СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коренной перелом в ходе ВОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначается для учащихся 9 класса. Здесь говорится о коренном переломе в ходе ВОВ.

Просмотр содержимого документа
«Коренной перелом в ходе ВОВ»

Тема урока:

«Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны»


Целевая аудитория: 9 класс


Цели урока:

  1. Формирование знаний о коренном переломе в ходе Великой Отечественной войны, основных событиях второго периода войны, их итогах и результатах.

  2. Развитие умений и навыков на основе изученного делать выводы, давать оценку.

  3. Воспитание чувства патриотизма, гордости за героическое прошлое народа.


Задачи урока:

  1. Учащиеся должны уяснить нарастающее сопротивление Красной Армии, всемирно-историческое значение разгрома фашистских армий под Сталинградом и Курском, в чем заключался коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

  2. В ходе работы по таблице уметь сравнивать, анализировать, делать вывод.


Оборудование к уроку, необходимые дополнительные материалы: Раздаточный материал (Приложение 1 - 6), карта «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1941 -1945гг.», военная песня «Священная война», ноутбук, проектор, компьютерная презентация к уроку, выставка книг о войне.


Тип урока: комбинированный.


Эмоциональное погружение учащихся: перед началом урока звучат песня «Священная война» (на экран проектируется слайд 1, содержащий тему урока).

Слайд 1

План урока:

I этап – мотивационно-ориентированный.

1.Организационный момент, отслеживание и выравнивание эмоционального состояния учащихся.

2. Сообщение темы, цели и задач урока.

Слайд 2


3. Проверка домашнего задания по группам:

  1. группа (7 человек) - тестирование, (Приложение 1)

  2. группа (остальные учащиеся) - фронтальный опрос.

- В чем причины неудач Советской армии в начальный период Великой Отечественной войны?

- Назовите и дайте характеристику битве, в которой немецкая армия потерпела первое крупное поражение в войне.

- Каково было положение на советско-германском фронте к лету 1942 года?

II этап – операционно-исполнительный. (Формирование новых знаний)

1. Установления взаимосвязи с пройденным материалом:

18 ноября 1942 года закончился первый период Великой Отечественной войны. Контрнаступлением советских войск под Сталинградом начинается новый период, названный историками «коренным переломом»

Слайд 3


2.Формулирование проблемы:Почему события 19 ноября 1942 – декабря 1943 года историки определяют как «коренной перелом» в ходе Великой Отечественной войны? Какие военные операции обеспечили победу под Сталинградом и Курском? В чем значение битв под Сталинградом и Курском?


Слайд 4


3.Формирование новых знаний:

Словарная работа: «Коренной перелом» – это перехват стратегической инициативы, переход от обороны к стратегическому наступлению, изменения соотношения сил. (Запись определения в тетрадь)

Рассказ учителя: К осени 1942 г. Советские войска, действовавшие севернее Сталинграда, были усилены артиллерией, танками и авиацией. В Ставке Верховного Главнокомандования разрабатывается план контрнаступления. Каково же было соотношение сил накануне 19 ноября 1942 года?

Работа с таблицами:

Слайд 5


Соотношение сил и средств на Сталинградском фронте к 19 ноября 1942 года


Силы и средства

Советске войска

Противник

Соотношение

Личный состав

1 103 000

1 011 000

1,1 : 1

Орудия и минометы

15 501

10 290

1,5 : 1

Танки и штурмовые установки

1 493

675

2,2 : 1

Самолеты

1 350

1 216

1,1 : 1



Соотношение сил и средств

на Сталинградском фронте на начальном этапе

Сталинградской битвы (Приложение 2)


Сталинградский фронт

6-я полевая немецкая армия

12 дивизий - 160 000 человек

14 дивизий – 270 000 человек

2 200 орудий и минометов

3 000 орудий и минометов

400 танков

Около 500 танков

8-я воздушная армия 454 самолета

4 –й воздушный флот 1 200 самолетов

Рефлексия. Сравнить соотношение сил и средств на Сталинградском фронте на начальном этапе и к 19 ноября 1942 года.

Вывод: К 19 ноября 1942 года соотношение сил и средств на Сталинградском фронте изменилось в пользу Советской Армии.

