Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Саврасовская ОШ
Методическая разработка
урока математики
по теме «Координаты на прямой», 6 класс
(УМК «Математика. 6», автор Н.Я. Виленкин)
Учитель математики: Никонова Любовь Ильинична
Технологическая карта урока математики, 6 класс
Тема | «Координаты на прямой» |
Цель | Образовательная: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Координаты на прямой»; оценка степени усвоения учащимися материала по теме. Развивающая: развить воображение, творческую активность учащихся, произвольное внимание, логическое мышление; формирование умений работать самостоятельно; развитие математической культуры речи и письма. Воспитательная: воспитать культуру поведения при фронтальной, групповой, индивидуальной работе, аккуратность при выполнении построений, уважительного отношения к одноклассникам, привить навыки самостоятельной работы, бережного отношения к своему здоровью. |
Формировать УУД | Личностные : приобретение навыков самоконтроля в процессе выполнения работы; способствовать формированию объективной самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: выполнять действия с опорой на алгоритм; работать по плану; оценивать правильность выполнения действий; вносить коррективы в действия. Коммуникативные: умение выражать свои мысли; договариваться; слушать и понимать речь других. Познавательные: умение отличать новое от уже известного, добывать новые знания. |
Формы организации работы | Индивидуальная, парная, самостоятельная работа, эстафета |
Ресурсы: | Карточки-задания, презентация, компьютер, экран, мультимедийный проектор, магнитная доска, набор букв, фигур |
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Краткое изложение материала и задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
I. Самоопределение. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Приветствует учащихся, мотивирует учащихся на работу. | Приветствуют учителя, слушают учителя, участвуют в диалоге. | Здравствуйте ребята! Садитесь! Я вижу все готовы к уроку! Начнем нашу работу. Сегодня будем работать на доске, в тетрадях, на карточке. Каждый за урок получит оценку. На столе у вас лежит карточка. Сверху есть линия, где вы будете закрашивать звёздочки, ответив верно на вопрос. Давайте её сразу подпишем. Сегодня на уроке мы повторим с вами тему “Координаты на прямой”. Но мы не просто будем выполнять задания, а будем говорить о том, что так важно для человека. Что же это такое? Давайте ответим на вопросы и узнаем, о чём идёт речь. Тот, кто ответил верно, будет выходить к доске и открывать квадрат. |
II. Актуализация знаний. | Организует повторение изученного материала, задает вопросы. Подводит к теме урока | Повторяют изученный ранее материал, отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока. | Вопросы: - Что такое координатная прямая? З - (Слайд № 2) Какая из данных прямых не является координатной прямой? Д . - Что называют координатой точки на прямой? О - Как называют нуль на координатной прямой? Р - Какие числа расположены правее о на координатной прямой? О – Какие числа расположены левее о на координатной прямой? В - (Слайд№3) Назовите координаты точек на координатной прямой. Ь - (Слайд№4) Найдите ошибку. Назовите точку, у которой координата не верна. (Слайд № 5) В жизни главное – здоровье, Согласитесь, господа. И к нему с большой любовью Мы относится должны всегда. И сегодня на уроке, мы узнаем по порядку Как здоровье сохранить. Получим добрые советы, А в них и спрятаны секреты, Как здоровье укрепить. |
IV. Самостоятельная работа по карточке: закрепление понятий - координаты на прямой, положительные и отрицательные числа на прямой. | Организует процесс, объясняет дальнейшие действия. Создаёт условия для самостоятельной работы и самопроверки. | Выполняют упражнения. | Работа по карточке, по вариантам. Задание №1. Задан ряд чисел. Каждому числу соответствует буква. Распределите числа по столбикам, не нарушая последовательности в записях. Запишите числа с буквой в соответствующие столбики. (Слайд № 7) 1 вариант: -5 (Д), -8(О), 3(К), -15/10(Д), 0,8(Т), 0(И), 7(О), -325(Н), -21/3 (Я), 1/8(В), 53(С), 8(Т), 1(А), 1/3(Л) 2 вариант: -5(З), -8(Д), 3(Т), -15/10(О), 0,8(О), 0(К), -7(Р), 1/8(Т), -32,5(О), 5(Д), -21/3(В), 8,1(Н), 25/10(Ё), 0,1(М) Ученик с каждого варианта читает словосочетание. Остальные записывают его в своей карточке. (Слайд №8) Кто встал до дня, тот днём здоров. |
