I. Организация начала урока. Создание благоприятной атмосферы Учитель приветствует учащихся, желает доброго дня, передавая радость от встречи с десятиклассниками, настраивает на работу. II. Целеполагание Объявляются тема и цель урока. Учащиеся формулируют задачи урока, делают необходимые записи в контрольных тетрадях. III. Подготовка к первичному восприятию текста Краткое вступительное слово учителя о Ф.И. Тютчеве. Обращение к портрету поэта. О творчестве поэта Тургенев сказал, что Тютчев создал речи, которым «не суждено умереть». Такая судьба только у лучших творений. Что время не стирает из людской памяти? У каждого ценителя поэзии есть любимые авторы, произведения, которые они могут прочитать наизусть в любое время дня и ночи. Это волшебство и загадка. А разгадка в том, что человеку близки мысли и чувства автора в этом произведении, он думает так же, как и создатель стихов. Если стихотворение заставляет задуматься над собой, а то и поменять что-то в жизни, такие строки будут жить вечно. Читать лучшие стихи Тютчева – делать себя и этот мир совершеннее. Центон: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. («Весенняя гроза») Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят- Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… («Весенние воды») Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. («Зима недаром злится») Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит- И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. («Чародейкою Зимою») Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь… («Как весел грохот летних бурь») Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои- Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, — Любуйся ими — и молчи. («SILENTIUM!») О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепости страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! («О, как убийственно мы любим…») IV. Первичное чтение текста Учитель правильно, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, читает текст для ознакомления с ним учащихся. На доске записываются трудные для восприятия и записи слова, имена собственные, даётся их толкование: родовое поместье Брянского уезда камерге́р (нем. Kammerherr — дворянин комнаты), или камерарий (лат. camerarius) – придворная должность, в Русском царстве и Российской империи также придворный чин высокого ранга (1711—1809) и почётное придворное звание (1809—1917) Примерный план: 1. Русская природа и русская деревня в жизни поэта. 2. Камергерский ключ Тютчева. 3. Собственная наружность мало заботила поэта. 4. Сила ума Тютчева. 5. Пища для ума. V. Самостоятельная работа учащихся Учащиеся работают над созданием чернового варианта изложения (25 минут) VI. Вторичное чтение текста VII. Самостоятельная работа учащихся Десятиклассники редактируют и корректируют черновой вариант изложения. VIII. Создание чистового варианта изложения IX. Сбор тетрадей. Вопросы по тексту изложения X. Рефлексия учебной деятельности |