СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ 15.02.08 Технология машиностроения

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 15.02.08 Технология машиностроения.

Просмотр содержимого документа
«КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ 15.02.08 Технология машиностроения»

Г осударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Шахтинский политехнический колледж»

1/37


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ РО «ШПТК»

_____________ И. Н. Головин

«_____»__________20___г.








контрольно-оценочные средства

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕГО ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА

ОГСЭ.02 история
программы подготовки специалистов среднего звена

технического профиля

15.02.08 Технология машиностроения
















г. Шахты

РАССМОТРЕНО

ЦК общеобразовательного

цикла

ПРОТОКОЛ №____

От «_____» ___________20__г.

Председатель_____ Е. В. Федякина

СОГЛАСОВАНО

И. о. зам. директора по УР

_________ Н. Ю. Владимирова

«___»___________ 20__г.





Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 15.02.08 Технология машиностроения.



Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Шахтинский политехнический колледж»



Разработчик: преподаватель истории Лысенко А.Д. государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Шахтинский политехнический колледж»

































1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

1.1. Область применения комплекта оценочных средств

     Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ.

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.

             КОС разработаны на основании положений:

  • основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки специальности 15.02.08 Технология машиностроения;

  • программы учебной дисциплины ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ

Конечными результатами освоения учебной дисциплины являются знания и умения обучающегося, которые являются объектом оценки в процессе аттестации по учебной дисциплине.

Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.

В процессе освоения программы учебной дисциплины осуществляется текущий контроль промежуточных результатов, обеспечивающих формирование конечных результатов учебной дисциплины по уровням освоения.







1.2. Результаты освоения дисциплины ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ.

КОС для промежуточной аттестации направлены на проверку и оценивание результатов обучения, знаний и умений:

У 1.

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

У 2.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

З 1.

Основные категории и понятия истории.

З 2.

Роль истории в жизни человека и общества.

З 3.

Основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории.

З 4.

Периодизации всемирной и отечественной истории.

З 5.

Современных версий и трактовок важнейших проблем отечественной и всемирной истории.

З 6.

Исторической обусловленности современных общественных процессов.

З 7.

Особенностей исторического пути России, ее роли в мировом сообществе.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


В результате аттестации по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:

Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции

Показатели оценки результата


Форма контроля и оценивания


Уметь:



У1. Ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;



ОК1-ОК 5; ОК8-9.

Определять положение России в мире, характеризовать её экономическую политическую и культурную ситуации;


Устный опрос

У2.выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

ОК1-ОК9

Уметь логически обоснованно объяснять взаоимосвязь политических и культурных процессов разного уровня.

Устный опрос

Тестирование

Самостоятельная работа

Знать:



З1.основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);




Называть основные регионы мира и направления их развития.

Устный опрос

Тестирование

Самостоятельная работа

З2.- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX-начале XXI в.;


Формулировать сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX-начале XXI в.;


Устный опрос

З3. основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;




Перечислить основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

Устный опрос

Тестирование

Самостоятельная работа

З4.- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

Называть основные международные организации и направления их деятельности

Устный опрос


З5.о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

Сформулировать значение о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

Устный опрос

Тестирование

Самостоятельная работа

З6. содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.




Знать названия и источники важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.



Устный опрос

Тестирование

Самостоятельная работа
















2. Содержание КОС


2.1. Тестовые задания:



1 вариант

Часть А

А1. О событиях какого года идет речь?

Утром 17 августа правительство и Банк России заявили «о внедрении комплекса мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики». За этой сложной формулировкой скрывалось простые иностранные слова «дефолт» и «девальвация».

1) 1990 г.
2) 1992 г.
3) 1998 г.
4) 2000 г.

А2. Результат антитеррористической операции в Чечне в 1999 г.:

1) создание СНГ
2) отставка Б. Ельцина
3) подписание Хасавюртовских соглашений
4) сохранение территориальной целостности России

A3. Созданный в 2000 г. Государственный совет стал:

1) законодательным органом власти
2) исполнительным органом власти
3) совещательным органом власти
4) выборным органом власти

А4. Об укреплении вертикали власти в начале XXI в. в России свидетельствует:

1) учреждение поста Президента
2) принятие новой Конституции РФ
3) ликвидация органов местного самоуправления
4) разделение страны на семь федеральных округов

Часть В

В1. Укажите два основных направления развития современной России.

1) отказ от идейного плюрализма
2) построение развитого социализма
3) создание индустриального общества
4) интеграция в международные структуры
5) создание рыночной экономики

Ответы:

1 вариант
А1-3
А2-4
А3-3
А4-4
В1. 45

2 вариант

Часть А

А1. О событиях какого года идет речь?

Недели за две-три до Нового года Борис Николаевич пригласил меня в свой кабинет и сказал, что принял решение уходить. Таким образом, я должен буду стать исполняющим обязанности президента. Он смотрел на меня, ждал, что я скажу.

1) 1990 г.
2) 1992 г.
3) 1999 г.
4) 2004 г.

А2. В результате финансового кризиса 1998 г.:

1) увеличилась стоимость ценных бумаг
2) увеличились иностранные инвестиции
3) обесценились денежные вклады населения
4) были выпущены банковские билеты (червонцы)

A3. Для обеспечения взаимодействия государства с гражданским обществом в 2005 г. создается:

1) Совет Федерации
2) Государственный совет
3) Общественная палата
4) Государственная дума

А4. О переходе России на инновационный путь развития в конце XX — начале XXI в. свидетельствует:

1) рост управленческого аппарата
2) увеличение экспорта нефти и газа
3) инвестирование наукоемких отраслей
4) создание агропромышленных комплексов

Часть В

В1. Укажите два основных направления развития современной России.

1) усиление сепаратизма
2) коммерциализация культуры
3) расширение добычи газа и нефти
4) реализация национальных проектов
5) усиление роли институтов гражданского общества

Ответы:
2 вариант
А1-3
А2-3
А3-3
А4-3
В1. 45



3 вариант

Часть А

А1. Первым секретарем ЦК КПС С в 1964 г. был избран:

1) Г. Маленков
2) А. Косыгин
3) Л. Брежнев
4) Н. Хрущев

А2. Причиной снижения темпов экономического развития СССР в 1970-е гг. является:

1) переход на хозрасчет
2) ликвидация министерств
3) мировой экономический кризис
4) сохранение директивной экономики

A3. Преобладание в общем объеме производства доли топливно-энергетического сектора свидетельствовало о (об):

1) отставании СССР в наукоемких отраслях промышленности
2) интенсивном пути развития экономики
3) превращении СССР в сверхдержаву
4) реализации плана ГОЭЛРО

А4. Иллюстрацией к какому понятию служит следующий текст?

