СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для контрольных работ по русскому языку в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольные диктанты по русскому языку в начале года для 6 класса. Материал предназначен как для учащихся, так и для учителей.

Просмотр содержимого документа
«Материал для контрольных работ по русскому языку в 6 классе»

Приложение 1 к КТП по русскому языку по УМК М.М. Разумовской . 6 класс.

Контрольные работы включают диктанты, сочинения, изложения и контроль за усвоением грамматических тем и норм культуры речи. Они содержат такие типы заданий, способ выполнения которых должен быть усвоен учащимися входе изучения соответствующей темы.

Некоторые контрольные работы предусматривают два уровня трудности, рассчитанные на выполнение требований обязательного и повышенного уровня.

Контрольная работа №1. Контрольный диктант с грамматическим заданием (входной)

Ц е л ь р а б о т ы : проверить навыки правописания корней слов и окончаний; навыки употребления прописной буквы, ь после шипящих и как разделительного; навыки постановки запятой в сложном предложении, употребление тире между подлежащим и сказуемым.

В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари.

 Бродить с ружьем по целым дням в этой зеленой пустыне — наслаждение, которое известно одним лишь охотникам. Встанешь на заре и к вечеру так уходишься, что едва доберешься до знакомой избушки.

Нашим любимым местом была гора Размет, которая является связующим центром и горным водоразделом. В одну сторону с нее сбегают речки европейского бассейна, а в противоположную — азиатского. Таким образом, мы проводили ночь на самой границе между Европой и Азией.

Солнечный закат в горах удивительно хорош. Тени нарастают, и на нас начинает надвигаться ночная мгла. Затихший воздух чутко держит каждый шорох. Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение.

     (110 слов)                              (По Д. Мамину-Сибиряку)

Грамматическое задание

1. Выписать 1-2 слова со следующими орфограммами:

А) проверяемая гласная в корне слова;

Б) непроверяемая гласная в корне слова;

В) чередующаяся гласная в корне слова;

Г) непроизносимая гласная в корне слова;

Д) безударные гласные в окончаниях существительных и глаголов.

2. Разобрать по составу слова: доберешься, связующим, наслаждение.

3. Обозначить части речи в первом предложении.



Контрольная работа №2. Сочинение на тему «Мало ли что можно делать в лесу (на море, в деревне и т.д.)

Ц е л ь р а б о т ы : проверить, умеют ли учащиеся самостоятельно уточнять тему и основную мысль сочинения и, реализуя свой замысел, решать вопросы выбора стиля речи, типов речи, языковых средств..

З а д а н и е к сочинению.

1. Отталкиваясь от предложенной учителем основной мысли, уточните тему сочинения, подберите заголовок.

2. Решите, какие типы речи вам понадобятся для того, чтобы полно раскрыть тему сочинения и передать основную мысль; какого стиля речи будет ваше сочинение и какие языковые средства вам помогут сделать текст выразительным.

3. Напишите сочинение по летним впечатлениям.

П р и м е ч а н и е. Предполагается, что учащиеся должны написать сочинение художественного стиля речи, используя в нем оценочные и изобразительные средства языка.



Контрольная работа 3 Проверочная работа по грамматике (имя существительное)

Ц е л ь р а б о т ы : 1. Проверить умения: выделять из текста словосочетания;

2. Определять части речи;

3. Проводить морфологический разбор взятых из контекста имен существительных;

4. обнаруживать основу предложения;

5. определять члены предложения.



1). Однажды мы н..чевали на Ч..рном оз..ре. 2). С собой мы взяли резинов.. надувн.. лодку и на рассвете выехали на ней л..вить рыбу. 3). Внезапно у самого борта ло..ки вынырнула огромная горбатая спина ч..рной рыбы.

4). Ло..ка зак..ч..лась. 5). Рыба пр..шла под ней и вынырнула снова.

6). Должно быть, это была гиган..ская щука. 7). Она могла задеть своим острым спинным пл..вником резиновую ло..ку и ра..п..роть ее как бритвой.

Задание:

1. Списать текст, выставить пропущенные буквы, объяснить условия выбора.

2. Выписать из текста 5 словосочетаний.

3. В предложении № 7 определить все части речи.

4.Выполнить морфологический разбор: лодку, бритвой

5.Выполнить полный синтаксический разбор предложения №5





Контрольная работа №4. Изложение «Связанные корни»

Ц е л ь р а б о т ы : 1. Проверить, в какой мере учащиеся овладели стилем научного рассуждения; 2. Научить активно пользоваться знаниями о строении типа речи – рассуждение.

Подробно изложите текст; преобразуйте второе рассуждение по образцу первого по схеме: тезис→аргумент→пример.

