАД

Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

БАБОЧКА

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

МЕДВЕЖАТА

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы кушать. Слова произносятся протяжно, на выдохе, четко произнося звук М:

Мам, меду б нам.

Мам, молока бы нам.

В ЛИФТЕ

Мы едем на лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос: едем с первого этажа на девятый, а затем спускаемся.

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ

Учащиеся, делают вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

   Н  Б С  М  Н  П  Х  Ч   М  К  Б  П  Р  В  С

   Ш  Ж  Н  Б  В  Д  З  Т  Г  П  Ц  Г  Х  З  Н 

   М  Н  Д  Г  М  Л  Р  В  С  Ж  З  Ш  Н  К  Ц

   Д  Л  Р  П  В  Ф   Т  Б  Х  З  Ш  Н  Г   К   П

    Т  С  Ч  П  Р  Л  Г  Н  Ш  К  В  Б  З  Н  Щ  

Техника выполнения упражнений:

воздух набирать через нос;
плечи не поднимать;
выдох должен быть длительным и плавным;
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

Развитие фонематического восприятия

Техника выполнения упражнений:

покажите букву и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы;
произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при произнесении «у» - губы сложены трубочкой).

упражнения

Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ. Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно.
Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно.
Составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом выложить эту песенку из звуковых символов и прочитать составленную схему. По данной же схеме идет работа с другими звуками речи и буквами их обозначающими.

Развитие четкости произношения
Упражнения, развивающие артикуляционный  аппарат.

Тренировка в произнесении гласных по порядку, сочетаний гласных, сочетаний гласных и согласных, сочетаний согласных.

Работа со скороговорками. Проговаривать медленно с постепенным увеличением скорости. Читается хором и  отдельными учениками.

Чтение блоков.

Цель: отработка навыка чтения целыми словами, тренировка глазных мышц и развитие произвольного внимания.

Запись блоков производится на доске в столбик или ряд во время урока, с требованием читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

Первая группа блоков.

Ба  бы  б-э-э-э  во!  Вы  га  да  до  ды  же

Ка  ку  ли  ля  лю  ми  м-у-у  мы  мэ-э-э  но

Ай-ай  ей-ей  ек-ек  ой-ой!  Во-во!  Га-га-га!  Ба-ба

Га-га-га!   Да-да-да!   Эй-эй!

Ба-ба  дя-дя  па-па  ма-ма

 

Вторая группа блоков.

Ага                бай                   сам                     шар                   пол

Аут                баз                   бык                    бэр                     вон

Выя               дар                   дом                    уже                    зал

Ему               бош                  кар                     зим                     лот

Ива               лом                   сон                     мыс                    шаг

 

Лю         люк        лук        лос         лис        мыс         рис     

Бэ           бэр         бор        бур        бук         бим        бус

Уж          муж       луж       лыж       пыж       паж         маж     

 

Третья группа блоков.

Бокс               борт           борщ              верх           волк          толк           полк

Зонт               зонд            корт               лифт          лярд          морж         торт

Фонд             форт            порт              цинк          шарф          шест          шёлк

 

Четвертая группа блоков.

Вверх           взмах            взнос            взмыл            вклад

Смысл          спорт            столб           страж             трест

Гвалт             тракт           Днепр           Днестр           Дрозд

Значения незнакомых слов объясняются логопедом.    

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям

«Сложи слова»

Слова пишутся на двух карточках. Сложить карточки так, чтобы получилось слово (бе-реза, ли-са, моло-ко, пе-тух).

«Словесные горки»

из                                        ры                                 ста

изб                                      рыб                               стар

изба                                    рыба                              старый

избушка                             рыбка                            старик

старушка                           рыбак                             старичок

ко

кот

крот

булка

сорока

снегирь

соседний

скворечник

«Полустертые слова»

1.Шалунья – резинка стерла часть букв. Попробуйте восстановить и прочитать слова. Стерты элементы букв.

2.В словах стерта верхняя или нижняя часть. Догадайтесь, какие слова написаны.

Упражнения на развитие оперативной памяти

Большое место занимает использование мнемотехники. Для того, чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

«Загадка (Яблоко)»

«Про насекомых»

Работа также ведется с помощью зрительных диктантов (И.Т.Федоренко). В наборе имеется 6 предложений. Наращивание длины предложения происходит по 1-2 буквы. Работа ведется в разных вариантах: чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного. Варианты наборов изменяются с постепенным увеличением количества букв (от 8 до 46 в последнем наборе).

 Упражнения на развитие зрительного внимания

1.В квадратах буквы. Нужно посмотреть на них внимательно и записать на чистом листе расположение букв в клетках. Количество букв можно варьировать: сделать меньше или больше

Упражнения с таблицей Шульте. Для детей 1 – 2 классов можно упростить.

Разнообразные упражнения, описанные выше, являются примерными, в творческой работе педагог может подбирать и другие подобные упражнения, учитывая характер и сложность нарушения чтения и психофизические возможности каждого ребенка. При подборе заданий необходимо учитывать следующие принципы: поэтапного усложнения заданий, большое количество упражнений, доводимые вырабатываемые временные связи у ребенка до полной автоматизации. Также учитываются общедидактические принципы: индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности.

Опыт работы показывает, что дислексии у учащихся успешно преодолеваются и дети-дислексики, сумевшие преодолеть свой недостаток, могут стать весьма преуспевающими взрослыми.

Список использованной литературы:

Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе [Текст]: учеб. для студентов дефектологических факультетов / А.К.Аксенова. -М.: ВЛАДОС, 2002.-320с.
Аксенова, А.К., Якубовская Э.В.  Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы [Текст]: учебное пособие / А.К.Аксенова. -М.: Просвещение, 1991.-320с.
Гаврина С. Е., Кутявина И.Г., Развиваем познавательные способности у детей[Текст]: пособие / С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина -Ярославль.: изд-во Академия развития, 2005.-128с.
Гончарова, Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса [Текст] / Е.Л.Гончарова // Дефектология.-2007.-№1.-с.4-11
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе [Текст]: / Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. -М.: ТЦ Сфера, 2006.-192с.
Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст]: пособие для логопедов / Л.Н.Ефименкова -М.: ВЛАДОС, 2003.-336с.
Корнев, А.Н. Дислексия – реально существующее явление или искусственный концепт? [Текст]/ А.Н.Корнев // Дефектология.-2007.-№1.-с.59-65
Лалаева, Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы [Текст]: пособие для логопедов/ Р.И.Лалаева,-М.: Просвещение, 1978.-88 с.
Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии [Текст]: / Е.В.Мазанова. -М.: изд-во ГНОМиД, 2006.-184с.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза [Текст]: / Е.В.Мазанова. -М.: изд-во ГНОМиД, 2006.-128с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!