СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Коррекция индивидуальных эмоциональных проявлений слабовидящих детей в процессе творческой деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет по  теме самообразования  воспитателя Крыловой Т. Т.

 

Просмотр содержимого документа
««Коррекция индивидуальных эмоциональных проявлений слабовидящих детей в процессе творческой деятельности»»


ГБОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 62 III-IV вида












Отчет по самообразованию

воспитателя Крыловой Т. Т.

на тему:

«Коррекция индивидуальных эмоциональных проявлений слабовидящих детей в процессе творческой деятельности»





















Г. Улан-Удэ

За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают различные виды зрительных деприваций, вследствие чего ребенок осознает свой дефект, как неполноценность, у него возникает ряд психологических проблем, которые препятствуют нормальному развитию коллективного общения и взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Затруднения социального развития, выпадение из коллектива в свою очередь, обеспечивает нарушение развития эмоциональной сферы.

В нашей школе, по моему наблюдению, существует проблема нестабильности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста. Дети с нарушениями зрения склонны к повышенной тревожности, раздражительности, неадекватности поведения, безразличия к окружающему, инертности, агрессивности, уход в мир своих фантазий. Изучение данной проблемы и делает актуальной мою тему для самообразования. Стоит отметить, что признаки эмоциональных сбоев у обучающихся нашей школы, настолько заметны при обычном наблюдении, что в большинстве своем нам нет необходимости специально диагностировать таких обучающихся, а вот работа с ними довольно сложна. Известно, что благоприятным периодом для коррекционно-развивающей работы является именно младший школьный возраст. Связано это с тем, что мотивационно-смысловая система еще не сформирована и поэтому открыта позитивным изменениям. Формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

Следовательно, изучив особенности эмоциональной сферы младших школьников с нарушениями зрения, можно оказать прямое или опосредованное воздействие на нее с целью развития, сглаживания и коррекции имеющихся недостатков, с целью нормализации поведения, повышения мотивации к процессу обучения и общения. Обращаю особое внимание на то, что снятие высокого и повышенного уровня тревожности важно именно в младшем школьном возрасте, так как это является обязательным условием обеспечения эффективности учебной и других видов деятельности, успешности школьной и социальной адаптации.

Изучая особенности развития детей с нарушениями зрения, я пришла к выводу о том, что компенсация чувственного опыта, а также специально организованное воспитание и обучение таких детей могут снизить негативное влияние нарушений развития на эмоциональную сферу. Эмоциональные состояния детей с нарушением зрения имеют субъективный характер, в тоже время они всегда обуславливаются внешними воздействиями.

Коррекция эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста может быть индивидуальной, когда воспитатель работает с ребенком один на один при отсутствии посторонних лиц, и групповой, где работа происходит сразу с группой детей со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния всех участников друг на друга.

Коррекция эмоциональной сферы у детей с нарушениями зрения это хорошо организованная система педагогического воздействий. Работа воспитателя должна быть направлена на то, чтоб смягчить эмоциональный дискомфорт у детей, научить их быть более самостоятельными, устранить вторичные личностные реакции (возбудимость, тревожность, агрессия, мнительность), которые обусловлены эмоциональными нарушениями.

Важным этапом коррекционной работы с детьми является коррекция уровня тревожности, самосознания, саморегуляции, самооценки, формирование эмоциональной устойчивости. Воспитатели используют и применяют в практике разнообразные методы, которые помогают скорректировать эмоциональные нарушения у детей.

С целью коррекции эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения младшего школьного возраста, можно использовать: изобразительное творчество, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений и игры. Содержание, организация и методика проведения которых направлена на ориентировку в пространстве (двигательное раскрепощение), преодоление замкнутости, скованности, нерешительности детей и на развитие у детей навыков совместной деятельности, формирование доброжелательного отношения друг к другу.

Более подробно можно рассмотреть такой метод коррекции эмоциональной сферы как изобразительное творчество – арт-терапия. Именно она является одним из ведущих методов коррекции эмоциональных нарушений у детей имеющих зрительные депривации.

В настоящее время ценность применения искусства в целях терапии заключается в том, что с его помощью можно исследовать различные чувства и эмоции: радость, горе, обиду, волнение, тревожность, ненависть, агрессию, поэтому очень важно принимать во внимание все работы творческой и изобразительной деятельности не смотря на их качество, содержание и форму выполнения. Воспитатель решивший заняться с детьми творческой деятельностью, должен создать для ребенка безопасную среду, какой могут являться кабинет или студия, и обеспечить ее различными материалами для изобразительного творчества и находиться рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Дети могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии воспитателя выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства.