Корень – это главная, обязательная часть слова. [Тезис] Именно корень выражает основное значение слова. [Аргумент] Сравним слова дом и домик: суффикс обозначает размер – маленький, а корень – сам предмет; бежать и прибежать: приставка обозначает приближение, а корень – само действие. [Пример]

Но так бывает не всегда. [Тезис] …

Возьмем глаголы обуть и разуть. В них четко осознаются приставки об- и раз-, показатель неопределенной формы -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и других глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется без приставок. [Пример]

Такие корни, которые употребляются только в сочетании с приставками и суффиксами, называются связанными, отличая их от «обычных» свободных корней. [Вывод]

(105 слов) (По Е. Земской)

Краткая характеристика текста

1. стиль речи – научный: говорится об отвлеченных лингвистических понятиях; функция речи – сообщение научной информации, научных знаний; адресован текст всем интересующимся вопросами науки о языке.

2. языковые средства, типичные для научного стиля: обобщенно-отвлеченная лексика, научные термины, преобладание имен существительных (значение, показатель, вычленение; корень, суффикс, приставка, глагол, неопределенная форма; выражает, обозначает, выделяет, употребляются, называют). Все глаголы употреблены в форме настоящего времени со значением постоянного «вневременного» действия, в форме 32 лица единственного или множественного числа или в форме1-го лица множественного числа (сравним, возьмем), при этом лицо не называется, так как мыслится обобщенно. Основным средством связи между предложениями является повтор местоимения (слово корень, например, употреблено в тексте 9 раз).

3. Тип речи – рассуждение. Точнее – здесь два рассуждения-доказательства. Творческое задание состоит в том, чтобы преобразовать второе рассуждение по типу первого, т.е. построить его по схеме: тезис – аргумент – пример. Для этого следует несколько изменить форму последнего предложения и поменять его место, поставить сразу после тезиса (например: Но так бывает не всегда. В русском языке есть корни, которые… ; их называют…).



Контрольная работа 5 По грамматике

Ц е л ь р а б о т ы : проверить умения

1) выделять из предложений словосочетания с прилагательными;

2) определять части речи (существительные и прилагательные);

3) проводить морфологический разбор прилагательных;

4) обнаруживать основу предложения; определять члены предложения, выраженные существительными и прилагательными.

Необычный стрелок.


Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими ЖЁЛТО-БЕЛЫМИ цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие ВЕЧНОЗЕЛЁНЫЕ сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких БЕЛОГРУДЫХ птичек.

Вот раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бабочки. Я остановился и осмотрелся. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Я пошёл по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Моё внимание привлекли мелкие ТЁМНО-КОРИЧНЕВЫЕ зёрнышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.

Я долго рассматривал это интересное растение.

По Г. Угарову.

Грамматическое задание


1. Выписать по одному словосочетанию «прил.+ сущ.», в которых сложные прилагательные пишутся слитно и раздельно.


2. Выполнить морфологический разбор прилагательных.

1 в. Песчаному, жаркий, водяные.

2 в. Серебряными, мелкие, летний.

3. Выполнить полный синтаксический разбор предложений

1 в. Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими ЖЁЛТО-БЕЛЫМИ цветами.

2 в. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги.



Контрольная работа 6 Изложение «Тоска по Москве»

Ц е л ь р а б о т ы : 1. Проверить, в какой мере учащиеся овладели навыками употребления параллельной связи с повтором; 2. Научить строить текст с параллельной связью предложений в тексте с повтором.

Тоска по Москве.

     Валька тосковал по Москве. Тосковал по жизни, в которой всё время что-то происходит.

    Хотелось толкаться и спешить. Хотелось, чтобы кругом говорили о делах.

    Но больше всего тянуло Вальку к улицам. Хотелось даже того, чего раньше очень не любил. Не любил он бывать на улице, когда все возвращаются с работы  и народу так много, что просто темно идти, ничего не видишь, кроме портфелей и продуктовых сумок. Если повезёт и встретится собака, то  целиком её тоже никак не увидишь – или нос мелькнёт, или хвост.

    Лучше всего на улицах ранним утром. Волнующе пахнет политым асфальтом. Просторно. Никто не тычет мокрым луком в лицо. Никто не торчит над тобой. Видно, какие красивые дома, видно всё на витринах, а главное, машины видны. Какое это наслаждение стоять у края тротуара и ждать, пока все они пройдут!

                                               (По повести  Ричи  Достян «Два человека»)



Контрольная работа 7 Проверочная работа по словообразованию.

I вариант

II вариант

1. Разбери по составу следующие слова

пришкольный юбч..нка проч..таешь тума..ый

прив..нтить расш..рять

м..тоциклист сух..фрукты

ж..лезодорожный в..лчица

Разд..лить льви..ый

Книж..нка лес..руб

Св..ркнуть перел..тают

Сезо..ый лис..нька

При морский п..ровозный

2. Запиши по одному примеру на каждую словообразовательную модель

оват ый, ан ый


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!