СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепт лестницы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта статья - результат исследования романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Лестница трактуется не как часть интерьера, а как духовно-нравственный  символ, который рассматривается с точки зрения православной христианской этики.

Просмотр содержимого документа
«Концепт лестницы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"»

Концепт лестницы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Введение

В мире научно-технического прогресса, компьютерных технологий, скоростей, суеты, погони за славой, карьерным ростом, материальным благополучием человек забывает о духовном росте, саморазвитии и совершенствовании. Поэтому сегодня очень важно обратиться к прочтению литературы с точки зрения духовно-нравственного значения, поиска образов-символов, связанных с христианской этикой.

Лестница во многих литературных произведениях, мифах и легендах, является символом восхождения человека, взросления и прозрения. Лестница олицетворяет переход от смерти к бессмертию, от тьмы к свету. Лестница имеет значение мировой оси.

Для нас, прикасающихся к жизни и творчеству Фёдора Михайловича Достоевского через два столетия после его рождения, очевидно, что образ лестницы в его произведениях возник не случайно. Вся жизнь самого писателя была восхождением, подъёмом, преодолением – тем, что соединяется в ёмком образе лестницы. Всё написанное им глубоко религиозно. Поэтому тема статьи: «Концепт лестницы в романе «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского».

В языке закрепились выражения: подняться по служебной лестнице, карьерная лестница, скатиться по лестнице жизни – переносное значение слова лестница. Никто лестницу в один прыжок не одолеет (посл.), виноват не только тот, кто крадёт, а и тот, кто лестницу подаёт (посл.) - прямое значение слова. А в пословице заносчивый да гордый, как высоко лестницу ни ладит, а до неба не достанет соединилось и прямое, и переносное значение слова лестница, и буквально эта пословица обозначает следующее: человеку, которого обуяла гордыня, не сравняться с Богом, и никакая лестница не поднимет его выше его собственных страстей и пороков.


Духовно-нравственное значение образа лестницы: от лествицы до лестницы

Слово лествица встречается в православной литературе. В книге Библии Бытие [10, гл.28] имеется описание сна патриарха Иакова: «И увидел во сне: вот лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот Господь Бог стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; …. И вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты не пойдёшь, и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! Это не что иное, как дом Божий, это врата небесные». Сон Исаака подтверждает существование лестницы как перехода из Божьего мира в мир людей. Лестница как надежда для людей - надежда на то, что бог не бросил их и пытается помочь избавиться от грехов, победить в вечной борьбе добра и зла. Лестница (лествица) в духовной литературе изначально воспринималась как образ-символ.

Жизнь Ф.М. Достоевского – это своеобразная лестница, по которой он шёл много лет. Суровая действительность заставила писателя обращать пристальное внимание на всех и всё вокруг, понимать, сопереживать, анализировать. Это начало духовно-нравственного восхождения писателя. Поиски своего места в жизни приводят Ф.М. Достоевского к литературной деятельности. На страницах его произведений появились герои страдающие, думающие, ошибающиеся, ищущие решений – вот и подъём по лествице. Арест, каторга, лишение гражданских прав, а главное, права писать – вот испытания, через которые писатель проходит на пути к своему идеалу – глубокой вере в Бога [5]. М.М. Дунаев, ссылаясь на последние дневниковые записи Ф.М. Достоевского, приводит такие его слова: "...Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла..."[12, гл.10] Интересен тот факт, что писатель в Петербурге сменил пять квартир, но все они были в угловых домах и находились напротив церквей: Владимирской, Казанского собора, Екатерининской церкви, Исаакиевского собора [7]. Неровной и крутой оказалась лествица Ф.М. Достоевского, однако прошёл он по ней до самого конца к последней, главной ступени – духовной чистоте и любви к Богу. Недаром писатель часто изображается на фоне лестницы: мемориальная доска на доме, где он жил, обложки книг и монографий о нём.

Петербург, столица Российской империи, северная Пальмира. Не раз воспет он писателями и поэтами, у каждого из которых свой Петербург. У А.С. Пушкина это величественный город, с дворцами, садами, усмирённой, но не покорившейся Невой – город-властелин. У Н.В. Гоголя это город контрастов, в котором сосуществуют пышные порталы надменно-равнодушного Невского и невзрачные улочки, населённые бедными чиновниками – город-Янус двуликий. У Ф.М. Достоевского же Петербург -это город-трагедия [1].

