СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Контрольно-оценочные действия на уроках, в рамках реализации ФГОС НОО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом совете учителей начальных классов,в рамках школы.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО»

Я работаю над темой по мамообразованию:"Контрольно-оценочные действия на уроках, в рамках реализации ФГОС НОО".

Цель – ознакомиться с теоретическими основами и практическим применением условий контрольно-оценочной деятельности педагога на современном этапе внедрения ФГОС 2-го поколения.

Оценочная деятельность учителя ведётся в соответствии с 
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ статьи 10, 11, 12, 28, 29, 30, 47, 55, 66 «Об образовании в Российской Федерации". 
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; 
- Основной образовательной программы начального общего образования, в частности её разделов: целевой «Планируемые результаты», «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования», содержательный «Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)»; 
- Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации 
обучающихся уровня начального общего образования 
Система оценивания выполняет следующие функции: 
- нормативная функция позволяет проверить соответствие с нормативом, утвержденным ФГОС; 
- информирующая функция даёт информацию об успехах и нереализованных возможностях школьника; 
- корректирующая функция способствует внесению поправок в действия школьника, корректировке его установок, взглядов; 
- воспитывающая функция создаёт условия для воспитания личностных качеств; 
- социальная функция влияет на самооценку, статус школьника в коллективе сверстников; 
- диагностическая функция определяет уровень знаний, сформированность надпредметных умений; 
- стимулирующая функция способствует созданию успеха, поддержанию интереса к деятельности и т.п. 


Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. Практика показывает низкий уровень развития умений самооценивания у большинства школьников. Причина данного явления в том, что оценка как компонент учебной деятельности осуществляется учителем, а ученик освобождается от необходимости самостоятельно оценивать её. Поэтому, по словам Ш. А. Амонашвили, отметка становится для одних детей «доброй феей, а для других – Бабой Ягой».

В организации формирования оценочной деятельности младших школьников я бы хотела выделить следующие направления:

урочная деятельность, где формируется умение оценивать результаты учебной деятельности, исходя из полученного опыта во время интеллектуальных модулей;

внеурочная деятельность, где формируется умение оценивать действия и поступки вне учебной деятельности.

Остановимся на урочной деятельности.

В первом классе дети узнают о необходимости оценивать результаты деятельности исходя из цели, на которую ориентирована деятельность. Кроме того, ребята на собственном опыте убеждаются о возможности субъективности в оценках, поэтому появляется необходимость в критериях оценивания. Критерии постепенно усложняются и расширяются. В процессе организуется оценивание результатов групповой деятельности своих одноклассников. В результате учащиеся получают опыт оценивания, который затем переносится в учебную деятельность.

Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, при¬обретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. 
Развитие оценочной самостоятельности является ключевым условием решения многих задач сегодняшней реформы образования, так как ребенок должен овладеть не только предметными знаниями, умениями и навыками, но и приобрести самостоятельность в учебных действиях. Самооценка начинает формироваться еще в раннем детстве, но основной период ее становления – школьный возраст. 
Выставляя оценку ребенку, он сравнивает еѐ со своей и соглашается или нет! Когда же мы до выставления своей оценки предлагаем ребѐнку оценить свою работу, заметно, как он начинает смотреть нанеѐ совершенно другими глазами, он начинает еѐ видеть как бы со стороны. Самооценка помогает детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.

Чтобы оценивание было эффективным, я регулярно привлекаю к этому процессу детей, помогаю им сформировать собственное суждение о том, насколько хорошо они что-либо делают. Для такого сотрудничества в оценивании требуется, прежде всего, предъявить детям и обсудить с ними учебные показатели (цели) — то, что должно быть изучено, — и учебные результаты — то, на что дети будут способны после освоения учебного материала. Поэтому учебные показатели (цели) обсуждаются с детьми в начале урока. На доступном для детей языке мы обсуждаем чему они научатся, и что смогут делать в конце обучения и по ходу урока. В процессе всего урока я показываю учащимся, насколько достигнуты поставленные учебные цели. Это позволяет ученикам определить, в чѐм они были успешны и над чем им надо работать, чтобы продвинуться дальше. Работа по формирования навыков самоконтроля и самооценки нелегкая и требует много времени.