В разных литературных источниках, общепринятой точкой зрения авторов является высказывание, что целями арт – терапии можно считать:

-дать уйти негативным чувствам и агрессии, снять напряжение;

-облегчить процесс лечения;

-получить материал для интерпретации и диагностических заключений;

- проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять;

- выяснить причину сильных переживаний;

-создать отношение эмпатии и взаимного принятия;

-развить чувство внутреннего контроля;

-сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах;

-развить художественные способности и повысить самооценку.

Слово «терапия» переводится как «лечение», слово «арт» - искусство, «коррекция» - исправление. Какая деятельность может быть коррекционной через средства арт - терапии? Любая творческая деятельность. И прежде всего - собственное творчество, как бы ни было оно примитивно и упрощено. Любое рисование, лепка, фантазирование, конструирование - это тоже очень эффективно. Форма проведения воспитательных занятий может быть как сугубо индивидуальной, так и групповой. Коррекционная работа при помощи средств арт-терапии может сочетаться с музыкальным воздействием, движениями под музыку, элементами драматизации и медитации – наличие методов и способов практически неисчерпаемо. Есть и более простые способы. Ребенок просит рассказать ему сказку, а это тоже творчество, может быть, менее эффективное, чем активные методы, но зато куда более доступное и содержательное. Эффективны все виды творчества.

В культурно-досуговой деятельности незрячих и слабовидящих детей в условиях их проживания в нашей школе-интернате, арт-терапией занимаются все. Родители, учителя, воспитатели, психологи, тифлопедагоги. Весь коллектив вносит терапию искусством в ежедневное общение с детьми, делает это частью их жизни, но существует ряд условий, которые необходимо при этом соблюдать. Творчество, любое и в любой форме, должно быть для ребенка радостью, в нем невозможно никакое принуждение. Нужно поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству у ребенка и если оно возникло, взрослым необходимо представить его как очень важное и радостное дело.

На эмоциональную сферу детей с нарушением зрения положительно влияют разные виды творческой деятельности. Дети в процессе арт-терапевтических занятий дополненных играми, чтением сказок, театральных постановок, прослушивании музыкальных композиций открывают закономерности и особенности взаимоотношений в мире людей, а также приобретают важные для этого качества и умения.
Арт-терапия включает в себя изотерапию - лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством. Ребенок, рисуя то, что его интересует и волнует, получает уникальную возможность «выплеснуть» на бумагу свои переживания, а не «хранить» их в себе. Прорисовывая их, ребенок как бы «изживает» вызванный ими страх.

В настоящее время в нашей школе используются самые разнообразные методы коррекции эмоциональной сферы у детей с нарушениями зрения (игра-терапия, сказка-терапия, арт-терапия, музыка-терапия). А если на занятиях применять эти методы вместе, то они работают достаточно успешно, и соответствуют психическим особенностям детей с нарушениями зрения. Последний фактор оказывается немаловажным. Обустройство помещения для игра-терапии, например, не требует значительных организационных и финансовых затрат. Что касается сказка-терапии, то для детей с ослабленным зрением этот метод считается незаменимым, так как концепция терапии при чтении или рассказывании сказки основана на идее ценности метафоры как носителя информации жизненно важных явлениях, о жизненных ценностях. Поэтому в условиях школы интерната для детей с нарушениями зрения методы арт-терапии, в частности, терапии через рисунок, необходимо дополнять другими направлениями, такими как:

- библиотерапия – воздействие чтением;

- имаготерапия - воздействие через образ, театрализацию, кукла-терапию, драматизацию;

- музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки;

- вокалотерапия - воздействие пением;

- сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

- кинезитерапия — воздействие через движения;

- танцевальная терапия, коррекционная ритмика (воздействие танцевальными движениями), хореотерапию;

- игротерапия;

- пескотерапия – воздействие через песок (игры с песком).




Детально изучив все вышеизложенные направления, и изучив особенности детей с нарушениями зрения, я выбрали те, которые, на мой взгляд, являются более эффективными в коррекции эмоциональной сферы наших воспитанников.