Формулирование проблемы:

Какие же операции обеспечили победу под Сталинградом?

Слайд 6


Рассказ учителя: План начала контрнаступления получил кодовое название «Уран». Идея плана контрнаступления сводилась к тому, чтобы прорвать оборону противника на флангах и затем сходящимися ударами со стороны Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов окружить и ликвидировать группировку противника.

Слайд 7


Ранним утром 19 ноября 1942 года войска Юго-Западного и Донского фронтов перешли в наступление под Сталинградом. В 7 часов 20 минут подана команда «Сирена», означавшая мощнейшую артподготовку. 3500 реактивных установок «катюша», орудий и минометов начали громить оборону немецко-фашистских войск. Один час велся огонь на разрушение и 20 минут – на подавление. Сокрушительный огонь нанес противнику тяжелый урон и произвел на него устрашающее воздействие.

Слайд 8


Рассказ учителя с использованием карты «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войне 1941 -1945гг. Сталинградская битва»: В конце ноября 1942 года началась подготовка новой наступательной операции советских войск под Сталинградом, «Сатурн». Войска Юго-Западного и Воронежского фронтов в ходе этой операции должны были разгромить основные силы 8-й итальянской армии на рубеже населенных пунктов Новая Калита-Вешенская, и войска вермахта на реке Чир, в районе населенного пункта Тормосино, а затем наступать в общем направлении на Миллерово и Ростов-на-Дону, чтобы запереть группу армий «Дон» на Кавказе. В результате этой операции войска противника были окружены и попали в «котел».

Слайд 9


8 января 1943 года командованию окруженной группы был предъявлен ультиматум о капитуляции, но генерал Паулюс отклонил предложение, второй ультиматум 17 января был также отклонен. Началось осуществление операции, получивший кодовое название «Кольцо». Проведение операции целиком возлагалось на Донской фронт, в состав которого входили 62-я, 64-я и 57 армии Сталинградского фронта. Представителем Ставки на Донском фронте был назначен генерал-полковник артиллерии Н.Н.Воронов. Изучение обстановки подсказало план операции – рассечь «котел» по прямой линии с запада на восток, уничтожив вражеские войска.

Слайд 10


Утром 26 января войска 21-й и 64 –й армий, наступавшие с запада, встретились с пробивавшимися к ним на встречу частями 62-й армии. Соединение советских войск произошло на северо-западных склонах Мамаева кургана и на окраине поселка завода Красный Октябрь. Окруженная группировка была расчленена на две части: южную – зажатую в центре города, и северную – зажатую в районе Тракторного завода и «Баррикады».

Слайд 11


31 января ввиду безвыходного положения сдался Паулюс, которому Гитлер накануне присвоил звание фельдмаршала.

Слайд 12


2 февраля 1943 года северная группа войск вермахта в заводском районе Сталинграда капитулировала. Свыше 40 тысяч немецких солдат и офицеров сложили оружие. Боевые действия на Волге прекратились.

Слайд 13


«В кольце под Сталинградом оказалось 22 дивизии… Фашистское командование обрекло на гибель сотни тысяч своих солдат. Несколько месяцев оно заставляло их сражаться без всякой надежды на спасение . По существу, эти люди по воле гитлеровской клики были обречены на полное уничтожение. Только гуманность советского народа спасла жизнь многим немецким солдатам.

В плен было взято свыше 91 тысячи солдат и офицеров… Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Вчерашние враги теперь стояли перед нами безоружные, подавленные. В глазах одних – отрешенность, у других уже проблески надежды».

Из воспоминаний К.К.Рокоссовского

Формулирование выводов о значении Сталинградской битвы, сделанных учащимися в ходе изучения новой темы их запись в тетради

Слайд 14

Значение Сталинградской битвы

  1. Положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне и всей Второй мировой войны.

  2. Означала полный провал доктрины немецко-фашистской армии.

  3. Наше оперативное искусство и тактика выдержали суровую практическую проверку.

  4. Советские вооруженные силы выбили у врага стратегическую инициативу в войне и перешли в общее наступление на широком фронте от Ленинграда до предгорий Кавказа.

  5. Вырос международный авторитет Советского Союза.