Если в восьмой пятилетке среднегодовой прирост составлял 7,5% и в девятой — 5,8%, то в десятой он снизился до 3,8%, а в первые годы одиннадцатой составил около 2,5% (при росте населения страны в среднем на 0,8% в год).

1) стагнация
2) теневая экономика
3) коррупция
4) ротация

Часть В

В1. Укажите два мероприятия, которые были проведены в ходе аграрной реформы 1965 г. Запишите цифры, соответствующие верным ответам.

1) ликвидация колхозов
2) создание фермерских хозяйств
3) повышение закупочных цен на зерно
4) увеличение экспорта российского хлеба
5) увеличение финансирования аграрного сектора

Ответы:

3 вариант
А1-3
А2-4
А3-1
А4-1
В1. 14



4 вариант

Часть А

А1. Руководитель реформ середины 1960-х гг. в СССР:

1) А. Косыгин
2) Г. Сокольников
3) Г. Маленков
4) Н. Вознесенский

А2. Причина сокращения средней продолжительности жизни населения в СССР в 1970—1980-е гг.:

1) сокращение финансирования социальной сферы
2) отмена продовольственных карточек
3) начало нового витка репрессий
4) ухудшение погодных условий

A3. Увеличение доли промышленных рабочих в социальной структуре советского общества свидетельствовало о (об):

1) отставании СССР в наукоемких отраслях промышленности
2) завершении промышленного переворота
3) интенсивном пути развития экономики
4) превращении СССР в сверхдержаву

А4. О чем идет речь в отрывке из работы экономиста?

Вопреки ожиданиям, будто централизованно планируемая экономика должна… предотвращать частную инициативу и нелегальную деятельность, многие условия, напротив, способствуют возникновению нелегальной деятельности.

1) о ВПК
2) о рыночной конкуренции
3) о диссидентском движении
4) о теневой экономике

Часть В

В1. Укажите два мероприятия, которые были проведены в ходе реформы 1965 г. в промышленности. Запишите цифры, соответствующие верным ответам.

1) сокращение числа планируемых сверху показателей
2) разрешение свободного предпринимательства
3) сокращение управленческого аппарата
4) ликвидация министерств
5) введение хозрасчета

Ответы на тест по истории Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965-1985-е гг. 11 класс


Ответы:
4 вариант
А1-4
А2-3
А3-1
А4-2
В1. 15






2.2. Практические занятия:



Практическое занятие: Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Формирование политического курса Л.И. Брежнева.

  2. Попытка реставрации сталинизма.

  3. Развитой социализм. Конституция 1977 г.

  4. Экономическая политика: попытки реформ и отказ от коренных преобразований.

  5. Внутренняя политика: курс на стабильность. «Геронтократия».

  6. Республики в составе СССР: национальная политика.

  7. Повседневная жизнь в эпоху развитого социализма.


Перечень объектов контроля и оценки

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов


З1 основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.

- знать особенности внутренней политики государственной власти в СССР к началу 1980-х гг.

- определение особенностей идеологии, национальной и социально-экономической политики

Время выполнение: 50 минут.



Практическое занятие: Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Н.Г. Басов.

  2. В.Л. Гинзбург.

  3. А.М. Прохоров.

  4. Ж.И. Алферов.

  5. П.Л. Капица.

  6. В.И. Белов.

  7. В.П. Астафьев.

  8. В.Г. Распутин.

  9. Ч. Айтматов.

  10. А. и Б. Стругацкие.

  11. Архитектурный облик города начала 70-х годов.

  12. В.С. Высоцкий.

  13. М. Плисецкая.

  14. Е.П. Леонов.

  15. В.В. Тихонов.

Перечень объектов контроля и оценки

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов


У2 выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем

- умение работать в группе;

- умение составлять конспект

З5 о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций

- знать особенности культурного развития народов Советского Союза;

- понимание значимости истории СССР в мировой истории

Время выполнение: 50 минут.



Практическое занятие: Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира».

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

  2. Отношения между СССР и США,

  3. Отношения СССР с социалистическими странами.

  4. Международная напряженность на рубеже 1970-1980-х гг.

Перечень объектов контроля и оценки

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов


З2 сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.

- знания, полученные на основе анализа исторических карт и документов, раскрывающих основные направления и особенности внешней политики СССР к началу 1980-х гг.

Время выполнение: 50 минут.



Практическое занятие: Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. В преддверии революций.

  2. «Бархатная революция в Чехословакии.

  3. Болгарский вариант выхода из социализма.

  4. Крах социал - коммунизма в Румынии.

  5. Мирная революция в Венгрии.

  6. Объединение двух Германий.

  7. Демократическая революция в Польше.

Перечень объектов контроля и оценки

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов


З2 сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.

- знания, полученные на основе анализа документального (наглядного и текстового) материала, раскрывающего деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти сил в Восточной Европе.



Практическое занятие: Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Причины кризиса тоталитарного социализма в СССР.

  2. СССР и Восточная Европа: опыт демократической революции.

  3. Биография Н.С. Хрущева.

  4. Биография Л.И. Брежнева.

  5. Биография М.С. Горбачева.

Перечень объектов контроля и оценки

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов


У2 выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем

- умение выявлять причины кризиса тоталитарных систем XX века



Практическое занятие: Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР.

Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Распад СССР.

  2. Последствия распада СССР.

  3. Беловежский договор.

  4. Модели евразийского сообщества.

Перечень объектов контроля и оценки

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов


З6 содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

- знания, полученные на основе анализа программных документов ГКЧП, обращения Б.Н. Ельцина к российскому народу, Беловежского договора.



Практическое занятие: Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.

Вопросы для подготовки к занятию.

  1. Зарождение конфликтов.

  2. Декабрьские события в Алма-Ате 1986г.

  3. Ферганская "резня" 1989 г.

  4. Новый Узен 1989 г.

  5. Ошская "резня" 1990 г.

  6. Конфликты в Средней Азии после распада СССР.

Перечень объектов контроля и оценки

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов


З2 сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.

- знания, полученные на основе анализа исторических карт и документов, раскрывающих причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг.




Практическое занятие: Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.

