Просмотр содержимого документа
«Контрольные диктанты для 6 класса в начале года.»
Контрольная работа.
Диктант с грамматическим заданием.
Цель: осуществление проверки и контроля знаний, умений и навыков по пройденному материалу.
2-й текст
Азбука тайги
Третьи сутки мы шли по тайге. До станции было ещё далеко. Я выбирал место для ночлега. Вот нашёл сухое, высокое местечко. Но мой спутник, который всю жизнь прожил в лесной деревушке, отказался от удобной стоянки и увёл меня на болото.
Наступила полночь. Вдруг смерчем пронёсся тяжёлый ветер, начался бурелом. Вокруг раздавался грохот, вой, треск, но нас всё это обошло стороной.
К утру появилось солнце, и мы побрели кипятить чай туда, где я хотел расположиться. Это место было завалено грудой стволов. Как таёжник догадался об опасности?
За чаем старичок сознался, что с вечера заметил следы медведя, который ушёл из тайги на болото. Он доверился предчувствию животного. «Медведь всё знает, слушайся в тайге медведя», – закончил старик свой рассказ.
(По А. Иванову-Смоленскому.)
(116 слов.)
Напомнить о знаках препинания при прямой речи.
В качестве грамматического задания можно предложить следующее:
1. Выпишите по 2 слова с указанными орфограммами (или с некоторыми из них):
– безударные гласные в корне: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся;
– непроизносимые согласные в корне, безударные гласные в окончании глаголов и существительных, о–ё после шипящих.
2. Определите часть речи у слов во 2-м или в последнем предложениях.
3. Разберите по составу: расположиться, выбирал, старичок, рассказ.
3-й текст
Вечером
Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман.
Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошёл я заросли кустов. У моих ног тянется равнина, а дальше стеной возвышается мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой.
Куда я зашёл? Как найти дорогу?
Я вышел на опушку и пошёл полем. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздаются мои шаги.
Но вот на вечернем небе стали зажигаться звёзды. Блестит серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предположил, что через час буду дома.
(По И. С. Тургеневу.)
(108 слов.)
В материал предшествующих уроков необходимо вставить слова из выбранного для контрольной работы текста.
Можно предложить следующую методику подготовки к контрольной работе: за 3–4 урока до контрольной работы на стенде «Учись учиться» вывесить 4 варианта диктанта, предложив изучить их, выяснить о непонятном написании или пунктуации.
Это поможет предотвратить многие ошибки в контрольной работе, создаст ситуацию успеха, станет мотивацией для закрепления знаний и возможностью получить более высокую отметку, но не за списывание, а за осознанное изучение.