Продолжение рассказа учителя. После Сталинградской битвы началось наступление Закавказского фронта, и к весне 1943 года была освобождена значительная часть Северного Кавказа. Летом 1943 года фашистское командование надеялось взять реванш за поражение под Сталинградом. В летнее-осенней кампании 1943 года решающим событием стала Курская битва.

Слайд 15


За Сеймом, на холмистом берегу,

Незваный гость по нашим сёлам бродит.

Мы не забудем Курскую дугу,

Но трижды враг ее не позабудет.

12 июля 1943 года в ходе Курской битвы произошло крупнейшее во Второй мировой войне встречное танковое сражение (с обеих сторон в нем участвовало до 1200 танков и самоходных орудий), завершившееся поражением наступавшей немецкой танковой группировки.

Слайд 16


Формулирование выводов о значении Курской битвы, сделанных учащимися в ходе изучения новой темы их запись в тетради


Слайд 17


III этап – рефлексивно-оценочный.

Фронтальный контроль:

Возвращаемся к нашей проблеме:

Слайд 18


1. Почему события 19 ноября 1942 – декабря 1943 года историки определяют как «коренной перелом» в ходе Великой Отечественной войне?

(Cтратегическая инициатива перешла к советской армии, изменение соотношения сил произошло в пользу советской армии)

2. Назовите основные операции второго периода Сталинградской битвы

(«Уран», «Сатурн», «Кольцо»)

3. Укажите хронологические рамки Сталинградской и Курской битв

(17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва, 5 июля – 23 августа 1943г. – Курская битва)

4. В чем значение Сталинградской и Курской битв?

Выставление оценок за тестирование, индивидуальные ответы.

Домашнее задание: Изучить параграф в учебнике, (Приложение 3,4, 5)

Творческое задание: составить синквэйн по шаблону: (Приложение 6)


Слайд 19Урок окончен. Всем спасибо за внимание! До свидания!Слайд 20


Приложение 1

1. Пакт о ненападении между СССР и Германией был подписан:

в августе 1938 г.

в августе 1941 г.

  1. в августе 1939 г.

  2. в июне 1941 г.

2. Великая Отечественная война началась:

  1. 1 сентября 1939 г.

  2. 22 июня 1941 г.

  3. 22 июня 1940 г.

  4. 22 июня 1942 г.

3. Укажите кодовое название плана германского командования, разработанного для взятия Москвы:

  1. «Барбаросса»

  2. «Тайфун»

  3. «Ост»

  4. «Блау»

4. Контрнаступление Красной Армии в Московской битве началось:

  1. 6 декабря 1941 г.

  2. 19 ноября 1942 г.

  3. 6 июля 1941 г.

  4. 16 апреля 1942 г.

5. Назовите высший орган государственной власти в годы Великой Отечественной войны:

  1. КГБ

  2. СНК

  3. ГКО

  4. ВЧК

6. Одной из причин неудач Красной армии в первые месяцы Великой Отечественной войны было:

  1. некомпетентность И.В.Сталина и нерешительность высшего военного командования

  2. предательство генерала А.А.Власова, сдавшего свою армию врагу.

  3. эвакуация военных заводов на Урал

  4. действия немецких шпионов и диверсантов на крупных предприятиях оборонного значения.

7. Кто из советских военачальников руководил обороной Москвы:

  1. Г.К.Жуков

  2. А.М.Василевский

  3. К.К.Рокоссовский

  4. И.С.Конев

8. Издание И.В.Сталиным приказа №227 «Ни шагу назад!» было вызвано угрозой:

  1. захвата немцами Крыма

  2. нового прорыва немцев под Москвой

  3. потери Сталинграда и выхода немцев к Волге

  4. захвата немцами Ленинграда

9. Какое из перечисленных событий произошло в 1941 г.

  1. Сталинградская битва

  2. сражение на Курской дуге

  3. битва под Москвой

4. освобождение Крыма

10. В чем состоял стратегический план советского командования в 1942г?

  1. нанесение трех ударов по врагу под Ленинградом, на Украине, в Крыму.

  2. оборона по всей линии фронта

  3. тактическое отступление к Волге с целью завлечения врага в глубь страны.





Приложение 2

Соотношение сил и средств на

Сталинградском фронте к 17 июля 1942 года.