Вопросы для подготовки к занятию.

1. Конфликты на постсоветском пространстве и возможности их урегулирования:

- межгосударственные:

  • Нагорный Карабах (НК)

- внутригосударственные:

  • Грузино-абхазский конфликт

  • Грузино-осетинский конфликт

  • Приднестровье

  • Таджикистан

- Конфликты на территории РФ:

  • Кабардино-Балкарский конфликт.

  • Осетино-Ингушский конфликт.

  • Чечня.

Перечень объектов контроля и оценки

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов


З2 сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.

- знания, полученные на основе анализа исторических карт и документов, раскрывающих причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг.


З4 назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности

- знания, полученные на основе анализа программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и политический аспекты.



Практическое занятие: Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.

Вопросы для подготовки к занятию.

1.Основные тенденции развития международной обстановки.

2. Угрозы безопасности России и ее военная политика.

Перечень объектов контроля и оценки

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов


У1 ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире

- умение выявлять главное из исторического источника

З4 назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности

- знания, полученные на основе анализа программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и политический аспекты.



Практическое занятие: Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр.

Вопросы для подготовки к занятию.

  1. Российско-украинские отношения

  2. Начало интеграции

  3. Закавказский союзник

  4. Тбилиси: курс на Запад

  5. Абхазия, Южная Осетия

Перечень объектов контроля и оценки

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов


З6 содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

- знания, полученные на основе анализа текстов договоров России со странами СНГ и вновь образованными государствами с целью определения внешнеполитической линии РФ



Практическое занятие: Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе.

Вопросы для подготовки к занятию.

1. Обострение межнациональных отношений в РФ после развала СССР.

2. Начало чеченского конфликта.

3. Вторая чеченская война.

Перечень объектов контроля и оценки

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов


З2 сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.

- знания, полученные на основе анализа

исторических и географических карт Северного Кавказа, биографий политических деятелей обеих сторон конфликта, их программных документов



Практическое занятие: Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации.

Вопросы для подготовки к занятию.

  1. Субъекты Российской Федерации.

  2. Административно-территориальное устройство Российской Федерации.

  3. Республика в составе Российской Федерации как субъект административно-территориального устройства.
  4. Край, область, город федерального значения как субъекты административно-территориального устройства РФ.

  5. Автономная область, автономный округ как единицы административно-территориального устройства РФ.

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации

Перечень объектов контроля и оценки

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов


З6 содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

- знание территориального устройства РФ на основе Конституции РФ



Практическое занятие: Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России.

Вопросы для подготовки к занятию.

1. Западноевропейская интеграция: новая фаза.

2. Последствия распада социалистического содружества.

3. Россия и НАТО.

Перечень объектов контроля и оценки

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов


У1 ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире

- умение работать с текстом

З6 содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

- знания, полученные на основе нализа документов ВТО, ЕЭС, ОЭСР, НАТО и др. международных организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России.



Практическое занятие: Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе.

Вопросы для подготовки к занятию.

  1. Исследования процессов управления образовательной деятельностью

  2. Болонский процесс.

  3. Копенгагенский про­цесс

  4. Управление Европейским пространством профессионального образования

  5. Управление Копенгагенским процессом

  6. Академическая система

Перечень объектов контроля и оценки

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов


У1 ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире

- умение работать с текстом

У2 выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем

- умение выявлять проблемы отечественной системы образования

З6 содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

- знания, полученные на основе изучения основных образовательных проектов с 1992 г с целью выявления причин и результатов процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования.


Практическое занятие: Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры».

Вопросы для подготовки к занятию.

1. Культура традиционного и индустриального общества.

2. Процесс вестернизации российской культуры.

3. Лингвистическая агрессия.

4. Общество массового потребления.

Перечень объектов контроля и оценки

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов


У1 ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире

- умение работать с текстом

У2 выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем

- умение выявлять проблемы отечественной культуры

З3 основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира

- знание терминов: вестернизация, языковая и культурная экспансия, лингвистическая агрессия, товарный фетишизм



Практическое занятие: Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России.

Вопросы для подготовки к занятию.

1. Современные процессы в религиозной сфере жизни российского общества.

2. Тенденции развития религиозных течений.

3. «Свобода совести» в России.

Перечень объектов контроля и оценки

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов


У1 ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире

- умение работать с текстом

З5 о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций

- знание терминов: «свобода совести», атеизм

-



Практическое занятие: Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения.

Вопросы для подготовки к занятию.

  1. Экстремизм в молодежной среде как социально-политическое явление.

  2. Общая характеристика содержания экстремизма в молодежной среде

  3. Факторы, способствующие возникновению и распространению экстремизма в молодежной среде

  4. Характеристика радикальных молодежных объединений, действующих на территории Российской Федерации

  5. Объединения националистической (национал-патриотической) направленности

  6. Объединения либерально-демократической политической направленности

  7. Объединения леворадикальной политической направленности

  8. Использование флэшмоб-технологий для организации акций экстремистской направленности

Перечень объектов контроля и оценки

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов


З5 о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций

- знание терминов: экстремизм, флэшмоб-технологии

- анализ документов, отражающих формирование «общеевропейской» культуры, и документов современных националистических и экстремистских молодежных организаций в Европе и России.


Практическое занятие: Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе.

Вопросы для подготовки к занятию.

  1. Основные направления социально-экономической политики Правительства Рос­сийской Федерации на долгосрочную перспективу.

  2. Социальная политика:

  3. Характеристика основных целей реформирования здравоохранения и путей их реализации.

  4. Политика в сфере культуры.

  5. Направления организационно- экономических преобразований в сфере культуры.

Перечень объектов контроля и оценки

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов


У1 ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире

- умение работать с текстом

З1 основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.

- знание особенностей развития ведущих стран мира, в частности России

З6 содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

- Знания, полученные на основе анализа современных общегосударственных документов в области политики, экономики, социальной сферы и культуры, и обоснование на основе этих документов важнейших перспективных направлений и проблем в развитии РФ.



Практическое занятие: Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов - главное условие политического развития.

Вопросы для подготовки к занятию.

  1. Определение понятия территориальной целостности государств

  2. Проблемы территориальной целостности государств на постсоветском пространстве

  3. Принцип территориальной целостности государств и право народов на самоопределение

  4. Международно-правовое обеспечение территориальной целостности Российской Федерации и других государств на постсоветском пространстве

Перечень объектов контроля и оценки

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов


З6 содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

- Знания, полученные на основе анализа политических и экономических карт России и сопредельных территорий за последнее десятилетие с точки зрения выяснения преемственности социально-экономического и политического курса с государственными традициями России.


