Урок № 5. Тема: Конвекция. Излучение.
Цель урока: раскрыть механизм передачи энергии в жидкостях и газах; объяснить явление излучения и его особенности.
Демонстрации:
Вращение вертушки над горящей лампой.
Нагревание раствора медного купороса в колбе.
Взаимодействие источника излучения с теплоприемником.
Ход урока
Повторение.
Дайте определение теплопередачи. Перечислите три ее вида.
Объясните процесс распространения тепла по проволоке. Происходит ли при теплопроводности перенос вещества?
Сравните теплопроводности твердых, жидких тел и газов. Почему шерсть, пух, мех и другие пористые тела обладают плохой теплопроводностью?
Дайте объяснение очень малой теплопроводности разреженных газов. Где и как используются вещества с малой теплопроводностью?
Почему ватные пальто и меховые шапки предохраняют тело человека и от мороза и от сильной жары? При какой примерно температуре имеет смысл надевать такую одежду в жару?
Зачем ствол винтовки (ружья) покрывают деревянной ствольной накладкой?
Почему вы обжигаете губы, когда пьете чай из металлической кружки, и не обжигаете, когда пьете из фарфоровой кружки? (Температура чая одинаковая.)
В какой обуви больше мерзнут ноги зимой: в просторной или тесной?
Изучение нового материала
План изложения нового материала:
Явление конвекции в жидкостях и газах.
Излучение (лучистый теплообмен)
Явление конвекции в жидкостях и газах.
Опр. под конвекцией понимают перенос энергии струями жидкости или газа.
Опыт 1. Включив лампу накаливания с отражателем и подставив над лампой бумажную вертушку, мы замечаем, что она начинает вращаться (этот опыт проиллюстрирован в учебнике на с. 14). Объяснение этому факту может быть одно: холодный воздух при нагревании у лампы становится теплым и поднимается вверх. При этом вертушка вращается.
Плотность горячего воздуха или жидкости меньше, чем холодных, поэтому нагрев производят снизу. При этом конвекционные потоки теплой жидкости поднимаются вверх, а на их место опускается холодная жидкость.
На опыте 2 по нагреванию пробирки с водой, на дно которой опущены кристаллики медного купороса, мы замечаем голубые «змейки», которые поднимаются вверх (рис. 11).
Замечено, что жидкость можно нагреть и при нагревании ее сверху, но это — длительный процесс. В данном случае нагрев происходит не за счет конвекции, а за счет теплопроводности.
Система отопления помещений основана именно на перемещении конвекционных потоков теплого и холодного воздуха: постоянное перемешивание воздуха приводит к выравниванию температуры по всему объему помещения.
Очевидно, что главным отличием конвекции от теплопроводности является то, что при конвекции происходит перенос вещества, имеющего большую внутреннюю энергию, а при теплопроводности вещество не переносится.
Холодные и теплые морские и океанские течения - примеры конвекции.
Излучение (лучистый теплообмен)
Опр. под лучистым теплообменом, или просто излучением, понимают перенос энергии в виде электромагнитных волн.
Любое нагретое тело является источником излучения. Этот вид теплообмена отличается тем, что может происходить и в вакууме. Ведь солнечная энергия доходит до Земли.
Если поставить опыт, описанный и проиллюстрированный в учебнике на с. 17, мы можем убедиться в том, что от излучателя лучистая энергия попадает на теплоприемник, и нагретый в колене манометра воздух увеличивает свое давление. Если темную мембрану теплоприемника заменить на зеркальную, то степень поглощения лучистой энергии станет заметно меньше, что видно по малому перепаду уровней жидкости в коленах манометра.
Темные тела не только лучше поглощают энергию, но и лучше ее отдают в окружающую среду. Два одинаковых тела, нагретые до одной температуры, остывают по-разному, если у них разный цвет поверхности. Способность светлых тел хорошо отражать лучистую энергию используют при строительстве самолетов (серебристая окраска воздушных шаров и крыльев самолетов; темная окраска предметов для большего их нагрева (приборы на искусственных спутниках Земли); крыши высотных зданий в жарких странах также красят в светлые тона.
Закрепление изученного материала
Объясните, как и почему происходит перемещение воздуха над нагретой лампой.
Почему конвекция невозможна в твердых телах?
Приведите примеры, показывающие, что тела с темной поверхностью больше нагреваются излучением, чем со светлой.
Домашнее задание: §5, 6; вопросы и задания к параграфу; упр. 2, 3.
Дополнительный материал
Конвекция
С явлением конвекции связаны процессы горообразования. В первом приближении земной шар можно рассматривать как систему, состоящую из трех концентрических слоев. Внутри находится массивное ядро, состоящее в основном из металлов в виде очень плотной жидкой массы. Ядро окружают полужидкая мантия и литосфера. Самый верхний слой литосферы - земная кора.
Литосфера состоит из отдельных плит, которые плавают на поверхности мантии. Вследствие неравномерного разогрева отдельных участков мантии, а также разной плотности горных пород в различных участках мантии в ней возникают конвективные потоки. Они вызывают перемещения литосферных плит, несущих континенты и ложа океанов.
Там, где плиты расходятся, возникают океанские впадины. В других местах, где плиты сталкиваются, образуются горные массивы. Скорость перемещения конвективных потоков в мантии очень мала. Соответственно и плит 2-3 см в год. Однако за геологические эпохи плиты могут перемещаться на сотни и тысячи километров.
Чем же вызвана столь большая теплопроводность металлов, которая в сотни и тысячи раз больше, чем у изоляторов? Дело, очевидно, в структуре металлов, в особенностях металлической связи.
В самом деле, если бы теплопроводность металлов определялась только колебаниями частиц в узлах кристаллической решетки, то она бы не отличалась от теплопроводности изоляторов. Но в металлах есть еще множество свободных электронов - электронный газ, который и обеспечивает их высокую теплопроводность.
В участке металла с высокой температурой часть электронов приобретает большую кинетическую энергию. Так как масса электронов очень мала, то они легко проскакивают десятки промежутков между ионами. Говорят, что у электронов большая длина свободного пробега. Сталкиваясь с ионами, находящимися в более холодных слоях металла, электроны передают им избыток своей энергии, что приводит к повышению температуры этих слоев.
Чем больше длина свободного пробега электронов, тем больше теплопроводность. Именно поэтому у чистых металлов, где в кристаллической решетке дефектов относительно мало, теплопроводность велика. У сплавов, где дефектов решетки гораздо больше, длина свободного пробега меньше, соответственно меньше и теплопроводность.