Сталинградский фронт

6-я полевая немецкая армия

12 дивизий - 160 000 человек

14 дивизий – 270 000 человек

2 200 орудий и минометов

3 000 орудий и минометов

400 танков

Около 500 танков

8-я воздушная армия 454 самолета

4 –й воздушный флот 1 200 самолетов


Приложение 3

Понятия и основные даты урока

Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к стратегическому наступлению, изменения соотношения сил.

Котел – район окружения войск.

19 ноября 1942 г. – начала контрнаступления советских войск под Сталинградом.

30 ноября 1942 г. – начало операции «Сатурн».

8 и 17 января 1943 г.- предъявление ультиматумов

26 января 1943 г. – встреча войск 21, 64, 62 армий на склонах Мамаева кургана и в районе завода «Красный Октябрь»

31 января 1943 г. – взятие в плен Паулюса.

2 февраля 1943 г. – окончание Сталинградской битвы

5 июля – 23 августа 1943 г. – Курская битва

12 июля 1943 г. – великое танковое сражение под Прохоровкой

Октябрь-ноябрь 1943 г. – битва за Днепр, освобождение Украины

Приложение 4


Второй этап Сталинградской битвы

19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 года

Военные операции:

«Уран» - 19 – 30 ноября 1942 года

Цель: прорвать оборону противника и сходящими ударами окружить и ликвидировать противника.

Фронты: Юго-Западный, Донской, Сталинградский

Командующие: Н.Ф.Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Еременко


«Сатурн» - ноябрь – декабрь 1942 года

Цель: разгромить основные силы 8-й итальянской армии и начать наступление в общем направлении на Миллерово и Ростов - на - Дону.

Фронты: Юго-Западный, Воронежский.

Командующие: Н.Ф.Ватутин


«Кольцо» 10 января – 2 февраля 1943 года.

Цель: расчленить «котел» по прямой линии с запада на восток, уничтожив вражеские войска.

Фронт: Донской

Командующий: К.К.Рокоссовский

Координировали действия фронтов – Г.К.Жуков, А.М.Василевский



Приложение 5


Курская битва

5 июля 1943 – 23 августа 1943 гг.

Военные операции:

Курская оборонительная – 5 июля – 23 июля 1943 год

Орловская наступательная – 12 июля – 18 августа 1943 г

Белгородско –Харьковская – 3 августа – 23 августа 1943 г.

Фронты:

Центральный – командующий К.К.Рокоссовский

Воронежский – командующий Н.Ф.Ватутин

Юго-Западный – командующий Р.Я.Малиновский

Степной – командующий И.С.Конев

Координировали действиями фронтов – Г.К.Жуков, А.М.Василевски


Приложение 6

СИНКВЭЙ:

Шаблон: Существительное

прилагательное прилагательное

Глагол Глагол Глагол

Фраза (из 4 слов)

Существительное (вывод)

Битва

Сталинградская Курская

Защищать Бороться Отстаивать

Коренной перелом в ходе войны

Победа.

Армия

Советская Немецкая

Уничтожить Сражаться Прекращать

Провал немецко-фашистской доктрины

Разгром

Командование

Фашистское советское

Надеяться Поражать Завершать

Выбили у врага стратегическую инициативу

Успех

Дивизии

Советские Немецкие

Уничтожить Брать Поражать

Рассечь «котел» по прямой линии

Уничтожение












«КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»


ЦЕЛИ УРОКА:

I. Образовательные:

* раскрыть сущность, показать истоки коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;

* показать всемирно-историческое значение разгрома фашистских армий под Сталинградом и в Курской битве;

* проследить ход освободительных боев осенью 1943 года.

II. Развивающие:

* продолжить развитие картографических, хронологических умений;

* внести вклад в развитие навыков работы с персональными компьютером;

* продолжить развитие навыков характеристики исторической личности, работы с историческими таблицами, документами (текстовыми и звуковыми).

III. Воспитательные:

* способствовать воспитанию у учащихся чувства высокого патриотизма на славных примерах лучших традиций русского военного искусства;

* формировать интерес к исторической науке, воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Т и п у р о к а: урок изучения нового материала.

В и д у р о к а: комбинированный – лекция с элементами беседы, тестирование.