Практическое занятие: Инновационная деятельность - приоритетное направление в науке и экономике.

Вопросы для подготовки к занятию.

1. Понятие и сущность инновации и инновационной деятельности.

2. Инновационная деятельность в РФ.

Перечень объектов контроля и оценки

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов


У1 ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире

- умение работать с текстом

З3 основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира

- Знание важнейших научных открытий и технических достижений в современной России с позиций их инновационного характера и возможности применения в экономике.





Практическое занятие: Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека - основа развития культуры в РФ.

Вопросы для подготовки к занятию.

  1. Деидеологизация по-советски

  2. Идеология будущего: новое понимание

  3. Сущность Российской цивилизации

  4. Национальная идеология Российской цивилизации

Перечень объектов контроля и оценки

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов


З5 о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций

- знание терминов:, деидеологизация, идеология, национальная идея





















2.3. Контрольная работа

Данная работа рассчитана на 90 минут урока и предусматривает 21 задание, из которых:

- 18 заданий первого уровня сложности, каждый правильный ответ оценивается в один балл – всего 25 баллов;

- 2 задания второго уровня сложности, оценивается в 4 балла

-1 задание на принцип образования ряда 2 балла

-1 задание на определение исторической личности оценивается в 2 балла.

- 1 задание третьего уровня сложности на анализ фрагмента источника, каждый указанный элемент оценивается в 1 балл -всего 4 балла

Таким образом, работа оценивается в 33 балла путём суммирования всех правильных ответов.

Для перевода из бальной системы в оценки применяется следующая система:

0-15 баллов – оценка – «2»

16-22 балла – оценка – «3»

23-29 баллов – оценка – «4»

30-33 балла – оценка – «5»



Вариант 1

1. Действующая ныне Конституция Российской Федерации была принята:

а) 7 октября 1977 г.

б) 19 августа 1991 г.

в)25 апреля 1993 г.

г) 12 декабря 1993 г.

2. Понятие «шоковая терапия» характеризует политику правительства:

а) Н. И. Рыжкова в) Е. Т. Гайдара

б) Б. М. Примакова г) С. В. Кириенко

3.Государственный орган, осуществляющий согласно Конституции РФ, исполнительную власть в России:

а) Конституционный суд

б) правительство

в) Совет Федерации

г) Государственная Дума

4 Одним из важных событий в отношениях России с развитыми странами мира в 90-е гг. стало ее вступление в:

а) Совет Европы

б) Совет Безопасности ООН

в) Лигу Наций

г) Всемирную торговую организацию

5.Для внешней политики России характерно(а)…
а).поддержка террористов
б). членство в Совете безопасности ООН
в). вступление в НАТО
г) поддержка США во всех военных операциях за рубежом

6. Первые выборы Президента России состоялись в…
а). 1991 г. б). 1993 г.
в). 1996 г. г). 1999 г.

7. Год образования независимого государства Российской Федерации:

а) 1993;

б) 2001;

в) 1990;

г) 1991.

8. Назовите причину перехода советского руководства к политике перестройки?

а) кризисные явления во всех сферах жизни общества;

б) распад мировой социалистической системы;

в) требования мировой общественности;

г) массовые выступления населения против режима.

9.Основная черта современного общества:

а) развитие информационных технологий;

б) активное развитие сельского хозяйства;

в) использование машинного труда;

г) отказ от религиозных догм.

10. Первоочередная задача, решавшаяся руководством России в 1990е годы:

а) укрепление централизованной административной системы;

б) переход к рыночной экономике;

в) переселение в Россию русского населения из стран СНГ;

г) наращивание ядерных вооружений.

11. Всемирные региональные организации образованы в интересах стран какого-либо региона. Выбери из предложенного списка такие организации

а)Европейский Союз(ЕС)

б) Ассоциация государств Юго-Восточной Азии(АСЕАН)

в) Черноморского экономического сотрудничества(ЧЭС)

г) Всемирная организация здравоохранения(ВОЗ)

12.Предпосылки для успешного развития инновационного бизнеса в России

а)достаточный уровень развития науки по отдельным ее направлениям;

б) наличие необходимых финансовых и материальных государственных ресурсов;

в)наличие комплекса предприятий с хорошо технологически организованным производством

13. Приватизация – это

а) обесценивание денег;

б) перевод собственности из государственной в частную;

в) принятие решения на основе общего согласия;

г) перевод военных предприятий на выпуск мирной продукции.

14. Постсоветское пространство

а)среднеазиатские владения Российской империи

б)  республики бывшего СССР

в)  союзное государство России и Белоруссии

г) СНГ

15. Выберите из предложенных утверждений правильные. Выпишите их номера.

1. Импичмент — это отстранение главы государства от власти в случае неспособности выполнения им своих полномочий или совершения им действий, противоречащих Конституции страны.

2. Первым Президентом России был В. В. Путин.

3. Понятие «ближнее зарубежье» для России 1990-х гг. включает в себя бывшие союзные республики СССР.

4. За президентское кресло во время второго тура президентских выборов 1996 г. боролись Б. Н. Ельцин и Г. А. Зюганов.

5. В 1990-е гг. в Москве был заново отстроен Успенский собор Московского Кремля.

16.Ю. Визбор, Ю. Ким, Б. Окуджава, А. Галич – это:

а) поэты, создатели жанра авторской песни;

б) музыканты, исполнители классической музыки;

в) известные литературные критики;

г) ученые-эмигранты, уехавшие из СССР в 1970-е годы.

17.Назовите дату создания Содружества Независимых Государств.

а) декабрь 1991 года

б) ноябрь 1991 года

в) декабрь 1990 года

г) ноябрь 1990 года

18.«Афганцами» в СССР в конце 70-х – 80-х гг. называли:

а) советских строителей, помогающих создавать собственную промышленность Афганистану

б) советских военнослужащих, участвовавших в войне на территории Афганистана

в) советских врачей, помогавших бороться с эпидемиями в Афганистане и других странах «третьего мира»

19. По какому принципу образованы ряды?

В. П. Астафьев, Ф. И. Искандер, В. Г. Распутин

20.О ком идет речь?

