СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Корпоративное обучение как эффективное средство повышения профессиональной компетентности учителя на рабочем месте

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня в образовании    утверждаются качественно иные принципы организации жизни и деятельности людей, меняется методология норм и ценностей. Именно поэтому все настойчивее повторяется тезис о переходе к компетентностному образованию как одному из условий действительной перестройки общеобразовательной школы в условиях заявленной модернизации. 

Просмотр содержимого документа
«Корпоративное обучение как эффективное средство повышения профессиональной компетентности учителя на рабочем месте»

"Корпоративное обучение как эффективное средство повышения профессиональной компетентности учителя на рабочем месте"

(Областной конкурс «Педагогическое мастерство» 26.06.2015, ИПК ПР)


«Жизнь убедительно доказывает, что от школы, от обучения и воспитания нового человека, зависит будущее страны. Можно много говорить о нравственных качествах педагога и о его профессионализме. Но всё это приобретает своё подлинно революционно преобразовательное значение, если учитель понимает, что ему нужно перестраивать в школе и каким образом. Здесь недостаточно общих разговоров, призывов, вдохновляющих речей. Необходима компетентность» (Дьяченко). Сегодня в образовании утверждаются качественно иные принципы организации жизни и деятельности людей, меняется методология норм и ценностей. Именно поэтому все настойчивее повторяется тезис о переходе к компетентностному образованию как одному из условий действительной перестройки общеобразовательной школы в условиях заявленной модернизации. Изменяется содержание и форма подготовки учителя, основанные на принципе "обучение на протяжении жизни". Важнейшим качеством становится непрерывность образования, которое понимается как систематизированное, целенаправленное образование человека на протяжении всей жизни. Для того, чтобы сделать непрерывное образование управляемым, необходимо использовать новые формы непрерывного образования, механизмы управления им.

Работа в рамках эксперимента «Методика и методология корпоративного обучения» подразумевает создание кооперации учителей объединенных в единый организм. Под корпоративным обучением понимают повышение образования на рабочем месте и получение новых профессиональных компетенций. Целью корпоративного обучения является повышение эффективности работы каждого педагогического работника в школе.

Корпоративное образование – это своего рода зеркало, которое отражает актуальные потребности в сфере квалификации, компетентности, профессионализма производственного и управленческого персонала. В отличие от профессионального образования в колледже, вузе, учебные центры корпоративного образования в своей основе обеспечивают обязательное адекватное, своевременное и полномасштабное реагирование на запросы школы в сфере повышения квалификации работников и передаче им практических навыков работы в новой производственной среде. Корпоративное образование, как живая динамическая система или организм, очень быстро и четко реагирует на любое инновационное изменение в образовании и производственных отношениях, а также на возникающие образовательные потребности и запросы школы.

Понятие «корпоративное образование» для теории и методики профессионального образования довольно ново, что является одной из причин достаточной размытости его определения. Сам термин «корпоративное образование» (рис.1) исторически и этимологически сочетает в себе два определения: «корпорация» и «образование». Корпорация (лат.corporatio – сообщество) – это экономическое понятие. Оно означает объединение, общество, союз, юридическое лицо – совокупность физических лиц и компаний, объединившихся для достижения какой-либо цели. Образование – это педагогическое понятие. Оно означает процесс и результат усвоения определенной суммы знаний, навыков, умений. В нашем случае речь идет о специальном образовании, которое вооружает знаниями, навыками, умениями, необходимыми для работника определенной области труда.


На сегодняшний день такой формой подготовки и повышения квалификации в школе является Университет непрерывного образования (УНО). Название «университет», как форма подготовки и повышения квалификации накладывает определенный отпечаток на содержание образования. Университет предполагает универсальность содержания образования.

Университет непрерывного образования как инновационная форма подготовки и повышения квалификации строится на следующих принципах:

    • непрерывности образования;

    • индивидуализации образовательных целей и программ;

    • коллективной природы образовательных процессов.