О с н о в н ы е з н а н и я: разгром немецких войск под Сталинградом и его историческое значение; разгром немецких войск под Курском, Орлом, Харьковом; историческое значение Курской битвы.

О с н о в н ы е п о н я т и я: коренной перелом в ходе войны; Курская дуга, Прохоровское поле, антигитлеровская коалиция;

ОБОРУДОВАНИЕ:

* компьютер

* CD «ИСТОРИЯ РОССИИ. XX век. Ч. 3»; CD «От Кремля до Рейхстага»

Проблемное задание:

*В чем заключался коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация знаний.

  3. – В течении предыдущих уроков мы изучали события 1939-1942 гг., связанные с внешней политикой СССР в предвоенные годы, началом ПМВ и непосредственно началом ВОВ и сейчас я предлагаю вам вспомнить основные моменты.

1. Индивидуальные задания:

- Решение тестов

2. Работа с классом.

1). Работа с иллюстрацией. Задание из части В 12.

- Кто изображён? О каком событии идёт речь?

- Почему нападение на СССР было неожиданным для Сталина?

- На сколько лет был подписан пакт о ненападении?

2). Как назывался план вермахта, цель которого состояла в молниеносном разгроме советских Вооружённых сил и оккупации СССР?

-Покажите на карте три направления немецких войск.

3). Что такое антигитлеровская коалиция? Когда она возникла?

4). Значение победы под Москвой.

(Сдать тесты).

IV. Постановка проблемного задания.

-?- В 1942 году произошло событие, которое военные историки называют переломным, потому что оно оказало большое влияние на весь дальнейший ход Второй мировой войны. Западные исследователи считают таким событием Битву у Эль-Аламейна (Северная Африка). Отечественные историки утверждают, что таким событием была Сталинградская битва.

- Вижу, вы удивлены. Почему?( - Так как существует две разные точки зрения по одной проблеме).

- Значит, какой вопрос возникает? (- Кто прав?)

- Если мы с вами возьмём в качестве гипотезы вторую точку зрения и попытаемся её доказать или опровергнуть, как будет звучать тема нашего урока? (-«Сталинградская битва - начало коренного перелома в Великой Отечественной войне»).

V. Работа над новым материалом.

Работа с рабочими листами.

1. Запись темы в тетрадь.

-« Сталинградская битва - начало коренного перелома в Великой Отечественной войне».

2. Объяснить значение термина «коренной перелом».

- Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.

Перед вами рабочие листы, по мере объяснения нового материала, будем заполнять таблицу.

Дата

Сражение

Результаты и значение сражения

19 ноября 1942 – 2 февраля 1943

Контрнаступление советских войск под Сталинградом

Начало коренного перелома

23 октября-3 ноября 1943 года

Битва у Эль-Аламейна

Начало отступления из Египта немецких и итальянских дивизий

5. Рассказ учителя.

- Итак победа под Москвой породила у советского руководства надежду на быстрый разгром противника. Сталин предполагал, что Гитлер вновь организует наступление на Москву и сосредоточил оборону города. Однако, у Гитлера были другие планы. Он пустил дезинформацию об операции на Москву под кодовым названием «Кремль», а сам сосредоточил войска в юго–восточном и южном направлении.

- К какому городу рвался Гитлер?


- Для него это было важно. С одной стороны, Гитлер был мистиком, считая Сталинград городом Сталина, городом вождя, которого боготворил народ, которому доверял, с потерей города народ потеряет всю надежду на вождя, а с другой стороны, Гитлер- тактик. Сталинград - это крупный промышленный центр, производящий танки, это крупнейший транспортный узел, через который проходила вся кавказская нефть в центр, это- ворота на Урал, где все металлургические заводы. Разгром Сталинграда привел бы к преодолению сопротивления русских. Создавались благоприятные условия для вступления в войну Турции и Японии. По мнению участника обороны Сталинграда лейтенанта В.Нек­расова, ставшего после войны писателем, «горькое лето» 1942 казалось более страшным, чем лето 1941: гнетущее чувство «смертельной опасности» охватило страну даже больше, чем годом раньше.

- Учитель: Когда Сталин понял истинную цель наступления немцев, он отдает приказ от 28 июля 1942 года, который знал каждый воин. Что это за приказ?

(«Ни шагу назад!» № 227)

(обратимся к документу )

Документ (читает ученик).