Политический деятель, экономист. Внук известного советского писателя. В июне—декабре 1992 г. исполнял обязанности Председателя правительства РФ. С его именем связывают начало широкомасштабных экономических преобразований. VII Съезд народных депутатов РФ, состоявшийся в декабре 1992 г., добился его отставки. Доктор экономических наук.

21.Проанализируйте документы и ответьте на вопросы

Из доклада М. С. Горбачева на Пленуме ЦК КПСС 6 июня 1986 г.
«Темпы нашего движения и освоения новых методов хозяйствования в немалой степени затормаживаются громоздкостью и неэффективности работы аппарата управления….

Суть коренной перестройки управления экономикой страны- переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех уровнях, к управлению интересами и через интересы, к широкой демократизации управления, всемерной активизации человеческого фактора.»



1.В чем руководство партии видело отсутствие прогресса в реформировании экономики в 1987г. Какие пути выхода из ситуации оно предлагало?



Из Постановления Пленума ЦК КПСС(октябрь 1990)

« ЦК КПСС видит основной смысл перехода к рынку в том, чтобы в рамках социалистического выбора прежде всего улучшить жизнь людей, обеспечив полное раскрепощение их инициативы и деловой активности, создать ясные и надежные стимулы и мотивации высокоэффективности труда….Пленум выступает за разнообразие форм собственности, многоукладную экономику, формирование рыночной инфраструктуры..»



  1. Какую цель преследовало руководство КПСС, объявляя результатом своей экономической политики переход к рыночным отношениям?





Вариант 2

1. Событие, произошедшее в октябре 1993 г.:

а) начало работы Государственной Думы

б) принятие новой Конституции РФ

в) избрание Б. Н. Ельцина Президентом РФ

г) вооруженное противостояние Президента РФ и Верховного Совета

2 Ваучер — это:

а) документ, удостоверяющий индивидуальный налоговый номер

б) приватизационный чек

в) лицензия на право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью

г) страховой медицинский полис

3. По Конституции РФ органом законодательной власти стал(о):

а) Конституционный суд

б) Федеральное Собрание

в) правительство РФ

г) Верховный Совет

4. Главные экспортные товары России в 90-е гг.:

а) нефть, газ

б) продукты сельского хозяйства

в) станки и приборы

г) компьютеры

5. Для внешней политики России на современном этапе характерно
а). участие в антитеррористической коалиции развитых государств
б). вступление в НАТО
в). создание Организации Варшавского договора (ОВД)
г). поддержка террористов

6. Действующая Конституция Российской Федерации была принята…
а). 25 декабря 1993 гб). 12 декабря 1993 г.
в). 4 октября 1993 г. г). 19 августа 1991 г.

7.Укажите период в СССР, когда стало реальностью понятие «многопартийность»:

а) 1945-1953 гг.;

б) 1953-1964 гг.;

в) 1964-1985 гг.;

г) 1985-1990 гг.

8.Президенты Российской Федерации вступают в должность в результате:

а) избрания Государственной Думой;

б) назначения Федеральным собранием;

в) всенародных выборов;

г) назначения Конституционным судом.

9.В основе современных международных процессов лежит:

а) мировая интеграция;

б) противостояние Европы и Азии;

в) уменьшение роли ООН;

г) главенство национальных интересов каждого государства.

10.Окончанием разрядки и нагнетанием напряженности в 70-80гг являлось?

а) ввод советских войск в Афганистан

б) новый виток гонки вооружения

в) укрепление безопасности в Европе

11 Выбери организации, в которых наша страна по разным причинам участвовать не может, однако сотрудничество со многими из них выгодно России.

а) НАТО

б) Европейский Союз (ЕС)

в) Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК)

г) Международная организация труда (МОТ)

12. Экстремистские организации в российской молодёжной среде

а) Скинхеды 

б) Союз русского народа(СРН)
в) «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ)

13. Экстремизм -

а)приверженность к крайним взглядам, мерам

б) всенародное голосование по важнейшим вопросам жизни страны

в) передача или продажа в частную собственность части государственной собственности

г) военно-промышленный комплекс

14.ВПК-

а) военно-промышленный комплекс

б)межнациональный конфликт

в)международная организация

г) товарный дефицит

15. Выберите из предложенных суждений правильные. Выпишите их номера.

1. Импичмент — это отстранение главы государства от власти в случае неспособности выполнения им своих полномочий или совершения действий, противоречащих Конституции страны

2. Первым Президентом СССР был М. С. Горбачев

3. В 1990-е гг. в Москве был заново отстроен храм Христа Спасителя.

4. Действующая ныне Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием.

5. Президенты Российской Федерации в 90-х гг. вступали в должность в результате избрания Государственной Думой.

16.Как называли в конце 1960-х – середине 1980-х гг. людей, не разделявших господствовавшую в СССР государственную идеологию?

а) эмигрантами;

б) анархистами;

в) диссидентами;

г) космополитами.

17.В каком году В. Путин был впервые избран Президентом?

1) 2000

2) 1999

3) 1998

4) 1997

18.Новый информационный порядок в стране, гарантирующий каждому гражданину широкий доступ к правдивой информации, получил название:

а) «социализм с человеческим лицом»

б) «гласность»

в) «новое политическое мышление»

19. По какому принципу образованы ряды?

В. С. Черномырдин, С. В. Кириенко, Е. М. Примаков, СВ. Степашин

20. О ком идет речь

«В последние годы все более беспомощный………. Руководил Политбюро чисто символически. Заседания Политбюро, которые он вел, втискивались обычно в 45 минут - с 11 до 11.45 утра, изредка до 12 – 13 часов дня. Аналогично и в тех же случаях, когда по поручению генсека обсуждением вопросов на Политбюро дирижировал Суслов, Черненко, Андропов, Горбачев».

21. Проанализируйте документ и ответьте на вопросы

Из книги А.Г. Здравомыслова «Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве»

« Очевидно, что вопрос о равенстве наций должен получить цивилизованное решение,а именно: необходимо рассматривать представителей разных национальностей в качестве лиц, обладающих равными правами в юридическом плане, дабы граждане государства не дискриминировались по национально-этническим признакам. В принятии этой нормы и проведении ее в жизнь, состоит одна из наиболее существенных характеристик демократического общества»

Из книги А. Смита «Национализм в двадцатом веке» Нью-Йорк,1979г.