Игротерапия. Для того чтоб ребенок был более активен в реабилитационной работе огромное внимание должно уделяться организации досуга слабовидящих и незрячих детей. В начальной школе после уроков игра является средством активизации, так как, играя, ребенок развивается в физическом, психическом и социальном направлениях. При помощи игры можно решать самые разные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого - оказывать растормаживающий, тонизирующий эффект, а для третьего стать шкалой коллективных отношений. Игра дает информацию об окружающей среде служит тренировкой в различных жизненных ситуациях, позволяет детям с нарушением зрения проектироваться в выполнении двигательных актов и общественных взаимодействий, которые будут необходимы в жизни. Игра оказывает огромное влияние на развитие самых важных сторон поведения ребенка. Игра помогает расширить возможности детей инвалидов по зрению, для освоения предметно-практического и теоретического опыта. Игры как средство реабилитации подразделяются на развивающие двигательные навыки, умственные способности ребенка, эмоциональную сферу, коррекцию поведения, а также игры на ориентировку в пространстве, что немало важно для слепых и слабовидящих детей. Учитывая психологию незрячего и слабовидящего ребенка, в интересах мотивации его деятельности необходимо организовать игру с яркими, крупными и привлекательными игрушками. Во время проведения игры очень важно постепенно усложнять правила игры. Также необходимо развить и закрепить каждый элемент совместных действий, поддержать при удачном проявлении подражания, любую попытку завязать общение со стороны ребенка, целенаправленно формировать игровые приемы, навыки и качества у ребенка.

Перед тем как вступить в игровые действия с детьми воспитателю необходимо продумать все до мелочей и учесть психологические особенности их возраста. Итак, цель игротерапии в занятиях по коррекции эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения - дать ребенку свободу, позволить выплеснуть негативные эмоции, научиться играть по правилам, дать возможность самому оценивать свое поведение, понять свой творческий потенциал. Результатом каждой игры является поддержание положительного «Я» ребёнка.

Терапия изобразительным творчеством – это занятия связанные в первую очередь с рисованием, лепкой и аппликацией. Изобразительное творчество позволяет ребёнку ощутить и понять самого себя; выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний прошлого. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих функций организма. В процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие мозга. Будучи напрямую связанным с важнейшими функциями, рисование не просто способствует развитию зрения, двигательной координации, речи, мышления, но и связывает их между собой. Изотерапевтическая работа предполагает большой набор различных материалов для творческого процесса. Материалы для художественного творчества слепой или слабовидящий ребенок может определить как нечто, из чего состоят разные предметы или из чего они могут быть созданы. Материалы, используемые для создания художественной продукции, могут представлять все что угодно и иметь определенный вес, плотность, текучесть, пластические свойства, текстуру, форму и цвет. С чем может работать ребенок с плохим зрением, это может быть все, что поможет сформировать у незрячего ребёнка представления о предметах и их свойствах. Принадлежности для рисования: краски, кисти, карандаши, восковые мелки, цветная бумага, губки для закрашивания, салфетки, ватные палочки, старые газеты, журналы, обои, фольга. Материалы для лепки: пластилин, глина, специальное тесто, пленка, коробки от конфет, дерево, пластик, стекло, открытки, веревки, тесьма, текстиль. А также природные материалы, во всем их многообразии. Каждый ребенок будет творить как хочет и что хочет, для удовольствия и для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, переживания.

Музыкальную терапию широко применяют для работы с широким спектром нарушений, в частности: эмоциональная нестабильность, отклонения в развитии, поведенческие нарушения и сенсорный дефицит. В жизни детей - инвалидов по зрению музыка должна быть с самого раннего возраста. Музыка имеет большое значение для развития эмоциональной сферы, становления личности слепого или слабовидящего ребенка, она может стать не только его профессией, но и помочь в ориентировании и мобильности, так как способна развить слух. Музыкальная стимуляция улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы. Уровень гормонов стресса в крови в значительной степени снижается у тех, кто регулярно слушает расслабляющую спокойную музыку. Ритм музыки побуждает ребенка к движению. Особенно это полезно незрячим малоподвижным детям. Музыка является ключом к системам человеческой памяти, когда возвращение и воскрешение прошлых событий, что очень важно для детей постепенно теряющих зрение – одна из главных задач. Музыка и речь – это родственные, взаимно влияющие друг на друга виды деятельности. Прослушивание музыкальных произведений детям с нарушениями зрения помогает развивать речь. Музыка несет в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения. Таким образом, можно сделать вывод, что при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции, поднять настроение, снизить чувство тревожности, у неуравновешенных детей сформировать чувства внутреннего покоя, радости, положительные эмоции, желание общаться друг с другом. Приобщение детей к шедеврам классической музыки способствует формированию у слабовидящих дошкольников эстетических эмоций, вкуса и становлению эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства художественной культуры.

Сказкатерапия. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс у детей со зрительными депривациями. Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета», помогают развиваться способности человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума. Сказки дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями Содержание сказки исцеляет своей неистребимой верой в добро. Сказка направлена на обогащение и активизацию словаря, освоение значения слов, формирование эмоционального фона детей, развитие личностных качеств воспитанников, создает условия для общения друг с другом. Сказка является коррекционным методом работы с детьми, имеющими нарушения зрения, по формированию у них устной речи. В сказках затрагиваются важные для детского мировосприятия темы и проблемы: добра и зла, альтруизма и жадности, смелости и трусости, милосердия и жестокости, упорства и малодушия. Когда дети слушают сказки, у них появляется желание походить на положительного героя. В жизни они постоянно сталкиваются с проблемами, где надо побеждать, бороться, делать выбор. Дети пользуются примером положительного героя из сказки в борьбе со своими страхами и проблемами. Однако каждый ребенок постоянно сталкивается с конкретными проблемами, подчас требующими прагматичного решения. Именно здесь помогут сказочные истории, ориентированные на конкретные проблемы.