«У нас стало намного меньше территории, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. У нас сейчас уже нет преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше –значит загубить себя и вместе с тем и нашу родину.

Ни шагу назад! Таким должен быть теперь наш призыв.

Безусловно, ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем отступать.

Формировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов, поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий, и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов»

Учитель: Этот приказ знали все фронтовики.

6. Рассказ материала подготовленными учениками.

1) . Контрнаступление советских войск под Сталинградом начался 18 ноября 1942 года. Этот план разгрома немцев под Сталинградом носил кодовое название «Уран» и был разработан Жуковым и Рокоссовским. Силами Юго-Западного и Сталинградского фронтов по сходящим направлениям окружить немцев с целью разгрома. Начались бои за Сталинград. Каждая улица, каждый дом оказывал сопротивление врагу. Особенно в историю вошла защита дома Павлова, где воины держали оборону 58 дней и положили немецких солдат столько, сколько их погибло при захвате Франции.

2). О мужестве наших защитников говорили сами немцы. Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: «…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы.

Среди защитников Сталинграда были и наши земляки:

- Богословский Артём Иванович;

-Яблоновский Василий Филиппович;

-Савельев Павел Власович;

- Шапка Григорий Дмитриевич;

-Денисенко Николай Моисеевич.

3). Благодаря мужеству и героизму защитников Сталинграда город удалось отстоять. Николай Сердюков… В одной из атак он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.

Михаил Пассар, снайпер, уничтожил 272 фашиста, погиб в атаке.

Легендарный подвиг Гастелло повторил в небе Сталинграда Владимир Землянский… Солдаты и генералы, лётчики и танкисты, снайперы, разведчики, сандружинницы… Они отстояли город на Волге. Весь мир, затаив дыхание, следил за исходом битвы. Сталинград стал синонимом массового героизма советских солдат, целых полков, дивизий. Неувядаемой славой покрыли свои знамёна 62-я армия (командующий генерал В.И. Чуйков) и 64-я армия (командующий генерал М.С. Шумилов), рядом с бойцами регулярной армией сражались жители города.

2 февраля 1943 года армия немецкого генерала Паулюса капитулировала. Сталинград был освобожден.

7. Просмотр хронику военных лет.

(Видео).

Учитель: Каково значение Сталинградской битвы?

(Она положила начало коренному перелому в ходе ВОв).

- А что же происходило у Эль - Аламейна? 23 октября - 3 ноября 1942 г. 8-я английская армия Монтгомери начала наступление против немецко-итальянских войск на территории Египта. После упорных боёв англичане вынудили противника начать отступление из Египта. Военные действия в Африке вели 17 итальянских и немецких дивизий, а на советско-германском фронте – 260 дивизий…

-?- Итак, какая битва, на ваш взгляд, являлась началом коренного перелома в ходе Второй мировой войны?

Учитель:Окончательно закрепила коренной перелом в ходе Вов битва на Курской дуге.

Разве можно забыть

Нам с тобой сорок третий

Помнишь – Курская битва

Тогда полыхала?..

И советский солдат,

Уходивший в бессмертье,

Был сильнее огня и надежней металла.

Запишите даты.

Дата

Сражение

Результаты и значение сражения

5 июля-23 августа 1943 года

Курская битва

Закрепление коренного перелома

(просмотр видео «Курская битва»)

- В ходе Курской битвы было разгромлено 30 дивизий противника. Закрепила коренной перелом, ускорила развал фашистской коалиции.

-Наш урок закончен.

Пусть никогда не сотрутся в памяти подвиги наших предков, пусть история Великой Отечественной войны не будет лишь строкой в учебнике, а будет великой эпопеей подвигов нашего народа.

( звучит песня «Журавли»).

Оценки за урок:

Дом. задание: 1. Пар. 25,вопросы и задания к параграфу.

творческое задание: подобрать материал о ветеранах нашего села - участниках Курской битвы.

Рефлексия.





















Конспект урока по истории России ХХ века.

9 класс.



ТЕМА: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.



Цель: - познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне;



- научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);



- показать историческое значение Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге и роль советской армии в разгроме гитлеровской Германии в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.