…..-Во-первых, существует классическая проблема, с которой сталкивается каждая демократия, а именно- как реагировать на требования меньшинств или внесистемных групп. Правительство большинства вынуждено сталкиваться с острейшей проблемой социального несогласия, если в обществе существуют меньшинства ,не разделяющие основные принципы и ценности, лежащие в основе политической системы. Во-вторых, в самих странах Запада ныне наблюдается подъем национализма ,который часто приобретает, социал-демократический оттенок и получает большую поддержку интеллигенции. Этот национализм является движением меньшинства. Он представляет собой протест против существующего положения, против институтов большинства во имя свободы и права иметь отличия. Соответственно ,этот протест не укладывается в рамки привычного противостояния левых и правых сил политического спектра.

Я утверждаю, что нынешний подъем национализма на Западе необходимо рассматривать как протест этнических меньшинств против неготовности устоявшихся государств, многие из которых являются либерально-демократическими, признать их самобытность и их права. Это протест против отсроченных, невыполненных ,неудачных решений.

  1. В чем автор видит причины национальных конфликтов?

  2. В чем он видит выход из конфликта?





Эталон ответов

Вариант – 1

1. г)

2. в)

3. б)

4. а)

5. б).

6. а).

7. г)

8. а)

9. а)

10. б)

11. а) б) в)

12.а) б) в)

13. Приватизация – это б)

14. Постсоветское пространство б)  

15. Выберите из предложенных утверждений правильные. Выпишите их номера.

1. Импичмент — это отстранение главы государства от власти в случае неспособности выполнения им своих полномочий или совершения им действий, противоречащих Конституции страны.

2. Первым Президентом России был В. В. Путин.

3. Понятие «ближнее зарубежье» для России 1990-х гг. включает в себя бывшие союзные республики СССР.

4. За президентское кресло во время второго тура президентских выборов 1996 г. боролись Б. Н. Ельцин и Г. А. Зюганов.

16. Ю. Визбор, Ю. Ким, Б. Окуджава, А. Галич – это:

а) поэты, создатели жанра авторской песни;

17 Назовите дату создания Содружества Независимых Государств.

а) декабрь 1991 года

18.«Афганцами» в СССР в конце 70-х – 80-х гг. называли:

б) советских военнослужащих, участвовавших в войне на территории Афганистана

19.По какому принципу образованы ряды?

В. П. Астафьев, Ф. И. Искандер, В. Г. Распутин (деятели культуры)

20.О ком идет речь?

Ответ: Егор Гайдар

21.Проанализируйте документы и ответьте на вопросы

Из доклада М. С. Горбачева на Пленуме ЦК КПСС 6 июня 1986 г.
«Темпы нашего движения и освоения новых методов хозяйствования в немалой степени затормаживаются громоздкостью и неэффективности работы аппарата управления….

Суть коренной перестройки управления экономикой страны- переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех уровнях, к управлению интересами и через интересы, к широкой демократизации управления, всемерной активизации человеческого фактора.»

1.В чем руководство партии видело отсутствие прогресса в реформировании экономики в 1987г. Какие пути выхода из ситуации оно предлагало?

-В чем руководство партии видело отсутствие прогресса в реформировании экономики в 1987г.

«Темпы нашего движения и освоения новых методов хозяйствования в немалой степени затормаживаются громоздкостью и неэффективности работы аппарата управления….

-Какие пути выхода из ситуации оно предлагало? «Переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех уровнях, к управлению интересами и через интересы к широкой демократизации управления, всемерной активизации человеческого фактора.»

Из Постановления Пленума ЦК КПСС(октябрь 1990)

« ЦК КПСС видит основной смысл перехода к рынку в том, чтобы в рамках социалистического выбора прежде всего улучшить жизнь людей, обеспечив полное раскрепощение их инициативы и деловой активности, создать ясные и надежные стимулы и мотивации высокоэффективности труда….Пленум выступает за разнообразие форм собственности, многоукладную экономику, формирование рыночной инфраструктуры..»

  1. Какую цель преследовало руководство КПСС, объявляя результатом своей экономической политики переход к рыночным отношениям?

«-Прежде всего улучшить жизнь людей, обеспечив полное раскрепощение их инициативы и деловой активности.

-Создать ясные и надежные стимулы и мотивации высокоэффективности труда…»



Вариант 2

1. Событие, произошедшее в октябре 1993 г.:

г) вооруженное противостояние Президента РФ и Верховного Совета

2 Ваучер — это:

б) приватизационный чек

3. По Конституции РФ органом законодательной власти стал(о):

б) Федеральное Собрание

4. Главные экспортные товары России в 90-е гг.:

а) нефть, газ

5. Для внешней политики России на современном этапе характерно
а). участие в антитеррористической коалиции развитых государств


6. Действующая Конституция Российской Федерации была принята…
б). 12 декабря 1993 г.


7.Укажите период в СССР, когда стало реальностью понятие «многопартийность»:

г) 1985-1990 гг.

8.Президенты Российской Федерации вступают в должность в результате:

в) всенародных выборов;

9.В основе современных международных процессов лежит:

а) мировая интеграция;

10.Окончанием разрядки и нагнетанием напряженности в 70-80гг являлось?

б) новый виток гонки вооружения

11 Выбери организации, в которых наша страна по разным причинам участвовать не может, однако сотрудничество со многими из них выгодно России.

а) НАТО

б) Европейский Союз (ЕС)

в) Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК)

12. Экстремистские организации в российской молодёжной среде

а) Скинхеды 

б) Союз русского народа(СРН)
в) «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ)

13. Экстремизм -

а)приверженность к крайним взглядам, мерам

14.ВПК-

а) военно-промышленный комплекс

15. Выберите из предложенных суждений правильные. Выпишите их номера.

1. Импичмент — это отстранение главы государства от власти в случае неспособности выполнения им своих полномочий или совершения действий, противоречащих Конституции страны

2. Первым Президентом СССР был М. С. Горбачев

3. В 1990-е гг. в Москве был заново отстроен храм Христа Спасителя.

4. Действующая ныне Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием.

16. Как называли в конце 1960-х – середине 1980-х гг. людей, не разделявших господствовавшую в СССР государственную идеологию?

в) диссидентами;

17 В каком году В. Путин был впервые избран Президентом?

1) 2000

18.Новый информационный порядок в стране, гарантирующий каждому гражданину широкий доступ к правдивой информации, получил название:

б) «гласность»

19. По какому принципу образованы ряды?

