ИCТОЧНИК: журнал «Русский язык», №4/2004
Л.М. КОРЧАГИНА,
гимназия им. Н.Г. Басова
при Воронежском государственном университете
Частицы
Урок-исследование
7 класс
Цели:
1. Познакомить учащихся с грамматическими характеристиками частиц, их семантикой, ролью в организации предложения и текста.
2. Помочь учащимся осмыслить и оценить накопленный речевой опыт, усвоить абстрактные лингвистические понятия: оттенки значения, смысловые оттенки, модальные частицы.
3. Повторить правописание частицы не с различными частями речи.
Оборудование: плакаты с текстами, магнитофон, микросхемы, таблица, рисунки, таблица со словарным словом.
Эпиграф (на доске):
«Дивной вязью он (народ) плел невидимую сеть русского языка».
(А.Н. Толстой)
ХОД УРОКА
I. Повторение
В связи с тем, что сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Частиц, целью первого этапа урока и первого задания будет закрепление правописания не с разными частями речи.
У доски работает один ученик, аналогичное задание с использованием перфокарт выполняют четверо других учеников.
Говорить неискренне, не приехать вовремя, ничуть не удивившись, никого не увидевший, неравнодушный, никому не сделавший добра, не интересуясь чужой жизнью.
Сравните морфемы: (дееприч.), - (прич.).
Какое значение придает частица не?
Следующее задание: сделайте синтаксический разбор предложения.
Человек, не умеющий понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить окружающим.
Микросхемы:
II. Объяснение нового материала
Учитель обращает внимание учеников на эпиграф к уроку.
Ребята, проникая в «невидимую сеть русского языка», мы с вами сейчас акцентировали внимание на узкой сфере использования частиц, а именно – частицы не. Но частицы – чрезвычайно разнообразная часть речи. Наша задача – понять, какую роль играют частицы в организации предложения и текста, каковы их стилистические функции.
1. Разряды частиц
Знакомство с таблицей, составленной на основе материала словаря-справочника лингвистических терминов (Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова).
Частицы – разряд служебных слов, придающих дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам.
По значению выделяются:
1) частицы, выражающие различные смысловые оттенки слов в речи:
неопределенные: кое, либо, нибудь, то (первая выступает в функции приставки, остальные являются суффиксами);
ограничительные: единственно, лишь, почти, только и т.д.;
указательные: вон, вот, это;
усилительные: даже, же, и, уж и др.;
уточнительные: именно, как раз, ровно и т.д.;
вопросительные: ли, разве, неужели, ужели;
отрицательные: не, ни;
модальные (выражающие отношение говорящего к сообщаемому): авось, куда уж, вряд ли, едва ли, чай и др.;
обозначающие передачу чужой речи: де, дескать, мол;
2) частицы, вносящие в речь эмоционально-экспрессивные оттенки (восклицательные): ведь, как, что за, вот еще и т.д.;
3) формообразующие частицы: бы, бывало, пусть, да, пускай, ка.
Вопросы для анализа
На какие группы делятся частицы?
Отметьте наиболее употребительные. В каких стилях речи они встречаются?
Какие частицы используются редко?
2. Работа с текстом
Анализ текста Н.И. Сладкова «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты» (текст без названия проецируется на доску либо написан на бумаге).
– Угадай, кто я. Ем жуков и муравьев и живу на елке.
– Неужели дятел?
– Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей.
– Так ты птица-осоед.
– Как же, осоед! Еще я ем гусениц и личинок.
– Как раз гусениц и личинок любят дрозды.
– Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.
– Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь.
– Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.
– Хорошо! Тогда ты кошка!
– Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.
– Ладно, ты – цапля.
– Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.
– Точно, куница!
– Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.
– Скорее всего ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!
– Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки.
Вопросы и задания
Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?
Озаглавьте. Сравните свое название с авторским.
Определите стиль. Дайте обоснование.
Сравните два предложения:
Ты ошибся, потому что я не лесная мышь.
Вот еще – лесная мышь!
В каком предложении содержание передано сжато, энергично, впечатляюще? Какими средствами?
