СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Копилка дидактических игр по обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию несколько дидактических игр по обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте.

Просмотр содержимого документа
«Копилка дидактических игр по обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте»

Дидактическая игра по обучению грамоте

в старшем дошкольном возрасте

«Весёлый зонтик»

Воспитатель МОУ Леснополянской НШ им. К. Д. Ушинского Яковлева И.Н.


Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа. 
Оборудование: зонтик, на котором изображены буквы и коробочка с предметами.
Ход игры. Дети соединяют предмет с той буквой, с которой начинается его название. Эта игра может проводиться как на занятиях по обучению грамоте, так и в свободной деятельности детей. Она направлена на закрепление материала. Наши ребята очень полюбили эту игру.




Дидактическое пособие.

Лэпбук по обучению грамоте

«В гостях у Слыша и Буковки».

Воспитатель МОУ Леснополянской НШ им. К. Д. Ушинского Яковлева И.Н.


Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку – лэпбук!
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о буквах (звуках) русского языка. Активизировать и обогащать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

Применение: на занятии «Развитие речи», «Обучение грамоте», в совместной и самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе с ребенком и подгруппой детей.

Содержание:

Наши рубрики:
1. Карточки с изображением предметов.
2. «Веселые вагончики». Цель: определения места звука в слове (в начале, середине или конце слова).
3. «Синий, зеленый человечки» и «Колокольчики». Цель: определения какой звук: твердый, мягкий; звонкий, глухой.
4. Д/и «Звуки в слове по порядку». Цель: учить выполнять звуковой анализ слов.
5. «Звук и буква» Цель: познакомить детей с понятиями «Звук» и «Буква». На демонстрационных картах с буквами внизу кружочками указаны звуки, которые может обозначать данная буква.
6. Д/и «Сколько слогов в слове». Цель: учить выполнять слоговой анализ слов.
7. «Текст, предложение, слово, слог, буква, звук». Цель: карты используются для систематизации понятий «текст», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук».
8. «Составляем предложения». Цель: вырабатывать умение составлять предложение по картинке и выкладывать его условными знаками. Познакомить с понятием «Предложение» - выражает законченную мысль и состоит из одного или нескольких слов.
9. Д/и «Мои первые кроссворды». Правила игры: предложить детям решить кроссворды. На картинках изображены предметы, детям необходимо на пустые клетки карты выложить буквы соответственно названиям этих предметов.

10. Книжка «Мамина Азбука». Чтение книжки, рассматривание картинок.

11. Книжка – алфавит. Рассматривание картинок.

12. Д/и «Сделай букву сам» из счетных палочек.
















Дидактическое пособие

по обучению грамоте к программе

«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Воспитатель МОУ Леснополянской НШ им. К. Д. Ушинского Яковлева И.Н.

Описание: книга помогает ребенку в занимательной игровой форме усвоить такие понятия, как звук и буква, помогает понять их различия и особенности. Также в книге предлагаются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память ребенка к работе со звуками речи. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. С помощью забавных героев мы готовим слух и руку ребенка к восприятию звуков речи и письму. Сказочный сюжет и забавные герои Слыш и Буковка подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв. Герои только описываются в программе, к программе они не прилагаются. И я решила забавных героев воплотить в реальность. И получилось такое дидактическое пособие к занятиям по обучению грамоте детей, Слыш и Буковка.

Консультация для родителей

«Игры с буквами для дошкольников»



Подготовила воспитатель МОУ Леснополянской НШ им. К. Д. Ушинского Яковлева И.Н.



Часто знакомство с буквой происходит очень быстро, и ребенок не успевает запомнить графический образ буквы. В результате ребенок забывает или путает название буквы, а при написании неправильно располагает ее в пространстве.

Обучение ребенка букве идет по направлению от звука к букве, то есть сначала ребенка знакомят с определенным звуком, учат правильно его произносить, дифференцировать на слух и в произношении, и только потом знакомят с буквой, которой обозначается этот звук на письме. Иначе говоря, необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом.