В. С. Черномырдин, С. В. Кириенко, Е. М. Примаков, СВ. Степашин ( глава правительства РФ;)

20. О ком идет речь

Ответ: Л. И.Брежнев

21. Проанализируйте документ и ответьте на вопросы

Из книги А.Г. Здравомыслова «Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве»

« Очевидно, что вопрос о равенстве наций должен получить цивилизованное решение, а именно: необходимо рассматривать представителей разных национальностей в качестве лиц, обладающих равными правами в юридическом плане, дабы граждане государства не дискриминировались по национально-этническим признакам. В принятии этой нормы и проведении ее в жизнь, состоит одна из наиболее существенных характеристик демократического общества»

Из книги А. Смита «Национализм в двадцатом веке» Нью-Йорк,1979г.

…..-Во-первых, существует классическая проблема, с которой сталкивается каждая демократия, а именно- как реагировать на требования меньшинств или внесистемных групп. Правительство большинства вынуждено сталкиваться с острейшей проблемой социального несогласия, если в обществе существуют меньшинства ,не разделяющие основные принципы и ценности, лежащие в основе политической системы. Во-вторых, в самих странах Запада ныне наблюдается подъем национализма ,который часто приобретает, социал-демократический оттенок и получает большую поддержку интеллигенции. Этот национализм является движением меньшинства. Он представляет собой протест против существующего положения, против институтов большинства во имя свободы и права иметь отличия. Соответственно ,этот протест не укладывается в рамки привычного противостояния левых и правых сил политического спектра.

Я утверждаю, что нынешний подъем национализма на Западе необходимо рассматривать как протест этнических меньшинств против неготовности устоявшихся государств, многие из которых являются либерально-демократическими, признать их самобытность и их права. Это протест против отсроченных, невыполненных ,неудачных решений.

  1. В чем автор видит причины национальных конфликтов?

  2. В чем он видит выход из конфликта?

Ответ

  1. В чем автор видит причины национальных конфликтов?

-Неравноправие наций.

-Проблема социального разногласия.

-Протест против института большинства во имя свободы и права иметь отличия

  1. В чем он видит выход из конфликта?

-Признание самобытности и прав этнических меньшинств


2.4. Вопросы к зачету

  1. Распад СССР.

  2. Российская экономика на пути к рынку.

  3. Политическая жизнь России в 90-е годы 20 века.

  4. Духовная жизнь России в 90-е годы 20 века.

  5. Положение России в мире.

  6. Ближнее Зарубежье.

  7. Дальнее Зарубежье.

  8. РФ – проблемы социально-экономического, политического и культурного развития в начале 21 века.

  9. РФ на современном этапе.


Вариант № 1.

п/п

Задание

Эталон ответа

Р

1

Сопоставьте международные организации и входящие в них страны:

1.АСЕАН(организация стран юго-восточной Азии)

2.ЕС(Евросоюз)

3. НАФТА(североамериканская зона свободной торговли)

А)Тайланд б)Британия в)Канада г)Египет

1-а

2-б

3-в


4

2

Соотнесите название организации и ее аббревиатуру:

  1. ОПЕК 2. МЕРКОСУР 3. ООН.

А) Организация стран производителей и экспортеров нефти

Б) организация общего рынка южного конуса

В) организация объединенных наций

Г)Евросоюз

1-а

2-б

3-в

4

3

Соотнесите страны и политический блок периода «Холодной войны»:

1.Капиталистический а)Великобритания

2.Социалистический б)Голландия в)Румыния

1-а

2-в


4

4

Геокон -это:

А)международная система организации денежных отношений и торговых расчетов, сделавшая доллар одной из мировых валют

Б)глобальная экономическая конструкция мировой экономики, объединяющая аграрные, индустриальные и постиндустриалные формы деятельности

В)соотношение денежных единиц разных стран по их официальному золотому содержанию

Б

4

5

Ялтинско – потсдамский порядок - был:

А) биполярным Б)многополярным

В)плюралистически-однополярным


а

4

6

Наряду с СССР постоянное членство в ООН получила:

А) Германия Б) Япония В) Великобритания


в

4

7

По решению Потсдамской конференции Германия была разделена на оккупационные зоны принадлежавшие:

А)СССР, США, Великобритании и Франции

Б) США и СССР В) США, Великобритании, Франции

а

4

8

ВТО – это …

А) международная организация для установления правил торговли между государствами

Б) агентство ООН , деятельность которого сосредоточена на кратковременных макроэкономических кризисах

В) ограничения на международную торговлю, вводимые странами в дополнение к традиционным формам ограничения нежелательного импорта товаров


а

4

9

. В 1919 г. была создана

А) НАТО Б) Лига Наций В) ООН Г) ОБСЕ


Б

3

10

Договор о нераспространении ядерного оружия впервые подписанный в 1967г был заключен между:

А)США, Францией и СССР б)США , СССР и Великобританией в)Францией, СССР и китаем


б

3

11

Исключительное право применять санкции против агрессора принадлежит:

А)руководству НАТО Б)руководителям стран «Большой восьмерки» В)Совету безопасности ООН Г)экономическому и социальному совету


В

4

12

Организация НАТО была создана в:

А)1955 Б)1946 В)1945 Г)1949


г

3

13

Кто из российских лидеров участвовал в создании СНГ?

А) М. Горбачев Б) В. Путин В) К. Черненко Г)Б. Ельцин

г

3

14

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии называется:

А) АНЗЮС Б)ООН В)АСЕАН Г)ОАГ

в

3

15

Политико-военный союз стран социалистического лагеря (Варшавский договор) был заключен в:

А) 1950 г. Б) 1949 г. В) 1953 г. Г) 1955 г.

г

3

16

Международный суд находится в

А) Брюсселе Б) Гааге В) Маастрихте

Г) Антверпене

б

3

17

Организация стран «третьего мира», предполагавшая самостоятельность внешнеполитического курса и

независимость от центров биполярного мира, получила название

А) Движение сопротивления

Б) Движение реформ

В) Движение неприсоединения

Г) Движение развивающихся стран

г

4

18

Вторжение советских войск в Чехословакию для подавления там политической оппозиции произошло в:

А) 1970 г. Б) 1963 г. В) 1956 г. Г) 1968 г.

Г

3

19

Договор, заключенный в 1951 г. и вошедший в историю как Тихоокеанский пакт (Австралия, Новая Зеландия,

США), получил аббревиатуру

а) АНЗЮС б) АСЕАН в) АНЗЮК г) ОПЕК

А

3

20

Кто из бывших президентов США начинал свою карьеру актером Голливуда?

