Рассмотрено: на заседании ШМО историко - филологического цикла Протокол от ___ ______ 201___г. № _____ Руководитель: ________ Кудашова М.В. | Согласовано: на педагогическом совете протокол от 28 марта 2018г. № 5 | Утверждено: приказом директора школы от ____ ________ 201___г. № _____ Директор школы:____________ Щербакова Е.В. |
Контрольно – оценочный материал
для проведения
итоговой промежуточной аттестации
по предмету обществознание
класс 11
учитель Андреева Лидия Аркадьевна
Пояснительная записка
к итоговой аттестации по обществознанию
за 11 класс
КОМ разработан на основе УМК к учебнику: под редакцией Л.Н. Боголюбова. Обществознание. 11 класс.
Цель работы: контроль обществоведческих знаний и умений обучающихся 11 класса.
Содержание контрольной работы даёт возможность проверить уровень знаний по темам: «Политика», «Социальные отношения», «Экономика», «Право», «Человек и общество».
Характеристика контрольной работы: работа состоит из 16 заданий.
Форма контроля: тест.
Количество вариантов: 2.
Критерии оценивания: каждое правильно выполненное задание части 1 (2–5, 7-13) оценивается 1 баллом. Задания 1, 6, 14, 15 оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой – 1 балл; неверное выполнение задания – 0 баллов.
Полное правильное выполнение задания части 2 оценивается 3 баллами. если допущена одна ошибка – 2 балла; допущено две-три ошибки – 1 балл; допущено четыре и более ошибок или ответ отсутствует – 0 баллов. Максимально возможный балл за всю работу – 22.
Шкала перевода набранных баллов в отметку:
Баллы | Процент | Отметка |
22-20 баллов | 100-90% | 5 |
19-16 баллов | 86-72 | 4 |
15-12 баллов | 68- 51 | 3 |
11-0 баллов | 50 - 0 | 2 |
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. С учетом конкретных условий учитель может изменить время, отводимое на выполнение работы и вносить в текстовые работы свои коррективы.
Итоговая аттестация
по обществознанию
11 класс
Вариант 1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по истории отводится 40 минут. Работа содержит 16 заданий.
В заданиях части 1 (2-5, 7-13) выбери 1 правильный ответ, в заданиях 1,6,14, 15 – выбери признаки, найди соответствия, впиши пропущенные слова.
В заданиях части 2 - определи способы повышения политической зрелости и ответственности избирателя, защиты его права на свободный выбор.
Если Вы хотите изменить ответ, зачеркните его и запишите рядом новый.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Часть1
1. В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.
2) Большинство населения занято в сфере услуг.
3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
4) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.
5) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.
6) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
2. Что из перечисленного относится к факторам интенсивного экономического роста?
1) рост добычи полезных ископаемых, строительство новых предприятий
2) совершенствование управления производством, повышение производительности труда
3) открытие месторождений, увеличение рабочего времени
4) установка дополнительного оборудования, освоение новых земель
3. Что относится к доходам государственного бюджета?
1) таможенные пошлины и сборы; 2) содержание вооружённых сил
3) инвестиции в развитие государственных предприятий
4) выплаты военным пенсионерам.
4 На графике отражена ситуация на рынке мебели для Р дома: линия предложения S переместилась в новое положение — SI (Р — цена товара, Q — количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со) | |
1) закрытием мелких фирм — производителей мебели
2) дефицитом дерева для производства мебели
3) снижением доходов потребителей
4) применением технологий, удешевляющих производство мебели
5. Верны ли следующие суждения о безработице?
А. Безработица является закономерным следствием рыночного регулирования экономики.
Б. В каждой стране устанавливается свой неизменный в течение многих десятилетий уровень безработицы.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
6. Найдите в приведенном списке операции, которые должны учитываться при подсчете ВВП, и запишите цифры, под которыми они указаны
1) оплата услуг салона красоты | 2) пособие по безработице | |
3) покупка «пиратского» издания 4) гонорар композитора | 5) покупка корпоративных облигаций | | |
7. После окончания института К. устроился на работу программистом в одну из частных фирм. Вскоре он сумел получить такую же работу на предприятии, расположенном ближе к его дому. Эту ситуацию можно рассматривать как пример
1) социальной стратификации 2) горизонтальной социальной мобильности
3) профессиональной дифференциации 4) вертикальной социальной мобильности
8. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Конфликтное взаимодействие существует в любом типе общества.
Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
9. Независимый исследовательский социологический центр провёл опрос 1500 совершеннолетних россиян: мужчин и женщин. Анкета содержала блок вопросов относительно необходимости введения информационного контроля в российских СМИ. В частности, задавался вопрос: «Какая тема СМИ, по Вашему мнению, больше всего нуждается в контроле?» Полученные результаты (в % от общего числа отвечавших) отражены в гистограмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди опрошенных мужчин мнение, что политический экстремизм нуждается в контроле, менее популярно, чем среди опрошенных женщин.
2) Подавляющее большинство опрошенных обеих групп считает, что насилие, жестокость в качестве темы СМИ больше всего нуждается в контроле.
3) Каждый пятый опрошенный мужчина утверждает, что пропаганда войны является той темой СМИ, которая больше всего нуждается в контроле.
4) Треть опрошенных мужчин и женщин за контроль темы насилия и жестокости в СМИ.
5) Четверть опрошенных мужчин и женщин высказали мнение за ограничение показа в СМИ эротики.
10. Одно из прав налогоплательщика заключается в том, чтобы
1) представлять в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать
2) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах
3) не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей
4) вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов) и объектов налогообложения
11. Запишите слово, пропущенное в схеме.
12. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) инвестиционный фонд | 2) коммерческий банк | 3) кредитная организация |
4) страховое общество | 5) сберегательная касса | |
13. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух являются характеристикой политического процесса.
1) демократизация | 2) реформирование | 3) бюрократизация | 4) перераспределение полномочий |
5) средства массовой информации | 6) централизация | 7) государство | 8) модернизация |
14. Установите соответствие между типами политических партий и принципами их классификации. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ТИПЫ ПАРТИЙ | ПРИНЦИП КЛАССИФИКАЦИИ ПАРТИЙ |
А) оппозиционная Б) либеральная В) кадровая Г) социал-демократическая Д) массовая | 1) по отношению к власти 2) по политической идеологии 3) по составу |
15. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Социальным называется государство, служащее ________(А). Такое государство гарантирует исполнение конституционно закрепленных экономических и социальных ________(Б) граждан. Также гарантируются социальные ________(В) государства: охрана труда и здоровья граждан; выплата минимальной заработной платы; поддержка семьи, инвалидов и др. Также закреплены и другие ________(Г) социальной защиты. В современном обществе ________(Д) понимается как равенство прав и возможностей. Организационно-правовой статус Российской Федерации как социального государства закреплен действующей________(Е).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) социальное неравенство | 2) Конституция РФ | 3) права и свободы |
4) социальные привилегии | 5) гарантии | 6) общество |
7) Декларация прав человека | 8) обязанности | 9) социальное равенство |
Часть 2
16. Многие современные политологи пишут об иллюзорности свободы изъявления воли граждан на избирательных участках во время выборов. Благодаря массированному воздействию средств массовой информации, общественное сознание определяет свои приоритеты, люди голосуют под влиянием позиции СМИ, а не собственных взглядов и убеждений.
Предложите три способа повышения политической зрелости и ответственности избирателя, защиты его права на свободный выбор.
Итоговая аттестация
по обществознанию
11 класс
Вариант 2
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по истории отводится 40 минут. Работа содержит 16 заданий.
В заданиях части 1 (2-5, 7-13) выбери 1 правильный ответ, в заданиях 1,6,14, 15 – выбери признаки, найди соответствия, впиши пропущенные слова.
В заданиях части 2 - определи способы повышения политической зрелости и ответственности избирателя, защиты его права на свободный выбор.
Если Вы хотите изменить ответ, зачеркните его и запишите рядом новый.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Часть1
1. Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) авторство часто не определено | 2) носит преимущественно коммерческий характер |
3) не требует специальной подготовки для своего восприятия | 4) появилась раньше других форм культуры |
5) рассчитана на узкий круг ценителей | |
2. Для интенсивного экономического роста характерно
1) расширение производственной базы
2) вовлечение в производство дополнительных ресурсов
3) совершенствование организации труда
4) увеличение численности рабочей силы
3. Какой показатель даёт владельцу коммерческого предприятия представление об эффективности его работы?