Достоевский произвёл переворот в восприятии и художественном изображении Петербурга. Он вспоминает о пышных дворцах и садах только для того, чтобы сильнее подчеркнуть бедность, страдания и ропот нищего Петербурга. Душу туманного города-призрака писатель видит именно в бедных кварталах.[6] В «Преступлении и наказании» он говорит: «Это город полусумасшедших. Если бы у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге» [4,с.434]. Здесь живут русские люди, не испорченные западными идеями и пытающиеся, по мнению автора, сохранить национальный характер, православную веру и духовную цельность. Они живут и страдают по-русски, верят и спасаются по-русски [2].

Петербург в романе не просто место действия, но символ духовных страданий личности. Так, Петербург отражает философские размышления Достоевского о вере и путях спасения, о нравственном прозрении – нелёгком подъёме по лестнице духовного очищения.

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский не только изображает город «снаружи», но и вводит читателя «внутрь» серых домов, детально обрисовывая интерьеры комнат, похожих на шкафы, гробы, уродливые геометрические фигуры. Следует отметить, что Достоевский часто расселял своих героев на четвёртых или пятых этажах. Ко всем этим квартирам, квартиркам, каморкам вели лестницы. И ни в одном произведении Ф.М. Достоевского о Петербурге («Двойник», «Униженные и оскорблённые», «Записки из подполья», «Идиот» и др.) не уделяется столько внимания лестницам, как в романе «Преступление и наказание». По лестницам поднимаются, спускаются сотни людей, на лестницы выливают помои, на них выпускают смрад, копоть и табачный дым из убогих квартир, в которых всегда открыты двери на эти лестницы. Слово лестница употребляется в романе 85 раз; 48 раз по разным лестницам поднимается и спускается Раскольников. И ни одной нет широкой, просторной, освещённой, чистой.

Раскольников живёт под самой крышей пятиэтажного дома. У него, помимо общей лестницы, есть ещё своя, из тринадцати ступеней, ведущая в его каморку. Достоевский всегда уделял большое внимание цифровой символике, поэтому 13 ступеней на лестнице появилось не случайно: 12 – это напоминание о 12 апостолах и Иисусе Христе[1]. Раскольников живёт в мансарде под самой крышей, т.е. над всеми, и его теория строится на утверждении собственного превосходства, и получается, что он берёт на себя функции Бога, решая, кто достоин жить, а кто нет. Но в нумерологии число 13 обозначает разрыв с прошлым и разрушение иллюзий, что и происходит с героем. Чёртова дюжина - так называют число 13. Ежедневно проходя эту чёртову дюжину, Раскольников невольно впитывает её отрицательную энергетику, и становится очевидным, кто на самом деле руководит поступками героя. Подъём по этой лестнице для него труден и даже страшен. С одной стороны, он поднимается вверх, а с другой стороны, каждая ступенька подъёма опускает его всё ниже в духовном плане: подъём закончится тем, что Раскольников упрётся в маленькую, низкую комнатёнку, где ни встать, ни повернуться, ни вдохнуть полной грудью свежего воздуха – тупик. Сама лестница становится для Раскольникова олицетворением страха: как не столкнуться с квартирной хозяйкой, которой он задолжал; как незаметно спуститься и украсть топор, а потом также незаметно его вернуть; как после убийства, испачканному кровью, почти лишившемуся рассудка, ему проскользнуть незамеченным в свою комнату-гроб. Перед преступлением Раскольников с опаской прислушивается к звукам лестницы. А после преступления, когда герой находится в бреду, ему кажется, что именно на лестнице Порфирий Петрович, следователь, бьёт его квартирную хозяйку, ударяя головой о ступеньки.