V. Физминутка. | Организует проведение физминутки. | Самостоятельное применение знаний: работа в парах, по цепочке, по карточкам. | Быть здоровым – это модно, Дружно, весело, задорно, Становитесь на зарядку. Организму-подзарядка. Раз, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать. (Сгибание, разгибание рук вверх) До пяти мы все считаем, С силой гири поднимаем, (раз, два, три, четыре, пять) Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим. (Наклоны вперёд, руки в «замок», резко вниз) (Слайд № 9) Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки. (Расслабленное поднимание и опускание рук) Наклонитесь столько раз, Сколько пальчиков у нас. (Наклоны в сторону, руки на поясе) Сколько букв я вам скажу, Столько раз подпрыгни ты. (Прыжки на месте). Хорошо мы посчитали и нисколько не устали, Голову поднимем выше (Руки вверх- в стороны -вдох) И легко, легко подышим. (Руки вниз – выдох). |
VI. Практическая реализация совместной деятельности направленной на закрепление материала | Организует разные формы организации учебного процесса. | Самостоятельное применение знаний: работают в парах, отвечают устно, записывают свои ответы в тетрадь. | |
Работа в парах: поиск решения, выявление причины затруднения. | Предлагает выполнить работу в парах. Затем представить результат одноклассникам. | Думают, размышляют, заполняют задания на карточке по очереди. | Работа в паре. На карточке задание № 2. Запишите данные точки в том порядке, в каком они располагаются на координатной прямой. Т(-1,2); А(0); Ы(14,8); В(-5,2); М(1,3); И(-4); А(2); И(4); Н(10). Назовите крайнее слева число (-5,2), крайнее справа число (14,8). Какое слово получилось? (Слайд № 10) Витамины всем полезны, избавляют от болезни. |
Работа по цепочке. Эстафета | Создаёт условия для коллективной работы, используя карточки | Работают индивидуально с последующей взаимопроверкой, самопроверкой. | Вы будете передвигаться по прямой, записывая в фигуры числа, которые получаются при движении влево или вправо на несколько единиц. Кто выполнит задание верно и первым, себе на карточке закрасит звёздочку. Вариант № 1. -5 правее на 3, левее на 1, правее на 5, правее на 2, левее на 4, правее на 5 Вариант № 2 -6 правее на 4, левее на 2, правее на 6, правее на 2, левее на 3, правее на 4 |
Работа по карточке. | Создаёт условия для самостоятельной работы. Проводит инструктаж, контролирует процесс | Отвечают на вопросы учителя, анализируют работу, подводят итоги, дают самооценку, определяют своё эмоциональное состояние. | Индивидуальная работа по карточке. Возьмите карточку, задание №3. Обведите числа, которые расположены на координатной прямой левее. Затем проверьте работу у вашего соседа. В первом столбике таблицы поставьте + или -. А теперь сверьтесь с ответами на слайде. (Слайд № 11) У кого все правильно, поднимите квадрат, 1 ошибка- треугольник, 2 и более ошибок – круг. Какие у вас возникли вопросы по выполнению этой работы? Расположите верные ответы в порядке возрастания. Добавьте полученное слово в пословицу, прочитайте. (Слайд № 12) Кто спортом занимается, тот силы набирается. |
VII.Рефлексия учебной деятельности | Организует рефлексию, предлагает провести самооценку учащихся. Обобщает и резюмирует результат, Подводит итоги. | Слушают, записывают в дневники, задают вопросы. | Мы с вами повторили тему «Координаты на прямой» и составили небольшой список поговорок, в которых есть совет, как здоровье сохранить. Может, кто-то добавит в наш список ещё поговорку о здоровье? Сложно ли было выполнять задания? Какие задания? А сейчас давайте каждый оценит свою работу. Если вы считаете, что сегодня вы поработали на пять, поднимите зелёную фигуру ( квадрат), если на четыре – жёлтую (треугольник), если на три – красную (круг). Передайте карточку на первую парту своего ряда. Давайте создадим мозаику на доске. Перед вами есть геометрические фигуры. Если вам понравился урок, возьмите в руку зелёную фигуру, если не очень - жёлтую, если не понравился – красную. А теперь каждый пусть выйдет к доске и разместит фигуру на доске. А что именно понравилось? Оценки вы получите, когда я проверю задания на карточках, с учётом количества закрашенных звёздочек. |
VIII. Домашнее задание. | Дает рекомендации к выполнению домашнего задания. | | В дневнике записывают № 903. Подберите слово, связанное со здоровьем и зашифруйте его в координатах точек. В тетради запишите 5 пар антонимов. (Слайд № 13) Спасибо за урок! Всего вам доброго! |
Материально-техническое обеспечение урока
Для проведения урока необходимо:
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Экран;
Магнитная доска;
Раздаточные материалы:
- индивидуальные карточки с заданиями;
- набор цветных фигур на магнитах (квадраты¸ треугольники, круги);
- набор букв на магнитах;
6. Презентация по теме.