Танцевальная терапия выполняет ряд функций, очень важных для детей, не имеющих зрения: функцию высвобождения сдерживаемых, подавляемых эмоций, в том числе социально нежелательных, функцию моторно-ритмического выражения избыточной энергии и функцию саморегуляции. Танцевальная терапия для детей - инвалидов является прогрессивной в области коррекции эмоционально-волевой сферы, двигательных навыков с целью развития мелкой моторики, мимической активности, эмоциональной коммуникативности и развития моторно-образного воображения.

Предназначение танцевально-двигательной терапии:

- для тех, чьи проблемы связаны с телесностью;

- проблемы, связанные с образом тела, с общим ощущением скованности, напряжения и мышечными зажимами в разных частях тела, или тревогой;

- для всех, кто испытывает эмоциональные трудности, конфликты, стресс;

- для тех, для кого некоторые чувства или переживания оказываются слишком сильными, для детей, переживающих стрессовый или кризисный период в своей жизни.

У занимающихся танцетерапией слабовидящих детей воспитывается правильное ощущение красоты движений, способность передавать в них определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства. Танцевальная терапия является коррекционным курсом, заложенным в учебный план школы интерната для слабовидящих детей. Преподавание обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков физического и психического развития детей средствами музыкально- ритмической деятельности, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности. В процессе занятий у детей с патологией зрения укрепляется мышечный корсет, формируется правильное дыхание, развиваются моторные функции, вырабатывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует оздоровлению детского организма в целом.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что арт-терапия в сочетании с другими направлениями в коррекции эмоциональной сферы слепых и слабовидящих детей считается мягкой, но эффективной. Арт-терапия – это лечение искусством, оно не просто лечит, а развивает способности и, прежде всего, творческие, которые способствуют более ясному, тонкому выражению человеком своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению - с другой. Занятия арт-терапией особенно нужны детям с ограниченными возможностями, которые в силу физических и психических особенностей своего состояния зачастую социально не адаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт осознания себя, развитие новых навыков и умений позволяют им более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала способствует возможностям принимать решение, более успешно отстроить свою жизнь.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что большую роль в формировании эмоциональной сферы младших школьников с нарушениями зрения является реакция на осознание своего дефекта. Чаще всего наблюдаются трудности в установлении контактов со здоровыми сверстниками, боязнь привлечь внимание к своему недостатку, ранимость, обидчивость, уход в мир фантазий. Но иногда встречается и другой вариант личностного развития — стремление к демонстративности, эгоцентризму, тенденции к манипулированию окружающими.

Эмоциональная сфера характеризуется неустойчивостью и динамичностью, появляются отрицательные эмоциональные состояния: тревожность, повышенная эмоциональная напряженность ребенка, которая приводит к снижению активности и устойчивости поведения, деструктивному поведению в форме агрессивности, наличие чувства страха.

Коррекция представляет собой особую форму воспитательной деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, оказание ему специальной помощи. К коррекционным методам эмоциональной сферы у детей с нарушениями зрения можно отнести игра-терапия, сказка-терапия, арт-терапия, изо-терапия.

Причем арт-терапия отличается наиболее сильным влиянием на эмоциональную и личностно-смысловые сферы младшего школьника, так как рисование и изображение связано, прежде всего, с радостью, а радость повышает уверенность, формирует позитивное отношение к жизни, а это именно те качество в развитии которых особо нуждается ребенок с нарушением зрения, страдающий большим количеством страхов. Таким образом, при рисовании возможно переосмысление событий, формирования своеобразной независимости, уход в мир фантазий и воспоминаний.

Изучив возрастные особенности младших школьников с нарушением зрения, и психологию слабовидящего ребенка, можно оказать прямое или опосредованное воздействие на эмоциональную сферу с целью ее развития, сглаживания и коррекции имеющихся недостатков, с целью нормализации поведения, повышения мотивации к процессу обучения и общения. Обращаем особое внимание на то, что коррекция эмоциональной сферы детей нарушением зрения необходима именно в младшем школьном возрасте, так как это является обязательным условием обеспечения эффективности учебной и других видов деятельности, успешности школьной и социальной адаптации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!