Непрерывность образования, индивидуализация образовательных целей и программ, коллективная природа образовательного процесса - это целостность, которую нельзя нарушать, так как каждый элемент в отдельности реализовывать не имеет смысла. В этой целостности заключается методологическая основа Университета непрерывного образования.

В данной модели образовательное пространство представлено базовыми структурными секторами (базовое пространство), в которых реализуются образовательные и образовательно-производственные процессы, а также инфраструктурными службами, которые обеспечивают нормальное функционирование системной целостности образовательного пространства. Эти 5 служб организуют жизнь базового пространства, т.е. нахождение и движение людей по разным структурным подразделениям. Задача людей – войти в это пространство и выйти оттуда, при этом, побыв в разных местах, решить свои образовательные задачи. Для эффективного, полезного пребывания в этом базовом пространстве приходится регулярно выходить из базового пространства и пройти через инфраструктурные подразделения (службы), у которых свои специальные предназначения

Структура корпоративного обучения строится на основе организации кооперации учителей, обучение в которой охватывает различные сферы: это теоретическая подготовка, практика, создание собственного опыта, исследовательская деятельность. Все это происходит во время очных сессий и в форме дистанционного обучения

Дистанционное обучение происходит через сайт дистанционного обучения ИПК ПР Павлодарской области, на котором вывешивается график выполнения заданий модуля, сами задания, здесь же можно увидеть свою оценку и замечания модератора модуля.

Высокой эффективности обучения в УНО способствует выбор форм обучения, которые разнообразны – это лекции, семинары, корпоративная электронная библиотека, тренинги, коучинги мастер-классы, наставничество. Автоматизированные обучающие системы (АОС) – это современные средства индивидуального корпоративного обучения, которые наряду с электронными учебниками, комплектами дистанционного обучения, ролевыми, инновационными, деловыми и организационно-деятельностными играми составляют дидактическую основу корпоративного обучения. Корпоративное образование решает ряд задач, которые свойственны только ему. Например, первичное обучение – это чаще всего послевузовское обучение молодых специалистов. Основная цель – сокращение сроков адаптации, а также подготовка принятых работников к работе в конкретной организации.

В ходе такого обучения формируется модель учителя, у которого совершенствуются методическая, исследовательская, управленческая, коммуникативная, образовательные компетенции.

Результатом обучения становится

осознанное отношение к процессу своего обучения

потребность в самостоятельности

потребность в осмысленности обучения (для решения важной проблемы и достижения конкретной цели), что обеспечивает мотивацию

практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков

наличие жизненного опыта — важного источника обучения

влияние на процесс обучения профессиональных компетенций


Миссия корпоративного образования состоит в создании новых прикладных профессиональных знаний, во взаимодействии школ с образовательной системой, в развитии практических навыков учителей. Практическая направленность корпоративного обучения – главный отличительный признак специфической образовательной системы в виде УНО (А.И.Беляев). С точки зрения Перегудова С.П. корпорация есть «социально-политический институт». Тем самым в корпоративном институте усиливается социальная сторона профессиональной активности людей, объединенных совместной деятельностью и совместными интересами. Корпоративный институт, в отличие от любого другого, выполняет функцию, которая остальным не свойственна. Это организация интересов – сущность корпорации. В корпоративном институте управляют интересами работающих в нем, организуют корпоративное обучение на принципах корпоративности. Интерес – это, с точки зрения психологов, проявление положительного, эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению. В нашем случае речь идет о профессиональном интересе, который связан с производственной педагогикой. Все проблемы в корпоративном вузе возникают в результате взаимодействия школ и обучающего центра. Их нужно предугадывать, прогнозировать и включать в объекты обязательного управления. Наиболее сложными проблемами являются чисто управленческие, связанные с формированием у сотрудников профессионального интереса к производственной педагогике, мотивации к самосовершенствованию в профессионально-педагогической деятельности и любым изменениям в образовании и решение этой проблемы будет реализовано в данном проекте.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!