Индивидуальные карточки-задания готовятся на два варианта, для каждого ученика на листе А4 и состоят из 4 частей: 1 часть – ряд звёздочек, которые учащиеся закрашивают в ходе устного опроса при правильном ответе; 2 часть – задание для самостоятельного выполнения; 3 часть – задание для работы в парах, 4 часть – индивидуальные задания с последующей взаимопроверкой и самопроверкой.
Набор букв на магнитах используется при введении темы урока, при фронтальном опросе для составления поговорки на доске.
Набор цветных фигур на магнитах применяется при контроле за правильностью выполнения задания № 3 на карточке, при рефлексии, самооценке учащимися своей деятельности на уроке, оценке самого урока. В результате в конце урока на доске появляется мозаика из фигур разного цвета.
Приложение № 1
Индивидуальная карточка
ВАРИАНТ № 1
ЗАДАНИЕ № 1.
Задан ряд чисел. Каждому числу соответствует буква. Распределите числа по столбикам, не нарушая последовательности в записях. Запишите числа с буквой в соответствующие столбики.
-5 (Д), -8(О), 3(К), -15/10(Д), 0,8(Т), 0(И), 7(О), -325(Н), -21/3 (Я), 1/8(В), 53(С), 8(Т), 1(А), 1/3(Л)
Положительные числа | | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Отрицательные числа | | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 2
Запишите данные точки в том порядке, в каком они располагаются на координатной прямой.
-2 -1 0 1 2 3
Т(-1,2), А(0), Ы(14,8), В(-5,2), М(1,3), И(-4), А(2), И(4), Н(10). Запишите крайнее слева число___________, крайнее справа число______________
_________________________ всем полезны, избавляют от болезни.
ЗАДАНИЕ № 3
Обведите числа, которые расположены на координатной прямой левее.
1 вариант | сосед | сам |
П | - 5 и – 5,6 | | |
Т | 31 и 32 | | |
Р | 3 и 0 | | |
О | - 4 и 0 | | |
С | 7,1 и – 7,1 | | |
Затем проверьте работу у вашего соседа. В первом столбике таблицы поставьте + или -. А теперь сверьтесь с доской. Расположите верные ответы в порядке возрастания.___________________________. Составьте слово из букв, стоящих слева от пары. Добавьте полученное слово в пословицу.
Кто _________________ занимается, тот силы набирается.
ВАРИАНТ № 2
ЗАДАНИЕ № 1.
Задан ряд чисел. Каждому числу соответствует буква. Распределите числа по столбикам, не нарушая последовательности в записях. Запишите числа с буквой в соответствующие столбики.
-5(З), -8(Д), 3(Т), -15/10(О), 0,8(О),-6(Р), 0(К), -7(О), 1/8(Т), -32,5(О), 5(Д), -21/3(В), 8,1(Н), 25/10(Ё), 0,1(М)
Положительные числа | | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Отрицательные числа | | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 2
Запишите данные точки в том порядке, в каком они располагаются на координатной прямой.
-2 -1 0 1 2 3
Т(-1,2), А(0), Ы(14,8), В(-5,2), М(1,3), И(-4), А(2), И(4), Н(10). Запишите крайнее слева число___________, крайнее справа число______________
_________________________ всем полезны, избавляют от болезни.
ЗАДАНИЕ № 3
Обведите числа, которые расположены на координатной прямой левее.
2 вариант | сосед | сам |
П | - 3 и – 3,8 | | |
Т | 24 и 28 | | |
С | 0 и – 5 | | |
Р | 13 и 0 | | |
О | 5,7 и – 2,8 | | |
Затем проверьте работу у вашего соседа. В первом столбике таблицы поставьте + или -. А теперь сверьтесь с доской. Расположите верные ответы в порядке возрастания. ____________________________. Каждой паре соответствует буква. Составьте слово. Добавьте полученное слово в пословицу.
Кто _________________ занимается, тот силы набирается.
Приложение № 2
Эстафета по рядам
14