А вот другая лестница, ведущая в квартиру старухи-процентщицы. На ней герой оказывается пять раз. В первый раз она для Раскольникова не так страшна: «Лестница была темная и узкая, "черная", но он всё уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен» [4,с.6]. Лестница, чёрная, узкая, как змея,– это предупреждение, указание, на какой опасный путь ступил герой, но он не понимает этого. Он таится, избегает света: с одной стороны, Раскольников задумывает преступление – чёрное дело, поэтому и прячется в темноту, старается быть незаметным, но с другой стороны, свет – это совесть, которая ещё есть в душе героя, поэтому он чувствует себя спокойнее, прячась от этого света, от людей. Ещё одно предупреждение получает Раскольников на этой лестнице: «Здесь загородили ему дорогу отставные солдаты-носильщики, выносившие из одной квартиры мебель» [4, с.6]. Но герой не понял этого предупреждения, посланного свыше, и продолжает свой путь по мрачной лестнице. Во второй раз лестница встречает его пустотой, и эта пустота поражает: «Но и лестница на ту пору стояла совсем пустая; все двери были заперты; никого-то не встретилось» [4,с.71]. Как будто всё замерло в каком-то ожидании: пойдёт – не пойдёт? Убьёт – не убьёт?.. – это тоже знак И Раскольников на минуту засомневался, но пошёл дальше. В третий раз лестница становится сначала угрозой разоблачения, когда он находится в квартире только что убитых женщин (шаги на лестнице, гулко звучащие в тишине), а потом спасением (открытая дверь квартиры этажом ниже), и Раскольников сбегает по ней. В четвёртый раз, когда Раскольников возвращается на место преступления, лестница кажется крутой и очень тёмной; «духота была чрезвычайная и, кроме того, до тошноты било в нос свежею, ещё не выстоявшеюся краской на тухлой олифе» [4,с.89] (у Раскольникова этот запах ассоциируется с загнивающей кровью, которую он сам же пролил и теперь сам же испытывает тошноту, и не только от запаха, а и вообще от того, что совершил); уходя из квартиры убитой старухи, он спускается по этой лестнице не торопясь, подсознательно желая, чтобы его остановили, арестовали. В пятый раз эта лестница предстаёт во сне Раскольникова, в котором он второй раз пытается убить старуху-процентщицу: «Странно, лестница была как будто знакомая! Вон окно в первом этаже; грустно и таинственно проходил сквозь стекла лунный свет; вот и второй этаж... Вот и третий этаж; идти ли дальше? И какая там тишина, даже страшно... Но он пошел. Шум его собственных шагов его пугал и тревожил. Боже, как темно!» [4,с.259] До каких же низов спустился Раскольников, поднимаясь по этой лестнице!

Интересна ещё одна деталь, связанная с изображением лестницы в романе «Преступление и наказание»: лестницы в квартиры героев ведут вверх, это значит, что всё же есть хоть какой-то шанс духовного восхождения, а вот лестница в питейное заведение ведёт вниз. Туда идут сами, на своих ногах, а подниматься оттуда сами уже не могут. В условиях нищеты, когда даже жалкие гроши могут стать спасением голодному ребёнку, больной женщине, люди бессовестно тратят их на выпивку, находя в ней мнимое решение проблем или просто заливая угрызения иногда просыпающейся совести. По такой лестнице на самое дно жизни спустился Мармеладов, с которым в питейном заведении знакомится Раскольников, тоже, кстати, преодолевший четыре ступеньки этой лестницы, ведущей вниз. Пока ещё Раскольников в состоянии подняться сам и помогает Мармеладову преодолеть подъём по ступенькам из подвального помещения, но по духовной лестнице поднять Мармеладова уже невозможно.

Раскольников попадает на лестницу, ведущую в квартиру Мармеладова: «…прошли в четвертый этаж. Лестница чем дальше, тем становилась темнее. Было уже почти одиннадцать часов, и хотя в эту пору в Петербурге нет настоящей ночи, но на верху лестницы было очень темно»[4,с.23]. Эта лестница – олицетворение жизни всех, кто там живёт, и в первую очередь, самого Мармеладова. Надежды нет, его полностью поглощает тьма, очерствляет и опустошает его душу. «В Петербурге нет настоящей ночи», тьма ещё не полностью овладела миром – значит, есть ещё шанс духовного просветления.

Идя в полицейский участок, который находился тоже на четвёртом этаже жилого дома, Раскольников снова попадает на лестницу: «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день» [4, с.89]. Помои – отбросы; неудивительно, что лестница, ведущая в полицейский участок, вся в помоях: туда редко попадают люди чистые и высоконравственные. Но даже спускаясь по такой лестнице, Раскольников на минуту останавливается и задумывается: не вернуться ли, не признаться ли в преступлении? Он тоже своего рода отброс.