Существует 3 варианта самооценки письменных работ: 
- оценка учеником уже выполненной, но не проверенной учителем работы. Данная оценка способствует формированию самоконтроля и чаще всего используется учителем на уроке; 

- оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы. Эффективна на первом этапе формирования самооценки и контроля. 

- прогностическая оценка – является наиболее важной и сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя. Ребенок работает со шкалой непосредственно перед выполнением работы. Чаще всего такой способ оценивания применяется на самостоятельных, контрольных работах. 
Самооценка ученика включается практически в каждый этап урока.На своих уроках я применяю разные формы самооценки.

Ученику оценочный лист дает возможность:

- научиться самому оценивать свой результат, условия и процесс его достижения;

- фиксировать свое индивидуальное продвижение в предмете и достижении метапредметных результатов;

- планировать собственные действия по коррекции работы.

Использование оценочных листов позволяет учителю:

- получить информацию о достижениях и проблемах учащихся

- делать акцент на достижениях ученика, а не на проблемах, тем самым мотивируя его на учебную деятельность;

- получить информацию о развитии способности ребенка к адекватной самооценке;

- проверить не только результат, но также проанализировать процесс деятельности ученика;

- договариваться с учащимися и родителями о сроках, формах, критериях оценивания, чтобы ребенок научился распределять и планировать свое время;

- выделить информацию, позволяющую скорректировать собственную педагогическую деятельность (календарно-тематическое планирование, рабочую программу);

- заменять уроки работы над ошибками уроками самоанализа своих действий.



Во втором классе на дети знакомятся с бальной системой оценки и рассматривают возможности использования такого оценивания на различном материале. Организуется работа по оцениванию в различных бальных диапазонах: 5 баллов, 4,3,2 и т. д. Во втором классе также продолжается работа с критериями, организуется деятельность по определению критериев к различным видам работ: списывание, диктант, математические диктанты, решение задач, пересказ, чтение наизусть …

Особенностью является то, что организуется преимущественно коллективная и групповая работа, что позволяет достигать качественный результат, обеспечивать уверенность обучающихся.



«Сосед по парте»

Работу целесообразно проводить двумя способами:

1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочѐты.

2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идѐт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Оценки совпали: оценки не совпали. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся

Правила самооценки

1. Применять при оценки различные дополнительные материалы (лесенки, линеечки, личики). При этом на них не должно быть цифр.

2. Оценочные шкалы должны быть все время разные.

3. Оценка действий ребенка должна быть дробной, дифференцированной. За каждое отдельно выполненное учебное действие (правильность вычислений, умение решать задачи такого типа, грамотность записи, внешний вид работы) ребенок должен получать отдельную самостоятельную оценку.

4. Для учащихся с заниженной самооценкой учебных действий при достижении даже малейших успехов, не забыть похвалить.

5. Для учащихся с завышенной самооценкой учебных действий необходимо регулярно проводить разъяснительную работу по критериям оценок письменных работ и устных ответов.







В процессе формирования оценочной деятельности младшего школьника между учителем и учеником складываются отношения сотрудничества, понимания. Оценка не является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Ответственность за выставленную отметку несут обе стороны, это обоюдное решение.

Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. А учитель не вправе брать на себя главенствующую роль. В ходе совместной деятельности по оцениванию авторитет учителя только возрастает. Учитель становится наставником, экспертом, которого уважают дети и прислушиваются к его мнению.



 



Просмотр содержимого документа
«Памятка по листам самооценки (раздаточный материал)»

Для формирования адекватной самооценки первоклассников используются следующие формы: «Светофор», «Цветовые дорожки», «Лесенка успеха», «Говорящий рисунок», «Волшебные линеечки», «Дерево успехов», «Карточка сомнений».











































Лист самооценки «Лесенка успеха»

Ф.И. ученика _____________________________________

                                     



















1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.



На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

+ – НОВОЕ

? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС

! – ДУМАЛ ИНАЧЕ

Эти формы хорошо прописаны в методической литературе.

Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).





























Во 2 - 4 классах процесс формирования адекватной самооценки постепенно меняет форму. Самооценка ученика дифференцируется, то есть складывается из оценок своей работы по целому ряду критериев. Критерии оценки должны быть однозначными и предельно четкими, выработанные совместно педагогом и учащимися или озвученные педагогом на уроке. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

























































Примеры листов самооценки учащихся на уроке

Лист самооценки

Ф.И. ученика _____________________________________



Незаконченное предложение


СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

я научился ...

было интересно…

было трудно ...

могу похвалить одноклассников за то, что ...

больше всего мне понравилось ...

особенно хорошо мне удалось...

свой результат могу оценить как...

Лист самооценки

Ф.И. ученика__________________________________

1. На уроке я работал

активно

пассивно

2. своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. урок для меня показался

коротким

длинным

4. за урок я

устал

не устал

5. мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

7. домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

не интересным



Лист самооценки

Ф.И. ученика__________________________________

Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.


Лишь кое-что чуть-чуть неясно.


Еще придется потрудиться.


Да, трудно все-таки учиться!




Лист самооценки

Ф.И. ученика__________________________________

«Для меня сегодняшний урок…»

Подчеркни фразы, характеризующие работу на уроке по трем направлениям.



Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял



















Лист самооценки

Ф.И. ученика__________________________________

«Мишень»





























Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить на листочке условно отмечать свои ответы.

Лист самооценки

Ф.И. ученика__________________________________

« +» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный

«П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный

«0» - не ответил



Лист самооценки

Ф.И. ученика__________________________________

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________

_____________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________

_____________________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________-

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________

_____________________________________________

6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)





По русскому языку и математике учащиеся могут оценивать по образцу учителя, ученика. Здесь хорошим помощником выступает ИКТ.



Оценивание может проходить по листу самооценки за каждую учебную задачу.

Оценочный лист «Списывание»

Ф.И. ___________________________________________



Элементы оценивания

Ученик

Учитель

Красная строка



Большая буква



Точка



Перенос слова



Грамотность



Аккуратность






Отметка





Оценочный лист «Однокоренные слова».

Ф.И._____________________________________________



Критерии

Задание 1

Задание 2




Умею подбирать однокоренные слова



Умею находить корень в слове



Умею определять значение слова



Умею пользоваться алгоритмом



Выбери и подчеркни нужный вариант:

Я могу / сомневаюсь / не могу / определить, являются ли слова однокоренными

Я могу / сомневаюсь / не могу /различать слова с одним корнем, но разным значением



Оценочный лист «Безударные гласные».

Ф.И._____________________________________________



Критерии

Задание 1

Задание 2

Умею ставить ударение в словах



Умею находить безударную гласную



Умею находить проверочное слово



Умею пользоваться алгоритмом








Оценивание может проходить за группу заданий, ставится отдельная отметка в оценочный лист, а из «набранных» учеником оценок в течение урока, выводится средняя и выставляется в дневник и журнал.



Лист самооценки. Ф.И.__________________________________________



Критерии:

Да +, нет -

На уроке я отвечал устно.


Я решил без ошибок в тетради задачу.


Я решил без ошибок примеры.


Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение.


В тетради я работал аккуратно


Отметка за урок





Лист самооценки Ф.И._______________________________________



Дата

д/з

Работа в группе

Устные ответы

Работа в тетради

Сумма

баллов

Оценка


1-2 балла

1-3 балла

По 1 баллу

1-5 баллов






































Норма оценки:

6-7 баллов – оценка «3»

8-9 баллов – оценка «4»

Более 10 баллов – оценка «5»



На уроках математики, перед самостоятельной работой,  мы обсуждаем, как будем оценивать то или иное задание и сколькими максимально баллами может быть оценена вся работа.  Например, задача – 3 балла (1 б. – чертёж,  1 б. – ход решения задачи, 1 б. – вычисления), уравнение – 2 балла (выбор действия и вычисления), пример – 1 балл,  нахождение периметра -3 балла (1 б. – чертёж,  1 б. – ход решения задачи, 1 б. – вычисления), решение примера графически 1 балл, преобразования именованных чисел 1 балл, сравнение чисел, именованных чисел 1 балл и так далее.

Отметка «5» ставится, если набирают максимальное количество баллов или - 1балл. Остальные отметки выставляются по количеству набранных баллов.



На уроках литературного чтения оценивание проходит по критериям, выработанными совместно с детьми. Эти критерия записаны как памятки по оцениванию и находятся у каждого ребёнка.



Оценочный лист «Чтение по ролям»

Своевременно начинал(а) читать свои слова

Читал(а) без ошибок

Работал(а) голосом, подбирал(а) правильную интонацию

Соблюдал(а) знаки препинания.

Читал(а) выразительно



Оценочный лист «Пересказ»

Назвал(а) автора и произведение

Пересказывал(а) самостоятельно , без помощи учителя

Содержание излагал(а) последовательно

Искажения при пересказе

Точное употребление слов, выражений

Выразительность пересказа

Правильно ответил(а) на все вопросы

Вывод: У меня всё получилось, я могу ….

Мне нужно поработать над…

Мне требуется помощь (в чём?)….



Оценочный лист «Выразительное чтение наизусть»

Назвал(а) автора и произведение

Читал(а) наизусть без ошибок

Работал(а) голосом, выделял(а) ключевые слова

Темп чтения выбрал(а) необходимый

Передал(а) настроение стихотворения

Соблюдал(а) знаки препинания, делал(а) паузы

Читал(а) достаточно громко

Вывод: У меня всё получилось, я могу ….

Мне нужно поработать над…

Мне требуется помощь (в чём?)….



Одноклассники также оценивают чтение наизусть , ставя +/-

Лист оценивания одноклассников



Критерии









Назвал(а) автора и произведение









Читал(а) наизусть без ошибок









Работал(а) голосом, выделял(а) ключевые слова









Темп чтения выбрал(а) необходимый









Передал(а) настроения стихотворения









Соблюдал(а) знаки препинания, делал(а) паузы









Читал(а) достаточно громко









Слушал(а) с интересом




















К каждой теме по русскому языку и математике необходимо разрабатывать новый лист самооценки, т.к. изменяются предметные УУД.

Ученику оценочный лист дает возможность:

- научиться самому оценивать свой результат, условия и процесс его достижения;

- фиксировать свое индивидуальное продвижение в предмете и достижении метапредметных результатов;

- планировать собственные действия по коррекции работы.

Использование оценочных листов позволяет учителю:

- получить информацию о достижениях и проблемах учащихся

- делать акцент на достижениях ученика, а не на проблемах, тем самым мотивируя его на учебную деятельность;

- получить информацию о развитии способности ребенка к адекватной самооценке;

- проверить не только результат, но также проанализировать процесс деятельности ученика;

- договариваться с учащимися и родителями о сроках, формах, критериях оценивания, чтобы ребенок научился распределять и планировать свое время;

- выделить информацию, позволяющую скорректировать собственную педагогическую деятельность (календарно-тематическое планирование, рабочую программу);

- заменять уроки работы над ошибками уроками самоанализа своих действий.



Просмотр содержимого документа
«Примеры листов самооценки учащихся на уроке»


Примеры листов самооценки учащихся на уроке.

Лист самооценки


Ф.И. ученика _____________________________________


Незаконченное предложение

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

я научился ...

было интересно…

было трудно ...

могу похвалить одноклассников за то, что ...

больше всего мне понравилось ...

особенно хорошо мне удалось...

свой результат могу оценить как...

Лист самооценки

Ф.И. ученика__________________________________

1. На уроке я работал

активно

пассивно

2. своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. урок для меня показался

коротким

длинным

4. за урок я

устал

не устал

5. мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

7. домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

не интересным




Оценочный лист «Списывание»

Ф.И. ___________________________________________


Элементы оценивания

Ученик

Учитель

Красная строка



Большая буква



Точка



Перенос слова



Грамотность



Аккуратность






Отметка





Оценочный лист «Однокоренные слова».

Ф.И._____________________________________________


Критерии

Задание 1

Задание 2




Умею подбирать однокоренные слова



Умею находить корень в слове



Умею определять значение слова



Умею пользоваться алгоритмом



Выбери и подчеркни нужный вариант:

Я могу / сомневаюсь / не могу / определить, являются ли слова однокоренными

Я могу / сомневаюсь / не могу /различать слова с одним корнем, но разным значением


Оценочный лист «Безударные гласные».

Ф.И._____________________________________________


Критерии

Задание 1

Задание 2

Умею ставить ударение в словах



Умею находить безударную гласную



Умею находить проверочное слово



Умею пользоваться алгоритмом






Лист самооценки. Ф.И.__________________________________________


Критерии:

Да +, нет -

На уроке я отвечал устно.


Я решил без ошибок в тетради задачу.


Я решил без ошибок примеры.


Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение.


В тетради я работал аккуратно


Отметка за урок




Лист самооценки Ф.И._______________________________________


Дата

д/з

Работа в группе

Устные ответы

Работа в тетради

Сумма

баллов

Оценка


1-2 балла

1-3 балла

По 1 баллу

1-5 баллов






































Норма оценки:

6-7 баллов – оценка «3»

8-9 баллов – оценка «4»

Более 10 баллов – оценка «5»

Оценочный лист «Чтение по ролям»

Своевременно начинал(а) читать свои слова

Читал(а) без ошибок

Работал(а) голосом, подбирал(а) правильную интонацию

Соблюдал(а) знаки препинания.

Читал(а) выразительно


Оценочный лист «Пересказ»

Назвал(а) автора и произведение

Пересказывал(а) самостоятельно , без помощи учителя

Содержание излагал(а) последовательно

Искажения при пересказе

Точное употребление слов, выражений

Выразительность пересказа

Правильно ответил(а) на все вопросы

Вывод: У меня всё получилось, я могу ….

Мне нужно поработать над…

Мне требуется помощь (в чём?)….


Оценочный лист «Выразительное чтение наизусть»

Назвал(а) автора и произведение

Читал(а) наизусть без ошибок

Работал(а) голосом, выделял(а) ключевые слова

Темп чтения выбрал(а) необходимый

Передал(а) настроение стихотворения

Соблюдал(а) знаки препинания, делал(а) паузы

Читал(а) достаточно громко

Вывод: У меня всё получилось, я могу ….

Мне нужно поработать над…

Мне требуется помощь (в чём?)….


Одноклассники также оценивают чтение наизусть , ставя +/-

Лист оценивания одноклассников


Критерии









Назвал(а) автора и произведение









Читал(а) наизусть без ошибок









Работал(а) голосом, выделял(а) ключевые слова









Темп чтения выбрал(а) необходимый









Передал(а) настроения стихотворения









Соблюдал(а) знаки препинания, делал(а) паузы









Читал(а) достаточно громко









Слушал(а) с интересом















ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Ф.И.____________________________________

Число ________________



Вид деятельности

Деятельность ученика

Самооценка



1


Устный счет




2


Групповая работа




3

Парная работа




4

Тест


Итоговая оценка:






































Лист самооценки работы в паре_____________

Оцени свою работу в паре. Отметь значком + , в какой мере ты согласен (а) со следующими утверждениями.

Утверждение

Полностью согласен(а)

Частично согласен(а)  

Не согласен (а)  

Затрудняюсь ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

 

 

 

 

Мы всегда приходим к общему мнению

 

 

 

 

Мы много спорим

 

 

 

 

Я всегда отвечаю так, как предлагает сосед (соседка)

 

 

 

 

Работать в паре легче, чем одному (одной)

 

 

 

 

Наша работа в паре интересна и полезна

 

 

 

 

Мы быстрее и успешнее выполняем задания в паре

 

 

 

 







Лист самооценки. Ф.И.__________________________________________


Самооценка

Критерии:

Самооценка


На уроке я отвечал устно.



Устный счёт



Решение задач


Решение уравнений



Решение выражений



В тетради я работал аккуратно.



Отметка за урок





ЛИСТ САМООЦЕНКИ_________________________
______________________________________



Лист самооценки работы группы
Оцени работу своей группы:
Все ли члены группы принимали участие в работе?
А) Да, все работали одинаково;
Б) Нет, работал только один;
В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.
Дружно ли вы работали? Были ссоры?
А) Работали дружно, ссор не было;
Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;
В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
А) Да, всё получилось хорошо;
Б) Нравится, но можно сделать лучше;
В) Нет, не нравится.
4. Оцени свой вклад в работу группы.
А) Почти всё сделали без меня;
Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;
В) Я принимал участие в обсуждении.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к высвтуплению Контрольно-оценочные действия на уроках,в рамках ФГОС НОО»

Тема: «Контрольно-оценочные действия на уроках , в рамках реализации ФГОС НОО» Составила :учитель начальных классов Денисова Мария Николаевна

Тема: «Контрольно-оценочные действия на уроках , в рамках реализации ФГОС НОО»

Составила :учитель начальных классов Денисова Мария Николаевна

Цель: ознакомиться с теоретическими основами и практическим применением условий контрольно-оценочной деятельности педагога в рамках реализации ФГОС.

Цель: ознакомиться с теоретическими основами и практическим применением условий контрольно-оценочной деятельности педагога в рамках реализации ФГОС.

Самооценка - оценка своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.

Самооценка - оценка своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.

Устная самооценка Фронтальная самооценка Индивидуальная   самооценка

Устная самооценка

  • Фронтальная самооценка
  • Индивидуальная

самооценка

  • Какую работу мы сейчас выполняли?
  • Чему научились?
  • Кто с ней справлялся легко?
  • Кому ПОКА было трудновато?
  • Кто или что вам помогало справиться?
  • Кто доволен сегодня своей работой?
  • Что тебе нужно было сделать?
  • Ты сделал всё правильно или были недочёты?
  • Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?
  • Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу
Алгоритм формирования самооценки на уроке: 1.  В начале урока необходимо ознакомить учащихся с эталонами, критериями, способами деятельности. 2. В процессе урока учащиеся оценивают свою работу в соответствии с критериями, которые озвучиваются учителем в начале урока. 3. Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя. Тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота. 4. В конце урока учитель дает позитивный прогноз перспектив развития учебных навыков и нравственных качеств учащегося.

Алгоритм формирования самооценки на уроке:

1.  В начале урока необходимо ознакомить учащихся с эталонами, критериями, способами деятельности.

2. В процессе урока учащиеся оценивают свою работу в соответствии с критериями, которые озвучиваются учителем в начале урока.

3. Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя. Тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота.

4. В конце урока учитель дает позитивный прогноз перспектив развития учебных навыков и нравственных качеств учащегося.

Ученику оценочный лист дает возможность :  - научиться самому оценивать свой результат, условия и процесс его достижения;  - фиксировать свое индивидуальное продвижение в предмете и достижении метапредметных результатов;  - планировать собственные действия по коррекции работы.  Использование оценочных листов позволяет учителю :  - получить информацию о достижениях и проблемах учащихся  - делать акцент на достижениях ученика, а не на проблемах, тем самым мотивируя его на учебную деятельность;  - получить информацию о развитии способности ребенка к адекватной самооценке;  - проверить не только результат, но также проанализировать процесс деятельности ученика;  - договариваться с учащимися и родителями о сроках, формах, критериях оценивания, чтобы ребенок научился распределять и планировать свое время;  - выделить информацию, позволяющую скорректировать собственную педагогическую деятельность (календарно-тематическое планирование, рабочую программу);  - заменять уроки работы над ошибками уроками самоанализа своих действий.   

Ученику оценочный лист дает возможность : - научиться самому оценивать свой результат, условия и процесс его достижения; - фиксировать свое индивидуальное продвижение в предмете и достижении метапредметных результатов; - планировать собственные действия по коррекции работы. Использование оценочных листов позволяет учителю : - получить информацию о достижениях и проблемах учащихся - делать акцент на достижениях ученика, а не на проблемах, тем самым мотивируя его на учебную деятельность; - получить информацию о развитии способности ребенка к адекватной самооценке; - проверить не только результат, но также проанализировать процесс деятельности ученика; - договариваться с учащимися и родителями о сроках, формах, критериях оценивания, чтобы ребенок научился распределять и планировать свое время; - выделить информацию, позволяющую скорректировать собственную педагогическую деятельность (календарно-тематическое планирование, рабочую программу); - заменять уроки работы над ошибками уроками самоанализа своих действий.  

Приемы формирования самооценки Листы самооценки «Сегодня я справился с этим заданием на …»

Приемы формирования самооценки

Листы самооценки «Сегодня я справился с этим заданием на …»

Приемы формирования самооценки «Линеечка». Способ оценивания, направленный на оценку формирования определенного навыка

Приемы формирования самооценки

«Линеечка». Способ оценивания, направленный на оценку формирования определенного навыка

Приемы формирования самооценки  «Лесенка достижений» - указываются достижения учащегося

Приемы формирования самооценки

«Лесенка достижений» - указываются достижения учащегося

«Лесенка успеха»

«Лесенка успеха»

  • 1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
  • 2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
  • 4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
«Дерево успехов» ЯБЛОКО – все удалось.Я-молодец! ЦВЕТОК – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось. ЛИСТОК – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

«Дерево успехов»

ЯБЛОКО – все удалось.Я-молодец!

ЦВЕТОК – неплохо

поработал, но что-то не совсем получилось.

ЛИСТОК – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

Лист самооценки  Ф.И. ученика _____________________________________ Незаконченное предложение СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: я научился ... было интересно… было трудно ... могу похвалить одноклассников за то, что ... больше всего мне понравилось ... особенно хорошо мне удалось... свой результат могу оценить как...

Лист самооценки

Ф.И. ученика _____________________________________

Незаконченное предложение

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

я научился ...

было интересно…

было трудно ...

могу похвалить одноклассников за то, что ...

больше всего мне понравилось ...

особенно хорошо мне удалось...

свой результат могу оценить как...

Лист самооценки работы группы  Оцени работу своей группы:  Все ли члены группы принимали участие в работе?  А) Да, все работали одинаково;  Б) Нет, работал только один;  В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.  Дружно ли вы работали? Были ссоры?  А) Работали дружно, ссор не было;  Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились ;  В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.  Тебе нравится результат работы группы?  А) Да, всё получилось хорошо;  Б) Нравится, но можно сделать лучше;  В) Нет, не нравится.  4. Оцени свой вклад в работу группы.  А) Почти всё сделали без меня;  Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;  В) Я принимал участие в обсуждении.

Лист самооценки работы группы Оцени работу своей группы: Все ли члены группы принимали участие в работе? А) Да, все работали одинаково; Б) Нет, работал только один; В) кто- то работал больше, кто- то меньше других. Дружно ли вы работали? Были ссоры? А) Работали дружно, ссор не было; Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились ; В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось. Тебе нравится результат работы группы? А) Да, всё получилось хорошо; Б) Нравится, но можно сделать лучше; В) Нет, не нравится. 4. Оцени свой вклад в работу группы. А) Почти всё сделали без меня; Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась; В) Я принимал участие в обсуждении.

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом Критерий  (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов) Я внес (-ла) большой вклад в работу группы Моя  оценка Оценка группы   Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения Комментарий учителя Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать         Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения              

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Критерий (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

Моя оценка

Оценка группы

 

Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

Комментарий учителя

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

 

 

 

 

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

 

 

 

 

 

 

 

Правила формирования самооценки учащихся: 1. Применять при оценки различные дополнительные материалы (лесенки, линеечки, личики). При этом на них не должно быть цифр. 2. Оценочные шкалы должны быть все время разные. 3. Оценка действий ребенка должна быть дробной, дифференцированной. За каждое отдельно выполненное учебное действие (правильность вычислений, умение решать задачи такого типа, грамотность записи, внешний вид работы) ребенок должен получать отдельную самостоятельную оценку. 4. Для учащихся с заниженной самооценкой учебных действий при достижении даже малейших успехов, не забыть похвалить. 5. Для учащихся с завышенной самооценкой учебных действий необходимо регулярно проводить разъяснительную работу по критериям оценок письменных работ и устных ответов.

Правила формирования самооценки учащихся:

1. Применять при оценки различные дополнительные материалы (лесенки, линеечки, личики). При этом на них не должно быть цифр.

2. Оценочные шкалы должны быть все время разные.

3. Оценка действий ребенка должна быть дробной, дифференцированной. За каждое отдельно выполненное учебное действие (правильность вычислений, умение решать задачи такого типа, грамотность записи, внешний вид работы) ребенок должен получать отдельную самостоятельную оценку.

4. Для учащихся с заниженной самооценкой учебных действий при достижении даже малейших успехов, не забыть похвалить.

5. Для учащихся с завышенной самооценкой учебных действий необходимо регулярно проводить разъяснительную работу по критериям оценок письменных работ и устных ответов.

Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.

Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.

Важно помнить, что хвалить надо исполнителя (ребенка),  критиковать — исполнение.

Важно помнить, что хвалить надо исполнителя (ребенка), критиковать — исполнение.

Использованная литература: Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001 Рытченко Т.А. Психология и педагогика: Учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ. 2000. - 85с. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. — Л., 1935. с. 146 Липкина А. И. Самооценка школьника.— М., 1976. с.68. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. М.: Рассказовъ, 2002 Интернет источники. Спасибо за внимание!

Использованная литература:

  • Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001
  • Рытченко Т.А. Психология и педагогика: Учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ. 2000. - 85с.
  • Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. — Л., 1935. с. 146
  • Липкина А. И. Самооценка школьника.— М., 1976. с.68.
  • Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности.
  • Образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. М.: Рассказовъ, 2002
  • Интернет источники.

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!