а) Дж. Буш-старший б) Р. Рейган в) Б. Клинтон г) Р. Никсон

А

3

21

Процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции называется…

глобализацией

3

22

Наряду с Россией … оружием обладают: Великобритания, США, Индия, Франция, Китай, Пакистан, Северная Корея.

ядерным

3

23

Первая из глобальных проблем – проблема предотвращения …

Мировой ядерной войны

3

24

Бескровные политические перевороты произошедшие в странах Восточной Европы в 90-е гг. получили название … революций

Бархатных

3

25

… - самостоятельность государства во внутренних и внешних делах.

Суверенитет

3

26

Отказ государства от заключенного им международного договора, сделанный в порядке и в срок, предусмотренный этим договором - …



Денонсация

3

27

ОПЕК - организация стран- … нефти


экспортеров

3

28

Разрядка … напряженности – период ослабления противоборства между сверхдержавами и нормализации отношений между ними.

международной

3

29

Фултонская речь Черчилля стала -… холодной войны.

началом

3

30

Суэцкий … был вызван национализацией правительства Египта Суэцкого канала.


кризис

3

Вариант 2

п/п

Задание

Эталон ответа

Р

1

Сопоставьте название международной организации и ее аббревиатуру:

1. НАФТА 2. ЕС 3.АСЕАН

А) Североамериканская зона свободной торговли Б) Ассоциация стран юго-восточной Азии. В) Организация объединенных наций Г )Евросоюз.


1-а

2-г

3-б

4

2

Соотнесите организации и входящие в них страны:

1.ОПЕК(Организация стран экспортеров нефти)

2.МЕРКОСУР (организация общего рынка южного конуса)

3. ЕС (Евросоюз)

А)Аргентина Б) Алжир В)Дания Г)Россия

1-б

2-а

3-в

4

3

Соотнесите военно-политический и блок и организацию входящую в него:

1.Социалистический 2.Капиталистический

А) НАТО Б)ООН В)ОВД

1-в

2-а


4

4

Бреттон-Вудская система -это:

А) международная система организации денежных отношений и торговых расчетов, сделавшая доллар одной из мировых валют

Б) глобальная экономическая конструкция мировой экономики, объединяющая аграрные, индустриальные и постиндустриальные формы деятельности

В) соотношение денежных единиц разных стран по их официальному золотому содержанию

а

3

5

Ялтинско-потсдамский порядок складывался в эпоху:

А) ядерного оружия Б) химического оружия В) бактериологического оружия


а

3

6

Устав ООН провозгласил получение СССР

А) места постоянного и несменяемого члена совета безопасности

Б) места члена совета безопасности на 20 лет

В) места, при условии отказа от разработок ядерного оружия

а

3

7

По решению Потсдамской конференции СССР получил от Германии территории:

А)Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом

б) город Калининград в) всю восточную Германию

А

4

8

МВФ – это …

А) международная организация для установления правил торговли между государствами

б) агентство ООН , деятельность которого сосредоточена на кратковременных макроэкономических кризисах

в) ограничения на международную торговлю, вводимые странами в дополнение к традиционным формам ограничения нежелательного импорта товаров

б

3

9

Принципы международной безопасности применительно к Европе были дополнены и развиты в

а) Декларации об освобожденной Европе

б) Маастрихтском договоре

в) Уставе ООН

г) Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

г

3

10

Аббривиатура ДНЯО означает :

А) Договор национальной Японской обороны

б)договор о нераспространении ядерного оружия

В)договор японско-норвежских отношений

б

3

11

В 1919 году была создана:

А )Н АТО

б) Лига Наций

В)ООН

Г)ОБСЕ

Б

4

12

Международная организация, объединяющая арабские государства. называется :

А) Организация арабских стран

Б) Панарабийский союз

в)Лига арабских государств

г)Всеарабская организация

В

3

13

Высшей точкой «Холодной войны» было событие:

А)Карибский кризис б)Корейская война

В) Фултонская речь У. Черчиля г)Убийство президента Кеннеди

а

4

14

Устав СНГ подписан в:

А) 1990 г. б)1993г. в)1997г. г)2000г.

б

4

15

Членом СНГ не является:

А)Эстония б)Россия в)Беларусь г)Казахстан


А

3

16

Постоянных членов Совета Безопасности по Уставу ООН

а) пять б) четыре в) семь г) пятнадцать

а

4

17

Адрес штаб-квартиры ООН –

а) Москва б) Париж в) Гаага

г) Нью-Йорк

В

4

18

ООН создана в

а) 1945 г. б) 1950 г. в) 1947 г. г) 1955 г.

а

3

19

Какая женщина-политик получила прозвище «железная леди»?

а) А. Меркель б) К. Акино в) К. Райс

г) М. Тэтчер

г

3

20

С именем, какого советского лидера связано окончание «холодной войны»?

а) Л.И. Брежнев б) Н.С. Хрущев

в) М.С. Горбачев г) Ю.В. Андропов

в

3

21

Идеологическое противостояние СССР и США, сопровождаемое гонкой вооружений называется … война

холодная

4

22

Современный этап развития человеческого общества, на котором основным источником силы, власти и богатства становится знание и информация называется …

информационный

3

23

Вторая глобальная проблема , возникшая в эпоху НТР …

Экологическая

3

24

Религиозное движение, провозглашающее приверженность исходным идеям и принципам, преодоление всех искажений, возвращение к первоначальной чистоте учения называется …

Фундаментализм

3

25

СЭВ – совет экономической …

взаимопомощи

3

26

МБРР – международный банк … и развития

реконструкции

3

27

Мораторий - … исполнения обязательств установленная государством, по собственной инициативе или международной договоренности


Отсрочка

3

28

Арабо - … войны - вооруженные столкновения между арабскими государствами и государством Израиль.

Израильские

3

29

«… в пустыне»- военная операция под эгидой ООН в Кувейте в начале 1991 г.

Буря

3

30

Доктрина …- политика провозглашенная президентом Г. Трумэном и начавшая противоборство с СССР


Трумэна

3



Отметка

Коэффициент

Баллы

5

0,9≤ КУ≤ 1

97 — 87

4

0,8≤ КУ

86 — 77

3

0,7≤КУ

76 — 67

2

КУ

66

5 баллов - 97-87

4 балла — 86-77

3 балла - 76-67

2 балла — менее 66



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!