Лестница, ведущая в квартиру Сони, невысокая (Соня жила на втором этаже), но такая же узкая и мрачная, как и все остальные. Но это единственная лестница, бывшая с улицы; чтобы на неё попасть, не нужно было проходить через мрачные ворота или узкую подворотню, через двор-колодец. Это единственная лестница в романе, которая даёт какую-то надежду на возможность выбраться к свету, подняться на хоть на одну ступеньку духовного воскресения. Именно по этой лестнице поднимается герой в бедную квартирку нелепой, неправильной формы, но в ней происходят самые «правильные» и важные события, с которых начинается моральное воскрешение героя, подобно Лазарю, библейскую легенду о котором читает Раскольникову Соня, сама всей душой веря и в собственное воскрешение.

Лестницей испытывает Достоевский и других героев романа. Разумихин, поднимаясь по лестнице в квартиру, где находится сестра Раскольникова, понимает, что Дуня очень важна для него, с ней впоследствии он свяжет свою жизнь, и они вместе будут преодолевать ступеньку за ступенькой. А Лужин, возомнивший себя благодетелем, получив отказ Раскольникова, не поднимается духовно, а опускается: «Явившись тогда с визитом к Раскольникову, он вошел с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты. И уж, конечно, теперь, сходя с лестницы, он считал себя в высочайшей степени обиженным и непризнанным» [4, с. 106].

Таким образом, лестница в романе «Преступление и наказание» является не только частью интерьера, но и действующим лицом, как и сам город; это точка преломления, своеобразное мерило поступков героев, их нравственных качеств.

С помощью лестницы Достоевский показывает нам все изменения, происходящие в героях на протяжении всего романа Лестница, то винтообразная, то прямая, крутая, узкая, с обшарканными ступенями, обычно темная, иногда освещенная какой-нибудь свечой, имеет в произведении сакральный смысл. Ф.М. Достоевский наделяет лестницу духовно-нравственным смыслом и превращает её в символ духовного восхождения личности, символ идентификации, нравственного очищения на пути воссоединения с Богом. Именно в религиозном ключе мы должны рассматривать данный образ-символ. Лестница возникает в самые ответственные моменты жизни Раскольникова: когда он планирует преступление, идёт на «пробу» - лестница предупреждает, останавливает; идёт на преступление – соблазняет пустотой (не увидят, не уличат), угрожает и в конце концов спасает. Вот здесь бы остановиться герою, признаться и покаяться. Но он этого не делает и падает в пропасть со своей лестницы, по которой сделано уже немало шагов вверх (помощь бедному товарищу по учёбе, потом его отцу, спасение из пожара детей, забота об обманутой девочке на улице, стремление защитить сестру и мать, помощь Мармеладовым).

В первой части романа слово лестница встречается 38 раз, и это является символом того, что будто ангел-хранитель пытался протянуть руку Раскольникову, но тот из-за своей гордыни не замечал этого и продолжал спускаться вниз, упорно думая, что шагает наверх. Во второй части слово лестница появляется лишь 10 раз: Раскольников, скрывая преступление, избавляясь от улик, не думая о раскаянии, проходит мимо лестниц. Достоевский просто говорит, что он вышел на улицу или вернулся в свою каморку. Такое впечатление, что сама лестница от него уходит. И если в Библии лестница - это символ связи человека с Богом, то Раскольников теряет эту связь.

Лестница в Библии – это символ перехода из реального мира в нереальный. Рассмотрим, что происходит с Раскольниковым. Герой, совершив преступление, страдает, находится, то во сне, то в бреду. И в таком состоянии снова ему кто-то невидимый подставляет лестницу, чтобы он внял призывам совести и раскаялся. В полусне или полубреду Раскольников слышит, как на лестнице бьют его хозяйку, и это пугает его, потому что он понимает, что шли-то не за квартирной хозяйкой, а за ним, что это вовсе не Порфирий Петрович с такой жестокостью бьёт женщину, а он сам. В другом сне он за неким господином идёт по лестнице в квартиру убитой старухи и её сестры. Он в ужасе от страшной лестницы, вроде знакомой, но такой почему-то теперь жуткой, и от того, что снова убивает, но во сне, в отличие от реальности, убить не может. Он просыпается в холодном поту, а холод в то время когда весь город задыхается от летней жары, означает уже испытания ада (несколько раз автор говорит о том, что Раскольникову холодно). В реальности от раскаяния его отделяет то, что ещё не все испытания страданием он вынес.

В библейском понимании лестница – это символ духовного восхождения. Если в первой части романа на лестницах были только темнота, грязь, помои, то дальше там появляется чистая, светлая Поленька, обещающая молиться за Раскольникова, отдавшего все деньги на погребение Мармеладова (для него уже моральное становится выше материального) – и Раскольников чувствует, как какое-то счастье разливается в его душе и появляется надежда, что жизнь впереди ещё возможна.