Оборудование урока: компьютер, учебник А.А.Данилов История России ХХ века, карта «Великая Отечественная война Советского Союза», мультимедийный проектор, слайды, контурные карты. Раздаточный материал (Приложение 1 - 6), военная песня «Священная война», компьютерная презентация к уроку, выставка книг о войне.



ПЛАН УРОКА.



  1. СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.

  2. СРАЖЕНИЕ НА КУРСКОЙ ДУГЕ.

  3. БИТВА ЗА ДНЕПР.

4. ИТОГИ ВТОРОГО ПЕРИОДА.

  1. Сталинградская битва 19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.( слайд №3)

Вопрос: Охарактеризуйте стратегическую обстановку, сложившуюся к осени 1942 года?

Учитель: К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении (слайд № 4)

Линии сравнения

Советские войска


Немецкие войска

Личный состав (тыс. чел.)

1134,8

1011,5

Количество танков

1560

675

Количество орудий и минометов

14934

10290

Количество самолетов

1916

1219



Вопросы для анализа:

  1. Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?

  2. Почему это стало возможно?



Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов (слайды № 5,6,7) Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин

Донского - командующий К.К.Рокоссовский

Сталинградского – командующий А.И.Еременко

Был нанесен удар на правом и левом флангах (слайд №8), после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек.

Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.

Задание: - обозначить на контурной карте направление ударов советских войск.

- обозначить направление контрудара танковой группы Манштейна.

Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса. (слайд № 9,10)).

Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.



2.Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.( слайд №11)

Учитель: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания фашистов с советской земли: (работа с картой)

-18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда;

- в феврале 1943 года началось освобождение восточного Донбасса. В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга. ( работа с картой).

К лету 1943 года планы сторон были следующими (слайд №13))

Задание: работая с текстом учебника, выписать в таблицу планы сторон на летнюю кампанию 1943 года.

ГЕРМАНИЯ

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии.

Активная оборона (изматывание сил противника)

Массовая мобилизация ( 20 млн. чел.)

Переход в наступление

50 дивизий

Активизация деятельности партизан в тылу врага

Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»




Учитель: К лету 1943 года вновь меняется соотношение сил противников, сконцентрированных на Орловско-Курском направлении (слайд № 14)



Силы и средства

Советский Союз

Германия

Личный состав (тыс. чел.)

1136

900

Количество танков и САУ

3444

2733

Количество орудий и минометов

19100

10 000

Количество самолетов

2172

2050



Задание: Сравните соотношение сил и сделайте вывод.



Учитель: Решающее сражение произошло в районе деревни Прохоровка. В нем принимала участие первая танковая армия под командованием М.Е.Катукова. Оно вошло в историю войны как крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков (слайд №15).

Перейдя в наступление, советская армия освободила города Орел и Белгород. В честь этого события в Москве был произведен первый победный салют (слайд № 15)

Задание: нанесите на контурную карту:

- направление планируемых ударов немецких войск;

- направление контрударов советских войск;

- место, где произошло крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение.



  1. Битва за Днепр сентябрь- ноябрь 1943 года.



Учитель: Закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 года в битве за Днепр (карта). Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали неприступной. 6 ноября 1943 года был освобожден город Киев (слайд № 16).

Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.



  1. Итоги второго периода. (Самостоятельная работа с учебником)

Тегеранская конференции ( слайд №17)

А) Представители каких стран принимали участие в работе конференции?

Б) Какие решения были приняты?

В) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны?



Итоги второго периода.



Заключение урока.

Вопросы для проверки:

  1. В чем заключался коренной перелом в ходе войны?

  2. Почему он стал возможен?

  3. Как повлиял на дальнейший ход войны?

Работа с тестом по теме урока.

Выберите правильный ответ.

  1. Кто руководил действиями советских войск в ходе реализации плана «Уран»:

А) Н.Ф Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Егоров

Б) В.И.Чуйков, Р.Я.Малиновский, А.М.Василевский.



  1. В честь какого события в Москве был дан первый победный салют:

А) капитуляция немецких войск в Сталинграде

Б) освобождение Орла и Белгорода

В) освобождение Киева.



  1. Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»6

А) на правом берегу Днепра

Б) на Таманском полуострове

В) на южном берегу Сивашского залива.


15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!