1) выручка от реализации; 2) размер инвестиций в производство
3) рост числа работников; 4) чистая прибыль.
4. На рисунке отражена ситуация на рынке косметологических услуг: линия предложения S переместилась в новое положение — SI (Р — цена услуг, Q — объём предложения услуг). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со) | |
1) недостаточной популяризацией здорового образа жизни
2) снижением уровня культуры граждан
3) высокими ценами на косметические средства
4) открытием новых салонов красоты
5. Верны ли следующие суждения о безработице?
А. В условиях рыночной экономики существует естественный уровень безработицы.
Б. Безработным человек может быть как вынужденно, так и добровольно.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
6. Назовите условия повышения производительности труда работника. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) повышение квалификации 2) степень государственного регулирования
3) внедрение достижений науки и техники 4) разделение труда
5) повышение заработной платы
6) монотонный характер практической деятельности
7. В ходе одного из социологических опросов обратились к менеджерам по персоналу и другим представителям кадровых служб предприятий и организаций: «Процесс поиска работы — занятие непростое, нередко требующее от соискателя значительных усилий и терпения. Какой совет Вы дали бы соискателям, чтобы их поиск работы стал максимально эффективным?»
Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
1) Подавляющее большинство опрошенных обратили внимание на важность активности в поисках работы.
2) Около трети опрошенных посоветовали четко осознать и правильно оценить свои возможности и потребности.
3) Наибольшее число отвечавших отметили тщательность составления резюме.
4) Около четверти опрошенных акцентировали внимание на важность позитивного настроя, веры в себя.
8. Верны ли следующие суждения о тенденциях развития социальной сферы?
А. Для постиндустриального общества характерен рост среднего класса.
Б. Социальная дифференциация общества при переходе от командной экономики к рыночной уменьшается.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
9. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность
10. Приехав на берег реки, гражданин С. решил вымыть грязную машину. Окончив работу, он оставил на берегу губку с остатками шампуня, пустую пластиковую бутылку. Нормы какого права предусматривают ответственность за данное правонарушение?
1) трудового; 2) гражданского; 3) гуманитарного; 4) административного.
11. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ТИП ОБЩЕСТВА | ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ |
... | Большинство работающих занято в сельском хозяйстве |
Индустриальное | Большинство работающих занято в промышленности |
12. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) организация | 2) учреждение |
3) юридическое лицо | 4) производственный кооператив |
5) унитарное предприятие | |
13. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.
1) наблюдение; 2) ощущение; 3) суждение; 4) выдвижение гипотезы;
5) проведение эксперимента; 6) эмпирическое описание.
14. Установите соответствие между ветвями государственной власти в РФ и её органами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ | ВЕТВИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ |
А) Верховный суд Б) губернатор области В) Совет Федерации Г) Государственная дума Д) Конституционный суд Е) Правительство РФ | 1) законодательная 2) исполнительная 3) судебная |
15. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Конституция РФ заложила фундамент новой общественно- политической системы. В соответствии с ней Российское государство является демократическим, федеративным, правовым. Декларируется реальное ________(А), частная ________(Б) находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной и другими видами собственности. Закреплен принцип разделения ________(В). Положения статей главы 1 составляют основную характеристику российского ________(Г). В ней закреплено положение, согласно которому единственным источником власти и носителем суверенитета страны является ________(Д) России. Глава 2 Основного закона России закрепляет права и обязанности ________(Е) и гражданина. Непосредственно свою власть народ осуществляет с помощью свободного волеизъявления, участвуя в выборах органов власти и в ________(Ж)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) народовластие | 2) собственность | 3) инициатива |
4) власть | 5) государство | 6) парламент |
7) человек | 8) народ | 9) референдум |
Часть 2
16. Многие современные политологи пишут об иллюзорности свободы изъявления воли граждан на избирательных участках во время выборов. Благодаря массированному воздействию средств массовой информации, общественное сознание определяет свои приоритеты, люди голосуют под влиянием позиции СМИ, а не собственных взглядов и убеждений.
Предложите три способа повышения политической зрелости и ответственности избирателя, защиты его права на свободный выбор.