При изучении букв нужно помнить, что согласные должны произноситься так, как соответствующие данным буквам твердые звуки. Например, буква «В» произносится не «вэ» (как в названиях букв алфавита, а «в» (кратко).

То, что необходимо запомнить родителям и детям:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что, когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.


Примерные игровые задания.

«Буква-путешественница»

Материалы: картинка с изображением видов пассажирского транспорта (самолет/поезд/автобус/корабль, буквы из набора магнитных букв.

Как играть? Каждую картинку с изображением вида пассажирского транспорта разделите с помощью линейки и простого карандаша на три части - условно начало, середина и конец пассажирского салона.

Выберите из набора магнитных букв букву, место которой в слове будет определять ребенок. Выберите вид транспорта для "путешествия буквы". Расскажите ребенку, что буква может занять только то место в самолете/автобусе/поезде/корабле, которое указано в билете. Для того чтобы узнать, какое место занимает буква, нужно определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце). "Билет" называете вы, а ребенок размещает букву в транспорте.

Например, вы договорились, что сегодня путешествует буква Ш. Ребенок выбирает для нее самолет. Вы называете "билет" - слово ШУТКА (утрированно произносите Ш-Ш-ШУТКА). Ребенок определяет, что звук Ш в этом слове находится в начале слова и "сажает" букву в начало салона.

«Дружилки»

Материалы: картинки с изображением разных животных, буквы из разрезной азбуки или магнитные.

Как играть? Разложите картинки с животными на одном столе а буквы на другом столе. Играйте по очереди. Сначала сами возьмите любую картинку и придумайте, с какой буквой хотело бы дружить животное, на ней изображенное. Например, СЛОН хотел бы дружить с буквой X, потому что у него есть хобот, а КОШКА с буквой М, потому что ловит мышек. Найдите соответствующую букву, расскажите, почему животное хочет дружить с этой буквой.

Следующий ход ребенка. Дайте ему возможность выбрать картинку из разложенных на столе. Если ребенок не может придумать букву к этой картинке, помогите ему: задайте вопрос-подсказку.

«Буква растет»

Материалы: бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть? Подготовьте полоски бумаги размером примерно 5x20 см. Положите полоску горизонтально. С левой стороны на полоске бумаги "посадите" (напишите) маленькую буковку, например А. Затем пишите букву А, постепенно увеличивая ее размер, до конца листа. Последняя буква должна быть написана во всю ширину листа. Расскажите ребенку, что так "буква растет". Предложите ему самому "вырастить" какую-нибудь букву.


«Найди и зачеркни»

Материалы: любой текст с крупным шрифтом (старая детская книжка, возможно, "Букварь" или "Азбука", рекламные листовки из почтового ящика, карандаш/фломастер/ручка.

Как играть? Для первой игры выберите текст с небольшим количеством крупных букв одинакового шрифта и размера. Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и зачеркивать заданную букву, лучше ту, которую сейчас с ним заучиваете. Учите ребенка просматривать все буквы по порядку, не пропускать строчки. В другой раз букву можно обводить в кружочек, ставить под ней или над ней точку и т. п.

Следующий уровень сложности - находить 2 разные буквы и обозначать из разными способами, например: подчеркнуть 0, зачеркнуть А. При выполнении заданий в таком варианте сначала предлагайте искать буквы, очевидно отличающие друг от друга, например М и Т, Л и Ы, Я и Н, А и Е, Ф и Ш. Затем, когда ребенок научится чередовать разные способы отметки искомых букв, предлагайте буквы, в написании которых есть схожие элементы, например Н и И, П и Н, В и Р, Б и Ы, Щ и Ц, С и О, Ж и К, Г и Т.

«Буквы на спине»

Задание: Поиграйте с ребенком в загадки. Просто "напишите" на спине ребенка своим указательным пальцем или тупым концом карандаша известную ему букву. Спросите, какую букву вы написали. Предложите ребенку написать букву у вас на спине, а вы отгадайте. Загадывайте буквы по очереди.

Вариант: Вы пишете у ребенка на спине, а он одновременно пишет эту же букву мелом на доске или фломастером на бумаге.




Скачать

© 2019 571 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!