Найдите в тексте аналогичные конструкции. Какая часть речи помогает более точно и емко показать отношения собеседников?
Укажите в тексте все частицы или сочетания с ними, их разряды по значению.
Подумайте: частицы связывают части предложения, его члены или целые предложения?
Признаком какого стиля является употребление частицы в данном контексте?
Почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?
Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо исполняют частицы.
3. Значения частиц
Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.
Задание. Включите в предложение Я чемпион частицы, принадлежащие к различным разрядам. (Чемпион (франц.) – учащиеся приводят толкование слова.)
Варианты, предложенные учащимися:
Я не чемпион.
Именно я чемпион.
Неужели я чемпион?!
Даже я чемпион.
Я все-таки чемпион.
Какие значения придают частицы словам и предложению?
4. Лингвистический эксперимент
На доску спроецирован (можно использовать плакат) текст, на котором есть пропуски-карманчики.
Задание. Прочитайте выразительно текст Н.И. Сладкова. (Текст показан без частиц, которые заранее написаны или на доске, или на полосках бумаги для заполнения карманчиков учащимися у доски, остальные учащиеся работают самостоятельно.)
... у птиц забавные встречаются имена ... поверишь, что водится птица-поганка. Поганка ... рога и птичка-завирушка есть. Или ... юла.
... Совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и ... чечевица. А ... плохое название чиж или чечетка. ... непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? ... Названия-прозвища лучше всего!
Задание. Давайте поучимся «дивной вязи»: дополните текст необходимыми частицами (именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто). Сделайте вывод о роли частиц в тексте.
5. Научное исследование лингвистической проблемы
Термин частица является буквальным переводом латинского слова particula и употребляется в языкознании в двух значениях: широком – когда к частицам речи уже 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их знаменательным частям речи (А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов).
Более 100 лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике ученый Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от других служебных слов. С тех пор термин частица употребляется и в узком значении – для именования конкретной части речи.
Какая точка зрения, на ваш взгляд, более убедительная? Почему?
Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность.
В книге С.Н. Приходько «Хоровод цветов» повествуется об истории цветка гладиолуса, благородного чужестранца, имя которого с латинского переводится как меч, а его русское название – шпажник (показать рисунок, обратить внимание на форму цветка).
Учитель читает легенду (желательно использовать «тихий фон» – музыку):
Ж естокий римский полководец, взяв в плен воинов-фракийцев, сделал их гладиаторами (показать рисунок). Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва все-таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъяренные римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти.
Задание. При повторном прослушивании учащиеся записывают в тетрадь только частицы, объясняют их роль в тексте.
6. Делаем вывод
Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например (запись в тетради): «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало...»?
Вывод: частицы выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания.
7. Прослушивание магнитофонной записи
Знакомство с миниатюрой Феликса Кривина «Бы, Ли, Же».
Бы, Ли, Же... Это не просто служебные слова. Их нельзя смешивать с какими-то Кое или Нибудь, которые примазываются к членам предложения, держатся за них своей черточкой.
Частицы Бы, Ли, Же не таковы; несмотря на свое служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов – это нужно всегда помнить.
Каждая из них занята своим делом – старается подчеркнуть главную мысль.
А в неслужебное время... О, о чем только не говорят служебные слова в неслужебное время!
– Если бы у меня было не две, а три буквы, – говорит частица Бы, – я бы такое сказала!
А х, эта частица Бы, какая она мечтательница!
– Вряд ли, – возражает ей частица Ли, верная своей привычке во всем сомневаться. – Да нужна ли тебе лишняя буква?
– Это же пустой разговор, – останавливает их Же, привыкшая реально смотреть на вещи. – Тебе же вполне хватает двух букв – больше не положено по правописанию.
Так спорят в свободное время эти частицы. Хотя все они служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному:
Бы мечтает,
Ли сомневается,
Же утверждает.
И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц! Не проживете!
III. Домашнее задание
Cоставьте «дивной вязью» сочинение-миниатюру о частицах.