На лестнице в доме Мармеладовых Раскольников встречается со священником и, слыша за собой его шаги, в первый раз отстраняется: он пока не верит в Бога, но знак свыше уже дан. Позже, снова на лестнице, герой во второй раз встретится со священником, отпевавшим Катерину Ивановну, и на этот раз Раскольников почтительно отступает, пропуская его вперёд. Перерождение уже началось в душе, но он этого ещё не понимает. Даже звуки, связанные с лестницей, для Раскольникова меняются: сначала пугающие звуки чужих шагов, голосов, глухо и раздражительно дребезжащих квартирных звонков, а потом звуки церковной службы - панихиды, которую Раскольников в первый раз в жизни дослушал до конца.

В эпилоге романа нет ни одного упоминания лестницы, зато там говорится о пологом береге реки, просторе, о Евангелии, которое хранит Раскольников под подушкой, исчисление времени привязано к христианским праздникам («Он пролежал в больнице весь конец поста и святую» [4, с.507]) и несколько раз упоминается о воскрешении. Перерождается Раскольников, вначале болезненно переносивший заключение: «Но теперь, уже в остроге, на свободе, он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки…» [4, с.505]. Особой наполненностью отличается образ Сони, ставшей «матушкой» для всех каторжных: «И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, -все снимали шапки, все кланялись: "Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!" - говорили эти грубые, клейменые каторжные этому маленькому и худенькому созданию» [4, с.507]. Именно здесь и сейчас начинается новое восхождение героев по их духовной лестнице. И если Соня уже начала своё восхождение, то Раскольникову придётся выстроить эту лестницу практически заново. «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью» [4, с.511].

Заключение

М.М. Дунаев писал: «Полнота сознательного религиозного освоения бытия начинается у писателя с первого его великого романа. "Преступление и наказание" (1865-1866), один из всепризнанных величайших шедевров мировой литературы, — есть то особое, творчески-взрывное, религиозное и философское постижение истины, которое навсегда сопряжено с той поры с именем Достоевского» [11].

"Главное в жизни — лестницы, по ним мы поднимаемся и спускаемся (не всегда и не все самостоятельно), по лестницам мы карабкаемся, а иногда счастливо взбегаем, перепрыгивая через две ступеньки к прекрасным мраморным площадкам успеха, порой таким непрочным,"- утверждал, общественный деятель и писатель Л. Енгибаров.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского/М.М. Бахтин - М.: Советская Россия,1979. - 320 с.

  2. Белов, С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Коммент. Кн. Для учителя/ Под ред. Д.С.Лихачева./С.В. Белов - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1984.

  3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. /В.И. Даль, СПб.: Диамант. 1998. – Т.2. – С.278.

  4. Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание/ Ф.М. Достоевский – Минск: Юнацтва, 1983. – 512 с.

  5. Кулешов, В.И. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского: Очерк./В.И. Кулешов - 2-е изд.-М.: Дет. лит., 1984.

  6. Соловьёв, Е. А. Достоевский. Его жизнь и литературная деятельность./ Е.А. Соловьёв. - СПб.: Типография Высочайше утвержд. товарищества "Общественная польза". Серия: Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. 1891 г. — 96 с. (2-е изд. 1898; 3-е изд. 1912; 4-е изд. 1922)

  7. Тихомиров, Б. Н. Адреса Достоевского в Петербурге:// Неизвестный Достоевский: международный научный журнал / Гл. ред. В. Н. Захаров. — Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2015. — № 1. — С. 38—103. — DOI:10.15393/j10.art.2015.

  8. Цыганенко, Г.П. Этимологический словарь русского языка./ Г.П. Цыганенко – Киев.: Радянська школа, 1989. - Стр.211

  9. Азбука веры. Православная библиотека. Лествица. - Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/ Дата доступа: 02.12.2015

  10. Библия онлайн. - Режим доступа: http://bible.ucoz.com/index/0-10 Дата доступа: 29.11.2015

  11. Глава X. Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881 ...palomnic.org › ... › Вера в горниле сомнений. М. М. Дунаев. Дата доступа: 02.12.2015
  12. Акафисты - Православная электронная библиотека ... lib.pravmir.ru › Богослужение › Богослужебные тексты. Источник: http://orthlib.ru. Дата доступа: 10.12.2015




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!