Ключи
№ | Ответ | Максимальный балл за задание |
Вариант 1 |
| 245 | 1 |
| 2 | 1 |
| 1 | 1 |
| 4 | 1 |
| 1 | 1 |
| 14 | 1 |
| 2 | 1 |
| 1 | 1 |
| 23 | 1 |
| 2 | 1 |
| Эмпирический | 1 |
| 3 | 2 |
| 57 | 2 |
| 12323 | 1 |
| 638592 | 2 |
16. | 1) гражданам необходимо знакомиться с максимально широким спектром мнений и точек зрения на программы кандидатов и партий, изучать аналитические материалы; 2) гражданам важно выяснить «послужной список» кандидатов, реально сделанное ими, познакомиться с мнениями независимых, возможно, зарубежных экспертов; 3) гражданам необходимо повышать свой уровень как общей, так и политической культуры и грамотности, учиться отличать популизм от реальных требований и обещаний; 4) гражданам не следует принимать на веру, некритично, заявления и обещания политиков, стремиться обязательно получить дополнительную информацию из различных источников и т. д. | Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение, дан совет, назван наиболее эффективный способ | 3 |
Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение, дан совет. ИЛИ Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение, назван наиболее эффективный способ. ИЛИ Правильно назван иллюстрируемый способ, дан совет, назван наиболее эффективный способ | 2 |
Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение. ИЛИ Правильно назван иллюстрируемый способ и дан совет. ИЛИ Правильно названы два способа | 1 |
| | Правильно назван один иллюстрируемый способ. ИЛИ Иллюстрируемый способ не назван (назван неправильно) независимо от наличия других элементов ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Вариант 2 |
1. | 134 | 1 |
2. | 3 | 1 |
3. | 4 | 1 |
4. | 4 | 1 |
5. | 3 | 1 |
6. | 134 | 1 |
7. | 2 | 1 |
8. | 1 | 1 |
9. | 156 | 1 |
10. | 4 | 1 |
11. | Традиционное | 1 |
12. | 3 | 2 |
13. | 23 | 2 |
14. | 321132 | 1 |
15. | 1245876 | 2 |
16. | 1) гражданам необходимо знакомиться с максимально широким спектром мнений и точек зрения на программы кандидатов и партий, изучать аналитические материалы; 2) гражданам важно выяснить «послужной список» кандидатов, реально сделанное ими, познакомиться с мнениями независимых, возможно, зарубежных экспертов; 3) гражданам необходимо повышать свой уровень как общей, так и политической культуры и грамотности, учиться отличать популизм от реальных требований и обещаний; 4) гражданам не следует принимать на веру, некритично, заявления и обещания политиков, стремиться обязательно получить дополнительную информацию из различных источников и т. д. | Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение, дан совет, назван наиболее эффективный способ | 3 |
Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение, дан совет. ИЛИ Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение, назван наиболее эффективный способ. ИЛИ Правильно назван иллюстрируемый способ, дан совет, назван наиболее эффективный способ | |
Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение. ИЛИ Правильно назван иллюстрируемый способ и дан совет. ИЛИ Правильно названы два способа | 1 |
Правильно назван один иллюстрируемый способ. ИЛИ Иллюстрируемый способ не назван (назван неправильно) независимо от наличия других элементов ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
| | Максимальный балл | 3 |
Итоговый анализ выполнения работы в разрезе каждого обучающегося
Количество обучающихся в классе – Качество знаний –
Работу выполняли – Успеваемость –
Итого: Обученность (СОУ)–
«5» - , «4» - ; «3» - , «2» -
Ф И уч-ся | % соотношение | Количество баллов | отметка |
| | | |
Итого среднее значение по классу | | | |
Успешность выполнения работы в целом по классу
№ задания | Элементы знаний, умений и навыков | Выполняли задание | Выполнили правильно | Допустили ошибки | % успешности |
| | | | | |
Выводы учителя по итогам выполнения обучающимися КОМа
результат | Отличный результат | Хороший результат | Удовлетворительный результат | Неудовлетворительный результат |
Кол-во баллов | 22 | 21 | 20 | 19 | 18 | 17 | 16 | 15 | 14 | 13 | 12 | 0-1 | 2-3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Кол-во уч-ся | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |